Конспект урока "Железы внутренней секреции"

2518
Конспект урока


Автор: Аношкина  Галина Петровна учитель химии и биологии МБОУ"СОШ№9" г. Рузаевка (Республика Мордовия)

Цель урока: познакомить учащихся со строением, функциями, нахождением в организме желёз внутренней секреции.

Задачи урока:

- образовательная: рассмотреть строение и функции желёз внутренней секреции, заболевания, которые возникают при нарушении в работе данных органов в организме человека.- воспитательная: воспитывать бережное отношение учащихся к своему организму.- развивающая: развитие логического мышления учащихся, активности, внимания, памяти, формирование и развитие коммуникативных умений и навыков, познавательных интересов.  

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, фильтровальная бумага, надписи.

Ход урока.  

I Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Начнём урок.

-Организм – это сложное, уникально-устроенное и неповторимое создание. Человек сегодняшний – это результат деятельности Матушки – природы многих миллионов лет. Наверное, много усилий нужно было применить и немало совершить ошибок, пока не был создан он – Человек разумный, таким как он есть сейчас. И организм наш – это своеобразный лабиринт. По которому нужно уметь пройтись. Сегодня участок лабиринта мы с вами попробуем пройти. И этот участок будет называться "Железы внутренней секреции". Запишем тему урока в тетрадь.

II Актуализация прежних знаний и умений.

Учитель предлагает провести эксперимент.

Учитель: "Ребята, сейчас мы волнуемся (урок открытый). Зажмите в руках фильтровальную бумагу. Что наблюдаете?" (Ответы)
Учитель: "Правильно: бумага стала немного влажной. Почему?"
Ответ учащихся: "Это работа потовых желёз. Пот".
Учитель: "Правильно. А потовые железы – это железы наружной секреции".

Эксперимент 2. Представляем вкусную пищу. Выделяется слюна.
Учитель: "Слюнные железы – это тоже железы наружной секреции"

Рассказ о рисе и суде. "В Древности не было ни прокуроров, ни адвокатов. Одни судьи. На суде обвиняемому предлагали съесть сухой рис. Если тот его съедал – не виновен, если съесть не получалось – виновен. Так как без слюны (а когда человек волнуется, если виновен, слюна не выделяется) скушать сухой рис невозможно. Но помимо желёз внешней секреции есть железы внутренней секреции, которые протоков не имеют. А вырабатывают секреты непосредственно в кровь через стенки сосудов. Которые плотно оплетают данные органыЭ.

III Объяснение нового материала.

-Создаётся презентация в виде лабиринта. Пути – это правильные ответы при выполнении различных заданий.

-Ребята. А теперь давайте пройдём по лабиринту. И самое главное - не попасть в ловушки. А пройдя по лабиринту, ответим на вопрос: что является результатом бережного отношения человека к своему организму? Отправляемся в путь!

-Сделаем первый шаг: ответим на тестовый вопрос.

У человека слюна выделяется:

  1. Во время приёма пищи
  2. Постоянно
  3. При возникновении условий, которые стимулируют деятельность слюнных желёз.

Принимаются ответы учащихся. Правильный ответ: 2.

Идём по пути, где стоит цифра 2.

Пройдя по этому пути, попадаем "В страну лилипутов и карликов".

Учитель: "Но… сначала советуют заполнить паспорт здоровья. Просто так не пройти".

Паспорт здоровья

Фамилия и имя______________________________________________________________
Возраст_____________________________________________________________________
Пол________________________________________________________________________
Вес________________________________________________________________________
Вредные привычки___________________________________________________________
Любимые лакомства_________________________________________________________
Жизненные приоритеты_______________________________________________________

Может быть в конце урока, после изучения темы вы многое измените в своём паспорте здоровья.

Отправляемся в страну лилипутов и карликов. Самый высокий человек за всё существование человечества: человек 286 см, весом 200 кг. Кровь плохо. Медленно циркулировала по его организму, прожил 30 лет. Показывает учитель и самого маленького человека в Мордовии. Проживает в интернате инвалидов войны и труда. Его рост 97 см. Он носит обувь 13 размера, а размер одежды-34. Это размер 3-х-4-х летнего ребёнка. А вы не задумывались, почему на свете есть люди большие и маленькие?
Ответ: это зависит от гормона роста.

Итак, поговорим о гормоне роста и о железе, которая его вырабатывает – гипофиз. Находится в турецком седле, в черепной коробке. Небольшого размера, массой 1 грамм, напоминает фасолину. Имеет доли: переднюю, заднюю, среднюю. Вырабатывает несколько гормонов. Один из них – гормон роста. Если гормона роста вырабатывается мало – карликовость, если много – гигантизм. Если во взрослом состоянии гормон роста начинает вырабатываться, а рост костей закончился, то разрастаются мягкие органы: уши, стопы, нос, губы и др. Они могут быть гигантского размера. Это акромегалия. Эти больные, приходя к врачу, жалуются, что им несколько раз в год приходится менять размер обуви, размер перчаток.

На доске магнитами крепим надписи - cлева "гормон роста"; cправа: "карликовость", "гигантизм", "акромегалия"

Идём дальше. На следующий этап лабиринта. Но через испытание. Перед вами тесты. Нужно выбрать то, что не относится к гипофизу. Правильный ответ: B.Например: железа имеет вид бабочки. А она не имеет вид бабочки.

Идём по пути В.
Ребята, я не зря поставила этот ответ в тест. Вид бабочки имеет железа – ЩИТОВИДНАЯ. И попадаем на этап лабиринта – щитовидная железа. Запишем в тетрадь. Картинка с железой. Это особенная железа. Сама природа "обратила на неё внимание", так как самый большой ген в организме отвечает за деятельность данной железы. Имеет вид бабочки. Расположена в передней части шеи. Можно попробовать прощупать. Если не нащупали – это хорошо. Но более подробно вам об этом скажет врач. Вырабатывает несколько гормонов, но самый распространённый – это тироксин. Прикрепляем слева на доске название этого гормона. Щитовидная железа отвечает за обмен веществ в нашем организме. Если гормона тироксина и гормонов из его группы вырабатывается избыточно, то развивается базедова болезнь. Эти люди раздражительны, много едят, но при этом худеют. Работа с учебником: открыть рисунок (учитель называет номер рисунка и страницу) где изображён человек, который болеет базедовой болезнью.
Люди, болеющие микседемой: вялые, жёлтая кожа, сухая, редкие волосы. Т.е. обмен веществ понижен, понижена температура. Если в младенчестве тироксина вырабатывается мало – развивается кретинизм, которое характеризуется умственной и физической отсталостью. Рост в высоту отсутствует, а только в ширину. Наступает диспропорция всех частей тела.

Справа на доске крепим названия заболеваний: микседема,кретинизм,базедова болезнь. Щитовидная железа – это единственная железа, которая усваивает йод, который поступает в организм с пищей. Но более подробно о профилактике и о заболеваниях щитовидной железы вам расскажет врач – эндокринолог.

Здесь уместно прослушать выступление врача – эндокринолога. Запись с выступлением можно сделать заранее, попросившись на приём .

В сутки человек, например, должен потреблять 10 миллиграмм йода. В Японии люди потребляют намного больше, 3000 мг. А почему? Ответ: они много потребляют морепродуктов, в которых содержится йод.    

На интерактивной доске: продукты. Задание: выбрать те продукты, которые содержат много йода.   

Продукты: рыба, кальмары, морская капуста, торт, конфеты, утка, перец, овощи. Количество продуктов, содержащих йод должно быть 5. Это путь, по которому нужно пойти дальше.

Но сначала релаксация. Музыка. Ребята отдыхают.
Путь ведёт на этап с названием "Надпочечники".

Записываем в тетрадь.

В название заложено расположение. Надпочечники шапкой покрывают правую и левую почки. Имеют два слоя: корковый и мозговой. Гормоны мозгового слоя регулируют обмен жиров и углеводов, а коркового слоя – натрия, калия, углеводный и белковый. Гормоны надпочечников: адреналин и норадреналин. Нужно идти дальше.

Но сначала выполним задание. Соберите пазлы и определите, что собрали. А ещё один человек будет работать на доске, чтобы все видели, что у нас получается.

Собрав пазл, получается картинка той или иной железы с названием этого органа на латинском языке. Латынь – язык медицины. Разобрать латинские названия ЖВС. И в том числе и поджелудочная железа pancreas. На доске именно эта железа и это название. Это название поможет нам пройти дальше по лабиринту. Идём на этап с латинским названием поджелудочная железа. Запишем в тетрадях. Эта железа находится в изгибе двенадцатиперстной кишки. Имеет строение: головку, хвост и тело. Вырабатывает гормон – инсулин, который регулирует количество глюкозы в крови. Гормон расщепляет глюкозу до гликогена. Но глюкозы может быть много, инсулина недостаточно и глюкоза выводится с мочой через почки наружу. Заболевание при нехватке инсулина – сахарный диабет. При нехватке инсулин вводят в организм искусственно.

На доске прикрепили: справа – сахарный диабет, слева – инсулин.     

IV Закрепление нового материала.

Учитель: "Я надеюсь, что мы успешно прошли по лабиринту".

Выводы.Вопрос: 1) Какие органы относятся к ЖВС? Задание: На доске линиями соедините гормоны и заболевания, к которым приводят избыток или недостаток того или иного гормона (надписи мы крепили на доске в течение урока). И посмотрим, попали ли мы в лабиринте на ловушки. И в презентации появляется слово ЗДОРОВЬЕ. То есть вначале урока мы решили в течение урока определить: что является результатом бережного отношения человека к своему организму. И получили ответ. Но по жизни есть ловушки: вредные привычки, неправильный образ жизни. Неправильное питание. И пожелаю, чтобы этих ловушек в вашей жизни не было.

V Домашнее задание.

 Домашнее задание: параграф, соотношение всех своих параметров можно найти на сайте, а дополнительная информация на сайте – ЦОР.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль