Проектирование курса "Экология" для общеобразовательной школы

3838

М.В. Аргунова, д-р. пед. наук, канд. биол. наук, проф., зав. каф. и директор центра экологического образования и устойчивого развития ГАОУ ВПО "Московский институт открытого образования"

Программа базового курса "Экология" для 10–11 классов разработана на основе фундаментального ядра общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее – ФГОС) к структуре и результатам освоения основных образовательных программ (далее – ООП) и ориентирована на реализацию требований ФГОС к экологической подготовке учащихся.

Учебное содержание программы направлено на овладение знаниями и умениями в рамках предмета по выбору учащихся "Экология", входящего в  обязательную предметную область "Физкультура, экология и ОБЖ".

Программа ориентирована на:

  • удовлетворение индивидуальных запросов учащихся в области экологического образования,
  • создание условий для раскрытия личности обучающихся,
  • развитие умений самостоятельной образовательной  деятельности в сотрудничестве с педагогами и сверстниками,
  • формирование установок на здоровый, безопасный, экологически целесообразный образ жизни с учетом значимости экологической подготовки для дальнейшей профессиональной деятельности и социализации.

Методической основой для разработки программы является системно-деятельностный подход, предполагающий использование современных педагогических и информационно-коммуникативных технологий, направленных на реализацию учебного содержания предмета "Экология", формирование универсальных учебных действий (далее – УУД), адекватную само- и взаимную оценку результатов образовательной  и социально значимой деятельности в области  содействия улучшению состояния окружающей  среды. Цель курса – создание условий для формирования экологического мышления и культуры на основе представлений о взаимосвязи элементов в системе "человек – общество – природа"), для осознания обучающимися необходимости здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.

Справка

Методологические принципы курса "Экология":

  • аксиологическая направленность, формирующая  нравственное и этическое отношение к окружающей среде;
  • научность, предполагающая рассмотрение естественно-научных, социологических, технологических концепций, коэволюционной теории для формирования "ноосферного мышления" при  поиске решений экологических проблем;
  • системно-деятельностный подход, направленный  на развитие познавательного интереса и практических умений экологического характера, рефлексию результатов и стратегическое планирование своей деятельности.

Основные задачи курса:

1. Обучающие:

  • сформировать у обучающихся знания об устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии и о биосферосовместимых принципах деятельности человечества;
  • способствовать овладению знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований окружающей среды.

2. Воспитательные:

  • сформировать гражданскую позицию, связанную с ответственностью за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей, активную общественную позицию как в деле отстаивания своих законных прав на благоприятную окружающую среду, так и в практическом участии в мероприятиях по формированию благоприятной среды, предотвращению и недопущению экологических правонарушений (организация экологического школьного мониторинга);
  • помочь в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой и обществом;
  • создать условия для принятия ценностно-смысловых ориентиров (познание как ценность, "я" как ценность, другие люди как ценность, социально значимая деятельность как ценность, ответственность как  ценность); формирования УУД и ключевых образовательных компетентностей.

3. Развивающие:

  • развить умение самостоятельно приобретать необходимые знания,  грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их  основе выявлять и решать проблемы;
  • стимулировать аналитическое, творческое и критическое мышление;
  • развить способности принимать и осуществлять перемены, делать  выбор, быть ответственным за результат собственных действий;
  • сформировать умение выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений как глобального, так и регионального характера;
  • развить мотивационную сферу личности как фактор повышения  интереса к изучению поставленных проблем, активному поиску решений;
  • усовершенствовать коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, навыки предотвращения конфликтных ситуаций, умелого выхода из них.

Результатом освоения программы является формирование метапредметных результатов обучения, а также личностных и предметных.

В соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования предметные результаты освоения курса "Экология" предполагают:

  • сформированность представлений об экологической культуре как  условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития  общества и природы, об экологических связях в системе "человек – общество – природа";
  • сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
  • владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
  • владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
  • сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
  • сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Личностные результаты предполагают:

  • бережное и ответственное отношение к объектам окружающей среды;
  • восприятие природы как объекта охраны и защиты;
  • ответственное отношение к коллективному результату деятельности;
  • выработку гражданской позиции, связанной с ответственностью за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
  • развитие умения самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике, работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;
  • развитие способности принимать и осуществлять перемены, делать  выбор, быть ответственным за результат собственных действий,  уметь предотвращать конфликтные ситуации;
  • приобретение коммуникативных умений и опыта сотрудничества для выявления социально-экологических проблем и путей их решения;
  • достижение взаимопонимания, успешное взаимодействие с педагогами и сверстниками в учебных и жизненных ситуациях;
  • способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • адекватную самооценку учебной и социально значимой деятельности, уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей.

Метапредметные результаты подразумевают:

  • овладение различными видами деятельности по получению нового  знания (умение добывать информацию из различных источников,  обобщать, систематизировать и анализировать, критически оценивать и интерпретировать, умело применять на практике);
  • четкое определение проблем и причин их возникновения, способность  формировать и отстаивать собственное мнение, выявлять причинноследственные связи различных процессов, в т. ч. экологических,  принимать решения по их устранению;
  • использование коммуникативных навыков при разработке стратегии  решения экологических проблем, умение работать в команде, аргументировать и представлять свою позицию в форме проектов, презентаций и т. д.

Важно! Освоение содержания курса "Экология" предполагает обязательную опору на ранее полученные знания на уроках биологии, экологии, географии, химии, физики, истории, литературы, а также возможность умело применять их на практике в различных ситуациях.

В программе представлены:

  • ключевые экологические понятия и законы,
  • фундаментальные научные труды и международные документы, посвященные проблематике устойчивого развития;
  • подробно рассматриваются экологические, социальные и экономические особенности России.

Для овладения учебным содержанием школьникам предлагается освоить различные виды учебной деятельности:

  • по получению,
  • критическому оцениванию
  • интерпретации информации экологического характера (приемы вдумчивого чтения и обработки массивов информации, дискуссии на тему образования в школе, дебаты, практический инструментарий по осмыслению и содействию решению экологических проблем),
  • а также графические организаторы учебного материала (концептуальные таблицы, схемы, карты познания, кластер, "рыбья кость", понятийное колесо, пирамида и лестница определений), которые помогут творчески переработать учебный материал, представить в упрощенном виде.

Упражнения и задания, выполняемые коллективно, в группе или в паре, помогут учащимся овладеть навыками эффективного общения при организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способностью ставить цели и строить жизненные планы, адаптироваться в реальных условиях, выявлять возникающие проблемы, находить альтернативные варианты их решения, нести ответственность за результат собственных действий.

Программа включает доступные методики по исследованию экологического состояния окружающей среды, позволяющие учащимся получить:

  • информацию об экологическом состоянии своего места проживания,
  • приобрести навыки исследовательской деятельности,
  • научиться выявлять причины экологических нарушений,
  • принимать решения по их устранению,
  • содействовать улучшению местной экологической обстановки.

Содержание курса тесно связано с научно-практической деятельностью в  рамках школьного экологического мониторинга, что способствует усилению  мировоззренческого компонента образования, развитию системности, комплексности учебно-исследовательской деятельности школьников, формированию  социального партнерства (семья, школа, местные муниципалитеты) при содействии решению экологических проблем.

В процессе работы учащиеся:

  • учатся  планировать свою деятельность,
  • прогнозировать возможные результаты,
  • анализировать отобранный материал,
  • сопоставлять факты,
  • овладевают умениями  и навыками оценки экологической ситуации,
  • учавствовать в реализации плана Года экологии 2017 в школе

Анализируя результаты исследований, школьники приобретают навыки работы с литературными  источниками, современными информационно-техническими средствами, овладевают методами научного познания, учатся применять экологические умения на практике, представлять результаты исследования перед аудиторией,  защищать свою позицию, оценивать себя и  других, пропагандировать экологические знания. 

Активная деятельность в социуме по выявлению и содействию решению экологических проблем не только позволяет учащимся достичь конкретного положительного изменения в состоянии окружающей среды, но и способствует их личностному росту и самосовершенствованию.

Cправка

Особое внимание при овладении учебным содержанием курса "Экология" уделяется ролевым играм:

Игровые методы обучения создают образовательную среду, в которой учащиеся активно взаимодействуют друг с другом. Эти методы обеспечивают обучение в процессе общения участников образовательного процесса и тем самым способствуют развитию личной заинтересованности учащихся, изменению установок, стимулируют интерес в обучении.

Среди мероприятий по содействию решению местных экологических проблем, доступных для школьников, можно выделить следующие:

  • проведение экологического мониторинга;
  • сбор и распространение информации об экологических проблемах особо охраняемых природных территорий;
  • выступление в средствах массовой информации;
  • написание реферата, статьи, доклада по результатам исследований;
  • привлечение внимание населения, местной администрации к экологическим проблемам территории;
  • участие в природоохранных акциях по очистке и благоустройству территорий;
  • реализация школьных и семейных проектов по энерго- и водосбережению;
  • изменение своего образа жизни в аспекте отношения к окружающей  среде.

Для реализации содержания курса была разработана технология экологического образования устойчивого развития* (далее – ЭОУР)* [Подробнее  - Справочник заместителя директора школы, 2012 г., №1, с.75], являющаяся  действенным педагогическим инструментарием, выполняющим три функции:

  • технология направлена на освоение учебного содержания и выработку индивидуального стиля познания;
  • является средством поэтапного формирования ключевых образовательных компетентностей учащихся;
  • используется при контроле и измерении результатов обучения.

На основе технологии ЭОУР можно обучить школьников находить информацию в различных источниках, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации.

Формы, методы и приемы, используемые для реализации курса, были адаптированы под учебное содержание и включены в структуру трехстадийной технологии (таблица).

Скачайте полную версию сруктуры трехстадийной технологии
Скачать в .docx

Стадии

Приемы

Первая

Карта познания, кластер, краткое эссе, мозговой штурм, составление списка известной информации, перепутанные логические цепочки, комментарии цитат, игра "верю - не верю", определение терминов, заполнение первой колонки таблиц ("знаю, дополняю, исполняю", "знаю, узнал, хочу узнать больше")

Вторая

Чтение с остановками и пометками, "Зигзаги I и II", чтение и суммирование в парах, интерактивная лекция, просмотр фильма, прослушивание аудиозаписи, лекция - конспект - лекция, вопрос-лекция, заполнение второй колонки таблицы "знаю, узнал, хочу узнать больше" и второй и третьей колонок таблицы "знаю, исправляю, дополняю", опорный конспект (в виде схемы, тезисов, рисунка), карта познания, кластер, поиск ответов на вопросы, поставленные на стадии вызова, уточнение списка известной информации, исправление перепутанных логических цепочек, определение терминов, проверка утверждений, приемы "Уголки" и "Идеал", читательские конференции

Третья

Синквейн, кластер, карта познания, эссе, заполнение третьей колонки таблиц ("знаю, узнал, хочу узнать больше" и "знаю, исправляю, дополняю"), поиск дискуссионного вопроса, проведение дискуссии, приемы "Уголки" и "Идеал", читательские конференции; взаимоопрос и взаимопроверка, разработка мини-проекта, групповое и коллективное обсуждение, оценка работы на уроке

Используемый педагогический инструментарий направлен:

  • на развитие умений работы с текстами различного жанра (анализировать, выделять главное, делать выводы, аргументировать собственную позицию, применять полученные знания на практике);
  • графическую организацию учебного материала и представление его в индивидуальном переработанном виде (таблицы, кластеры, карты познания, бортовой журнал, понятийное колесо, лестница ключевых понятий, "рыбья кость" и др., а также рефлексию для осмысления результатов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности (синк-вейн, краткое эссе, рефлексивные страницы).

Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса в соответствии с ФГОС должна обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; обеспечивать измерение динамики индивидуальных достижений обучающихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга.

Для оценки образовательных достижений учащихся при освоении курса "Экология" на базовом уровне нами предлагаются стандартизированные письменные и устные работы, проекты, конкурсы, практические и творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения. Оценочные показатели могут быть представлены в форме традиционной (балльной), рейтинговой и ранговой оценки.

Кроме этого, были выделены диагностируемые виды деятельности в рамках трехстадийной технологии ЭОУР, а также разработана диагностика и оценка результатов учебной и социально значимой деятельности (уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей и ценностно-смысловых ориентиров, само- и взаимооценки образовательных результатов), т. е. способов фиксации индивидуальных и коллективных достижений.

Для этого нами были определены диагностируемые виды деятельности, разработаны критерии оценки уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей, созданы условия для оценочной деятельности как учителем, так и самими учащимися.

В рамках технологии ЭОУР были выделены следующие стадии диагностики и оценки результатов.

  1. Первая стадия предполагает оценку умения учащихся систематизировать имеющиеся знания по теме обсуждения, применить их в новой ситуации.
  2. На второй стадии дается оценка навыкам вдумчивого, осмысленного чтения текстов различных жанров; умения работать в сотрудничестве при обработке массивов информации; способности выполнять практические работы по инструкции в рамках школьного экологического мониторинга.
  3. На третьей стадии происходит оценка способности отвечать на вопросы; интерпретировать полученные данные, анализировать результаты работы в рамках экологического мониторинга, работать в команде, находить альтернативные пути решения экологических проблем, формулировать аргументы и контраргументы при дискуссионных формах работы, отвечать за результат обучения; адекватно оценивать себя и других.

В рамках технологии ЭОУР рассмотрена оценка уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей учащихся (учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной,
социально-гражданской, личностного роста и развития, экологической). Школьники не только выступают в качестве субъекта познавательной деятельности, но и участвуют в само- и взаимооценке результатов образования.

Нами были выделены три стадии в оценке образовательных результатов учащихся.

  1. При этом первая стадия предполагает как традиционную (балльную, рейтинговую, ранговую), так и разработанную нами оценку сформированности ключевых образовательных компетентностей, оценочные листы и шкалы. На данной стадии оценка производится учителем. Он оценивает уровень сформированности учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетентностей.
  2. На второй стадии наряду с оценкой учителя происходит само- и взаимооценка результатов образования (общекультурной и социально-гражданской компетентностей) самими учащимися. Этому будут способствовать портфель достижений и портфель-отчет, а также анкеты и опросники, листы и шкалы для само- и взаимооценки.
  3. На третьей стадии осуществляется осмысление учащимися результатов не только образования, но и личностного роста, намечаются пути дальнейшего развития, определяется развитие компетентности личностного роста, а также экологической компетентности.

Этому способствуют наряду с анкетами и опросниками психологические тесты и портфель самооценки учащегося. При этом ответственность за результат обучения берут на себя сами учащиеся. Учитель выступает как координатор и консультант оценочной деятельности учащихся.

Рефлексивное обучение играет важную роль в повышении качества обучения учащихся, овладении умениями адекватной самооценки образовательной деятельности на уроке. Оно основано на диалоге учащегося со своим внутренним "я". Рефлексия и осмысление результатов может происходить вслух, публично (при желании учащихся), а также в виде письменного выражения своих мыслей и чувств без последующего обсуждения.

Такой вид оценки строится на вопросах:

  • "Чем для меня полезен изученный материал?",
  • "Где я могу его применить?",
  • "Чему я научился на уроке?",
  • "Что дала мне работа в малых группах сотрудничества?",
  • "Какие ощущения я испытывал во время урока?",
  • "Ощущаю ли я усталость в конце урока или испытываю эмоциональный подъем?",
  • "Какие трудности возникли у меня при выполнении задания?".

Такого рода вопросы и составляют содержание анкеты или опросника (приложение), позволяющих нам оценить деятельность учащихся на уроке.

Приложение - опросник 

Проведение рефлексии по итогам урока

1. Оценки урока:

  • урок полезный (узнал много нового);
  • интересный (много думал, обсуждал, слушал);
  • живой (все участвовали в обсуждении);
  • скучный (почему?);
  • трудный (что вызвало наибольшие трудности?).

2. Оценка работы группы:

  • наша группа справилась с работой отлично;
  • хорошо;
  • посредственно.

3. Для того чтобы работать лучше, нам необходимо:

  • улучшить (что?);
  • продолжить работу вместе (как и почему?);
  • прекратить работу вместе (почему?).

4. Оценка своей работы в группе:

  • я принимал участие в обсуждении, задавал вопросы и отвечал на них;
  • я просто слушал обсуждение;
  • мне кажется, что к моему мнению прислушивались;
  • мою работу я оцениваю как...

5. В следующий раз:

  • выберу другую роль;
  • повторю эту же роль;
  • буду работать лучше;
  • другое.

6. Работая в группе, я научился:

  • отстаивать собственное мнение;
  • учитывать мнение других;
  • работать сообща для достижения общего результата;
  • отвечать за результат собственных действий.

7. Оценка собственной работы на уроке:

  • во время работы инициатива была в моих руках;
  • я поддерживал инициативу других, создавал благоприятную атмосферу для дискуссии;
  • я был пассивен в работе, просто слушая обсуждение;
  • я отказывался от работы, противопоставлял свое мнение мнению других.

8. Оценка дискуссии:

  • полезная. Узнал много нового, постараюсь узнать еще больше (обращусь к другим источникам информации);
  • интересная, много думал, говорил, слушал;
  • живая;
  • веселая;
  • скучная (почему);
  • трудная (что вызвало наибольшие трудности).



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль