Конспект занятия "В гости к дымковским мастерам"

2588
Конспект  занятия

Автор: Власова Елена  Васильевна. Воспитатель НДОУ НШДС №2 (Воронежская область)

Цели:

  • Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах(изделия дымковских мастеров) . 
  • Развивать навыки самостоятельной творческой деятельности. 

Задачи:

  • Способствовать проявлению интереса к русской культуре, к истории возникновения народного промысла . 
  • Закреплять знания детей о свойствах глины . 
  • Упражнять в умении сравнивать, анализировать , делать умозаключения . 
  • В художественном творчестве продолжать развивать чувство цвета , формы , композиции. 
  • Воспитывать эстетическое восприятие ,художественный вкус . 
  • Развивать навыки самостоятельной творческой деятельности. 
  • Развивать логическое мышление. 
  • Вызвать эмоциональный отклик от чтения ярмарочных закличек (малые фольклорные жанры ). 

Материалы:

Демонстрационный : Набор дымковских игрушек .Сюжет документального фильма о труде дымковских мастериц. 

Карточки с образцами элементов дымковской росписи . 

Осколки битых керамических изделий . 

Объёмная кукла выполненная в технике - бумагопластика , стилизованная под дымковскую барышню . 

Раздаточный: Шаблоны (силуэты фигурок на белом картоне ). 

Пластилин, глина, гуашь, кисти, клей, ножницы. 

4 конверта с индивидуальным заданием и набором материала для творчества.(1-глина,дощечка, 2-глиняная игрушка ,белая гуашь, кисти, 3-силуэт дымковской куклы, цветная гуашь, кисти; 4-силуэт дымковской куклы, геометрические фигуры из цветной бумаги ,клей , кисти ,5-силуэт дымковского индюка, пластилин разного цвета 

Оборудование: 

Географическая карта. 

Ростовая кукла - Марья- Искусница. 

Коробка с логотипом почты , имитирующая посылку. 

ТСО. 

Предварительная работа : 

Чтение рассказов об истории промысла ,продуктивная деятельность детей по данной теме в НОД 

Детальный анализ поэтапного изготовления игрушки из глины (пластилина). Акцентирование внимания на особенности росписи игрушки -простой геометрический орнамент (пятна , круги , зигзаги ,клетка ) и использование большого количества ярких цветов (от четырех до десяти). 

Ход непосредственно-образовательной деятельности. 

1. Воспитатель обращает внимание детей на географическую карту: 

Сегодня мы продолжим путешествие по нашей стране и вместе с Марьей искусницей попадем в город Киров, что стоит на высоком берегу реки Вятки. Мы уже говорили, что каждый город в России интересен, о каждом есть , что рассказать. Чем же знаменит Киров ,заречная слобода Дымково? В этих местах в далёкую старину возник самый известный из глиняных промыслов России -дымковская игрушка. В теплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали ,добавляли песок и перемешивали. Ближе к зиме , когда заканчивались работы в поле и на огороде принимались за лепку игрушек Вначале были свистульки, из небольшого глиняного шарика с отверстием свистульку превращали то в уточку ,то в петушка. 

Рассказ воспитателя сопровождается слайдами. 

2.С приходом весны устраивали ярмарки, где помимо прочего на лотках и прилавках торговали весёлым товаром. Шумит народное гулянье, оглашается свистом вся округа. Оттого и прозвали этот весенний праздник "Свистунья" 

(Каждый ребёнок получает по свистку). 

Динамическая пауза (со свистом) 

Ровным кругом , 

Друг за другом 

Мы идём за шагом шаг. 

Стой на месте, 

Дружно вместе 

Сделаем...вот так!(показ движения).повтор-3 раза. 

3. Свойства глины. Описание с опорой на схему. 

Ребята Марья искусница получила посылку с обратным адресом- г. Киров, с. Дымково. Догадайтесь что в ней? 

-Глиняные игрушки. 

Открыв посылку дети обнаруживают в ней расколовшиеся на части изделия из глины. Делают вывод : 

-Глина -материал хрупкий ,распадается от удара. 

Какие ещё свойства глины вы знаете? 

Схема: 

-размокает в воде, приобретает пластичность 

-после высыхания сохраняет форму 

-боится влаги, т.к под воздействием воды принимает первоначальное состояние (бесформенное ) 

-после обжига в печи становится водонепроницаемой 

-от легкого удара звучит, от сильного удара распадается на куски. 

Проблемная ситуация. 

4.Загрустила Марья -Искусница ,ведь игрушки в посылке предназначались для весенней ярмарки. Подумайте и скажите из чего ещё можно сделать игрушки похожие на дымковские но которые не разобьются при транспортировке? 

Высказывания детей. 

5.Продуктивная деятельность детей. 

Марья -Искусница подготовила 5 конвертов ,в каждом набор различных материалов для творчества. 

1 послушный комочек (лепка из глины) 

2 белоснежная сказка (грунтовка -белая гуашь) 

3 радужные капельки (роспись бумажных силуэтов в стиле Дымка) 

4 пластилиновые нити (украшение картонных силуэтов в стиле Дымка) 

5 квиллинг(аппликация на силуэте с использованием готовых элементов) 

Чтобы игрушка была похожа на дымковскую необходимо соблюдать правила росписи. Назовите элементы узора. 

-кольца, точки, клетка, волнистые линии, пятна. 

Дети распределяются на подгруппы по интересам и приступают к самостоятельной творческой деятельности. 

Итог НОД. 

Выставка работ. 

Вопросы ; 

-Какой самый известный глиняный промысел в России? 

-Почему лепкой игрушек занимались зимой? 

-Почему игрушки называют дымковские, а ярмарку на которой они продавались «свистунья»? 

Марья - Искусница, рассматривая детские работы, отмечает сходство с оригиналом, и говорит, что такие игрушки будут пользоваться спросом у посетителей ярмарки, предлагает послушать заклички, которые продавцы выкрикивали во время бойкой торговли, чтобы привлечь покупателей к своему товару. 

ЗАКЛИЧКИ 

Солнышко, пробудись 

Красное, разожгись! 

С весной красной 

К нам вернись! 

Зимний сон забывай 

На ярмарку всех зазывай! 

Стремглав без оглядки 

Из-за речки Вятки 

Ни мал, ни велик 

Примчался кулик, 

На лёд опустился- 

Лёд проломился. 

И тепла да ясна к нам пришла весна! 

Свистки и свисточки 

Для дочки с сыночком ! 

Свистульки хороши , 

Голосят от души ! 

Эй, народ, подходи, 

На гуся погляди! 

Гусь, как индейка, 

И стоит копейку ! 

Не товар, а сущий клад, 

Разбирайте нарасхват! 

Давай, подходи 

И других приводи!

Источник: www.resobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль