Развивающие минутки на уроках чтения, письма и развития речи в старших классах школы VIII вида.

5380
Развивающие минутки на уроках чтения, письма и развития речи в старших классах школы VIII вида.

Автор: учитель русского языка и литературы Куприянова Наталья Павловна МКС(К)ОУ "С(К)ОШ№78" VIII вида

В старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках чтения, письма и развития речи актуальной является проблема низкого уровня работоспособности, снижения познавательной активности учащихся в силу разных обстоятельств: незрелости эмоционально-волевой сферы, функциональной недостаточности ряда высших психических функций, слабого развития желания и умения учиться. В целях устранения и предупреждения таких явлений на уроке, как утомление, рассеянное внимание, различные вегетативные проявления, негативные поведенческие реакции, мы активно используем на уроках чтения, письма и развития речи специальные упражнения для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это так называемые развивающие минутки. Они занимают совсем немного учебного времени и могут применяться на разных этапах урока. Их отбор никогда не бывает случайным. Необходимым условием является связь развивающей минутки с задачами данного урока. Приведём примеры некоторых видов развивающих минуток.

1. Разговорная минутка. Она направлена на развитие навыков общения у школьников с нарушениями интеллекта: умение слушать других, планировать и реализовывать собственное речевое высказывание. Это попытка выйти на разговор о том, чем живёт мир, страна, город, сами учащиеся. Возникает живая ситуация общения, когда хочется поделиться информацией, мнениями, впечатлениями. Обычно разговорная минутка проводится в начале урока, начинается с постановки вопроса и может служить материалом для введения в тему урока. Например: -Какая новость по телевидению вчера вас удивила? -Почему на перемене плакал маленький Артём? Что вы сделали, чтобы утешить его?

2. Разминки-хитринки. Это упражнения и игры на развитие сообразительности, внимания к слову, орфографической зоркости. Варианты заданий. · Игра «Третий лишний». -Определите, какое слово лишнее: на кроват…, из морковк..., в тумбочк… . (По склонению – на кровати, по окончанию – в тумбочке, по падежу – из морковки). · Игра «Вспоминай-ка!». -Назовите одушевлённые существительные, обозначающие названия животных, в которых есть сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ? Прилагательные? Кто больше? (Ёжик, чайка, жираф, щука; жирный, широкий, чужой, частый, чудесный и др.). К разминкам-хитринкам также можно отнести применение всевозможных ребусов, загадок, иллюстрирующих орфографические правила и заставляющих учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида задуматься, найти ответ и удивиться. Например, к теме «Имена числительные»: -Здесь спрятано очень важное правило правописания числительных. Прочитайте его. 5ь – 20ь, 30ь 5ь0 – 8ь0 5ь00 – 9ь00 -Какие слова зашифрованы в ребусах? Р1на, смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, ви3на, па3от, о5, 7я, 40а, 100рона, пи100лет, 100п (л, н, г, к), 100рож, 100янка. -Попробуйте сами придумать подобные слова.

3. Поэтическая минутка. Без сомнения, стихотворения должны быть заранее выучены учителем наизусть, чтобы не был нарушен зрительный контакт с учениками, чтобы у учителя сохранялась возможность улавливать малейшие эмоциональные реакции учащихся. После прочтения необходимо выдержать паузу, а потом можно предложить детям ответить на некоторые вопросы. Например, к стихотворению Э.Асадова "Стихи о рыжей дворняге" вопросы могут быть следующими:

-Как вы понимаете выражение "сердце чистейшей породы"?
-Как вы думаете, что заставило хозяина оставить собаку?
-Как нужно было поступить ему, на ваш взгляд?

А к стихотворению Г.Граубина "Ленительный падеж" вопросы могут быть такими:
-Хотели бы вы дружить с таким мальчиком? Почему?
-Можно ли по тем падежам, которые придумал Лежебокин, склонять существительные?
-А какие бы названия падежей придумали бы вы?

4. Эмоциональная зарядка. Это выразительное чтение всеми учащимися одновременно ярких высказываний о русском языке, способствующее развитию навыка хоровой декламации, внимания, эмоциональной сферы учащихся. Учитель дирижирует произносительным оркестром, дети с увлечением повторяют слова о русском языке, постепенно запоминают их (развитие памяти) и учатся выразительному чтению (совершенствование навыков чтения). Образцы высказываний. o Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! (И.Тургенев) o Нет на свете оружия сильнее слова. Недаром говорят, что словом человеческим можно сдвинуть гору с места. Словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, словами убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории человечества. (К.Станиславский) o Слова то шелестят, как трава, то бормочут как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд. (К.Паустовский) o Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Толстой) o Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи. (Н.Гоголь) o Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К.Паустовский)

5. Двигательная минутка. Это упражнение с мячом на развитие ловкости, внимания позволяет быстро актуализировать знания учащихся по изучаемому материалу. Примером может служить тема "Неопределённая форма глагола" (7-ой класс). Учитель называет глагол и бросает мяч. Ученик должен поймать его и назвать неопределённую форму данного глагола. Поймал, но не знает ответа - бросает тому, кто знает. По тому же принципу можно отвечать на вопросы учителя на этапе закрепления изучаемого материала, подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными и пр.

 6. Музыкальная встреча. На уроках чтения, письма и развития речи в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида мы широко используем образцы классической музыки (произведения Вивальди, Моцарта, Чайковского и др. композиторов), а также звуки живой природы (пение птиц, журчание ручейков, шум дождя и пр.). Музыка вселяет в учеников веру в собственные возможности, пробуждает лучшие стороны их души, обладает здоровьесберегающим эффектом. Варианты применения. · При работе над произведением К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (6-ой класс) в качестве музыкальной иллюстрации к тексту звучит «Утро» Э.Грига. · К поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила" (9-ый класс) – "Марш Черномора" из оперы М.Глинки "Руслан и Людмила". ·А к "Сказке о царе Салтане…" А.Пушкина (7-ой класс) такими иллюстрациями будут отрывки из одноименной оперы Н.Римского-Корсакова. При написании самостоятельной работы положительный настрой, «ситуацию успеха» создаёт негромкое, умиротворяющее пение птиц.

7. Минутка прикладного творчества. Это включение в уроки развития речи в школе элементов предметно-практической, изобразительной деятельности (рисования, лепки, конструирования). Такая работа может проводиться в разных формах (индивидуальное задание, работа в паре, коллективная композиция). Она способствует снятию статического напряжения, развитию мелкой моторики учащихся, позволяет детям почувствовать радость творчества, обогащает их эмоциональную жизнь. Варианты заданий.

1.Раскрашивание (как правило, иллюстраций к литературным произведениям).

2.Рисование по опорным точкам (зрительным ориентирам).

3.Собственно рисование (портрет персонажа литературного произведения, портрет Имени Существительного…) Используются разнообразные материалы для включения в работу разных групп мышц: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, мел, восковые мелки, акварель, гуашь и пр.

4.Рисование музыки.
Цикл "Времена года. Зима" (А.Вивальди).
-Какое время года изображает музыка?
-Придумайте для неё название.
-Ещё раз послушайте музыку и попробуйте её нарисовать.

"Утро" (Э.Григ).
-Подберите краски, которые вам помогут зарисовать музыку.
-Какую часть суток изобразил Э.Григ в своей музыкальной композиции?

"Марш Черномора" (М.Глинка).

-Представьте себе колдуна Черномора.
-Назовите слова и выражения, характеризующие этого персонажа поэмы. -Какие краски нам помогут нарисовать его портрет? Почему?

5.Обрывная аппликация. Например, коллективная работа по созданию новогоднего костра, у которого грелись 12 братьев-месяцев (С.Маршак "Двенадцать месяцев", 6-ой класс). Костер выполняется из обрывков цветной бумаги красного цвета разных оттенков, приклеиваемых на общий лист.

6.Лепка. Используется глина или пластилин разных цветов. Задания:

-Вылепи безударные гласные; Золотую рыбку из сказки А.Пушкина… Итак, развивающие минутки являются действенным средством совершенствования памяти, внимания, речи, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики старшеклассников с нарушениями интеллекта, способствуют реализации принципа коммуникативной направленности в обучении, повышению речевой мотивации, формируют чувство языка и опираются на него. Развивающие минутки активизируют инертных детей, мобилизуют возбудимых учеников на усвоение учебного материала, повышают познавательную активность учащихся на уроках чтения, письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида, пробуждают их интерес к русскому языку и служат более успешной реализации коррекционных целей обучения.

Литература.

1. Аксёнова А.К. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
2. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. – М.: Просвещение, 1995.
3. Ушакова О.Д. Пословицы, стихи и загадки о русском языке: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом "Литера", 2007.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль