Опыт использования игровых технологий

3058
Опыт использования игровых технологий

Автор: Тарасенко Ольга Владимировна МКОУ Красногорьевская СОШ №10 (Красноярский край)

Основной целью моей деятельности в школе является психологическое сопровождение учащихся, которое направлено на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития детей в ситуациях школьного взаимодействия. Но работа психолога в школе очень специфична, часто возникают противоречия и несовпадения между учебными и личностными задачами, расходятся интересы детей, их родителей и педагогов, и правильно выстроить работу с участниками образовательного процесса оказывается непросто. Именно поэтому копилка методик помогает в нужный момент взять и использовать именно ту технику или прием, который будет оптимален к конкретной ситуации. И умелое применение того или иного приема – это мастерство, которого добиваются годами. И я стремлюсь постичь неизведанные границы этого мастерства, поступать мудро, и обдумано, осторожно, аккуратно и уверенно одновременно.

В своей практике я чаще всего использую игровую технологию. Игра - это уникальное пространство, это свободная деятельность, это оптимальная логика психолого-педагогической деятельности в работе с конкретной классной или личностной проблемой. Поэтому игра помогает мне в любом направлении деятельности и виде работ: просвещении, диагностики, коррекционно-развивающей, консультировании и помогает достичь мне цели. Игра привлекательна для человека любого возраста, и именно в ней можно обнаружить такое богатство обучающих, развивающих, совершенствующих возможностей для личности, поэтому эту технологию я использую и для работы с родителями и педагогами. В своей работе я учитываю развитие школьников, которое на разных возрастных ступенях имеет разные задачи. В данном ракурсе необходимо рассмотреть психологическое сопровождение всех ступеней учебного процесса. …нагружать все больше нас…

Первая ступень – это проблема адаптации в первом классе, далее с процессом взросления ощущение собственной значимость, и подготовка к переходу в среднее звено. Просто рассказать ребенку о том, что в школе ему будет интересно, у него появится много друзей, конечно, этого мало. Ведь эти слова и действия не внесены еще в практику. А как ребенку объяснить, что значит быть внимательным на уроке. И вот тут нам и необходима игра и тренинговые упражнения. Это могут быть упражнения и игры: "Чего не хватает?", "Акустики", "Пишущая машинка",  "Зеркало" и др.

Мы знаем, что игра определяется как вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. И в процессе этой игровой деятельности и формируются важнейшие модели поведения, которые мы видим во взрослой жизни. Например, вернемся к проблеме "внимательный" или "невнимательный". Это значит постоянно быть включенным в игру, которая помогает ребенку замечать происходящее вокруг него, определять различные мелочи. Например, на этой неделе в школе может быть объявлена игра «Что я видел по дороге в школу». Я и родители ведем учет увиденного ребенком.

Через несколько дней игра усложняется, например "Что особенно интересным мне показалось по дороге в школу", опять учет, и так далее. И тогда складывается привычка анализировать увиденное, подмечать различные мелочи, что приводит к повышению уровня внимания и на уроках в том числе. Вот другой пример из моей практики. На первых этапах обучения существует проблема – дети как будто не слышат друг друга, в результате в классе присутствует постоянный шум. Мы провели ряд игровых занятий, включили тренинговые упражнения, помогающих решить эту проблему. Особенно понравилось ребятам упражнение "Стон королевы", предложенное Клаусом Фопелем. В ходе этого упражнения ребята учатся бесшумно двигаться по классу, другие упражнения ("Зеркало") научили ребят понимать мимические движения друг друга, что снизило уровень шума в классе. Особый возраст – отрочество…
Ребенок в среднем звене. На первый план выходит проблема адаптации в пятом классе. На мой взгляд, самое важное еще впереди. Это период так называемого подросткового возраста, когда ребенку необходимо научиться не только строить, но и разрушать взаимоотношения, если они вредят ему. В этом возрасте просто необходимо научиться правильно, строить взаимоотношения с противоположным полом, и, конечно, быть толерантным к и своим сверстникам, и к родителям. А как этому всему научиться, если не в игре?

На этом этапе особенно важные тренинговые упражнения, требующие кинестетического контакта участников занятия; упражнения, направленные на регуляцию своих эмоций и чувств. Особенно важны и интересны большие ролевые игры, направленные на поиск компромисса. В этом необходимо обратиться к играм, предлагаемым Игорем Вачковым. Это "Катастрофа в пустыне", "От сумы да от тюрьмы", "Страшноватый суд", "Стул откровений", "Альтернатива". В ходе предложенных игр с применением тренинговых технологий ребята учатся не бояться делать комплименты друг другу, находить положительные качества в каждом человеке, адекватно воспринимать критику в свой адрес, находиться альтернативную модель поведения, в результате которой не будет причинён вред себе, своему собеседнику и своему конкуренту. Невозможно научиться этим качествам владея лишь теорией, необходимо проигрывать ситуации и учиться действовать. Еще один пример из практики.

При подготовке игры к празднику "День Святого Валентина", мы решили создать игровую ситуацию "Юноша приглашает девушку в кафе". Эта игра была очень важно для ребят. Они "проиграли" ситуацию приглашения, оформления заказа в кафе, оплату счета. Затем совместно с ребятами мы разобрали отдельные моменты игры и сделали очень важные выводы.


Экзаменов страшится любой, будь он семи пядей во лбу…

Конечно, все этапы взросления важны, поэтому необходимо обратить внимание на старшего школьника – ученика 10 -11 класса. В возрастном аспекте - старшему школьнику, характерно восприятие игры как психологической возможности. Возможности понять себя и других, увидеть и прочувствовать перспективы развития, прожить модели поведения, отношений, которые до этого казались невозможными или были недоступны.   

В этот момент идет активная подготовка к экзаменационным испытаниям в форме ЕГЭ и профессиональное самоопределение. Кроме этого на первый план выступает необходимость эмоциональной разгрузки. Как старший школьник может ее получить? Посещая спортивную секцию, танцевальный кружок, кинотеатр и др. Но не всегда и не всех есть эта возможность. А вот организовать и провести игровую программу, включая тренинговые упражнения и простые детские игры можно и нужно.

Правила поведения при подготовке и проведения ЕГЭ, выбор профессии также необходимо "проигрывать". Каждый год с ребятами 9-х и 11-х классов я играю в игру "Экзамен". Эта игра помогает школьникам снять напряжение, благодаря проигрыванию предстоящей экзаменационной ситуации. В ходе игры изменяется отношение к стрессовой ситуации экзамена через "проживание", обозначаются проблемы, с которыми предстоит встретиться на экзамене, обсуждаются пути их решения. Особое внимание хочется обратить на организацию работы с родителями. Проведение родительских собраний в лекционной форме уже давно устарела и не имеет должного эффекта. Поэтому я использую проведение совместных с детьми деловых и ролевых игр, в ходе которых решаются важные вопросы взаимодействия между родителями и детьми, вопросы обучения. При организации работы с родителями используется игровая технология "Вертушка", в ходе которой можно собрать разные группы и обсудить различные вопросы.

Принцип работы заключается в следующем: родителям и детям раздаются маршрутные листы, следуя которым они перемещаются из одной группы в другую. Количество групп определяется в зависимости от количества участников, учитывая, что в группе должно быть не менее 4 человек. Для каждой группы определяется один вопрос, который обсуждает в течении определенного времени, далее по сигналу ведущего участники переходят в другие группы. В результате такого перемещения, поставленные вопросы обсуждаются в различных группах. Например, мы обсуждали вопросы "Какие трудности я испытывал при обучении в школе", "Когда я опаздывал на урок, я говорил…", "Мой любимый предмет в школе" и т.п. Когда эти вопросы дети обсуждали совместно со своими родителями, и с родителями своих одноклассников, они понимали, что подобные проблемы существовали и в период обучения их родителей. А родители в свою очередь понимали, что трудности, с которыми сталкивается их ребенок, существовали и у них самих, в результате мы совместно искали решение.

Родительское собрание "Сто вопросов взрослым" Исходя из ценности психологических возможностей игры, игру я рассматриваю в настоящий момент как одно из важнейших инструментов деятельности школьного психолога. Передо мной встают три задачи "игрового развития": · научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в его мир и отношения; · научить быть свободными в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми; · научить осмысливать игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов. В своей практике я опираюсь на следующие особенности игры, которые как описывает М.Р. Битянова, предоставляют неоценимые психолого-педагогические возможности в личностном развитии:

Игра – это внутренне мотивированная самоценная для человека деятельность, в игре человек – Деятель и чувствует себя непринужденно, адекватно своей человеческой природе.
Человек включается в игру целиком: всем своим интеллектуальным, личностным, эмоциональным потенциалом, всем своим жизненным опытом и творческими ресурсами. Следовательно, игра представляет широчайшие возможности для развития и саморазвития, так как человек находится в состоянии "максимальной готовности".
Игра задает участнику правила поведения, границы дозволенного, временные пределы самореализации в данном игровом пространстве. Поэтому игра дает значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки.
Игра является "экспериментальной площадкой" личности, позволяет чувствовать свободным от ограничений (стереотипов, шаблонов мышления). Игра позволяет осмыслить и понять себя, увидеть перспективы изменений, примерить новые модели отношений к миру и к себе, которые, возможно, пригодятся уже далеко за пределами игрового пространства.
Игра по сути своей – совместная деятельность, предполагающая коллективную взаимозависимость и расширение личных возможностей за счет привлечения потенциала других участников. Игра развивает важнейшие социальные навыки умения: эмпатию, кооперацию, разрешения конфликтов путем сотрудничества, учит видеть ситуацию глазами другого. Таким образом, игра несет в себе колоссальный развивающий потенциал.

Для того чтобы делать игру эффективной, мне пришлось усвоить несколько критериев игрового взаимодействия:

  1. Высокая эмоциональность. В игре я поддерживаю свои эмоции на высоком уровне, тем самым "эмоционально заражаю" группу.
  2. Адекватность возрасту, месту, времени, ситуации. Рассчитываю продолжительность игры в зависимости от возраста участников. Необходимость именно этой игры в данной ситуации.
  3. Контакт глаз. В процессе игры встречаюсь взглядом с глазами участников на 1-2 секунды в среднем. Это позволяет увидеть степень включённости участников в происходящее и способствует установлению более тесному контакту.
  4. Интрига игры. Ввожу элементы таинственности в происходящее перед тем, как начать произносить инструкцию – это увеличивает мотивацию участников.
  5. Темп речи. Темп речи должен примерно соответствовать темпу чтения для того, чтобы участники поняли условия игры.
  6. Открытая поза. В игре поддерживаю открытую позу (отсутствие верхнего и нижнего «замков»). Движения должны быть нескованны, необходимы подкрепляющие слова.
  7. Пристройка "на равных". Это готовность и желание сотрудничать, уважение друг другу и происходящему.
  8. Чёткость инструкции. Инструкция должна быть чётко простроена, и также чётко и понятно объяснена.
  9. Высокая динамика. Запуская процесс игрового взаимодействия, контролирую его, поддерживаю должную динамику. Как правило, для большинства игр, эта динамика высока.
  10. Соответствие игры пространству. Важно учитывать целесообразность проведения тех или иных игр в том или ином пространстве.
  11. Доведение игры до логического конца. Стараюсь не обрывать игровое взаимодействие, доводить его до конца. От законченной игры сохраняется целостность впечатлений.

Деловые игры использую в профориентации при формировании определенных профессионально-практических навыков, или пробы себя в той или иной профессии.

Деловые игры Деловые (проектные) игры для меня представляют особый интерес, в плане детального изучения их организации, конструирования и перспектив. Они направлены на освоение, осмысление инструментальных задач, связанных с построением собственной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений. Цель проектных игр – формировать проектное мышление участников, умение работать с проблемой. Проектные игры могут иметь некоторый сюжет, а могут проводиться на реальном материале, например, такие игры успешно применяются в рамках профориентации, планирования своего ближайшего будущего. Интересными и удобными для меня представляются настольные деловые игры. Они не требуют предварительной подготовки, просторного помещения для игры, интересны детям и имеют определённые цели, которые достигаются во время игры. Можно использовать как готовые настольные игры, а так и придумывать новые.


Сюжетно-ролевые игры, ролевые игры в школе. Я использую в основном три сюжета: волшебный, метафорический и реальный. Волшебный сюжет обладает замечательным свойством: он позволяет конструировать сценарий под собственную волшебную логику. Это открывает широкие возможности для управления ситуацией, подстройкой сюжета под задачи. Например, в нужный момент появляется добрая фея с подсказкой, и это ничуть не мешает игре. Или у героев появляются невозможные в реальности свойства, с помощью которых они могут справиться со сложной ситуацией. Волшебные сюжеты обладают большой привлекательностью для детей 6-10 лет. Но применяя волшебный сюжет, я сталкиваюсь иногда с трудностью – некоторые дети с большим трудом включаются в такую игру, т.к. имеют бедный уровень воображения. Метафорические сюжеты погружают участников в миры, подобные реальному миру. Между логикой метафорической игры и реальной логикой есть определённая связь, но она не очевидна, и её очень часто трудно объяснить на словах. Она переживается участниками. В играх с реальным сюжетом нет ни волшебства, ни чужой логики. Действовать участникам приходится опираясь на свой собственный здравый смысл и собственную логику.
В прошлом году мной была организована игра-акция "Подари улыбку". Целый день дети запечатлевали свои улыбки на фотоаппарат и поднимали друг другу настроение. Акция создала в школе положительное эмоциональное состояние, школа стала единым целым. Фотографиями было украшено фае школы, и они поднимали настроение ещё не один день.

Инновационные игры Сегодня при помощи компьютера и новейших компьютерных программ можно проводить интересные обучающие, развивающие, коррекционные, диагностические игры. В своей работе я использую презентации выполненные в программе PowerPoint и обучающие компьютерные игры в школе для детей. В этом году стала "осваивать" интерактивную доску, которая предоставляет дополнительные возможности.
 Недостаточно просто провести игру. Часто изменения и находки игры становятся очевидными только при психологическом анализе проведенной игры вместе с участниками. Анализ игры я провожу в соответствии со следующими пластами:

  • Эмоциональный пласт. Помогаю участникам отреагировать возникшие эмоции. - Каковы чувства во время игры и после неё? - Что понравилось или не понравилось? - Что больше всего не понравилось?
  • Динамический пласт. Как игра повлияла на взаимодействие участников и каковы их индивидуальные результаты и выводы. - Что, по-вашему, происходило? - Что показалось значимым именно для вас? - Каковы выводы можно сделать?
  • Подведение итогов. Резюме. В конце обобщаю сказанное участниками и ставлю точку.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль