Литературный час к 140-летию М.М.Пришвина

2788
Литературный час к 140-летию М.М.Пришвина

Автор: Гаврышева Альвина Эдуардовна учитель русского языка и литературы МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №4" г. Горняка (Алтайский край)

На сцене ведущий. Он сидит за столом, раскладывает листы бумаги с какими-то надписями.

Выходит ведущая:
Здравствуй,  Егор. Что ты тут делаешь?

Он. Здравствуй,  Виталина. Да вот поручили провести литературный час.

Она: Вот и хорошо. Мне тоже поручили его вести. Значит, будем проводить вместе. Только я что-то не пойму: Ты почему такой грустный? Не готов что ли?

Он: Да я-то готов. Только, знаешь, я чего-то не понимаю, по-моему учителя что-то напутали. Вот если бы это мероприятие попросила провести Елена Андреевна, учитель биологии, я бы понял, но учителя литературы…

Она: А я не понимаю, причём тут биология. Нам поручили провести литературный час, посвящённый  замечательному писателю Михаилу Михайловичу Пришвину. В этом году 4 февраля  - юбилейная дата, 140 лет со дня его рождения.

Он: Да знаю я, что разговор нужно вести о Михаиле Михайловиче Пришвине. Но только какой же он писатель?

Она: Как какой писатель? Да просто замечательный писатель!  Я не понимаю, что тебя смущает!

Он: А я считаю, что Пришвин – это учёный, биолог, а никакой не писатель.Вот я тут, пока готовился, выписал названия его книг. Посмотри.

( берёт со стола листы с напечатанными названиями произведений и показывает их залу):

"Календарь природы", "Стрижи", "Времена года","Иволги", "Незабудки", "Начало движения сока у берёзы", "Корабельная чаща", "Женьшень"... Ведь по книгам с такими названиями только ботанику изучать. 

Она: Ой,названия-то ты выписал. А книжку хоть одну прочитал?

Он: А зачем читать, по названию и так всё понятно. Ну а чтобы тебя убедить, я попрошу  Катю прочитать  одно такое произведение

Катя: "Зарастающая поляна"

Лесная поляна. Вышел я, стал под березкой... Что делается! Елки, одна к другой, так сильно густели и вдруг останавливались все у большой поляны. Там, на другой стороне поляны, были тоже елки и тоже остановились, не смея двинуться дальше. И так кругом всей поляны стояли густые высокие ели, каждая высылая впереди себя березку. Вся большая поляна была покрыта зелеными бугорками. Это было все наработано когда-то кротами и потом заросло и покрылось мхом. На эти взрытые кротами холмики падало семя и вырастали березки, а под березкой, под ее материнской защитой от мороза и солнца вырастала тенелюбивая елочка. И так высокие ели, не смея открыто сами выслать своих малышей на полянку, высылали их под покровом березок и под их защитой переходили поляну. Пройдет сколько-то положенных для дерева лет, и вся поляна зарастет одними елками, а березы-покровительницы зачахнут в тени.

Он: Ну вот видите, сплошная ботаника.

Она: Я с тобой не согласна. В нем нет стремления к научному подходу к природе, к истолкованию ее законов. Вот послушай миниатюру из "Незабудок" "Деревья"

–  Ира, почитай из "Незабудок" 

Ира:"Тайна жизни вся скрыта в маленьком семени: было маленькое семя ели, это семя раскрыло теперь все заложенные в него возможности, и по срезу огромного ствола я считаю годовые круги."

Он: Ага,  чистая ботаника.

Она: А ты слушай дальше.

Ира:   "В этом и человеческая сложная жизнь ничем не отличается от дерева: из нас тот высший человек, кто лучше всех раскрыл все заложенные в себе самом возможности".

Она: Это говорит мудрец, философ! Высшая литература!А кроме того, давай послушаем, что сам Пришвин об этом говорит в своём предвоенном дневнике:

(на экране портрет Пришвина, в записи звучит голос): "Теперь я убедился, что моя природа мало имеет общего с той природой, которая находится в руках биологов. Они учат, что если вы узнали воробья, так, значит, и всех воробьев. А я – что все воробьи разные, и каждый из вас может открыть своего воробья. Моя наука есть наука родственного внимания своеобразно каждого существа. Эта наука привела меня к искусству слова, а искусство слова  - к Родине. И я понял, что природа есть родина".

Она:  Сказка – это точное определение стиля и содержания пришвинской прозы. Реалист, он передает свое видение мира излюбленным приемом русской народной словесности, да и учитель у него единственный – народ.

И не случайно  произведения Пришвина "Кащеева цепь", "Осударева дорога", "За волшебным колобком", "Кладовая солнца", "Царь природы" во многом напоминают сказки.  И биографию его можно рассказать в форме сказки.  Посмотрите отрывок из автобиографической сказки "За волшебным колобком".

Сценка 5-А класс

В некотором царстве, в некотором государстве жить людям стало плохо, и они стали разбегаться в разные стороны. Меня тоже потянуло куда-то, и я сказал старушке:

– Бабушка, испеки мне волшебный колобок, пусть он уведет меня в леса дремучие, за синие моря, за океаны.

Бабушка взяла крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, набрала муки пригоршни с две и сделала веселый колобок. Он полежал, полежал, да вдруг и покатился с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перешагнул через порог в сени, из сеней через крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота – дальше, дальше… Я за колобком, куда приведет. Промелькнули реки, моря, океаны, леса, города, люди, деревни. Я опять пришел на старое место

– Здравствуй, дедушка!– Куда ты идешь?– Иду, дедушка, везде, куда путь лежит, куда птица летит. Сам не ведаю, иду, куда глаза глядят.– Дела пытаешь или от дела лытаешь? – Попадется дело, рад делу, но только, вернее, от дела лытаю.– Ишь ты какой. Дела да случаи всем примучили, вот и разбегается народ…– Укажи мне, дедушка, где еще сохранилась древняя Русь, где не перевелись бабушки-задворенки, Кащеи Бессмертные и Марьи Моревны? Где еще воспеваются славные могучие богатыри?– Поезжай в Дураково, нет лучше места по всей нашей губернии.

( Рассматривают карту. Планшетка.)

-  В самом деле, вот Дураково.– Ты думал, я шучу. Дураково есть у нас, самое глухое и самое глупое место. Эх-хе-хе. Поезжай, поезжай.

Он: А давайте послушаем биографов, что они расскажут о Пришвине.

Биографы:

1. М.М. Пришвин родился в семье бывшего купца, в небольшом имении Хрущево Орловской губернии; имение это досталось отцу по наследству. Отец был увлекающимся человеком: то конный спорт, то садоводство, то охота, то карточная игра.

2. Мать, работая "неустанно с утра до вечера, учитывая каждую копейку, под конец жизни выкупила имение и всем пятерым детям дала образование, причем хорошее образование"

3. Елец, Орловский край, который дал нам И.С. Тургенева, И.А. Бунина, Н.С. Лескова, Л. Андреева. Пришвин – гимназист первого класса. Побег с двумя товарищами в Азию, "страну золотых гор, край непуганых птиц", где существует злато Кащея, образа зла из народной сказки.

4. Путешественников изловили и доставили обратно в гимназию, где зло издевались нам ними остальные мальчишки

1. Затем университет, марксистские кружки, подпольная работа, тюрьма, ссылка, заграница, Германия, снова университет, но уже Лейпцигский, агрономическое отделение философского факультета. Первая научная книга "Картофель".

Он: – Ура! Наша взяла! Агроном! Биолог! Да и что говорить. Вы лукавите. Ведь книга не просто называлась "Картофель", а "Картофель в полевой и огородной культуре". Служит агрономом в земстве, в Клине, работает исследователем на опытной станции в Луге.

2. – Погодите, погодите, именно в это время он познакомился с языковедами-этнографами Шахматовым, Ончуковым, с которыми отправляется на север России для собирания народных сказаний, поверий, песен, пословиц, поговорок. Он уехал на север скромным агрономом, а вернулся замечательным русским писателем, автором книги "В краю непуганых птиц".

3. Таким образом, сама жизнь подбрасывала Пришвину сказочные сюжеты. В 20-е годы появится "Берендеево царство", в 30-е –"Дреландия", в 40-е – "Кладовая солнца", "Корабельная чаша". И никогда им не забывается образ прекрасной Марьи Моревны, пришедшей из детства и сопровождающий всю жизнь

4. Основная художественная сила писателя – сочетание тонкой поэтической лирики с реализмом трезвой наблюдательности. Прозаическое не только не разрушает очарование поэтических строк, оно своим огрублением как бы испытывает поэзию на прочность.

Она:  Среди немногочисленных образов детей – героев произведений Пришвина – особо запоминается Вася Веселкин из одноименного рассказа.

Послушайте этот рассказ (кинофрагмент)

Она: . Вася Весёлкин перейдёт и в роман Пришвина "Корабельная чаща". Здесь он станет солдатом, защищающим свободу и красоту Родины.

А теперь посмотрите сценку – отрывок из романа "Корабельная чаща" - 7-А класс

Сценка (отрывок из романа «Корабельная чаща»)

Автор:  Антипыч почему-то все глядел и глядел вверх, все больше и больше откидывая назад свою голову. Вася тоже за ним глядел вверх, пока не стало ему очень трудно. Тогда оба, и старый, и малый, отступили дальше от дерева и все глядели и глядели вверх. И это было без всякого дела, без всякой надобности.

Так бывает с каждым в чистом бору: движение чистых стволов вверх, к солнцу поднимает человека, и ему хочется туда вверх, как дереву, тянуться к солнцу. Голова скоро устает от высоты, приходится возвращаться на землю. Антипыч сел, свернул себе козью ножку и сказал:

Антипыч:— У нас в Ведерках это будет последнее дерево. Упадет — и останется на память последнее ведро в наших Ведерках. Нового больше не будет.

Вася— А есть еще где-нибудь на свете такое? —

Антипыч: — Есть.  Мой отец бурлачил на севере, так он зимой нам, детишкам, много рассказывал. Там где-то, в каком-то государстве маленьком, вроде Коми, есть заповедная Корабельная Чаща: ее там не рубят, а берегут, как святыню.      Так вот эта чаща сосновая стоит высоко на третьей горе, — и нет в ней ни одного лишнего дерева: там нигде стяга не вырубишь. Вот как часты деревья: срубишь — оно не падает, а остается стоять меж других, как живое. Каждое дерево такое, что два человека будут догонять друг друга кругом, и не увидятся. Каждое дерево прямое, и стоит высоко, как свеча. А внизу белый олений мох, сухой и чистый.

Вася:— Высоко, как свеча?  И так-таки ни одного сучка до верху?

Автор: На этот вопрос постоянный шутник Антипыч ответил шуткой:

Антипыч: — Есть,  во всей гриве одно дерево, и в нем выпал сучок. Но и то в эту дырочку желтая птичка-зарянка натаскала хламу и свила себе там гнездо.

Вася: — Это сказка?

Автор: В глазах мальчика была такая тревога, так, видно, хотелось ему, чтобы Заповедная Чаща не была просто сказкой!

Вася:— Это сказка?

Антипыч: — Про птичку  я сам выдумал, да и то — что я! в каждом бору есть дерево с пустым сучком, и в дырочке живет желтая птичка-зарянка. А Заповедную Чащу отец мой видел своими глазами: это правда истинная.

Вася:— Истинная,  а какая же еще бывает на свете правда?

Антипыч:— Кроме правды истинной?  Правда на свете одна, только истинная.

Вася: — А где она?

Антипыч: — В уме и сердце человека.

Вася: — И у тебя?

Антипыч: — Конечно.

 Вася: — Скажи, Антипыч, какая она сама, эта истинная правда?

Антипыч засмеялся, нос его крючковатый направился к усам.

Антипыч: — Видишь, Вася, — сказал он, — правда, она такая, что ее надо каждому держать в уме, а сказать о ней трудно..

Вася: — Отчего же трудно?

Антипыч: — Первое, трудно оттого, что у правды нет слов: в делах она вся, не в словах. Второе, оттого, что как скажешь, то сам ни с чем и останешься.

Вася: — Ты мне одному только скажи!

Антипыч: — Скажу,  только не сейчас: вот буду помирать — ты к тому времени подрастешь, маленько поумнеешь, — ты ко мне подойди тогда — и я тебе на ушко скажу. Хорошо?

Вася: — Конечно, хорошо!  Только я знаю, что ты мне скажешь тогда.

Антипыч: — Неужто знаешь?

Вася: — А вот и знаю, хоть еще и не подрос, и не поумнел: ты скажешь так: не гонитесь поодиночке за счастьем, гонитесь дружно за правдой.

Антипыч:— Ну и память у тебя, Вася!

Она: А теперь послушайте несколько миниатюр М.М. Пришвина. Иногда они состоят всего из одного предложения, но сколько в них поэзии и философской мудрости!

1. Опушка     Опушка у леса вся на свету, как лицо у человека: лес опушкой движется вперед и занимает новые пространства.

2. Вода     Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана.       Только стоячая вода остается для себя стоять, тухнет и зеленеет.     Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от нее всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону.

3. Хрустальный день

Есть в осени первоначальной хрустальный день. Вот он и теперь. Тишина! Не шевелится ни один листик вверху, и только внизу на неслышимом сквознячке трепещет на паутинке сухой листик.

В этой хрустальной тишине деревья, и старые пни, и сухостойные чудища ушли в себя, и их не было, но, когда я вышел на полянку, они заметили меня и вышли из своего  оцепенения…Тоска по человеку и страх одиночества, когда я нашел себя, вдруг исчезли: и человек свой родной и близкий оказался на всяком месте.

Человек близкий везде и всюду, только надо быть самому свободным, сильным, здоровым душой. Давайте же помогать и удивляться этим людям в первую очередь, а потом уж пойдем к труждающимся и обремененным. Это маленький вариант милосердия.

4. Снег на ветвях

Невидимые звезды снега теперь спустились сверху, возле нас в воздухе блестят спокойным дождем искр, и остаются на сучках деревьев, и от этого дерево сверкает все от верху до низу каждой веточкой, каждой зимней нераскрытой почкой.

Она: – А я вам прочитаю, может быть, самую короткую заметку во всей литературе “Под снегом”:

"Удалось услышать, как мышь под снегом грызет корешок". И все. О чем она говорит вам?

Да, конечно, о том, что в лесу стоит такая тишина, что слышно, как мышь грызет корешок. Лес полон жизни, только её надо услышать.) Лучшие заметки писателя-это стихотворения в прозе. Их мы встречаем только у Тургенева.

Он: В чем же особенность творчества Пришвина?

Она:  Его творчество находится как бы на грани науки и искусства. Таким образом, и поэты, и художники, и биологи находят свою правду в творчестве Пришвина.

Он: К юбилею Пришвина наши ученики рисовали иллюстрации по его произведениям. Давай спросим у них, легко ли иллюстрировать пришвинские рассказы, миниатюры?

Она: Давай спросим об этом у Кати Ц.

Катя Ц. – Да. У него все зримо, указаны цветовые гаммы. Слова цветут, сверкают, полны свежести и света. Послушайте "Дневниковую запись". "Апрельский свет – это темно-желтый, из золотых лучей, коры и черной, насыщенной влагой земли. В этом свете мы теперь ходим"

Он: А вика тоже рисовала по миниатюрам М.М. Пришвина

Вика:– Я прочитала миниатюры "Времена года" и попыталась показать своё видение его миниатюры "Листопад". Могу сказать, что , действительно язык Пришвина точен, прост и вместе с тем живописен, многоцветен, тонок. Рисовать по его миниатюрам легко.

А что могут о его миниатюрах, например, таких как "Времена года", "Глаза земли"! Сказать наши школьные любители поэзии, литературы?

Ира Ж.:  Я бы сказала, что Пришвин не просто писатель. Он поэт, потому что в его произведениях  мы находим самые разные изобразительные  средства. Слова простые, всем понятные, а как они  у него  играют, искрятся. Инверсия, олицетворение, метафора, эпитеты.

Катя О.:   Пришвин считал себя от природы живописцем. Он пленен цветом. Для Пришвина цветом окрашиваются самые различные явления жизни. У него соотнесены цвет, звук, а любимый цвет – голубой. – Почему? – спросите. - Да потому, что голубой в восприятии Пришвина и есть солнечный. Без солнца существует только тьма или еще отраженный свет Луны. Солнце же – сама жизнь и образ истины.

Настя К.:  Я прочитала роман "Корабельная чаща". Он мне очень понравился. И я бы сказала, что в его произведениях не только самые разные изобразительные средства, но и глубокие, очень важные мысли о природе, о жизни, о человеке.

Константин  Паустовский писал: "У ботаников есть термин - разнотравье. Он обычно относится к цветущим лугам. Разнотравье - это сплетение сотен разнообразных и веселых цветов, раскинувшихся сплошными озерами по поймам рек.
Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка." И я согласна с этими словами. В прозе Пришвина  – сплетение слов простых, понятных, но сверкающих, словно бриллиант. Можно сказать, что его произведения – это россыпи жемчужных слов и мыслей.

Она: Ну что Егор, убедили мы тебя, что Пришвин – великий писатель?

Он: Да, наверное, я с вами соглашусь.

Она: Ну, чтобы без "наверное", давайте послушаем ещё один рассказ писателя «Лесной хозяин»

Фрагмент "Лесной хозяин"

Он: А мы ещё ничего не сказали о "Незабудках" Это что такое?

Она:  Михаил Пришвин написал в своем завещании: "Верно судить о писателе можно только по семенам его, понять, что с семенами делается, а для этого время нужно и время. Так скажу о себе (уже 50 лет пишу!), что прямого успеха не имею и меньше славен даже, чем средний писатель. Но семена мои всхожие, и цветочки из них вырастают с золотым солнышком в голубых лепестках, те самые, что люди называют незабудками. Итак, если представить себе, что человек, распадаясь после конца, становится основанием видов животных, растений и цветов, то окажется, что от Пришвина остались незабудки. Милый друг, если ты переживешь меня, собери из листков этих букет и книжечку назови "Незабудки".

И они остались, зацвели уже после его смерти. Заботливо собранный букетик, изданный его женой, так и назывался "Незабудки".

Однажды он даже сказал: "Разве я не понимаю незабудку: ведь я и весь мир чувствую иногда при встрече с незабудкой, а скажи - сколько в ней лепестков, не скажу. Неужели же вы меня пошлете "изучать" незабудку"

Он:  И в заключение давайте ещё раз дадим слово Михаилу Михайловичу Пришвину:

(На экране портрет М.М.Пришвина. Звучит голос писателя на фоне музыки).

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль