Конспект урока "Знакомство с русским национальным костюмом"

9261
Конспект урока

Автор: Петряева Лариса Анатольевнаучитель технологии  МБОУ СОШ № 7, г. Сургут

Цель: Приобщать школьников к истории русской национальной культуры посредством творческой, поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:
  • Познакомить с особенностями внешнего вида русского национального костюма, расширить представление детей о народной одежде (детали русского костюма, материалы, способы украшения);
  • Обучить технологии изготовления элементов костюма;
  • Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
  • Способствовать развитию речи;
  • Развивать художественный вкус, творческие способности детей;
  • Формировать навыки совместной и самостоятельной работы;
  • Воспитывать интерес и уважение к русской культуре,изучению истории Отечества.

Материалы к занятию

  • Презентация фотографий и иллюстрации с изображением русских национальных костюмов. 
  • Куклы в русских национальных костюмах. 
  • Аудиозаписи русских народных песен. 
  • Трафареты орнамента национального русского костюма. 
  • Шаблонные модели кукол, силуэты одежды. 
  • Подборка составляющих деталей женского и мужского костюма.
  •  Шкатулка с украшающими элементами. 
  • Наглядный материал с фото головных уборов, повседневных и праздничных нарядов. 
  • Швейные принадлежности. 
  • Клей, двусторонний скотч, ножницы. 
  • Набор цветного картона, фломастеры.

Предварительная работа: 

  • Рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами, чтение русских народных сказок. 
  • Выбор тем сообщений, распределение изучаемых направлений.
  • Поиск фотоматериалов. 
  • Оформление уголка русской культуры.

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал), практический метод (изготовление элементов русского народного костюма).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Мы с вами продолжаем знакомство с русским народным костюмом. Много интересного узнали мы на предыдущих занятиях, а сегодня нашей целью будет объединить все полученные знания о девичьем, женском и мужском русских костюмах.

2. Повторение. "В гостях у сказки" ( фото и репродукции картин)

- Ребята, давайте рассмотрим эти фотографии. Что интересного вы можете о них рассказать? Ассоциации с героями каких сказок у вас возникли, видя эти картинки?

(дети отвечают, рассказывают, по каким признакам они определили сказочных персонажей)

Вопросы для размышления:

откуда мы еще берем информацию об истории костюма?

по каким признакам можно определить принадлежность одежды к исторической эпохе Руси?

(дети перечисляют отличительные особенности русского народного костюма, выступают учащиеся подготовившие сообщения о музеях, ремеслах, старинных игрушках, исторических фильмах и мультипликации на основе сказок и былин)

3. Историческая справка. "Разновидности русского костюма" 

(рассказ учителя об отличительных особенностях костюма в соответствии с географическим положением, статусом в обществе, событиями в жизни русского человека, использовании видов ткани для изготовления одежды в соответствии с ее назначением; видах орнамента, украшающих элементах)

На прошлом занятии мы разделились на группы, и вы получили задание подготовить сообщение о конкретном элементе костюма.

(выступления учащихся по группам про элементы русского народного костюма:

- девичий, женский и мужской головной убор;

- мужская рубаха;

- мужские брюки;

- пояс;

- женская понева;

- сарафан;

- фартук;

выступления сопровождаются демонстрацией слайдов)

Молодцы ребята! Хорошо подготовились!
4. Практическая работа.
4.1 "Разработка костюмов"
( работа с использованием наглядно-декоративного материала, шаблонов, подготовленных учащимися материалами, для изготовления выбранного элемента русского народного костюма)

Все вместе мы с вами постараемся разработать и собрать примерный образец женского и мужского костюма, таким образом, нарядим Машу и Ваню. Итак, работая в парах, каждый из вас подготовит тот или иной элемент костюма (женского или мужского). На рабочих столах есть для этого все необходимое: тесьма, ленты, бисер, кружево и др. материалы. В процессе работы используйте инструкционные карты, они вам помогут. Д ля изготовления вашей работы не бойтесь экспериментировать, ведь в ручной работе народных мастеров всегда присутствовали творчество и фантазия.

(звучат русские напевы)

4.2 Физминутка.

"Разгадывание кроссворда" на основе загадок об одежде и народных промыслах (выходя к доске, дети выбирают правильные ответы).

4.3 "Сборка костюмов"

Ребята, вижу, что у вас уже есть, чем нарядить наших Машу и Ваню. Выберите, кто из пар еще не выходил к доске. Давайте определим, в какой последовательности необходимо надевать одежду русского костюма.

(ответы учащихся)

Замечательно. Все запомнили и разобрались. Теперь прошу к нашим гостям, они заждались, хотят быстрее нарядиться.

(участники выходят к доске)

Помните, что надо не только правильно надеть одежду, но и рассказать, каким элементом гардероба является данная вещь, ее назначение, объяснить, почему именно так вы решили ее изготовить, чем украсили. 

(сборка костюмов, объяснение учащихся)

Ну, что, очень красивые у нас получились костюмы. Таня и Ваня улыбаются, благодарят вас. Давайте повторим, что нового вы узнали на уроке, ответив на вопросы.

5. Вопросы на закрепление материала.

- что являлось основной одеждой каждой женщины?

- чем отличались девичьи и женские головные уборы?

- какие вещи получали название от их прямого назначения?

- зачем на любой одежде делалась вышивка?

- как родители защищали своих детей от недоброго глаза и порчи?

6. Итог занятия. Рефлексия.

Итак, наше занятие заканчивается. Понравилось оно вам? Чему вы сегодня научились? (ответы детей). Рада, что все довольны. Все дружно работали, с заданием справились, костюмы разработали. Теперь для пошива костюмов у нас есть эскизы и наглядные материалы. Всем большое спасибо за работу.

7. Чаепитие.

(угощение детей, гостей чаем с баранками и блинами)

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль