Тренинговое занятие "Психологическое здоровье педагогов"

2921
Тренинговое занятие

Каташова Елена Дмитриевна, воспитатель МДОУ д/с “Яблонька”, р.п.Мулловка, Ульяновская область

План занятия
1. Введение
1.1 Мысли и чувства
1.2 Работа с таблицей эмоций
2. Практическая часть
2.1 Работа с эмоциями
2.2 Управление эмоциями
2.3 Формирование позитивного самовосприятия
3. Критерии психологического здоровья

1. Введение
Педагог оказывает на своих воспитанников не только обучающее влияние, он воздействует на них своей личностью, эмоциональностью, получая от них соответствующий отклик, связанный с их индивидуально - личностными особенностями и эмоциональным состоянием в каждый конкретный момент времени.Эмоции,- считает Э. Шостром,- это средства, с помощью которых мы осуществляем контакт друг с другом. Человек никогда не сможет иметь истинных и длительных отношений с другими людьми и никогда не сможет полюбить, если он не способен распознавать и выражать свои чувства. Только тогда, когда мы способны показать, что мы гневаемся или боимся, обижаемся или доверяем друг другу, когда мы умеем, открыто говорить о них, только тогда мы сможем построить эффективное взаимодействие с другими людьми.В нашем обществе очень мало внимания уделяется эмоциональной стороне жизни, особенно способам конструктивного выражения негативных чувств. Часто, когда спрашивают человека о том, что он чувствует, он начинает говорить о том, что думает. Разделение мыслей и чувств, умение правильно оценивать характер и степень выраженности чувств очень важно для педагога в процессе взаимодействия, как с воспитанниками, так и с коллегами.

1.1 Мысли и чувства

Мысли - это явления, которые относятся к сфере мышления, к ним относят память (воспоминания, представления о ком-то или о чём-то); оценивание, которое означает выбор отношения к тому или иному предмету или действию, которое мы делаем в уме; рассуждение - связано с решением проблемы, задачи, с изучением новых явлений.

Примеры мыслей:

-Подготовлен ли я к занятию?

- Хорошо ли я поступил?

- Стоит ли мне пойти на курсы?

- Я понял, какая методика мне подходит более всего... и т.д.Чувства (эмоции)- это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей. По словам известного психолога А.Н.Леонтьева, “эмоции играют роль внутренних сигналов”, несут информацию о событиях нашей жизни. Эмоции есть производное от характера (степени, глубины, модальности) взаимодействия (контакта) человека с другими людьми в процессе общения.

1.2 Работа с таблицей эмоцией

Эмоции могут быть слабыми, средними и сильными по степени их проявления. Одна и та же ситуация может вызвать и слабые, и сильные чувства.
Иногда, когда мы испытываем очень сильные эмоции, мы не в состоянии их контролировать, и совершаем поступки, о которых впоследствии сожалеем. Например, ваш знакомый взял взаймы у вас ценную вещь и сломал её. Вы можете огорчиться (слабое чувство), рассердиться (среднее чувство) или прийти в ярость (сильное чувство).Вместо того чтобы в ярости кричать на вашего знакомого, что в данной ситуации бесполезно и лишь испортит ваши отношения, вы можете выбрать более спокойный тон и сказать ему, что вы огорчены, и что он должен починить вашу вещь.

2. Практическая часть

2.1 Работа с эмоциями

а) Упражнение “Угадай эмоцию”

Цель:

- Развитие умения распознавать эмоции окружающих.

Участники тренинга разбиваются на 5 групп.

Каждая группа получает карточку с изображением одной из эмоций:

• Удивление,

• Гнев,

• Радость,

• Страх,

• Печаль

Участники группы договариваются о том, какие степени выраженности эмоций будет изображать каждый из них.

Затем группы по очереди демонстрируют свои эмоции, а остальные угадывают их.

б) Упражнение: “Тренируем эмоции”

Цель:

- развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Ведущий предлагает:

1. Нахмуриться как:

- осенняя туча

- рассерженный человек

2. Позлиться как:

- голодный волк

- ребенок, у которого отняли мяч

- два барана на мосту

- злая волшебница

3. Испугаться как:

- заяц, увидевший волка

- птенец, упавший из гнезда

- кот, на которого лает злая собака

4. Улыбнуться как:

- кот на солнышке

- само солнце

- хитрая лиса

- будто ты увидел чудо

2.2 Управление эмоциями

Прием “Зато я ...”

Цель:

- Сохранение эмоционального равновесия

- упражнение на релаксацию, нейтрализация негативных эмоций
Вспомните, какие отрицательные эмоции вы испытали недавно, в какие неприятные ситуации попадали. Мысленно проговорите свои переживания, добавляя “зато я ...” (хороший человек, любящая мать, умею хорошо готовить, справляюсь со многими делами и т.п.)2.3 Формирование позитивного самовоспитания

Упражнение “Дерево талантов”

Цель:

- формирование позитивного восприятия собственной личности.
Участникам тренинга раздаются листочки цветной бумаги, на которых они пишут свои таланты,

- это могут быть хорошие качества, умение что-то делать, хорошие поступки и т.д.)

Листочки с “талантами” прикрепляются к “дереву талантов”, нарисованному на листе ватмана.

Критерии психологического здоровья

1. Интерес к самому себе

На чужом несчастье своего счастья не построить.

Осчастливив другого человека, можно и для себя счастье построить.

2. Общественный интерес

Как ты относишься к окружающим, так и окружающие относятся к тебе.

Уютные отношения - счастливая жизнь

3. Самоуправление (самоконтроль)

Управляй своими желаниями, иначе придется способствовать процессам пищеварения твоих недругов.

4. Высокая фрустрационная устойчивость

Правом на ошибку обладает каждый пингвин.

Смотри без осуждения на дела свои.

Критика должна быть конструктивна и давать повод для улучшения твоих достижений.

5. Гибкость

Гибкий позвоночник гарантирует долгие годы спокойной жизни.

6. Принятие неопределенности

Никогда не знаешь, кто тебя раздавит, или что случится с тем местом, куда ты ползешь.

7. Ориентация на творческие планы

Творчество - это не только гарантия психического здоровья, но и смысл человеческой жизни.

8. Научное мышление

Чтобы меньше работать руками, нужно больше думать головой.

9. Принятие самого себя

Люби себя таким, какой ты есть.

Ищи радости в жизни, познавай любовь и будешь счастливым человеком.

10. Риск

Кто не рискует, тот дружит с неудачей

11. Длительный гедонизм

Хочешь завтра хорошо жить, работай сегодня, но не забывай себя хорошо кормить.

12. Нон – утопизм

Жизнь не может быть только белой или черной. Она серая, так как сочетает в себе и то и другое.

13. Ответственность за свои эмоциональные нарушения

Гусь много думал, а попал на стол с яблоками. Сделал плохо, так будь хотя бы вкусным, когда тебя едят. Всё равно же подавятся!

Источник: www.resobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль