Урок по теме "Лексика"

2144
Урок по теме


Автор: Айгуля Сарлываевна Истимирова,  учитель русского языка и литературы МКОУ "НовополтавскаяСОШ им.А.Г.Кораблёва"
Цели:

  • Повторить изученное по разделу "Лексика" в 5 классе, подготовить класс к контрольной работе;
  • Развивать речь учащихся, умение работать со словарями;
  • Прививать любовь к изучению родного языка.
  • Методы и приёмы: словесные, игровые

Тип урока:повторительно-обобщающий.Оборудование: карточки "Лексическое домино", карточки для индивидуальной работы (дидактический материал), словари.Ход урока:

1.Постановка темы и целей урока.( формулируют учащиеся в ходе диалога с учителем).

2.Начнём урок с игры "Лексическое домино". Эта игра поможет нам вспомнить теоретический материал данной темы. Начинает тот ученик, на карточке которого изображена звёздочка. Он читает вопрос, а отвечает тот, у кого в левой колонке карточки есть правильный ответ на него. Затем этот ученик зачитывает свой вопрос, расположенный в правой колонке карточки…и.т.д. Заканчивает игру тот, кто её и начал (у него будет ответ на вопрос последней карточки). Поэтому первому игроку нужно очень внимательно следить за ходом игры. (см. приложение №1).3.Беседа о богатстве русского языка. (Слайд с текстом стихотворения).

Язык – и стар и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
А.Шибаев.

Прочтите строки, взятые из стихотворения А.Шибаева "Слова. Слова. Слова". Согласны ли вы с утверждением автора?

-Обратите внимание на эмоциональную окраску предложений.
-Какие лексические особенности русского языка позволили автору сделать такое сравнение?4. Работа со словарями.

Нам пришли 3 письма по электронной почте, а узнать, от кого они. мы сможем, выполнив задания, изложенные в письмах.

1 задание: подберите синонимы к слову победить. Кто мог дать такое задание? (Словарь синонимов). Вы можете взять словари и выполнить задание.

2 задание: найдите фразеологизмы со словом нос. Кто мог прислать это задание? (Фразеологический словарь). Пользуясь данными словарями, выполните задание.

3 задание. Дайте лексическое толкование слова голова. А это кто прислал?

(Толковый словарь русского языка). Выполняйте задания.5. "Поразмышляем над строкой поэта"

У вас 3 творческих группы, каждой будет дана карточка с текстом фрагмента стихотворения. Ваша задача: найти слова с переносным значением (метафорой). (см. приложение №2).6. Самостоятельная работа (тест). ( см. приложение №3).

Взаимопроверка ответов, сравнение с эталоном.

7. Закончим наш урок рубрикой "Это интересно".

(слайд)

День – 1163 раза, ночь – 546 раз.

Друг – 788 раз,враг – 153 раза.

Любить 614 раз, ненавидеть – 32 раза.

Весёлый – 196 раз, грустный – 46 раз.

Свет – 131 раз, тьма – 87 раз.

Правда – 191 раз, ложь – 13 раз .

Добрый – 277 раз, злой – 113 раз.

Литературоведы подсчитали, сколько раз в произведениях Пушкина встречаются антонимы. Что вы можете сказать о поэте?

Итог урока: Мы повторяли тему "Лексика", но мы будем постоянно работать с этими понятиями, потому что словарный состав русского языка необычайно богат. Счастливого Вам путешествия в мире Слов.

Приложение №1.

       Что изучается в разделе "Лексика?"

Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

 

Назовите основную единицу языка.

Словарный состав языка.

Какие 2 значения у слова?

Основная единица языка – слово.

Где мы находим верное толкование лексического значения слова?

Лексическое и грамматическое. Пример…

Какие слова называются однозначными?

В толковых словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова.

Какие слова называются многозначными?

Слова с одним лексическим значением.

Какое значение называется прямым?

Слова, имеющие несколько лексических значений.

 

Какое значение называется переносным?

Основное лексическое значение. Пример…

Что такое омонимы?

Его вторичное значение. Пример…

Что такое синонимы?

Слова одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению. Пример…

Что такое антонимы?

Слова различные по звучанию, но одинаковые (близкие) по значению. Пример…

Какие слова называются диалектными?

Слова противоположные по лексическому значению. Пример…

Какие слова называются профессионализмами?

Слова, которые употребляются жителями одной местности. Пример…

Что такое историзмы?

Слова, которые употребляются людьми одной профессии. Пример…

Архаизмы – это…

Слова, называющие предметы и явления, исчезнувшие из нашей жизни. Пример…

Неологизмы – это…

Собственно устаревшие слова. Пример…

Фразеологизмы – это…

Новые слова, появившиеся в связи с развитием науки и общества, литературы и искусства. Пример…

 

 

Приложение №2.

 

Карточка №1.

Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

   (Ф.И.Тютчев).

 

Карточка №2.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.

     (А. Плещеев).

Карточка №3.

Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало…
Рассказать, что лес проснулся…

     (А.А.Фет).

Приложение №3.

1.    Продолжите синонимический ряд.

Скатерть красивая…

Мальчик робкий…

2.Кто может «лаять, скулить, завывать?»

А) ветер
Б) пёс

       3. Допишите пропущенный антоним.

Ты богат, я очень…?
Ты прозаик, я - …  ?

4. В Волгоградской области арбуз – кавун, тыква – гарбуза, лук – цыбуля. Что это?

А) устаревшие слова
Б) диалектизмы.

5.Укажите авторский неологизм.

Видится льдина, длинная…
Дышит, в чёрной воде колышется,
Льдисто края сияют.

     (И.Шмелёв).

  А) дышитБ) льдисто

 6. "Доскажите словечко…"

А) У начала есть антоним – делу всякому венец. Называется…

Б) Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
В школе очень я нужна,
Называюсь…

В) Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …

 

 

 

 

 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль