Классный час "Международный день матери"

6178
Классный час

Автор: Асташкина Лариса Николаевна учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 34 г.Таганрога

Конспект классного часа, посвящённого Международному Дню Матери.Цели и задачи классного часа:

1) привлечь внимание учащихся к празднику;
2) познакомить учащихся с проблемой брошенных детей, формировать у учащихся негативное отношение к матерям, отказывающимся от своих детей;
3) расширить знания учащихся об истории праздника и особенностях его проведения в разных странах мира;
4) воспитание нежного и благодарного отношения к матери

План-конспект классного часа:

1. Вступление. Наш классный час посвящён самому дорогому человеку на земле – маме. Каждый из нас знает это слово с самых ранних лет, а для многих детей оно становится первым словом, произнесённым самостоятельно. Однако мы редко задумываемся о настоящем значении этого слова, так как привыкли произносить его каждый день. Выполните первое задание: дайте определение слову "мать". (Учащиеся получают листы с надписью: "Мать – это женщина, которая … '). Переверните листочки, мы вернёмся к ним попозже.

2. История из жизни. Эта история произошла в канун Нового года. Она настолько потрясла корреспондентку "Вольной Кубани" Инну Мочалову, что она посвятила ей целую страницу. Судите сами. (Учитель рассказывает содержание статьи).

Он мне не нужен… До новогодней ночи оставались ровно сутки. Вечером Иван Михайлович Рябцев собрался на главный базар . Подошел к остановке. На скамейке в углу его внимание привлек сверток. Интересно, что это? А вдруг бомба? Сверток зашевелился и запищал. Господи, да это же ребенок! Вот так сюрприз к Новому году! Пенсионер сразу же обратился в милицию. Живой комочек, завернутый в красное одеяло, оказался мальчиком нескольких дней от роду. Надежды на то, что ребенка не потеряли по случайности и что горе-мамаша опомнится и вернется, не оставалось. Срочно объявили в розыск молодую женщину, которая, как удалось выяснить, незадолго до этого ехала в маршрутке с грудным младенцем. Вернуть ей малыша никто и не думал. Раз оставила его на морозе — значит, не нужен. Ну, откажись официально, чтобы проблем с дальнейшим усыновлением не было. Так нет же — выбросила. Сотрудники милиции стали выяснять: может, кто-то из женщин, находящихся в положении, родил дома? Так и узнали, что в селе Великовечном проживает молодая женщина, которая до недавнего времени была на сносях, но сейчас ни живота, ни ребенка нет. Знали ли тогда оперативники, куда приведет их расследование дела о подкидыше? Жительница Великовечного Светлана из многодетной и неблагополучной семьи. Отец пил беспробудно, мать не успевала заниматься детьми — работала. Света ушла из дома еще в подростковом возрасте. Она помнила, как они с сестрами и братьями делили еду, которая нечасто появлялась у них на столе. Постоянно дрались, если кому-то доставался кусочек лучше. Поэтому всегда говорила, что если и будут у нее дети, то только один — чтобы все блага доставались ему. Перекочевывая от одного ухажера к другому, Светлана и не представляла, как бы она могла еще жить, чего добиться. Единственным источником дохода стало детское пособие, которого хватало на неделю на хлеб. Однако Светлана выкраивала еще и на бутылочку горячительного. Потом была еще беременность. Она родила и оставила дочку в роддоме, даже не посмотрев на нее. А зачем? Она была не нужна, ей одного ребенка кормить нечем. В то утро милицию девушка не ждала, поэтому растерялась и сразу во всем призналась. В свою очередь, опера от признаний и подробностей Светланы опешили. Они ожидали абсолютно не тех слов. Да, действительно, она недавно еще родила ребенка. Да, выбросила, но не на остановку в Белореченске, а здесь неподалеку — в туалет. Однажды вечером, ближе к ночи, Светлана поняла, что рожает в третий раз. Опытная, она уже хорошо знала, как и что необходимо делать. В больницу и не думала обращаться, так как ей помогли её сестра и подруга. Закопать в огороде они побоялись. Вдруг собаки почуют и раскопают. Тогда завернули в тряпку, и старшая сестра вынесла сверток в туалет. Светлану волновало больше всего, когда она оправится после этих родов и начнет обычную жизнь. Ничто другое ни ее саму, ни двух других женщин, кстати, тоже матерей-одиночек, помогавших ей, больше не тревожило. У одной на шее двое ребятишек, у другой — трое да плюс четвертый отказник в роддоме. На следствии она четко и хладнокровно рассказывала обстоятельства той ночи, через каждое предложение повторяла: "Он мне был не нужен. Я надеялась, что он родится мертвым". Только точно сказать, живым или мертвым родился малыш, никто из трех женщин не мог. Судьба горе-мамаши зависела от заключения эксперта. По сути, оно превратилось в вынесение приговора. Результаты судмедэкспертизы подтвердили, что ребенка бросили в выгребную яму еще живым. Несколько дней до получения результатов экспертизы Светлана провела дома, с сыном. Что теперь с ним будет? Любит ли она этого малыша? Да, наверное, ведь за него ей государство ежемесячно выдает пособие. Белореченский суд вынес нерадивой матери приговор — два года лишения свободы в колонии. Почему новоиспеченные мамы так поступают со своими детьми — объяснить сложно. Хотя... Вот что рассказывает прокурор Белореченска: — В правоохранительных органах не ведут по подобным делам отдельной статистики, но преступления такого рода участились в последнее время. Убийство новорожденного матерью — одно из самых мерзких преступлений, однако многие матери-убийцы уходят от наказания. Родят, выбросят — и концы в воду. Это, к сожалению, болезнь общества, низкий уровень морали, бездумность и вопиющая безответственность. Как показывает практика расследований такого рода преступлений, в 90 случаях из ста своих детей убивают те мамы, которым ребенок вообще был не нужен. В момент преступления мать-убийца не думает, что ребенка можно оставить на попечение государства или отдать на усыновление в другую семью. И чем бы ни руководствовалась такая «мать», она отнимает жизнь у абсолютно беззащитного существа. Кто оставил новогоднего подкидыша на остановке в Белореченске, неизвестно. Но то, что малыша не убила собственная мамаша и его подобрали добрые люди, уже хорошо. Хочется верить, что этому ребенку повезет и у него появится любящая мама.

Учитель: Мне кажется, что после этого рассказа можно уточнить значение слова "мать". "Мать" - это женщина, которая не только родила, но и вырастила и воспитала своего ребёнка. (Обсуждение вопроса; мнения учащихся).

3. Зачем нужен День Матери? Ведь есть же 8 Марта…

Учитель: К сожалению, этот вопрос можно услышать довольно часто, и те, кто его задают, просто плохо знают историю этого дня и забывают, что 8 Марта – это день, в который принято поздравлять всех женщин, не только мам, а даже маленьких девочек. Так неужели наши мамы не заслужили свой, особенный день? Есть ли подобный праздник в других странах и как его отмечают? (Обсуждение вопроса; мнения учащихся). Попробуем ответить на эти и другие вопросы.

Во многих странах мира отмечают День матери. Смысл празднества - отдать должное женщинам, благодаря которым все мы живем на свете, обнять своих мам и сказать им слова благодарности за то, что они есть. Это день, когда воздается должное труду матерей и бескорыстной их жертве ради блага своих детей. 12 декабря 1912 года была создана Международная Ассоциация Дня матери с целью распространения сознательного празднования этого дня. Многие страны отмечают собственный День Матери в разное время года. В Норвегии День Матери отмечают во второе воскресенье февраля. В Ливане - в первый день весны; в Узбекистане 8 марта отмечают как День матери, в Армении – 7 апреля, в ЮАР - первое воскресенье мая. В Бахрейне, Гонконге, Индии, Малайзии, Мексике, Омане, Пакистане, Катаре, Саудовской Аравии, Сингапуре и Объединенных Арабских Эмиратах День Матери отмечается 10 мая.

День Матери во второе воскресенье мая отмечают Мальта, Германия, Дания, Китай, Финляндия, Италия, Турция, Австралия, Япония, Бельгия, Украина, Эстония. В Швеции и во Франции - в последнее воскресенье мая. В Аргентине - в октябре; в Испании и в Португалии - 8-го декабря, в Сербии - в декабре. Учитель: Как же проходит этот праздник в некоторых странах? Давайте послушаем сообщения ваших одноклассников.

Сообщения учащихся о праздновании Дня Матери в разных странах.

4. День Матери в России

Учитель: Итак, вы услышали об особенностях празднования этого дня в других странах. А что вам известно об этом празднике в нашей стране? Когда он появился? Как и почему? (Обсуждение вопроса; мнения учащихся).

В русской культуре женщину называли хранительницей домашнего очага, домоустроительницей. И многие мероприятия, проводимые нашим классом, не могли бы состояться без наших мам. пословица гласит: "Мать почитайте, как главу семьи". Какие ещё русские пословицы вы знаете? (Обсуждение вопроса; мнения учащихся).

Предлагаю вам ответить на следующие вопросы: В старину на Руси …

1. Какие украшения носили девушки?

2. Что такое "хусточка"?
3. Какая самая главная черта характера женщины?
4. Кто первым проявлял признаки гостеприимства при встрече гостей?
5. Могла ли женщина ходить без платка?
6. Делали ли женщины стрижки?
7. Сколько кос носили женщины?
8. Какое действие совершала женщина с волосом вечером?
9. Кто делал для женщины пряху?
10. С какими словами отдавали крещеного ребёнка матери?
11. Как мать принимала ребенка после крещения?
12. Какие обереги были на одежде женщины?
13. Что обозначали женские фигуры в символике ремесел?
14. Как в "Домострое" написано, надо относиться мужу к жене?
15. Мог ли мужчина наказывать женщину?
16. Как относились в народе к абортам?
17. Как строила вдова дом для сына?
Ответы на вопросы: 1. Женщины носили украшения из золота, а девушки только серебряные украшения. 2. Это лоскут ткани величиной с носовой мужской платок. Хусточку ритуально вышивала девушка, женщина и дарила дорогому для него мужчине, который уходил на срочную службу или войну. Мужчина бережно хранил хусточку, как напоминание о родине, где его ждет живым и здоровым любимая девушка или женщина. Если мужчина погибал, то ему на могильный крест завязывали хусточку 3. В Библии написано: "Пускай с вами будет самое великое приобретение – терпение". Это качество у женщины очень высоко ценилось. И трудно не согласиться, что для семейного покоя, благополучия и в целом счастья очень важно женское терпение. 4. Хлеб-соль – признак русского гостеприимства, и его всегда оказывали и оказывают только женщины в национальных костюмах. 5. Согласно обычаям женщина, вышедшая замуж, должна была скрывать свои волосы. Считалось, что "простоволосая баба" могла принести несчастье, повредить задуманному делу, "светя волосом". Женщина всегда должна была ходить в платке. Простоволосой ее мог видеть только муж. Говорят, что если бы наши предки увидели бы современных женщин, то разбежались бы от них, как от сатаны. Раньше среди народа бытовал старый заговор: "спаси меня от колдуна и от девки гладковолосой, и от бабы простоволосой". 6. У женщин могли быть только разные прически, так как они совсем никогда не стриглись. Очень бережное отношение было в народе к волосу. Очески женских волос сжигали в печи, старые женщины собирали их в погребальные подушки, которые хранили далеко от жилища. Народ заметил, что человеческий волос никогда не бьет моль, значит он всегда живой. Считали, что волос всегда растет, а для его роста нужна энергия. Народ считал, что волос питается энергией домочадцев, где он находится. 7. Только две, как знак того, что женщина замужем. 8. Она обязательно перед сном распускала волос и расчесывала его костяным гребешком. Женское подсознание напоминало ей ласковую руку умершей матери, которая всегда перед сном гладила дочку с пожеланием спокойной ночи. 9. Каждый мужчина должен был сделать прялку с ритуальным обереговым узором. Он ее дарил своей сестре, матери, если у нее она сломалась, бабушке или невесте. 10. "Пусть Бог бережет и счастливую долю дает". 11. Она брала его в шубу. Надо было подержать его в шубе, чтобы ребенок был богатым, чтоб у него было всякого добра не счесть. 12. Праздничная одежда женщины обязательно была вышита обереговым рисунком. Обычно он имел вид узора в полоске и располагался около горловины, по краю рукава, подола и на плечах. Это делалось, чтобы эта красота разряжала злой взгляд и плохие мысли, и чтобы они не проникали к женщине в тело и душу. 13. Очень часто в узорах на предметах ремесел были женские фигуры – роженицы, как оберег мира. Женские фигуры с поднятыми вверх руками как бы изображали мольбу к солнцу, поэтому чаще всего и изображались рядом с солярными знаками. Женщин рисовали с головой в виде лучистого, напоминающего солнечный диск ромба или "сияющего' креста. Эта лучистость обозначала, что в образе женщины выступает само солнечное божество. У девы рисовали только лучистый диск. У матери диск завершался в виде двух загнутых лучей-рогов. Рога обозначали производительный период жизни. 14."Муж должен относиться к жене, как к Божьему храму". Лучшего отношения раньше не существовало, так как верующие любили Бога на небе, а Божий храм на Земле. 15. В "Домострое" написано, что если жена провинилась, то при всех ее не ругай, а наедине пожури и тут же приголубь и приласкай. 16. Их называли детоубийством, а убийство один из сорока смертных грехов. 17. Строили дом для сына вдовы всей станицей. На строительство этого дома станичники шли со своими инструментами, "харчами и горилкой".

5. Подведение итогов.
Учитель: Предлагаю вам прослушать песню известного русского певца Дмитрия Маликова "С днём рожденья, мама". А пока звучит песня, напишите как можно больше слов, которыми называют мам. Можно вспомнить слова русские современные и устаревшие, слова, которыми называли мам герои классических произведений русских писателей, слова русского, слова украинского, белорусского, английского, французского, немецкого языков и т.д. (Звучит песня, учащиеся пишут слова). Учитель: Какие слова вы вспомнили? Проверьте, все ли слова вы вспомнили? (На доске открываются слова: мать, мáтэрь, мáты, мáтынька, матушка, мамó, мама, мамочка, мамуля, мамулечка, маменька, мамáн, mother, mum, mummy, Mutter, Mutti). Посмотрите, как много красивых и приятных слов можно и нужно говорить нашим мамам. Сделайте первый шаг навстречу им, назовите их сегодня хотя бы одним ласковым словом. А в воскресенье не забудьте поздравить их с праздником!

И в заключение послушайте стихотворение Сергея Есенина, который, даже будучи взрослым, не стеснялся быть ласковым и нежным со своей мамой. (Стихотворение С.Есенина "Ты жива ещё, моя старушка …").

Оборудование: музыкальный центр, диск с песнями Д.Маликова.

Литература:

  1. Н.А.Бондарева. Воспитание девочки и мальчика средствами этнопедагогики. – Армавир, 2001.
  2. С.Есенин. Стихи. – М.: Просвещение, 2000.
  3. И.Мочалова. Он мне не нужен\\ Вольная Кубань. 10 ноября 2006.
Ищите материалы по организации воспитательной работы в школе?

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала "Справочник классного руководителя".

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль