Внутришкольная система управления проектной и исследовательской деятельностью учащихся

10336

Инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни - все эти умения формируются с детства. Школа играет чрезвычайно важную роль в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Ключевым элементом модернизации российской школы является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС). Одним из направлений современного образовательного процесса, предусмотренного ФГОС, стало обеспечение и организация проектно-исследовательской деятельности учающихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей решения проблемных задач.Учебно-методическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся является составной частью внутришкольной системы управленческо-методического сопровождения освоения метапредметного содержания образования.

Организация и осуществление проектной и исследовательской деятельности учащихся предполагает реализацию в школе трех основных векторов работы по обеспечению управленческо-методического сопровождения данного направления образовательного процесса*:

  1. Разработка и внедрение внутришкольных нормативных документов, обеспечивающих стабильную реализацию и развитие данного направления образовательного процесса.
  2. Формирование и внедрение методических рекомендаций учителям, выступающим в качестве научных руководителей и консультантов проектных и исследовательских работ учащихся.
  3. Создание и внедрение в образовательный процесс дидактических рекомендаций учащимся, осуществляющим исследовательскую деятельность, разрабатывающим учебные проекты.

Прокомментируем и проиллюстрируем данные векторы на примере ННОУ СОШ "Олимп-Плюс".Вектор первый - нормативный. В пакет внутришкольных документов, обеспечивающих управленческо-методическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся, входят: Положение о проектной и исследовательской деятельности учащихся (приложение 1), циклограмма управления проектной, исследовательской деятельностью учащихся (приложение 2), программа метапредметного курса «Интеллектуальный клуб "КИТ"», который развивает ряд гностических знаний и умений, необходимых в т. ч. и для ведения проектной и исследовательской деятельности.

Вектор второй - профессиональная компетентность педагогов. Эффективность проектной и исследовательской деятельности учащихся во многом определяется профессиональной компетентностью педагога, осуществляющего руководство этой деятельностью.

Повышение профессиональной компетентности педагогов школы в овладении проектной технологией осуществляется в различных формах:

  • вовлечение педагогов в курсовую подготовку;
  • экспериментальная работа в составе инновационной научно-образовательной площадки;
  • внутришкольная научно-методическая работа в составе методических объединений и творческих групп педагогов;
  • распространение педагогического опыта в профессиональном сообществе.

Несмотря на то, что организация проектно-исследовательской деятельности в школе осуществляется по определенному алгоритму, любое сопровождение учебного проекта превращается для педагога-консультанта в своеобразный педагогический проект в школе. Именно в процессе его реализации происходит повышение профессиональной компетентности педагогов.Циклограмма управления проектной и исследовательской деятельностью учащихся в школе регламентирует оформление заявки руководителя, программы работы над проектом (приложение 3), которые утверждаются на методическом совете школы.
К экспертизе работ учащихся (приложение 4) привлекается максимальное количество педагогов школы. Результаты защиты используются не только для поощрения учащихся, но и для материального стимулирования педагогов, руководителей и консультантов проектов и исследований.Вектор третий - учебно-познавательная компетентность учащихся. Проектная, исследовательская деятельность - одно из направлений, определяющих развитие учебно-познавательной компетентности учащихся. Данная деятельность организована в нашей школе в рамках интеграции общего и дополнительного образования. В начале учебного года определяются не только направления деятельности руководителя школы: учащиеся имеют возможность выбора направления проектной, исследовательской работы, руководителя проекта. Как правило, этот выбор совпадает с профориентационны-ми запросами учащихся в старшей школе, расширением диапазона учебно-познавательных интересов в средней школе.

Обязательным компонентом внешней оценки проектной и исследовательской деятельности учащихся школы является представление работ на итоговых общешкольных родительских собраниях и конференциях.

Представленная внутришкольная система управления проектной, исследовательской деятельностью учащихся мобильна. Ежегодно она корректируется, дополняется новым содержанием в связи с изменяющимися требованиями к учебно-познавательной компетенции учащихся.

Автор: И.И. Никулина, учитель географии ННОУ СОШ "Олимп-Плюс", г. Москва

Шаблон можно скачать из электронной системы "Образование"

Приложение 1
 
ПОЛОЖЕНИЕ о проектной, исследовательской деятельности  учащихся 6-10 классов
1. Общие положения
1.1. Организация проектной, исследовательской деятельности учащихся ННОУ СОШ " " (далее - Школа) осуществляется на основе концептуальных положений,
содержащихся в следующих стратегических документах:

  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа";
  • Программа развития Школы на период 2012-2016 гг.

1.2. Проектная деятельность обучающихся - это процесс совместной деятельности учащегося и педагога по разработке проекта, предполагающий определение представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования, реализации, оформления и публичной защиты личностно значимого и социально актуального проекта, включая рефлексию процесса и результатов деятельности.
1.3. Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся по решению личностно значимых и социально актуальных реальных познавательных проблем, осуществляемая в соответствии с принятыми в научной сфере требованиями к основным этапам исследования и сопровождающаяся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и универсальными учебными действиями по добыванию, переработке и применению информации.
1.4. Включение проектной, исследовательской деятельности в практику работы Школы может являться мощным педагогическим средством повышения эффективности овладения учащимися личностными, метапредметными и предметными образовательными результатами.

2. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся
2.1. Руководителями проектной, исследовательской деятельности учащихся являются учителя, педагоги дополнительного образования.
2.2. Направления и содержание проектной, исследовательской деятельности определяются учащимися совместно с руководителем. При выборе темы проекта, исследования целесообразно учитывать приоритетные актуальные направления развития общества, Школы, индивидуальные социокультурные интересы учащегося.
2.3. Заявка на руководство, план работы над проектом, исследованием согласуется руководителем с заместителем директора по научно-методической работе (далее -НМР) и утверждается на методическом совете Школы.
2.4. С момента утверждения заявки, плана работы над проектом, исследованием на методическом совете руководитель несет ответственность за выполнение проектной, исследовательской работы.
2.5. Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики организации и осуществления, оформления и представления процесса и результатов проекта, исследования.
2.6. Контроль за реализацией проекта, исследования осуществляет заместитель директора по НМР.
2.7. Первичная экспертиза проектов осуществляется экспертным советом посредством анализа проектной, исследовательской папки, публичной защиты перед экспертным советом.
2.8. В состав экспертного совета входят члены методического совета, педагоги Школы, руководитель экспериментальной площадки.
2.9. Лучшие работы учащихся рекомендуются экспертным советом к представлению на школьной итоговой конференции, поощряются дипломами, рекомендуются к участию во внешкольных конкурсах, дают право учащемуся на выход в финал школьного конкурса "Ученик года".

3. Оценка результатов проектной, исследовательской деятельности
3.1. При оценке результатов исследовательской деятельности, прежде всего, обращается внимание:

  • на корректное выполнение принятых в научной сфере требований к основным этапам исследования: постановка проблемы, определение объекта и предмета, формулирование цели, выдвижение гипотезы, установление задач, подбор соответствующих методик исследования и практическое овладение ими, изучение необходимой теории, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, формулирование собственных выводов по решению проблемы;
  • грамотное оформление текста учебного исследования;
  • умение полно, кратко и убедительно раскрыть в устном выступлении основное содержание исследования, ответить на вопросы, отстоять свою точку зрения в публичной дискуссии.

3.2. При оценке результатов проектной деятельности, прежде всего, обращается внимание:

  • на осмысление проблемы проекта, обоснование ее актуальности;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов;
  • самостоятельность в выполнении различных этапов работы над проектом;
  • количество и степень осмысления новой информации, использованной для выполнения проекта;
  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • владение рефлексией;
  • грамотное оформление текста проекта, мультимедийной презентации;
  • умение полно, кратко и убедительно раскрыть в устном выступлении основное содержание проекта, ответить на вопросы, отстоять свою точку зрения в публичной дискуссии.

3.3. Каждой работе по итогам публичной защиты может быть присвоена номинация: "За актуальность", "За лучшую презентацию", "За умение вести публичную дискуссию", "За наличие авторской позиции", "За оригинальность раскрытия темы", "За раскрытие межпредметных связей", "За глубину исследования", "За практическую значимость работы".

4. Требования к оформлению проектной, исследовательской работы
4.1. Проектная, исследовательская работа, выполненная одним учащимся или группой, представляется в отдельной папке в печатном виде и на электронном носителе в срок, установленный экспертным советом.
4.2. Структура проектной, исследовательской работы:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение;
  • основная часть;
  • библиографическое описание источников;
  • приложения.

4.3. Общие требования к оформлению текстов:

  • текст печатается на одной стороне страницы, размер шрифта 14, Times New Roman, обычный, интервал между строк - 1,5, размер левого поля - 30 мм, правого - 15 мм, верхнего и нижнего - 20 мм;
  • страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; титульный лист не нумеруется; каждый новый раздел начинается с новой страницы;
  • расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно двум интервалам; заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят;
  • основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы);
  • если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки, например, [6, с. 22].

4.4. К проектной, исследовательской папке прилагается рецензия на проект, исследование.

5. Материальное стимулирование руководителей проектной, исследовательской
деятельностью учащихся
5.1. Проектная деятельность в школе предусматривает оплату, которая оформляется дополнительным соглашением директора Школы с руководителем проекта по факту защиты проектной работы учащимися. Сумма оплаты определяется по критериям:

  • количество фактически реализованных проектных работ;
  • возрастная группа учащихся, определяющая сложность работы;
  • тип проекта по охвату участников (индивидуальный, групповой);
  • результаты оценки работ экспертной комиссией;
  • соответствие представленных материалов требованиям, предъявляемым к содержанию, оформлению проектных, исследовательских работ.

5.2. Финансовая единица измерения критериев устанавливается ежегодно.

Приложение 2

Сроки

Содержание

Форма

Участники

Ответственные

Август

(4 неделя)

Планирование организации руководства проектной, исследовательской деятельностью учащихся в текущем учебном году

Методический совет

Председатели методических объединений,администрация

Председатель методического совета

Сентябрь

(1, 2 неделя)

Оформление заявок на участие в проектной, исследовательской деятельности

Анкетирование

Учащиеся

Заместитель директора

Ознакомление учащихся с Положением о проектной, исследовательской деятельности учащихся 6–10 классов

Общешкольная линейка

Учащиеся

Заместитель директора

Сентябрь

(3 неделя)

Утверждение заявок, руководителей проектных, исследовательских работ учащихся

Методический совет

Председатели методических объединений, администрация, руководители проектных, исследовательских работ учащихся

Председатель методического совета

Сентябрь

(4 неделя)

Планирование проектной, исследовательской деятельности

Консультация

Учащиеся, руководители проектных, исследовательских работ

Руководители проектных, исследовательскихработ

Сентябрь–февраль

Оформление информационного стенда:

1. Положение об организации проектной, исследовательской деятельности учащихся.

2. Сводная ведомость заявленных тем проектов, исследований.

3. График защиты.

4. Результаты защиты

Заместитель директора

Октябрь–январь

Работа над проектом или исследованием

 

Учащиеся, руководители проектных, исследовательских работ

Руководители проектных, исследовательскихработ

Октябрь–ноябрь

Методика ведения проектной, исследовательской работы

Тренинг

Учащиеся, руководители проектных, исследовательских работ

Научный руководитель экспериментальной площадки

Ноябрь–январь (последняя неделя месяца)

Контроль за реализацией плана проектной, исследовательской работы

Собеседование, анализ материалов проектно-исследовательской папки

Учащиеся, руководители проектных, исследовательских работ

Заместитель директора

Январь–февраль

(1 неделя)

Защита проектов

Проектная неделя

Учащиеся, руководители проектных, исследовательских работ, эксперты

Заместитель директора, руководители проектных, исследовательских работ, эксперты

Февраль

(2 неделя)

Награждение авторов лучших проектных, исследовательских работ года

Общешкольная линейка

Учащиеся, руководители проектных, исследовательских работ

Заместитель директора

Декабрь–февраль

Защита проектов

Конкурсы проектных, исследовательских работ по плану экспериментальной площадки

Учащиеся, руководители проектных, исследовательских работ

Научный руководитель экспериментальной площадки, заместитель директора

Март

Презентация лучших проектных работ года

Общешкольное родительское собрание

Учащиеся, руководители проектных, исследовательских работ, классные руководители

Заместитель директора

Март

Анализ результативности работы педагогического коллектива по руководству проектной, исследовательской деятельностью учащихся в текущем учебном году

Методический совет

Председатели методических объединений,администрация

Председатель методического совета

Приложение 3ЗАЯВКА на руководство проектной деятельностью учащихся

1. Руководитель (Ф. И. О., должность): ____________________
2. Предполагаемая тема: _____________________
3. Консультант(-ы) (если есть) (Ф. И. О., должность): ______________________
4. Образовательная(-ые) область(-и) знаний, учебный(-ые) предмет(-ы), в рамках которых проводится работа: _________________
5. Возраст учащихся (класс): _________________________
6. Состав проектной группы:

Номер темы

Даты

Содержание работы

Количество часов

Ответственный учитель

7. Тип проекта по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой): ___________
8. Тип проекта по виду деятельности (исследовательский; ролево-игровой; информационный; практико-ориентированный и др.) : ___________________.
9. Тип проекта по предметно-содержательной области (монопроект; межпредметный, метапредметный проект): ______________________
10. Тип проекта по продолжительности (краткосрочный; среднесрочный; долгосрочный): ________________________
11. Количество часов, предполагаемое для работы над проектом: _____________________.
12. Предполагаемый продукт проекта___________________ .
13. Предполагаемое время защиты (октябрь - январь):_______________________ .
Подпись руководителя:" " 20.... г.

Примечание: на обратной стороне листа разместить календарно-тематическое планирование работы над проектом.Приложение 4 ЛИСТ экспертной оценки работ учащихся

Критерии

Ф. И. ученика, оценка

 

 

 

 

 

1. Соответствие содержания работы заявленной теме, поставленной цели и задачам

2. Обоснованность использованных методов для решения поставленных задач

3. Лаконичность и конкретность изложения материала

4. Знакомство со специальной литературой

5. Наличие в работе теоретических и практических достижений автора

6. Обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам

7. Качество иллюстративного материала

Итог:

Рекомендую работу к номинации:

1. “За умение вести публичную дискуссию”.

2. “За лучшую презентацию”.

3. “За наличие авторской позиции”.

4. “За оригинальность раскрытия темы”.

5. “За раскрытие межпредметных связей”.

6. “За глубину исследования”

Эксперт: ________________/ ______________________/



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль