Сценарий праздника "Святочные гулянья"

2839
Сценарий праздника

Автор: Лапина Светлана Александровна
Цель:
 приобщение дошкольников и младших школьников к русской традиционной культуре.
Задачи: - знакомство с обрядом колядования на Руси; - совмещение праздничного веселья с познавательной деятельностью; - развитие творческих способностей; - формирование навыков общения и создание праздничной атмосферы в детском коллективе. Предварительная работа: - познакомить ребят с традиционными святочными обрядами, атрибутами и героями обряда колядования; - разучить с детьми святочные песни, колядки, игры и хороводы; - объяснить значение слов: коляда, от латинского выкликать. Колядка, короткая песня величально-поздравительного характера. Колядовщики – исполнители колядок. Авсень, от слов овес, сеять – песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье; - вместе с детьми изготовить атрибуты обряда колядования – звезду, вертеп, месяц, мешок и рождественские подарки – сувениры для родителей, друзей и гостей праздника; - подготовить презентацию , установить аппаратуру для демонстрации презентации. Атрибуты и декорации: В зале декорация русской избы, за ней (до поры) скрывается тетка Федотья. Вертеп, звезда, месяц, изготовленные заранее, лежат на полу. Оборудование и материалы: Компьютер, колонки, экран,  презентация-игра "Загадки тётушки Федотьи".  Действующие лица: "Колядовщики" – мальчики в русских народных костюмах, ряженые – коза, Баба-яга с мешком, медведь, тетка Федотья. Роль ведущего исполняет взрослый.

Ведущая

На Руси в январе самым торжественным и одновременно радостным был и остается праздник Рождества Христова. С 8 января начинались Святые дни – Святки. Сельскохозяйственные работы закончены, наступает время отдыха и веселья.

По вечерам в Святые дни дети ходили по домам и пели особые песни – колядки. На взгляд самих поющих, напев коляды принято "тянуть в одно", петь в унисон. Ходили небольшими группами, причем группы формировались с учетом пола и возраста детей: мальчики ходили колядовать отдельно от девочек. В  зимнюю одежду облачались шиворот-навыворот, лицо размалевывали, даже в песне стремились изменить свой голос до неузнаваемости. С пением заходили в дом только к знакомым, выпрашивали угощение. Хозяева давали детям лепешку, пирог или копеечку, и они бежали в следующую избу, а на их место приходили другие. Хозяева никогда не выгоняли детей и давали всем, сколько бы ни приходило. Рассуждали так: "Я твоему дам, а ты моему. Вот и поквитаемся".

Такое веселое передвижение детворы от дома к дому, с пением и хорошим настроением, называют «обряд колядования», в старину он был самым любимым у детей среди многочисленных Святочных зимних забав. Хотите увидеть как это было?

Дети Да!

За дверью слышатся шум и смех, дети играют на свистульках, трещотках, колокольчиках. В дверном проеме появляется козья голова, блеяньем она приветствует собравшихся. С пением в зал входит процессия детей и ряженых, впереди шествия — коза, Баба-яга несет мешок для угощения, вереницу участников замыкает медведь. Ребята становятся в полукруг, один обращается к зрителям, произнося стихи нараспев:

Здравствуйте, хозяева добрые!
С Новым годом! С новым счастьем!
Чтоб здоровы были,
Много лет чтоб жили!

Мальчик (призывно).

Ой, ребята, нонче Святки,
Не пойти ль нам на колядки?

Мальчик (мечтательно).

Там блины, козули [рождественское печенье, для угощения колядовщиков]
И кисель в кастрюле!

Ребята берут заранее приготовленные атрибуты обряда со словами:

Звезда — моя!
А мой — месяц!
Вертеп — Мотьке, [мужское имя в сокращении, от полного Матвей]
А коза — Володьке!

Все смеются, Володька (один из мальчиков) берет козу за поясок, коза "бодается". Володька гладит козу, приговаривает:Володька
Козушка моя серая
По горке ходила,
Коза моя смелая
Волчика дразнила.
Коза подпрыгивает и мотает головой, дразнит воображаемого волка.

Волк такого не стерпел,
Взял козушку да и съел!
На слово "съел" коза падает на пол, дергает ногами, руками, притворяется съеденной. Дети жалеют козу, все тяжело вздыхают, кроме одного бойкого мальчика, который подходит к лежащей на полу козе со словами:

Мальчик
Нашей козе немного надо:
Решето овса, поверх колбаса,
Три куска сала...Все (хором)

Чтоб коза встала!!!
Коза неожиданно поднимается и торжественно объявляет:Коза

По деревне всей пройдем,
Каляду-авсень споём!
- Коляда-маляда!
- Пошто пришла?
- Косы просить!
- Пошто косы?
- Сено косить!
- Пошто сено?
- Коров кормить!
- Пошто коров?
- Молочко доить!
- Пошто молочко?
- Ребят кормить!
- Пошто ребят?
- Свиней пасти!
- Пошто свиней?
- Бугры ровнять!
- Пошто бугры?
- Красным девушкам гулять!
- Троим, двоим, Давно стоим
- Под окошечком,
- С лукошечком

С пением "Каляда-маляда" ребята идут по кругу, с окончанием песни встают в полукруг.

Ведущий

В старину на Руси был такой обряд.
Назывался...Все (хором). Коляда!Ведущий
С Рождества до Крещения ряженые ходили по дворам с козой...Коза (стучит копытцем).
Ме-е-е!Ведущий
Медведем...Медведь (мотает головой).
Р-р-р!Ведущий
Звездой, вертепом и месяцем.
Пели, просили подарки, хозяев поздравляли, здоровья желали.Мотька (с озорством).
С праздником, господа!
А кричать ли коляда?Ведущий
Кричитя!
Все поют Колядку по выбору педагога, двигаясь по кругу. Медведь, коза и Баба-яга идут противоходом в середине круга, изображая шествие ряженых. По окончании песни ребята перестраиваются в полукруг со словами:

Долго мы колядовали,
Ажно ноженьки устали.
Всю деревню обходили,
Про Федотью-то... (огорченно) забыли.Володька
А вот и дом Федотьи (показывает на декорации русской избы, обращаясь к товарищу.)
Моть, стучи в окно-ти. Матвей (в сокр. Мотя) стучит в окно со словами:Мотя
Здоровья тому, кто в этом дому.
Кто даст пирога, тому двор живота!Мальчик
Что, Федотья, наварила?
Что, родима, напекла?
Выноси-ка поскорей,
Не морозь-ка ты детей.Мальчик (выставляя ногу вперед на пятку).
У нас чеботы худые.
Все (жалобно, с притворством).
У нас ножки-ти зябнут.Мальчик (показывая руки в рукавицах).
У нас рукавички дырявы.Все (взявшись за кончик платка).
У нас ручки-ти зябнут.Баба Яга
У нас платочки то-о-оненьки.Все
У нас ушки-ти зябнут.Мальчик (ударяя себя в грудь).
И тулуп-то короток.Все (обнимая себя двумя руками, "замерзая").
Колядовщик передрог!!!Медведь (нараспев).
Зимой шубка не шутка.

(Хвалится своей шубкой, вразвалочку, гордо прохаживается перед детьми.)

Зимой тулуп всякому люб.Ведущий Давайте погреемся.
Все вместе поиграем,
А кто водит, посчитаем.

Ребята встают в тесный кружок и выбирают водящего считалкой.Ведущий

Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок елок.
Скину шубку на снежок.
Все пожалуйте в кружок.
Ну, а тот, кто водит,
Первым пусть выходит!

Ребята играют в русскую народную игру по выбору педагога, здесь же можно завести пляску.Мальчик (настойчиво, обращаясь к Федотьиному окну).

Мы и пели, и играли
Под твоим окошком.
Ты, Федотья, что ль глухая?
Выноси лепешку!Выходит тетка Федотья, в руках блюдо с угощением.Мотя (насмешливо).
Неси, неси, не тряси.Все (обращаясь к тетке).
Половину-ти не скуси!
Ребята громко смеются, играют на музыкальных инструментах, хлопают и топают.Тетка Федотья (с укоризной).
Сначала загадки отведайтя,
А потом и лепешкой обедайтя.

Тётка Федотья проводит игру "Загадки тетушки Федотьи" с использованием презентации (все вопросы игры читает взрослый). После игры тётка Федотья угощает колядовщиков пирогами, они с поклоном принимают угощение и под русскую плясовую покидают зал.литература:

  1. Архивы Нижегородского областного научно-методического центра народного творчества, Нижний Новгород, 1992-1993.
  2. Бордюг Н. Святочные обряды Нижегородской земли / Бордюг Н. Нижний Новгород, 1986.
  3. Гилярова Н. Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству / Гилярова Н.Н. М.: ООО Издательство РОДНИКЪ, 1996 .
  4. Камаева Т. Ю. Детские музыкальные праздники / Камаева Т.Ю. М.: Лайда, 1994.
  5. Краснопевцева Е. А. Поют дети / Краснопевцева Е.А. М.: Советская Россия, 1989 .


Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль