Конспект логопедического занятия "Звук ш"

2830
Конспект логопедического занятия

Автор: Ефремова Марина Леонидовна учитель-логопед МБОУ "Зырянская средняя общеобразовательная школа" (дошкольное образование)  (Томская область)  

Цель: Развивать артикуляционную моторику, активизировать кончик языка, подготовить к произношению звука "Ш". Развивать фонематический слух. Воспитывать звуковую культуру речи. Активизировать словарный запас.

Оборудование: профиль артикуляционного звука, зеркало, вата, сюжетные картинки, предметные картинки, схемы. 

1. Оргмомент.


Создание положительного эмоционального настроения, желания активно общаться в процессе занятия.

2. Объявление темы:

Проблемная ситуация по выделению звука из речевого материала, способность к разви-тию внимания, фонематическо-го слуха.

3. Сопоставлениепра-вильного и дефектного произношения звука.

4.Артикуляционная гимнастика.

5. Постановка звука. Используется комплекс упражнений для шипящих звуков.

6. Анализ артикуляции звука.
Вызвать сознательное отношение к артикуляционному укладу. Используем профиль артикуляции, различные схемы, условные обозначения, артикуляционных укладов. Анализируем важные моменты в арти-куляции, разбираем положение губ, зубов, положение языка, анализируем воздушную струю, обращаем внимание на состояние голосовых связок.

7.Характеристика звука.

8. Закрепление звука в чистом виде.

9. Развитие фонемати-ческого слуха на заданный звук.

10.Автоматизация звука в слогах.

11. Автоматизация звука в словах.

12. Автоматизация звука в предложении и связной речи. Беседа по вопросам.

13. Итог занятия.

Краткая беседа о том, над каким звуком работали.
Выяснение основных моментов артикуляции.
Оценка.
Положительная, поощрение активности, старательностиУпражнения и игры к занятию

Игра "Слова перепутались"
 Логопед: - Я прочитаю тебе стихи, а если что-то перепутано, ты меня исправь, пожалуйста! С другом мы играли в ЧАШКИ, Пили чай из белой ШАШКИ! Вылезла из норки ШИШКА, На неё упала МЫШКА! Мы с сестрой посуду ШИЛИ, И наряды куклам МЫЛИ!
- Как ты думаешь в словах, которые перепутались, чаще встречается какой звук (ЧАШКИ, ШАШКИ, ШИШКА, МЫШКА, ШИЛИ, МЫЛИ)?
- Звук "Ш".
- Сегодня мы с тобой будем работать над этим звуком.
- Посмотри, как произношу этот звук я, а как ты. Видишь, где твоя ошибка?

Игра "Фокус".
 - Я хочу научить тебя показывать фокус. Нужно улыбнуться, приоткрыть рот, приблизить широкий кончик языка к верхней губе и сдуть ватку с кончика носа. Воздух должен идти посредине языка, а вата лететь прямо вверх. Нижней челюстью не помогать. (сначала показывает логопед, затем упр-е делают одновременно, после чего ребёнок пытается сделать упр-е самостоятельно). 

Игра "Забей мяч в ворота". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и задуть ватку в "ворота". Очень сложная задача- Загонять в ворота мячик.

Игровые упражнения на имитацию звуков. "Шумит ветер", "Шипит гусь", "Выходит воздух из воздушного шарика". 

Игровые упражнения "Праздник для языка". 

"Чашечка". 
Язык широкий положи, 
А края приподними. 
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
Чашку в рот мы занесём,
 Её бока к зубам прижмём. 

"Вкусное варенье".
Варенье в чашку положи,
Варенье с губ своих слижи.

- Произнеси звук "Ш". (Перед зеркалом).
 - В каком положении находятся губы? (губы округлены и слегка выдвинуты вперёд).
 - Зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм, верхние и нижние резцы видны).
- Язык? (кончик языка широкий, поднят к альвеолам, передняя часть широкая, поднята к нёбу, средняя опущена, прогибается книзу, задняя приподнята и оттянута назад).
 - Голос не образуется? (голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется)
- Произнеси звук "Ш" (воздушная струя сильная, широкая, тёплая, ощущается тыльной стороной руки; образуется шум, похожий на шипение);
- Когда ты его произносишь, есть ли преграда, что-нибудь мешает? (звук – согласный, не поётся, есть преграда);
- Звук глухой или звонкий? (глухой).

Игра "Поймай слово" - Хлопни в ладоши, если слово начинается на звук "Ш" Топот, шёпот, дар, шар, губы, шубы, шило, мыло.

 - Договори слово. Малы…ш, шала…ш, ланды…ш, каранда…ш, голы…ш - Найди картинки, в названиях которых есть звук «Ш» (воздушный шарик, кошка, мышка, чашка, пушка, лягушка, собака). - Что лишнее и почему? (мышка, кошка, лягушка, пушка). - Узнай слово по гласным звукам (…ы…..а, …о….а, …я…у…..а). - Ша-ша-ша, ша-ша-ша, Аш-аш-аш, аш-аш-аш, Шапка, шайба, шар, лапша. Укусила мышь беляш. Шу-шу-шу, шу-шу-шу, Уш-уш-уш, уш-уш-уш, Шубы, шум, мишутка, шут. Принимает Петя душ. Шо-шо-шо, шо-шо-шо, Ош-ош-ош, ош-ош-ош, Шорох, шёпот, шёлк, мешок. Пирожочек так хорош. Ши-ши-ши, ши-ши-ши, Ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш, Миша, шина, малыши. На реке шумит камыш. Шо-шо-шо, шо-шо-шо, Говорим мы хорошо. аша-аша-аша, ыши-ыши-ыши, в уголке сидели мыши. Шпо, шла, шпа, шка, шта, шлю, шле, шпу, шли, шку,. Шпоры, шланг, шпала, штраф, шлюз, шлем, шпага, шляпа, шкура.

 - Я назову слово, а ты замени в нём первый звук на звук "Ш". Тапка – шапка, чашка – шашка, споры – шпоры, губы – шубы, маг – шаг, бык – шик.

 - Составь рассказ по картинке (сюжетная картинка: "День рождения у Маши".
 - У Маши День рождения. К ней пришли Паша, Шура, Наташа, Миша. Миша подарил Маше воздушные шары. Паша и Шура – большую коробку карандашей, а Наташа – мягкую игрушку. Маша и Наташа ставят чашки на стол, Паша и Шура играют в шашки, Миша надувает воздушные шары. - Кто пришёл к Маше? Чьё имя начинается на звук "Ш"?
Назови предметы в названии которых звук "Ш"

Где звук "ш" стоит вначале, в середине, в конце?
- Над каким звуком мы сегодня работали?
 - Над звуком "Ш".
- Где был наш язычок?
- Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд; зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм, верхние и нижние резцы видны; кончик языка широкий, поднят к альвеолам, передняя часть широкая, поднята к нёбу, средняя опущена, прогибается книзу, задняя приподнята и оттянута назад; голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль