Конспект урока "Прямая и косвенная речь"

11280
Конспект урока

Автор: Рагулина К.Н., учитель русского языка и литературы ГУ "Затобольская средняя школа №1" 

Тип урока: обобщение полученных знаний. 

Цели:
1.Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме "Прямая и косвенная речь". 

2. Развивать умение работать в группах, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. Заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания. 

3. Воспитывать внимание, наблюдательность, толерантность во время работы в группе, чувство коллективизма. 

Форма урока: видео-журнал. 
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, ноутбук. 

Ход урока

I.Орг.момент. 

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок – видео-журнал. На этом уроке вы попробуете себя в роли редакторов и журналистов. Журнал наш называется «Школьная жизнь». Работа журнала будет проходить в рамках темы «Прямая и косвенная речь». Мы обобщим знания по этой теме и создадим собственный видео-журнал. 

Как и в любом деле, в любой отрасли все организации разрабатывают план работы. Вот и у нас в редакции существует план работы, план урока. Давайте посмотрим, что мы будем делать на уроке. (слайд 2). 
  1. Презентация домашнего задания. 
  2. Орфографическая разминка.  
  3. Синтаксическая разминка. 
  4.  Работа над разделами журнала "Школьная жизнь". 
  5. Выводы. 
II.Опрос домашнего задания. 

Итак, начнем? Вашим д\з было найти высказывание о чужой речи. Эти высказывания станут первой страницей журнала. Что вы приготовили? (ответы учащихся). 

III.Орфографическая разминка. 

Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать журналист и редактор? (грамотностью). Да, и именно поэтому первое, что мы сделаем – проведем орфографическую разминку. 

Предпол..гает..ся взять инт…рв…ю, хочет..ся пр..влеч.. вн..мание, выл..ется (на)ружу, выл…жим информацию, пр..одолева..м пр..грады, (не)прерывно работать, стро..ш.. предл…жение, провер..те оши…ки, интерес…ная стат…я. 

Молодцы! 

IV.Синтаксический разбор. 

Еще одним важным качеством является умение правильно строить предложения и хорошо разбираться в синтаксической конструкции предложений. Чтобы отработать эти навыки, сделаем синтаксический разбор. 

Использование элементов чужого текста, которые при этом могут принадлежать различным лицам, представляет основной способ выражения различных точек зрения. 

Предложение повествовательное, невоскл., эмоц. Неокр., состоит из двух предикативных единиц, 1- Использование элементов чужого текста представляет основной способ выражения различных точек зрения. 2 - которые при этом могут принадлежать различным лицам. 1-ое главное предложение, 2-ое придаточное.,придаточное – опредилительное,связано с главным союзным словом -который-. 

Молодцы, вы хорошо справились с заданием, и теперь готовы участвовать в создании журнала. 

V.Работа по теме урока. 

Слово учителя. Прежде, чем мы приступим, определимся с основными понятиями, которые пригодятся нам в работе и повторим тему «Понятие о чужой речи». 

Фронтальный опрос. 

- Что такое "Чужая речь"? 

- На какие аспекты делится чужая речь? 

- Какие способы используются для передачи чужой речи? 

Способы передачи чужой речи 

1. Прямая речь со словами автора. Пр.: "Смотри, смотри, что такое!" – первым крикнул Сейдахмет. 

2. Прямая речь без слов автора. Пр.: "Да, апа, подземные воды ушли вглубь". 

3. Предложения с косвенной речью. Пр.: Я сказал мальчишкам, что заблудился, и подсел к ним. 

4. Предложения с косвенной речью, вводными словами, которые указывают на источник сообщения. Пр.: Как сказал мой друг, мы должны назначить встречу сегодня. 

5. Предложения с дополнением в форме косвенного падежа, с указанием на содержание чужой речи. Пр.: Соседи говорили о свадьбе, как о деле уже конченном. 

6. Обобщение. Слово учителя. Молодцы! И мы открываем вторую страницу журнала, где корреспонденты класса осветили события, происходившие 14 апреля на школьной научной конференции. И посмотрим, как мы умеем определять способы передачи чужой речи. 

1. "Смотри, смотри, что здесь происходит?" - спросила Баян заходя в актовый зал. (пр.р.) 

2. "Да, сколько светлых умов! Сколько ясных мыслей! Такого слета гениев давно не было…". 

Ларин К. (цитата) 

3. Одиннадцатиклассники рассказывали о том, что знание – сила. (косв.р. + п.падеж) 

4. Я сказал ребятам, что совершенно не волнуюсь, но доклад в моих руках дрожал, как осенний лист на ветру. (косв.р) 

Задание: определить способ передачи чужой речи. Соединить в один связный текст. 

 Вспомним знаки препинания при прямой речи, и заодно вы расскажите о жизни класса. Задание: составить заметки в журнал, используя схемы. 

1) А : "П. "  4) "П ", - а 

2) А : "П!" 5)  "П !" - а 

3) А : "П?" 6) "П ?" - а 

4) "П, - а, - п." 

5) " П, - а. - П." 

6) " П ? – а. – П." 

17) "П ! – а. – П." 

Теперь поработаем над темой "Замена прямой речи косвенной", здесь мы посмотрим видеоматериал, в котором корреспонденты ... и оператор  ... взяли интервью для ваших следующих рубрик: 

1 группа - "Вкусная жизнь", 2 группа - "Чистота. Чисто - тайд", 3 группа "Чтение - жизнь". 

Задание: преобразовать прямую речь в косвенную. А что такое косвенная речь? 

Вот мы и подошли к последнему разделу журнала "Итоги и перспективы", здесь вы напишите заметки по темам: "Интересные уроки", "Наш класс", "Наша школа". Так мы подведем итоги урока. 

(Ребята сдают работы главным редакторам, они набирают материал на отдельном ноутбуке), остальные приступают к тестированию по теме урока. 

VI. Тест. Класс тестируется на знание темы. Главные редакторы работают над созданием журнала на ноутбуке в программе Power Point. 

VII.Подведение итогов урока. Просмотр готового видео-журнала. 

VIII. д\з. объявление оценок. 

IX. Рефлексия. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль