Конспект урока "Атлантический океан"

4596
Конспект урока


Автор:  Блинова Ирина Леонидовна,
учитель географии МОУ "МПЛ №8" (Псковская область)

Тип урока – урок формирования новых знаний

Цель урока – создать условия и организовать работу учащихся по усвоению ими новых знаний

Задачи урока

  • образовательные - дать представление об Атлантическом океане, как географическом объекте, активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • воспитательные – формирование экологической культуры, развитие коммуникативных навыков;
  • развивающие - продолжить развитие умения анализировать, выделять главное, приводить примеры. Формировать умения работы с картами, схемами. Развивать мышление.

Формы работы - групповая, фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

1 часть – Организационная

Добрый день! Ребята, поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, пожмите руку своего соседа.

2 часть – подготовка к изучению нового материала

Каждый урок мы с вами приветствуем друг друга. В приветствиях людей практически всегда есть вопрос и ответ, поэтому сегодня я предлагаю наш урок провести как урок вопросов и ответов, а вот по какой теме – это уже вопрос?

Итак, внимание – что объединяет данные географические объекты?

Мексиканский залив
остров Исландия
течение Гольфстрим
Средиземное море
Франция
Южная Америка

Ответы учеников – объекты связаны с Атлантическим океаном.

Начиная изучать новый раздел "Многоликая планета", рассмотрим тему "Океаны Земли", где первым на изучении и будет Атлантический океан.

Тему урока "Атлантический океан" записываем в маршрутные листы, они помогут вам зафиксировать изучаемый материал.

Как вы думаете, каковы задачи нашего урока?

Конечно же, получить представление об Атлантическом океане, как географическом объекте нашей планеты.

3 часть – формирование новых знаний

Начинаем работать, заносим данные в маршрут изучения темы.

Какие сведения по пункту №1 вы можете предоставить?

Можно обратиться к тексту параграфа 18(стр.58) и картам атласа (стр.2-3).

Ученики знакомятся с информацией и отвечают о площади, протяженности океана.

А теперь уточним: S океана - 92 млн. кв.км. Занимает II место Имеет большую протяженность с севера на юг – 13 000 км. Максимальная ширина на севере и юге от 5000 до 6700 км, более узкий в районе экватора – до 3000 км. Пересекается линиями экватора и нулевого меридиана. Время образования около 180 млн. лет назад. Доля в мировом океане - 23%

Для того чтобы дать ответы на 2,3, 4 и 5 пункты маршрута вам необходимо поработать с картой атласа (стр.2-3). Занесите данные в маршрут о материках, странах, островах, морях и заливах (ученики работают 3-5 мин.).

А теперь узнайте объекты и определите лишнее название:

1. Северная Америка, Австралия, Евразия, Африка, Антарктида
2. Канада, Бразилия, Норвегия, Индонезия, Аргентина (всего 49 стран)
3. Исландия, Куба, Ява, Антильские, Гренландия
4. Саргассово, Карибское, Балтийское, Средиземное, Аравийское
5. Мексиканский, Бискайский, Бенгальский, Финский, Гвинейский

Ребята, дальнейшая наша работа будет касаться вопроса "Природа океана" (пункты 6-11) Для этого учащиеся 1 ряда работает над вопросами о рельефе дна и глубинах океана;

Учащиеся 2 ряда изучают климат океана. Учащиеся 3 ряда изучают материал об обитателях океана.

(На партах есть карточки с вспомогательными вопросами, помогающие выбрать самое главное);

На работу отводится 3-5 минут, и затем ученики озвучивают свои ответы, при этом все ученики заполняют пункты маршрута.

Вопросы для учащихся 1 ряда:

1) 3 основные части дна океана?
2) Каково соотношение этих частей? (в %)
3) Самая яркая особенность в строении дна?

Вопросы для учащихся 2 ряда:

1) Какая часть океана более теплая, какая - более холодная?
2) Какие явления часто возникают в умеренных и тропических широтах?

Вопросы для учащихся 3 ряда:

1) Какие районы обитания живых организмов выделяют в океане

2) Самые распространенные представители водной среды?
3) Каких обитателей мало в Атлантическом океане?

В нашем маршруте остались незаполненные пункты. Составьте предложение из предложенных понятий, и сформулируйте о чем идет речь? - промилле, выше средней, от 35,4 до 37 граммов соли

Ученики составляют предложения о солености.

А вот по пункту о течениях в Атлантическом океане задайте вы вопросы.

Ученики задают вопросы: 1 ряд - 2-му ряду, 2 ряд – 3-му ряду, 3 ряд – 1-му ряду. Например: назовите теплые течения океана;Какие холодные течения протекают в восточной и южной части океана? Влияют ли течения на климат материков?

А у меня к вам опять вопрос. Вы устали?

Давайте немного разомнемся (проведение физкультминутки)

Если называется объект суши – руки поднимаете вверх, если водный объект – руки в стороны, а если объект не связан с Атлантическим океаном - хлопаете в ладоши.

Итак, будьте внимательны:

Куба - руки вверх,
Саргассово – руки в стороны,
Исландия – руки вверх,
Мадагаскар - хлопок,
Охотское - хлопок,
Средиземное – руки в стороны,
Франция – руки вверх,
Япония – хлопок. Бразилия, Карибское море, Антарктида, Черное море, Садитесь. Закройте глаза. Расслабьтесь и послушайте звуки моря (звучит аудиозапись шума волн).

А теперь посмотрите на зеленый круг и проделайте движение глазами вверх, вниз, вправо, влево.
Мы с вами проделали большой путь по данному маршруту. Можно сделать небольшую остановку в виде игры в те же вопросы и ответы.

Игра для знатоков.

Я прошу четыре человека подойти к столу и взять данные конверты.

Конверт №1 "Океан и родной край"

Вопрос: как Атлантический океан связан с Псковской областью?

Конверт №2 "Океан и люди"

Вопрос: назвать известных мореплавателей и путешественников прошлого и настоящего, которые пересекли Атлантический океан

 Конверт №3 "Океан и его моря"

Вопрос: Вопрос: с особенностями этого моря столкнулся еще Х. Колумб во время своего первого плавания, это море называют морем без берегов, его вода прозрачна до глубины 60 метров. О каком море идет речь, в чем его особенности?

Конверт №4 "Океан и животные"

Вопрос: какая рыба, не смотря на свое местообитание, на нерест приплывает в Саргассово море, а мальки, появившиеся здесь, возвращаются в места обитания взрослых рыб? Ученики представляют свои версии ответов, после чего на слайде дается правильный ответ. Молодцы! Знатокам вручаются сертификаты (медали).

4 часть – обобщение и закрепление изученного материала

Ребята, впереди у нас изучение еще трех океанов нашей планеты. У каждого из них есть свои характерные особенности. Назовите самые яркие черты Атлантического океана.

Для вас небольшая подсказка: Форма Дно Возраст Промилле "Кухня погоды" Реки Человек

Ученики называют особенности Атлантического океана:

1) вытянут с севера на юг, не широкий
2) через весь океан протянулся Срединно-Атлантический хребет, район расхождения литосферных плит
3) относительно молодой
4) самый соленый
5) оказывает очень сильное влияние на формирование климата
6) самое большое количество впадающих рек
7) самый используемый человеком и самый загрязненный

А теперь я предлагаю отметить на интерактивной карте географические объекты, связанные с Атлантическим океаном. Ученики поочередно подходят к монитору, галочкой отмечают объект, относящийся к Атлантическому океану.

Ребята, давайте посмотрим, все ли пункты нашего маршрута озвучены? Осталось два пункта. Заполнение пункта "Использование океана" будет обязательным для всех домашним заданием, а пункт "Интересные факты" - это творческое задание по желанию.

5 часть – завершение урока

Хотелось бы подвести итоги. Итак, в конце вашего маршрута поставьте плюсы напротив тех видов работ, которые вы выполняли на уроке:

1. заполнение маршрута
2. работа с картой
3. ответы на вопросы
4. составление вопросов
5. усвоение новых знаний
6. участие в игре знатоков
7. работа на интерактивной карте

У кого с "+" оказались все 7 пунктов? , 6-5 пунктов? Замечательно! Молодцы!

Что сегодня на уроке больше всего понравилось? На каком этапе работы вам было трудно? Молодцы! Вы сегодня все хорошо работали. Как вы думаете, сколько же вопросов прозвучало на уроке? Их было около 46, а ответов прозвучало еще больше. Наш урок сегодня действительно был уроком вопросов и ответов! А про Атлантический океан можно сказать, что как часть мира, вокруг нас, он стал нам более понятен. Я желаю вам удачи!

Приложение

Дата__________ Маршрут изучения темы______________________________________ Ученика(цы)__________________________________

Вопросы Ответы Вопросы Ответы

1. Общие сведения

(S, место, форма, протяженность и др.)

7. Глубины океана

2. Границы океана – берега материков


8. Климат

3. Омываемые океаном страны

9. Течения

4. Крупные острова


10. Соленость


5. Моря, заливы

11. Живые организмы

6. Рельеф дна океана

12.Мореплаватели
Д/з Использование океана Д/з Интересные факты

Моя работа на уроке: "+" или "-"

1) Заполнение маршрута…, 2) Работа с картой…, 3) Ответы на вопросы…,

4) Составление вопросов…, 5) Усвоение новых знаний....

6) ……………………, 7) ………………………..

Литература и дидактическое обеспечение:

  1. физическая карта мира
  2. учебник географии 7 класс. А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов "Земля и люди" Москва "Просвещение" 2009.
  3. Географический атлас серии "Сферы" 7 класс. Автор А. Кузнецов.Москва "Просвещение" 2003.
  4. интерактивное наглядное пособие "Карта океанов"
  5. мультимедийная презентация учителя
  6. дидактический материал (маршрут изучения темы, карточки с вспомогательными вопросами)



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль