Конспект логопедического занятия "Звук ш"

2845
Конспект логопедического занятия

Автор: Ефремова Марина Леонидовна учитель-логопед МБОУ "Зырянская средняя общеобразовательная школа" (дошкольное образование)  (Томская область)  

Цель: Развивать артикуляционную моторику, активизировать кончик языка, подготовить к произношению звука "Ш". Развивать фонематический слух. Воспитывать звуковую культуру речи. Активизировать словарный запас.

Оборудование: профиль артикуляционного звука, зеркало, вата, сюжетные картинки, предметные картинки, схемы. 

1. Оргмомент.


Создание положительного эмоционального настроения, желания активно общаться в процессе занятия.

2. Объявление темы:

Проблемная ситуация по выделению звука из речевого материала, способность к разви-тию внимания, фонематическо-го слуха.

3. Сопоставлениепра-вильного и дефектного произношения звука.

4.Артикуляционная гимнастика.

5. Постановка звука. Используется комплекс упражнений для шипящих звуков.

6. Анализ артикуляции звука.
Вызвать сознательное отношение к артикуляционному укладу. Используем профиль артикуляции, различные схемы, условные обозначения, артикуляционных укладов. Анализируем важные моменты в арти-куляции, разбираем положение губ, зубов, положение языка, анализируем воздушную струю, обращаем внимание на состояние голосовых связок.

7.Характеристика звука.

8. Закрепление звука в чистом виде.

9. Развитие фонемати-ческого слуха на заданный звук.

10.Автоматизация звука в слогах.

11. Автоматизация звука в словах.

12. Автоматизация звука в предложении и связной речи. Беседа по вопросам.

13. Итог занятия.

Краткая беседа о том, над каким звуком работали.
Выяснение основных моментов артикуляции.
Оценка.
Положительная, поощрение активности, старательностиУпражнения и игры к занятию

Игра "Слова перепутались"
 Логопед: - Я прочитаю тебе стихи, а если что-то перепутано, ты меня исправь, пожалуйста! С другом мы играли в ЧАШКИ, Пили чай из белой ШАШКИ! Вылезла из норки ШИШКА, На неё упала МЫШКА! Мы с сестрой посуду ШИЛИ, И наряды куклам МЫЛИ!
- Как ты думаешь в словах, которые перепутались, чаще встречается какой звук (ЧАШКИ, ШАШКИ, ШИШКА, МЫШКА, ШИЛИ, МЫЛИ)?
- Звук "Ш".
- Сегодня мы с тобой будем работать над этим звуком.
- Посмотри, как произношу этот звук я, а как ты. Видишь, где твоя ошибка?

Игра "Фокус".
 - Я хочу научить тебя показывать фокус. Нужно улыбнуться, приоткрыть рот, приблизить широкий кончик языка к верхней губе и сдуть ватку с кончика носа. Воздух должен идти посредине языка, а вата лететь прямо вверх. Нижней челюстью не помогать. (сначала показывает логопед, затем упр-е делают одновременно, после чего ребёнок пытается сделать упр-е самостоятельно). 

Игра "Забей мяч в ворота". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и задуть ватку в "ворота". Очень сложная задача- Загонять в ворота мячик.

Игровые упражнения на имитацию звуков. "Шумит ветер", "Шипит гусь", "Выходит воздух из воздушного шарика". 

Игровые упражнения "Праздник для языка". 

"Чашечка". 
Язык широкий положи, 
А края приподними. 
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
Чашку в рот мы занесём,
 Её бока к зубам прижмём. 

"Вкусное варенье".
Варенье в чашку положи,
Варенье с губ своих слижи.

- Произнеси звук "Ш". (Перед зеркалом).
 - В каком положении находятся губы? (губы округлены и слегка выдвинуты вперёд).
 - Зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм, верхние и нижние резцы видны).
- Язык? (кончик языка широкий, поднят к альвеолам, передняя часть широкая, поднята к нёбу, средняя опущена, прогибается книзу, задняя приподнята и оттянута назад).
 - Голос не образуется? (голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется)
- Произнеси звук "Ш" (воздушная струя сильная, широкая, тёплая, ощущается тыльной стороной руки; образуется шум, похожий на шипение);
- Когда ты его произносишь, есть ли преграда, что-нибудь мешает? (звук – согласный, не поётся, есть преграда);
- Звук глухой или звонкий? (глухой).

Игра "Поймай слово" - Хлопни в ладоши, если слово начинается на звук "Ш" Топот, шёпот, дар, шар, губы, шубы, шило, мыло.

 - Договори слово. Малы…ш, шала…ш, ланды…ш, каранда…ш, голы…ш - Найди картинки, в названиях которых есть звук «Ш» (воздушный шарик, кошка, мышка, чашка, пушка, лягушка, собака). - Что лишнее и почему? (мышка, кошка, лягушка, пушка). - Узнай слово по гласным звукам (…ы…..а, …о….а, …я…у…..а). - Ша-ша-ша, ша-ша-ша, Аш-аш-аш, аш-аш-аш, Шапка, шайба, шар, лапша. Укусила мышь беляш. Шу-шу-шу, шу-шу-шу, Уш-уш-уш, уш-уш-уш, Шубы, шум, мишутка, шут. Принимает Петя душ. Шо-шо-шо, шо-шо-шо, Ош-ош-ош, ош-ош-ош, Шорох, шёпот, шёлк, мешок. Пирожочек так хорош. Ши-ши-ши, ши-ши-ши, Ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш, Миша, шина, малыши. На реке шумит камыш. Шо-шо-шо, шо-шо-шо, Говорим мы хорошо. аша-аша-аша, ыши-ыши-ыши, в уголке сидели мыши. Шпо, шла, шпа, шка, шта, шлю, шле, шпу, шли, шку,. Шпоры, шланг, шпала, штраф, шлюз, шлем, шпага, шляпа, шкура.

 - Я назову слово, а ты замени в нём первый звук на звук "Ш". Тапка – шапка, чашка – шашка, споры – шпоры, губы – шубы, маг – шаг, бык – шик.

 - Составь рассказ по картинке (сюжетная картинка: "День рождения у Маши".
 - У Маши День рождения. К ней пришли Паша, Шура, Наташа, Миша. Миша подарил Маше воздушные шары. Паша и Шура – большую коробку карандашей, а Наташа – мягкую игрушку. Маша и Наташа ставят чашки на стол, Паша и Шура играют в шашки, Миша надувает воздушные шары. - Кто пришёл к Маше? Чьё имя начинается на звук "Ш"?
Назови предметы в названии которых звук "Ш"

Где звук "ш" стоит вначале, в середине, в конце?
- Над каким звуком мы сегодня работали?
 - Над звуком "Ш".
- Где был наш язычок?
- Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд; зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм, верхние и нижние резцы видны; кончик языка широкий, поднят к альвеолам, передняя часть широкая, поднята к нёбу, средняя опущена, прогибается книзу, задняя приподнята и оттянута назад; голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Источник: www.resobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль