Конспект занятия "Весеннее пробуждение природы"

3553
Конспект занятия

Автор:  Айсылу Фановна Никонова воспитатель МБДОУ детский сад "Теремок" (ХМАО-Югра)
Программное содержание. Закрепить представления детей об основных временах года. Расширить представления детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки; закреплять с детьми знания о деревьях, травах. Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать любознательность, бережное, заботливое отношение к природе; внимание и заботливое отношение мальчиков к девочкам, умение взаимодействовать в игре, общении. 

Ход занятия.

1.Сказка. Ребята, мы много раз ходили в гости к старичку-лесовичку. А сегодня он к нам пришёл. Хочет лесовичок сказку вам рассказать и заодно проверить, внимательны ли вы. Слушайте.  Жил-был царь. Проснулся он как-то утром, посмотрел в окно – ничего не видно. Всё окно узором затянуто. Позвал он слугу и велел ему в саду малины нарвать. Пошёл слуга, но вернулся ни с чем.
- Почему? (Зимой ягоды не растут).
- А как вы догадались о том, что зима на дворе?
Решил тогда царь поохотиться на медведя.
- Как вы думаете, удачной ли была царская охота?
- Почему?
Захотелось царю свою царицу порадовать, подснежников ей подарить, да яблочком с ветки угостить. Приказал слугам в лес, в сад идти.
- Удалось ли царю порадовать царицу?
- Почему?
Видно царь, хоть и взрослый был, да не знал, что бывает в каждое время года и какое время года за каким следом идёт.

2. Дидактическая игра. Помогите царю. Вы видите планшет с изображением лета, осени, зимы, весны. Выберите любую картинку и положите на соответствующее изображение времени года. (Все работы проверяются коллективно вместе с лесовичком).
3. Игра.Лесовичок хочет с вами поиграть в "Живые времена года".

- Назовите все времена года. Сколько их?
Выбираются времена года из детей. Дети становятся в определённой последовательности друг за другом.
- Что идёт после осени (лета, зимы)?
- Что было до весны (осени, лета)? 4.Отгадайте загадки.
Я соткано из зноя, несу тепло с собою, я реки согреваю. "Купайтесь!" – приглашаю. И любите за это вы все меня. Я…(лето).
Объясните, по каким признакам вы догадались, о чём идёт речь.

  Несу я урожаи, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю. Но не касаюсь сосен и ёлочек. Я…(осень).

  Наступили холода, обернулась в лёд вода. Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (зимой).

  Зазвенели ручьи, прилетели грачи. В дом свой улей – пчела первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (весной).

5. Жизнь растений.Как изменилась жизнь растений с приходом весны?
Они проснулись. На деревьях и кустах почки раскрываются ярко-зелёными молодыми листочками. Зазеленеет трава.
- Кто же разбудил их?
Тёплое солнце растопило снег и лёд.
Вышло солнце из-за тучи
И нагрело снег скрипучий.
Снег задумался чуть-чуть,
И ручьи пустились в путь.
- Во что превратились снег и лёд?
Весенние талые воды напоили деревья, кусты, травы, и они начнут зеленеть.
- Почему воду назвали талой, как вы думаете? 
 
6. Интересно, сможем ли мы узнать наших старых знакомых? Попробуем отыскать берёзу, рябину, ель, сосну.
Посмотрите внимательно на берёзу.
- Что вы видите на её ветвях, среди листьев? (Серёжки). Так берёза цветёт. Если удастся, то можно увидеть, как плачет берёза. Стекают по белым стволам прозрачные сладкие слёзы.
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы.
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй. (Р. Сологуб).
Берёзовый сок вкусный и полезный напиток. Но брать его у берёзы надо осторожно и понемногу. Если отверстие сделать большим, то, потеряв много сока, дерево погибнет. Сделанное отверстие надо обязательно замазать землёй, глиной или пластилином. 
 
7.Обитатели леса.
- Кого мы можем увидеть над цветками деревьев?
Пчёлы, шмели, бабочки проснулись от долгого сна. Привлекают их цветы сладкими запахами. Летят они лакомиться сладким соком. Проснулись и муравьи, и жуки.
Физминутка. Девочки – цветы, мальчики – мотыльки. Садовник – мальчик поливает, цветы вырастают. Мотыльки летают вокруг цветов, нюхают, бережно обнимают.
Многие птицы вернулись из жарких стран.
- Как вы думаете почему?
- Какие птицы вернулись? (Скворцы, утки, журавли).
- Чем сейчас заняты птицы? (Строительством гнёзд. Скоро отложат птицы яйца и начнут высиживать птенцов. 
 
8. Природа пробудилась от зимнего сна. Что делаете вы, когда просыпаетесь? Умываетесь. Земля, растения тоже хотят умыться. Но как? Они ждут тёплого весеннего дождя. Он всё вымоет и напоит всех! И от этого лес станет ещё прекрасней.
До свидания, лес!
Вспомните,чем нам дорог лес?
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес! 
 Рисование  
Предложить детям нарисовать лес и подарить лесовичку. Самоанализ
1. Занятие проведено согласно годовой задачи.
2. Занятие относится к разделу формирование целостной картины мира. Образовательное направление – познавательное.
3. Занятие связано с предыдущими.
4. Формирует представления детей об основных признаках времён года.
5. При проведении занятия были учтены индивидуальные особенности детей.
6. Главная цель занятия : формирование целостной картины мира. Программные задачи: образовательная – закрепить умение самостоятельно находить основные признаки всех времён года и выражать их в речи. Закреплять знания о деревьях, насекомых, перелётных птицах; развивающая – развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; воспитательная – воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе; внимание и уважение мальчиков к девочкам, умение взаимодействовать в игре.
7. Словарная работа: талые воды.
8. Структура занятия состоит из 8 этапов.
9. Игровая ситуация – помочь царю.
10. Игровое упражнение – "Живые времена года" 
11. Физминутка – "Цветы-мотыльки" 
12. Этапы занятия выбраны из цели и задач. Данная структура занятия применялась, учитывая возрастные и психологические особенности детей средней группы.
13. Игровая ситуация позволила заинтересовать детей. Во второй, третьей, четвёртой части упражнялись в закреплении основных признаков времён года, их последовательность. В пятой и шестой закрепили знания деревьев. В седьмой – насекомых, птиц. В восьмой – подвели итог.
14. Тема занятия целесообразна, т.к. она в игровой форме позволяет формировать целостную картину мира: времена года, представление о весне, лесе: деревьях, птицах, насекомых. Учитывает коммуникацию(поощрение речевой активности детей в процессе беседы); трудовую деятельность (работа детей с карточками); социализация(побуждение детей к оценке действий людей к природной среде, развитие нравственных качеств); познание ( активизация мышления детей); чтение художественной литературы ( использование стихотворений, загадок); художественное творчество (рисунки детей); музыка(использование музыкального сопровождения, развитие эмоционального восприятия).
15. Использовались методы: наглядный, словесный, практический. Игровые приёмы: использование сказки, появление персонажа – лесовичка.
16. На занятии были соблюдены все требования: гигиенические – соблюдение санитарных норм; эстетические – рациональное использование материала; морально-психологические – эмоциональная стабильность в коллективе. Время занятия использовано рационально и продуктивно. Дети получили моральное удовлетворение. Отклонение от плана занятия не было.

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль