План урока на тему "Япония: экономико – географическое положение, ресурсы и население"

7677
План урока на тему

Автор: Назия Гаптелфартовна Хусаиноваучитель географии МБОУ- Арская гимназия №5 (Республика Татарстан)Цели:

  • сформировать представление о природе, населении, хозяйстве страны, представить картину страны.
  • продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом учебника, с картами, статистическим материалом и дополнительной литературой.
  • воспитывать географическую культуру, расширять кругозор учащихся.
  • продолжать формирование коммуникативной культуры.

Оборудование: карты атласов, экономическая карта Японии, политическая карта мира, статистические справочники.Ход урока.

I.Актуализация.

1. Орг. момент. Объявление темы, цели и задачи урока, знакомство с планом урока.

 План урока.
1. Япония - "страна-наоборот", Cтрана восходящего Cолнца";
2. Название страны и состав территории.
3.Экономико-географическое и политико-географическое положение . Влияние ЭГП на развитие страны, отрицательные и положительные стороны ЭГП;
4. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно - ресурсного потенциала для развития хозяйства Японии.
5 Особенности населения. Демографическая политика. Религия и культура Японии;
6. Хозяйство Японии. "Экономическое чудо" Японии; ( записывают в тетрадь)

II. Изучение новой темы.
1. Страна – наоборот, страна восходящего солнца: территория, границы, положение.
- Пальто подает женщина
-Руль в машине с правой стороны
-Кошки бесхвостые
-Пишут сверху вниз
-Спят на полу
-Едят палочками
- Белый свет является траурным

( Слайд )

2 .Название страны и состав территории
Беседа с дополнениями учителя. Древнее название страны-Ямато, "Страна-восходящего Солнца" (слайд ) Столица-Токио, что означает- «Восточная столица»,расположена на месте бывшего замка Эдо. Прежняя столица- г.Киото. Экономически развитое государство. Член "Большой восьмерки", но не член НАТО. Конституционная монархия. Унитарное государство( 46префектур и губернаторство Хоккайдо). Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом-солнцем в середине. Круглая хризантема - национальный цветок Японии. 3. Экономико-географическое и политико-географическое положение Работа с атласом: 1.Охарактеризуйте географическое положение и природные особенности страны. Страна-архипелаг. 4крупных о-ва(о.Хоккайдо,о.Хонсю, о.Кюсю, о.Сикоку) и 4 тыс.мелких в Тихом о-не. Протяженность береговой линии 30 тыс. км. Площадь страны-377.8 тыс.кв.км.

(используя слайды, атлас и учебник дает характеристику ЭГП "+" и "-")
(В виде схемы в тетрадях записывают "+" и "-")
Островное положение,
Удаленность от большинства развитых возможность для развития стран Большой восьмерки,з атрудняет широких экономических отношений процесс интеграции.
Положение в центре АТР, Положение в сейсмической зоне наиболее динамично развиваю.Малая площадь территории  региона. Благоприятные климатические условия.

4 Оценка природных условий и природных ресурсов страны, работа с атласом "Минеральные ресурсы".

Оценка природно – ресурсного потенциала.

Страна богата культурными традициями, а какими природными ресурсами обладает Япония?
1.Бедна минеральными ресурсами(есть только малые запасы меди, каменного угля, свинцово-цинковых руд).
2.Бедна земельными (пашней)
3. Хорошие агроклиматические и рекреационные ресурсы
4. Гидроэнергетические и лесные
5. Богатейшие морские ( биологические) Японцы умеют рационально использовать те богатства,чем их наградила природа. Создано много национальных парков, красивых уголков природы. В Японии хорошо налажена рыбоперерабатывающая отрасль, почти безотходное производство.
Страна бедна минеральными и земельными ресурсами. Как она решает эти проблемы?
1.В 50-60 г.г закупала дешевое сырьё. В настоящее время ориентация на наукоемкие отрасли.
2.Опора на высококвалифицированные трудовые ресурсы.
3.Отвоевывает у моря часть побережья, чудом света можно назвать аэропорт Кансаи, построенном в бухте Осака в 5 км от о.Хонсю.

Физкультурная пауза (2 минуты)

В связи с тем, что у японцев приняты поклоны и улыбки, мы попробуем их сделать. Наклон с улыбкой под углом 150 (японцы кланяются так друг другу), под углом 300(кланяются клиентам и покупателям), под углом 450 (кланяются начальнику). Еще, когда мать по японскому обычаю носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших. (учащиеся выполняют поклоны)

5.Особенности населения. Демографическая политика. Религия и культура Японии; Проанализировать данные о населении на слайде. Численность- 127 млн. чел.(8-е место в мире). Однонациональная страна (японцы составляют 99.3%; др.народы - корейцы - 511.3 тыс чел.; китайцы - 244.2тыс чел.; бразильцы -182.2 тыс чел.; филлипинцы - 89.9 тыс чел; айны - 20 тыс.чел.(на о.Хоккайдо) ( слайды ); Религия и традиции Японии (слайды ); Следовательно, какой государственный язык? (японский)

Прослушать сообщение о японской письменности.
Назовите религии, исповедующие населением Японии.

Сообщение ученика.

К какому типу воспроизводства населения относится данное государство? Анализ слайда. Рождаемость: 1947г – 34 чел.на 1 000 жителей 1960г – 19 чел.на 1 000 ж. 2 000г – 9.5 чел.на 1 000 ж. Детская смертность снизилась с 60 до 3 чел/1 000 жит. – "Японское чудо". Естественный прирост снизился с 15 чел/1 000 (в 1950г), до 1/1 000 (2 000г). Подобный демографический переход( демографическую революцию) страна совершила самой первой из стран Азии и в довольно короткие сроки. С 1949г в стране проводится демографическая политика. Каково ваше мнение, на что была направлена демографическая политика государства в середине 20 века? Основные направления: снижение рождаемости и повышение уровня жизни. Методы достижения: - занятия со школьниками по планированию семьи; - повышение брачного возраста - увеличение затрат на воспитание и образование детей - дорогие свадебные церемонии. В результате Япония столкнулась с демографическими проблемами: - процессом постарения населения и угрозой депопуляции/ Продолжительность жизни –одна из самых больших в мире.
Ваше мнение, почему?
-Употребление в пищу морепродуктов;
 - Здоровый образ жизни;
 - Малое употребление спиртных напитков; доброжелательность;
 - Высокая образованность населения.
 - В отношениях японцев друг другу царит доброжелательность.
- Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: "Десять тысяч шагов в день ради здоровья"
- Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.

Какая территория Японии наиболее заселена? (см.атлас) побережье Тихого о-на. Средняя плотность населения-336 чел.\кв.км. В городах плотность достигает- 1000чел\км.кв. К каким странам относится Япония по уровню урбанизации? 80% - городское население. В стране более 200 больших городов, 12 из них города- миллионеры. Самыми крупными агломерациями считаются Токио, Нагоя, Осака. Они образуют мегапополис ТОКАЙДО, где живет около 56% всего населения страны. Самым крупным городом мира является Токио(26 млн. чел.) Культура Японии. Прослушивание кратких сообщений учеников. (Сообщения учащихся об икебана, кимоно, бансай, сакура, чаепитие, бумажные журавлики.)

6. Хозяйство Японии. "Экономическое чудо" Японии Экономическая статистика: - Япония самый крупный в мире страна-кредитор (имеется в виду объем "чистых" активов за рубежом, принадлежащих возвращению с процентами) и экспортер капитала. - III место в мире по экспорту (после США, ФРГ). Торговый баланс Японии все последние годы отличался огромным перевесом экспорта над импортом.

Как называют такой вид баланса? - Около 1 млн. американцев работает на чисто японских или смешанных предприятиях в США.
- Первую десятку крупнейших банков мира практически целиком заняли японские банки. - Идет жестокая "торговая война" между Японией и США, Японией и Западной Европой. ( слайды ); "Экономическое чудо":
- Национальные черты характера;
-Развитие малого и среднего бизнеса;
-Экспортная ориентация экономики;
-Наукоемкие технологии;
-Импорт лицензий и патентов;
-Государственное регулирование экономики;
-Система управления; Факторы "экономического чуда":
1) Важнейшую роль в индустриализации Японии сыграли США.
2) Были проведены демократические реформы (конституция 1947 года).
3) Распущены японские семейные концерны - "дзайбацу", которые монополизировали экономику.
4) Была проведена реформа в сельском хозяйстве, ликвидировано крупное землевладение, земля была передана в пользование крестьянам.
5) Страна экономила колоссальные средства на развитие собственных НИОКР за счёт приобретений лицензий и патентов.
6) Кроме того, в это время были относительно низкие цены на мировом рынке на минеральное сырье и топливо.
7) Япония имела дешевую рабочую силу по сравнению с другими развитыми странами, тщательно разрабатывалась система управления рабочей силой.
8) Япония после поражения в войне имела право тратить не более 1 % ВВП на оборону.
9) Для страны всегда была характерна высокая степень государственного регулирования: каждые пять лет составляется план-прогноз.

Слагаемых японского «экономического чуда» много, но главное из них - это проведение экономической политики, направленной на:
1) быстрое развитие отечественной научно-технической базы и рациональное использование иностранных технологий;
2) динамичный рост производительности труда;
3) повышение квалификации и дисциплинированности рабочей силы, эффективности системы организации и управления экономикой, гибкости экономической тактики и стратегии.

Начиная с 50-х гг. XX в. Япония совершила резкий скачок в экономическом развитии благодаря особенностям японского менеджмента. Как и в любой другой стране, он отражает ее исторические особенности, культуру и общественную психологию. Менеджмент в Японии основан на коллективизме и использовании различных морально-психологических рычагов воздействия на личность. Сообщение учащегося о бумажных журавликах, история и значение. ( учащиеся дарят присутствующим бумажные журавлики ) Тестовая работа (5 минут)

Тест .
1)Число жителей, проживающих на территории Японии:
а) 124 млн. чел.;
б) 126 млн. чел.;
в) 127 млн. чел.;

2) Государственный строй:
а) абсолютная монархия;
б) конституционная монархия;
в) республика;

3) По численности населения Япония:
а) опережает Нигерию и Индонезию;
б) уступает США и ФРГ;
в) опережает Индонезию;
г) опережает ФРГ и уступает Бразилии;

4) Национальный состав - … японцы:
а) 89%; б) 90%; в) 99%

5) Япония относится к:
а) I типу воспроизводства;
б) II типу воспроизводства;

6) Население Японии исповедует 2 основные религии:

а) буддизм и конфуцианство;
б) конфуцианство и синтоизм;
в) буддизм и синтоизм;
г) иудаизм и синтоизм;

7) Японское "Экономическое чудо" обусловлено:

а) заимствование и внедрение научно-технических изобретений;
б) высокие темпы развития военно- промышленного комплекса;
в) низкой заработной платой рабочих;

8) Ведущие отрасли промышленности:

а) пищевая;
б) автомобилестроение;
в) лесная;

9) По числу торговых судов Япония занимает … место

а) 3;
б) 1;
в) 10;
г) 2;

10) Япония импортирует:

а) пищевые продукты;
б) оборудование для машиностроения;
в) продукция легкой промышленности.

7. Вывод. Учащиеся делают вывод: Япония – является одним из лидеров мирового хозяйства.
8. Итог урока, выставление оценок.

Домашнее задание. Краткие сообщения о традициях в Японии. Приложение: Сообщения. Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется "тя но ю", что означает в переводе "чайная церемония". Участвуют в обряде не более пяти человек. В комнате даже днем должен быть полумрак, а вся мебель и предметы - старинные, лишь белоснежный льняной платок и бамбуковый коврик подчеркнуто новые. Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок — растертый в пудру зеленый чай, заливает водой и метёлочкой взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.

Икебана (приблизительный перевод - искусство составления цветов). Это целая наука, её преподают в Японии в специальных школах. Обучают детей этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара - тонкого зрительного восприятия её едва уловимых свойств. Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них - бонсай -миниатюрные сады. Эти маленькие садики по своим размерам не превы­шают размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клёны, лиственницы до 30 см. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них всё свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжелого трудового дня. Существование такого крохотного садика может быть объяснено стремлением людей познать красоту большого мира, иметь ее рядом с собой.

У японцев свой национальный костюм — кимоно. Кимоно носят и сегодня от мала до велика, в праздничные дни. Оно передается по наследству, одно для всех: нет различия - мужское или женское. Все радостные события: рождение ребёнка, свадьба, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно - парадное или траурное. Кимоно -одежда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для украшения волос, а также веер и зонтик.

В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь издавна строят легкие дома, при разрушении которых не гибнут люди. Дома сделаны из деревянных планок. Стены раздвигаются, как двери книжного шкафа. Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища. Полы покрыты специальными циновками из прессованной рисовой соломы - татами. Днём на них сидят обедают, а на ночь на них стелят постель. Мебели, как правило, мало. В доме идеальная чистота. Придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому дадут вместо вилки по две палочки. В Японии до сих пор хранят верность деревянным палочкам. Столовые, рестораны, отели Японии ежегодно закупают 11,3 млрд тонких палочек, используют их только один раз, а затем выбрасывают. Вместо стульев японцы раскладывают на полу мягкие подушечки. Посуда на столе не имеет ничего общего с тем, что мы называем сервизом. Приезжие изумляются - что за разнобой. А японцу кажется безвкусицей видеть одну и ту же роспись и на тарелках, и на блюдцах, и на чашках. А станут гости уходить, хозяева подарят им на прощание бумажную птичку - журавлика. Считается, что он приносит людям счастье. (На урок принести бумажный журавлик, склеенный ребятами.)

Особый интерес у японцев вызывает японская вишня - сакура. Плоды её несъедобны. Сакура цветёт один раз в год, один день набухают почки, за один день цветки облетают. Весна не приносит с собой на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнину в безбрежные моря. Долгожданная пора пробуждения природы начинается здесь внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Её розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от мельчайшего дуновения ветра.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль