Конспект урока "Прямая речь"

3480
Конспект урока

Автор: Маркова Туяна Дабаевна учитель русского языка и литературы МБОУ "Алханайская средняя общеобразовательная школа" (Забайкальский край)

Цель урока:
изучить предложения с прямой речью.
Образовательная - дать представление о прямой речи, научить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, вспомнить расстановку знаков препинания при обращении, повторить типы предложений по цели высказывания;
Воспитательная - воспитать чувство ответственности, заботы о родителях;
Развивающая - развить логику, навыки самостоятельной работы, развитие речи.

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Вид урока: развивающий с применением ИКТ

Методы урока: частично поисковый, исследовательский.

Формы работы: коллективная под руководством учителя, самостоятельная индивидуальная.

Оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, проектор.

Ход урока

Время

Основные этапы урока, их содержание

Деятельность учащихся

I.                   Оргмомент

2-4 минуты

.

2.    Поскольку учащиеся 5 класса имеют определенный уровень знаний по данной теме, можно построить подготовку к усвоению нового материала следующим образом: попросить одного из детей выйти из класса и вбежать в него, произнеся какое-либо сообщение. Учитель при этом комментирует действия ребенка: "Ваня вбежал в класс и радостно сообщил…."

3. Подготовка к усвоению нового материала, постановка учебной задачи учащимися

3-5 минут

Далее определяем, что является прямой речью, а что словами автора, т.е. вводим определение понятий "прямая речь" и «слова автора».

 Запись в тетрадях "Прямая речь – это"

II. Операционно-содержательный этапУсвоение новых знаний (через наблюдение и фронтальную беседу).

7-12 минут

Работа со схемами предложений с прямой речью (слайд ) 
– Чем отличаются схемы предложений в первом столбике от схем во втором столбике? 
– Чем похожи схемы предложений в одном ряду? 

Данная схема дает возможность еще раз вспомнить структуру предложения с прямой речью и от строения, от предложенных схем перейти к изучению знаков препинания. 

– Далее анализируются знаки препинания, Где слова автора, а "П"-прямая речь. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, какие знаки препинания могут стоять при прямой речи.

Выявляются общие признаки: прямая речь всегда берется в кавычки и пишется с большой буквы, слова автора отделяются от прямой речи двоеточием или тире – в зависимости от того, где находятся: до или после прямой речи и т.д.

 

Физминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять, 

Руки согнули,кисти встряхнули;

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И берись смелей за дело.


Ребята должны увидеть разное положение слов автора и прямой речи в каждом из них 

Прямая речь представляет один тип предложения: повествовательное, восклицательное или вопросительное. 

Затем схемы предложений рисуются в тетради

 

Ученики: запятая, двоеточие, тире, точка, восклицательный и вопросительный знак.

Прочитайте текст (слайд ), определите тему текста.

Как вы думаете, какую из дочерей можно назвать самой заботливой? И почему?

 С помощью каких глаголов вводится прямая речь?

В тексте рассказывается об отношениях мамы и дочерях.

Самая заботливая дочь -

Правильно, при помощи самых разных глаголов можно ввести прямую речь. Найдите предложения с прямой речью, начертите их схемы.

Проверка задания.

самая младшая, потому что она не говорит, а делом доказывает свою любовь.

Прямая речь вводится с помощью глаголов: сказала, проговорила, щебетала, промолвила, прошептала.

Первичная проверка понимания.

15-17 минут

Составьте предложения с прямой речью. Подчеркните глаголы, связывающие слова автора с прямой речью. Начертите схемы. (слайд )

Проверим (слайд ).

Придумайте прямую речь и вставьте ее на месте пропуска. Запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки препинания.

Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью. (Слайд)

.

Посмотрите на доску (слайд ). Перед вами картина Решетникова «Опять двойка». Как вы думаете, что произошло?

Посмотрите, пожалуйста, на людей, изображенных на картине. Какие эмоции они испытывают?

Пофантазируйте и скажите, что могли проговорить герои?

Наверное, мальчик получил двойку в школе.

На картине изображена мама мальчика, она устала, наверное, готовила ужин, на ней фартук, сестра, она в школьной форме, только вернулась из школы и села делать уроки. И мама, и сестра недовольны, кажется, что они уже знают про двойку мальчика. Радуется младший брат, катающийся на велосипеде, и собачка. Мальчик расстроен, у него в руках перевязанный веревкой портфель, в нем коньки.

Ученики предлагают свои ответы.

III. Рефлексивно-оценочный этап

4 мин.

1.     Спишите, расставляя знаки препинания. 

Начертите схемы получившихся предложений.

1.        Ребята, вам понравился урок?

2.        О чем мы говорили сегодня?

3.        Расскажите о  знаках препинания в предложениях с прямой речью, начертите на доске их схемы.

4.        Объяснение домашнего задания

5.        Выставление оценок

Взаимопроверка.

  

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль