Конспект урока "Публичное выступление-призыв"

9237

Урок развития речи в шестом  классе.

Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. "Для интеллигентного человека, - отмечал А.П.Чехов,- дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать". У многих людей сложилось убеждение, что искусство говорить публично – дар свыше, талант, которым обладают избранные. Но риторика – учебная дисциплина. Сегодня возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, умеющих излагать свои мысли самостоятельно, воздействуя на окружающих не только языковой правильностью, но и логико-композиционной содержательностью. Изменения в обществе предъявляют высокие требования к устной речи специалиста. А готовить к публичным выступлениям будущих профессионалов в той или иной области деятельности необходимо со школьной скамьи.

 Данную проблему призван решать не только учитель русского языка и литературы. Обучение выступлению ученика перед аудиторией как развитие общеучебного умения – задача всего учительского сообщества. Практически нет ни одного учебного предмета, на котором ученикам не приходится выступать публично. И любой учитель скажет, что большинство школьников испытывает трудности, когда необходимо в официальной обстановке построить высказывание и произнести его перед классом. Редкий ученик может осознанно, эмоционально представить сообщение, доклад, реферат. В лучшем случае это будет вызубренное, лишенное эмоциональности выступление, в худшем – прочитанная с бумажки речь. Поэтому одной из задач учителя является формирование у обучающегося умения подготовить выступление, произнести его так, чтобы убедить, заинтересовать аудиторию. 

В программе Т.А.Ладыженской по русскому языку в разделе "Развитие речи" представлена система уроков, посвященных разным аспектам ораторского искусства. Несомненно, двух-трех часов в год не хватит, чтобы превратить школьников в ораторов, но этого достаточно, чтобы сформировать у них начальное понятие риторики, требований к публичному выступлению, умение определять цель, подбирать материал, доказательства, работать над языком, отвечать на вопросы, спорить, анализировать выступления товарищей. На данных уроках учитель русского языка играет роль направляющую. В дальнейшем ученик развивает начальные умения красноречия на других уроках (литературе, биологии и др.) Конечно, не все выйдут из школы Цицеронами, так как основным на пути к освоению ораторского искусства является самообразование, неустанная работа оратора над собой, развитие природных данных, постоянные упражнения и практика. В этом аспекте задача учителя на данных уроках соотносима с задачей риторики, которую один из теоретиков красноречия, русский государственный деятель и ученый, М.М.Сперанский определял так: "…обучать красноречию неможно, ибо неможно обучать иметь блистательное воображение и ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром: можно обучать, каким образом сии драгоценные камни очищать от их коры, умножать их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск. И вот то, что, собственно, называется риторикой".

Обратимся к конкретным урокам, посвященным данной теме. Необходимо отметить, что элементы риторики в программу по русскому языку введены не так давно, поэтому учителю нужно самому определять цели, задачи открытых занятий в школе, подбирать практический материал, темы выступлений, сообразуя их с содержанием, отраженным в программе, и опираясь на классическую методику обучения риторике, которая включает в себя · усвоение правил (теория); · анализ образцов; · упражнения с разбором и критикой выступлений; · речевая практика и упражнения по технике речи. В 6 классе программой отводится 3 часа по теме "Публичное выступление-призыв. Его структура, языковые особенности". Естественно, прежде чем самому создавать выступление, ученик должен познакомиться с некоторыми теоретическими вопросами риторики (чему и посвящен первый урок). Шестиклассники в ходе беседы устанавливают, что, для того чтобы речь состоялась, необходима цепочка: оратор – речь – аудитория.

Они также выясняют, какие виды выступлений бывают и три вопроса, которые призван решать для себя любой оратор: 

  1. зачем говорю? (цель) 
  2. для кого говорю? (особенности аудитории) 
  3. что говорю? (содержание). 

  Учитель сообщает, что существует система классической риторики, состоящая из пяти компонентов:

  1. изобретение речи; 
  2. ориентировка; 
  3. расположение; 
  4. запоминание; 
  5. произнесение. 

Детей также нужно убедить, что очень важно не только содержание речи, но и то, как она произносится. И в этом плане очень важны следующие компоненты: интонация, дикция, жесты, дыхание. Упражнения на дыхание выполнялись на уроках русского языка в течение двух предыдущих недель (см. приложение 1), результаты фиксировались учениками в тетради. Следующая часть урока посвящена обсуждению "Памятки оратора" (см.приложение 2). Второй урок посвящен непосредственно выступлению-призыву, а именно:

  • цели такого выступления (убедить аудиторию, призвать к действию); 
  • особенности композиции (вступление, в котором задается тема; основная часть, призванная убедить слушателя; вывод, призывающий к действию); 
  • языковым особенностям (побудительные предложения, риторические вопросы, обращения к конкретному и отвлеченному собеседнику, оценочная лексика, повторы слов и т.д.). 

На уроке в качестве примера анализируется текст-призыв, перед этим детям дается схема-алгоритм анализа (см. приложение 3). В качестве домашнего задания учащимся предлагается подготовить небольшое выступление на одну из тем: "Берегите хлеб", "Старость надо уважать", "Наркомания – проблема современности".

Проверка рассредоточена на последующих уроках русского языка. В результате отобрано несколько выступлений для урока-конкурса "Лучший оратор". На этом уроке остановимся подробнее, так как он призван обобщить изученное на предыдущих уроках развития речи.Цели данного урока: 

  1. углубление знаний о структуре, языковых особенностях призыва; 
  2. развитие умения находить особенности публичного выступления-призыва в подготовленной речи; 
  3. развитие умения произносить речь побуждающего характера. 

Оформление доски:

1. Эпиграфы:

  • "Поэтами рождаются, ораторами становятся." Цицерон.
  • "Умение просто и красиво говорить – целая наука". К.С.Станиславский.
  • "Все, что намерен ты сказать, рассмотри прежде в уме твоем". Исократ. 

2. "Памятка оратора" (см. приложение 2).

3. Подготовленная детьми информация об ораторах (см. приложение 4). Подготовительная работа.

Ученики разбиты на четыре группы. Каждая группа подготовила информацию о следующих ораторах: Цицероне, Демосфене, Сократе, Цезаре. Один человек от группы получил готовую речь, которую необходимо представить аудитории (на уроке выступал лучший). Остальные ребята получили задание подготовить небольшую речь-призыв на одну из предложенных тем (см. предыдущий урок). К уроку развития речи были отобраны лучшие ораторы от каждой группы.

Ход урока.

I. Организационный момент. Учитель сообщает детям тему урока, цель. Учащиеся записывают дату, тему урока, эпиграфы.  Упражнение на дыхание "33 Егорки".

II. Представление групп, носящих имя определенного известного оратора.

III. Актуализация полученных ранее знаний. Беседа по вопросам:

  • Что необходимо для того, чтобы речь состоялась? 
  • Расскажите, как вы понимаете слова Цицерона и К.С.Станиславского, взятые в качестве эпиграфа к уроку? 
  • Какому пункту «Памятки оратора» соответствуют слова Исократа? 
  • Каковы особенности речи-призыва? 

IV. Выступления учащихся.

Сначала выступает оратор с готовой речью "О бабушках" (см. приложение 5). После обсуждения выступления две группы должны доказать, пользуясь алгоритмом, что прозвучавшая речь является призывом, остальные группы определяют, соблюдал ли оратор требования "Памятки". Затем звучат оригинальные выступления, написанные и подготовленные самими учащимися (по одному представителю от группы). Группы комментируют выступления, делают замечания.

  V. Подведение итогов урока. Класс выбирает лучшего оратора, который награждается грамотой.

VI. Домашнее задание. Написать небольшое высказывание на тему «Нужны ли в наши дни ораторы?» Приложение 1

Упражнение 1.

Читать текст, стараясь экономно распределять выдох. Дыхание добирать только в конце строчки.

Правила чтения
Твердо запомни, что прежде чем слово начать в упражненьи,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыхания и звуку.
Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.
И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уж чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком –
Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность.
Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.
Выдох веди экономно – с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность –
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи. [1]

Упражнение 2.

"33 Егорки". Хором произнести фразу : "Как на горке, на пригорке стояли тридцать три Егорки, набрать в грудь воздух и считать: "Раз Егорка, два Егорка, три Егорка" и т.д.» Приложение 2

Памятка оратора

  1. Тщательно подготовься: продумай содержание (о чем говорить, какие примеры использовать, продумать выводы). 
  2. Определи цель выступления. 
  3. Не говори ничего мудреного. Мысли должны быть просты, ясны. 
  4. Не говори быстро, не бойся пауз. 
  5. Не маши без надобности руками. 
  6. Помни, что главное для оратора – внимание слушателей. Речь должна быть интересной. 
  7. Чтобы быть интересным оратором, надо быть интересным человеком. Нужно быть всесторонне развитым. [2] 

Приложение 3

Схема-алгоритм для анализа выступления.
Я считаю, что данная речь является призывом. Об этом свидетельствуют следующие факторы.
Задача оратора – воздействовать на наше сознание, убедить в …, призвать аудиторию к …
Тема этого выступления современна, так как …
Речь построена в соответствии с требованиями. Она представляет собой рассуждение.
Выступающий обозначил проблему (выдвинул тезис) …
Привел доказательства …
В конце выступления призвал аудиторию к …
4. Оратор использовал типичные для выступления-призыва языковые средства…, которые помогают создать атмосферу доверительного разговора и таким образом влиять на аудиторию. Приложение 4

Демосфен

Демосфен – афинский государственный деятель и великий оратор. Он родился в 384 году до н.э., умер в 322 году до н.э. Демосфен стал оратором из-за того, что опекуны в день его совершеннолетия отдали ему только дом и рабов, а деньги забрали себе. Чтобы добиться успеха в суде, нужно было знать законы и быть хорошим оратором. Четыре года Демосфен учился ораторскому искусству, после чего начал судиться с опекунами. Когда Демосфен начал обучаться красноречию, у него были проблемы с дикцией. Чтобы исправить это, он набирал в рот камешки и старался громко и ясно говорить. Также Демосфен произносил стихи, когда гулял по берегу моря, стараясь заглушить шум ветра и волн. Он достиг своей цели и стал прекрасным оратором, однако никогда не говорил без подготовки.
Гай Юлий Цезарь
Цезарь родился в 100 году до н.э., умер в 44 году до н.э. Это великий римский диктатор, полководец. Этим он прославился в истории. Но в Древнем Риме добиться успеха в политике мог лишь тот, кто умел выступать в суде и народном собрании. Поэтому, мечтая о политической карьере, Цезарь отправился на остров Родос, чтобы изучить там искусство красноречия. Упорный труд дал хорошие результаты: современники восхищались ораторскими способностями Цезаря, и даже Цицерон признавал его речь остроумной, краткой и выразительной. Успеху Цезаря способствовали также звонкий голос и выразительная артикуляция.Приложение 5

Поговорим о бабушках

Давайте поговорим о стариках – о собственных, родных бабушках. Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения. Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильней ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она «тебе жизнь отдает». Просто потому, что бабушке твоей жить осталось меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Все свое, личное, у нее позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты – ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда. А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать. Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся. [3]

Автор: Адяева-Никитина А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ № 12", г.Череповец Вологодской области

Литература

  1. С.Никольская. Техника речи. – М., 1978. 
  2.  Ч. Далецкий. Практикум по риторике. – М., 1995 
  3. В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5 - 9 классы. – М., 1994



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль