Консультирование обучающихся с помощью "Ящика откровений"

1586
Консультирование обучающихся с помощью

Автор: Попова Н.М., педагог-психолог ГБОУ ЦО № 1748 "Вертикаль", Москва

В Центре образования – гимназии № 1748 "Вертикаль" в 2008 году появилась новая форма работы – "Ящик откровений". В школьной газете "Большая перемена" было напечатано, а также роздано для размещения в классных уголках следующее послание: 

 
"Здравствуйте! Меня зовут Ящик откровений! Я впервые появился в Вашем Центре образования и хочу немного рассказать о себе и о своем предназначении.
Говорят, что давным-давно жил-был один крестьянин, который захотел найти ответ на вопрос: "Что такое счастливая жизнь?". Он стал собираться в дорогу, высоко в горы, где и планировал получить ответ на свой вопрос. С собой в дорогу он взял:
  • мешок с песком, чтобы, если поднимется сильный ветер, укрепить свое "ночное укрытие" из веток; 
  • бурдюк с водой, чтобы в любой момент можно было утолить жажду; 
  • мельничный жернов, просто так, на всякий случай, и отправился в путь. 

Идя целый день мимо селений и поднимаясь все выше в гору, крестьянин стал чувствовать, что дальнейший его путь становится сложнее и тяжелее, а он сам устает все сильнее. Да и люди предгорных поселков смотрят на него как на странного человека!
Но крестьянин упорно продолжал свой путь. Дойдя до первого горного селения, он решил присесть и передохнуть. Увидев уставшего путника с таким огромным и странным грузом, к нему подошел старейшина селения и сказал: "О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там, вдали, так много песка? И зачем тебе такой большой бурдюк с водой? Можно подумать, что ты решил пройти всю пустыню? А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути! "
"Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в дороге! " – с этими словами путник развязал мешок с песком и высыпал его на камни, открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок.
Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление, и он увидел висевший на шее тяжелый мельничный жернов, и понял, что из-за него шел сгорбившись. Крестьянин отвязал жернов и швырнул его в реку так далеко, как только смог. Свободный от обременявших его тяжестей и счастливый он продолжил налегке свой путь в вечерней прохладе…
Дорогие ребята, родители и педагоги!
К сожалению, часто по дороге жизни мы тащим на себе «мешки с песком, бурдюки с тухлой водой и мельничные жернова», потому что нет тех «старейшин», которые обратили бы наше внимание на это и на мир вокруг; нет условий, которые позволили бы нам раскрыться и довериться; нет уверенности, что нас выслушают, поймут и примут именно с такими чувствами, которые мы испытываем сейчас. И этот груз мешает нам двигаться вперед, познавать новое и неизведанное, развивать свои способности и возможности, становиться успешной, открытой и уверенной Личностью.
Поэтому я, Ящик откровений, предлагаю вам обратить внимание на свой внутренний мир, на свои чувства, мысли и начать заботиться о себе!
Для этого вы можете писать добрые и теплые, злые и противные, грустные и печальные письма, пожелания и откровения о наболевшем, о тревожном и беспокоящем вас. А потом опускать в меня, Ящик откровений. Ваши письма, пожелания и откровения могут быть как с подписью, так и анонимными, т. е. как вы захотите! Я жду вас около школьного таксофона.
Все ваши откровения из меня сможет доставать только Психологическая служба, которая гарантирует полную конфиденциальность и ответы на все ваши письма. Спасибо вам за доверие! Ваш Вертикальский Ящик откровений!".

Два ящика были размещены на первом этаже в двух корпусах Центра. На письма, которые можно отнести к группе «Крик души», отвечали экстренно. Были случаи, когда к работе подключалась социальная служба ЦО.

Большая часть писем посвящена проблемам детско-родительских отношений и взаимодействия в классных коллективах. В этих случаях мы учитываем индивидуально возрастные особенности и психолого-диагностическую информацию классного коллектива (которая является конфиденциальной и несет закрытую информацию).

При личном ответе, как правило, завязывается переписка, которая перерастает в онлайн-переписку – своего рода игру, помогающую подросткам справиться с проблемами, которые возникают в их юном возрасте. Это не удивительно. Дети более активно используют информационное пространство. А так как психологическая служба имеет свою страничку на сайте ЦО, то это не представляло сложностей. Результатом такого долгого общения порой становилось то, что школьники сами обращались за консультацией к психологам.

В случаях, когда письма не имеют обратного адреса, ответы обязательно вывешиваются на стенде «Психология школьной жизни». В дальнейшем сами ребята предложили оформлять их по подобию интернет-форума – с подбором тематических картинок.Приведем примеры писем детей и ответов на них.

Уважаемый Ящик откровений! Помоги мне советом. Мне в классе совсем не с кем дружить. Иногда я чувствую себя очень одинокой… 
Ответ: Если ты чувствуешь себя одинокой, если у тебя нет друзей, взгляни на себя с другой стороны. Что в тебе хорошего? Если ответ отрицательный, то предстоит серьезная работа над собой, прежде чем это хорошее найдут в тебе другие.
Интересно, почему никто не замечает твоих чудесных качеств? Возможно, как раз потому, что остальные, так же как и ты, зациклены только на себе. Есть старая, но верная пословица: «Для того чтобы иметь друзей, надо быть другом".

Дорогой Ящик откровений! Помоги мне учиться на "4" и "5".
Ответ: Хорошо, я помогу тебе, только у меня два условия:
1. Вначале ты должен поверить в свои возможности, знания и умения.
2. Достань из своей кладовки сундук. Хватит копить сокровища (в наше нестабильное время это опасно). Доставай их и пользуйся всеми до единого.
Дорогой друг! Ты, наверное, догадался, что сокровища – это твои знания.

Дорогой Ящик откровений! Я с тобой разговариваю. Ты ящик. Это как-то странно. Что мне делать? Я еще разговариваю с… Почему они не отвечают? Жду ответа на 4 этаже.
Ответ: Юный философ! Разреши тебя так называть. Твое письмо заставило меня поразмышлять. В жизни все относительно. Да, есть мир живых и неживых вещей. Мы находимся в мире живых вещей и только немного пересекаемся с неживым миром, но не более. Тебя смогут услышать, понять и ответить только люди. Скажу тебе по секрету. Да, я простой ящик откровений, куда кидают письма-отчаянья, письма-просьбы, письма-размышления, а иногда даже «мусор злости», но у меня есть друзья – наши школьные психологи. Они такие классные, а самое главное, они умеют хранить секреты всех детей. Подойди к ним, они смогут тебе помочь.

Послушаешь своих предков и складывается впечатление, что они такие хорошие, а мы просто отстой...
Ответ: Попробуй расспросить своих "предков" о прошлом. Люди очень благодарны тем, с кем они могут отправиться в обратное путешест¬вие во времени. Кроме того, ты можешь узнать много неожиданного для себя. С удивлением откроешь, что и у твоих "стариков" были похожие проблемы. Может быть, их опыт станет тебе подспорьем в трудной ситуации.

Мои родители замучили меня расспросами. Мне кажется, что они порой чересчур заботятся обо мне. Я же не маленький…
Ответ: Создай атмосферу доверия. Рассказывай о себе. Безусловно, ты имеешь право на личную жизнь. Вовсе не обязательно выкладывать все, как под пыткой. Но если ты будешь молчать, как партизан на допросе, родители могут вообразить, что ты скрываешь от них нечто ужас¬ное. И вот тогда они постараются ограничить твою свободу. А ведь ты этого не хочешь?

Я учусь в 8 классе, а мама не пускает меня гулять с друзьями, не разрешает даже сходить в кино, а про дискотеку я просто молчу. Очень боится за меня. Что мне делать?
Ответ: Родители начитаны, наслышаны о всяких кошмарах, которые творятся с современной молодежью. Например, если ты не познакомила мальчика с родителями, мама думает, что он, скорее всего, наглый соблазнитель и обманщик. Если ты встречаешься с друзьями, то родители, насмотревшись сериала «Школа», могут хлоп¬нуться в обморок. У них простые ассоциации. Лучше всего познакомь "домашних" с друзьями. Пусть близкие убедятся: ничего дурного вы не делаете! А если у тебя действительно нет возможности посвятить во что-либо маму и отца, подумай хорошенько: а вдруг это "что-либо" – и впрямь недостойное занятие?

Я не знаю, с кем поделиться, меня предал мой друг. Я ему доверил тайну, а об этом узнал весь класс. Я не знаю, что делать... Простить?
Ответ: Дорогой друг! Предательство – это самое подлое, что есть в мире! Так понимаешь ты, я и многие другие (думаю, и твой друг). От природы мы все различаемся внешним и внутренним миром. Понимание одних и тех же поступков у нас тоже разное. Если ты смел и дорожишь дружбой, поговори с другом. Расскажи о своих чувствах и переживаниях, объясни, что для тебя некоторые поступки равноценны предательству. Приятель выслушает тебя и сделает по своему, а НАСТОЯЩИЙ ДРУГ, которому ты дорог, выслушает и сохранит дружбу. Удачи! Судьба благосклонна к смелым!

Уважаемый Ящик откровений! Помоги! Мне в классе нравятся два мальчика. Они мои друзья. Мы с ними учимся с первого класса. Мне кажется, я влюбилась, только не знаю, в кого больше…
Ответ: Прекрасное создание! Очень часто простое непринужденное общение перерастает в дружбу, а дружба – в большую верную любовь. Не бойся общаться с ребятами. Важно, чтобы не только тебе было интересно с ними, но и им с тобой. Начни их «очаровывать» своими знаниями в какой-то области, в сферах их интересов. Мальчики устроены по-другому, нежели девочки. Они не любят суеты, быстрых решений, им надо всё обдумать, просчитать, ими руководит разум. А вот девчонки познают мир через чувства. Мы как два магнитных полюса. Нам вместе плохо из-за непонимания, и также мы не можем друг без друга. А самое главное – не торопи события. Дорогая моя, я хотел бы подарить тебе притчу о Любви.
"Давно, очень давно был остров, на котором жили все чувства и духовные ценности людей: Радость, Грусть, Познание и другие. Вместе с ними жила и Любовь. Однажды Чувства заметили, что остров погружается в океан и скоро затонет. Все сели в свои корабли и покинули остров. Любовь не спешила и ждала до последней минуты. И только когда она увидела, что на спасение острова нет надежды, и он почти весь ушел под воду, она стала звать на помощь.
Мимо проплыл роскошный корабль Богатства. Любовь просила взять ее с собой, но Богатство сказало, что на его корабле много драгоценностей, золота и серебра, и для Любви места нет.
Любовь обратилась к Гордости, корабль которой проплывал мимо. Но в ответ услышала, что ее присутствие нарушит порядок и совершенство на корабле Гордости.
С мольбой о помощи Любовь обратилась к Грусти. "О, Любовь, – ответила Грусть, – мне так грустно, что я должна оставаться в одиночестве".
Мимо острова проплыла Радость, но она была так занята весельем, что даже не услышала мольбу Любви.
Вдруг Любовь услышала голос: "Иди сюда, Любовь, я возьму тебя с собой". Любовь увидела седого старца, и она была так счастлива, что даже забыла спросить его имя. И когда они достигли земли, Любовь осталась, а старец поплыл дальше. И только когда лодка старца скрылась, Любовь спохватилась, ведь она даже не поблагодарила старца.
Любовь обратилась к Познанию:
– Познание, скажи мне, кто спас меня?
– Это было Время», – ответило Познание.
– Время? – удивилась Любовь. – Почему оно мне помогло?
– Только Время понимает и знает, как важна в жизни Любовь".

За время существования "Ящика откровения" психологическая служба ЦО пришла к выводу: данная форма работы действительно эффективна. Обучающиеся свободно могут высказаться, поделиться своими секретами, задать вопрос школьному психологу и главное – получить ответ, дружеский совет или рекомендацию.

"Дорогие Вертикальцы!
Я с удовольствием читаю ваши письма. Меня волнуют серьезные письма, и я ищу с вами пути решения проблем. Забавляют смешные и прикольные, например: "Подари мне на День рождения приставку…". Трогают пожелания и поздравления. Многие путают меня с копилкой. Я уже собрал 10 руб. 54 коп. (мелочью).
И на прощание…
Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для их разрешения.
Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.
Пишите! Я жду!
Ваш Ящик откровений
Занимательные факты
Еще в начале своего царствования Павел I повесил недалеко от дворца желтый ящик и повелел опускать туда письма с жалобами на притесняющих. И сам ежедневно разбирал эти жалобы, и с виновных взыскивал, невзирая на должности и звания. Ключ от этого ящика был только у Павла. Принимал он жалобы и от крепостных.
Одна госпожа из знатной фамилии положила в тот ящик просьбу, содержание которой состояло в том, что т. к. она происходит из знатной фамилии, поэтому не желает по смерти быть погребенною на общем кладбище и просит, чтобы государь повелел своим указом отвести особое место для погребения, в случае смерти, тела ее и всех ее родственников.
Снисходительный и милосердый император написал в ответ: «Так как люди по смерти, не взирая на породу и чины, бывают все равны, и более когда она умрет, то тогда не будет уже знать, кто она такова и какого звания человек будет положен рядом с нею; почему прошение и возвращается ей с наддранием (что означало высшую степень недовольства его величества – прим. ред.) обратно".



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль