Изменение типа домашнего задания – от закрепления изученного материала к самостоятельному изучению

2175

Автор: Ким Наталья Викторовна учитель химии МБОУ МО г. Нягань "СОШ №6" (ХМАО-Югра)
Роль учителя на уроке в последнее время стала заметно меняться, и это неизбежно. Традиционный урок "учитель говорит, ученики записывают, дома  изученный материал закрепляют" уже не соответствует общественным запросам, так как не формирует в учениках стремления к самостоятельному приобретению знаний и не развивает у них общеучебных компетентностей.

Многие учителя  пробуют разнообразить формы  самих уроковуроки-исследования, уроки-путешествия, уроки – "мозговые штурмы" и т.д. Предлагаются и обсуждаются в среде педагогов такие формы домашних заданий, как: составить рассказ, написать сочинение, предложить творческий отчёт, составить кроссворд по заданной теме. Не менее распространённой формой задания сегодня стало приготовление презентации по изучаемой теме. Но… Развитие ИКТ и расширение возможностей использования Интернета, как учителями, так и учениками, поставило всех перед фактом – учителя часто задают то, что не трудно найти и скачать из Интернета. То есть,  творчество ученика сведено теперь только к замене титульного слайда (многие, не секрет, даже этим стараются себя не утруждать). Проверять каждую представленную презентацию - труд бесполезный. Вот и приходится искать новые интересные приёмы, способные заинтересовать ученика, а главное, вовлечь его в процесс обучения, сделать его соучастником в получении знаний. Превратить из объекта обучения в субъект, понимающий, чего он хочет достичь, знающий уровень своих возможностей и потребностей, умеющей добывать необходимую информацию из различных источников и транслировать её.

Интерес учеников к работе с  Интернетом можно использовать  и на уроке, и при выполнении домашнего задания. Именно последнее – выполнение домашнего задания с помощью Интернета, я и взяла на вооружение. Всем учителям знакомы ЦОР (ЦОР - цифровые образовательные ресурсы) и ЭОР (ЭОР – электронные образовательные ресурсы), их удобно использовать и при выполнении домашнего задания. Это, конечно, потребует от учителя более тщательной подготовки в выборе ресурсов, знание типов ресурсов и их классификацию. Можно использовать для выполнения домашних заданий все типы ЭОР: лекции, практические ресурсы, ресурсы-тренажеры, контрольно-измерительные материалы, электронные справочники и словари, рабочие тетради.

Электронные образовательные ресурсы дают возможность выполнять дома самостоятельно более разнообразные задания – решение упражнений и задач, выполнение опытов в виртуальной лаборатории, работа с тестом, проверка усвоения материала по теме. Материал можно давать с «эффектом опережения», особенно в классах профильного обучения, в которых ученики нацелены на получение более качественных знаний.  Тогда выполнение домашнего задания становится более интересным, удобным для ученика, так как работа выполняется в комфортном для него темпе, позволяет многократно, при необходимости, проработать материал. Можно ответить на вопросы теста, используя все имеющиеся источники. Благодаря наглядности, доступности, качественному звуковому сопровождению и визуализации всех этапов проведения практического задания, ученики с разным типом восприятия информации чувствуют себя уверенно, лучше запоминают и закрепляют полученные знания.

В таком домашнем задании я использую следующую технологическую схему: в профильном 11-ом классе ученики получают на уроке опережающее задание по новой теме. Новой многие темы по химии в 11-ом классе можно назвать условно, так как большинство из них изучались ранее в курсах химии с 8 по 10 классы. Но материал уже частично подзабыт, часть материала значительно предполагается расширить, тем более в профильном классе.

Перед ними ставится проблема,  предлагаются сайты тех ЭОР, которые помогут решить данную проблемную ситуацию. Помогут, но не дадут сразу ответы на все вопросы, это главное. Чем интереснее и необычнее сформулирована проблема, тем вероятнее, что справиться с ней получится не у всех учащихся класса. Так чаще всего и бывает. Тогда на следующем уроке будет "взрыв" эмоций, споры между учащимися и с учителем,  фронтальное обсуждение. В сильном классе такое задание создаёт творческую, рабочую ситуацию совместного разрешения проблемы. Сначала высказываются те, у кого накопилось больше вопросов, чем ответов. С ними начинают спорить те, у кого ответы есть, но они должны попробовать своими ответами создать новые вопросы и так далее. На этом этапе роль учителя сводится к  роли посредника, который  владеет информацией и помогает учащимся выбрать из всего потока информации самое  важное, необходимое для дальнейшего практического использования. Знания, добытые самостоятельно и подтверждённые в споре запоминаются надолго, легко вспоминаются при работе с упражнениями на уроках, при решении заданий ЕГЭ.

Ещё один интересный приём – класс поделить на группы, перед каждой из них поставить задачи по разрешению данной проблемы, предложить ЭОР и ЦОР, раскрывающие данную проблему только с одной стороны. Тогда на следующем уроке у каждой группы будет готова часть информации по части данного материала. Группа посоветовавшись, решает, кто из группы учеников будет отчитываться о полученных результатах и перед классом раскрывает свою информацию. Из сообщений-отчётов каждой группы складывается "пазл" - полная информация по проблеме. Вся информация систематизируется и проверяется в ходе выполнения теста. Если тест - ЭОР и выполняется сообща каждой группой, то его проверка проходит мгновенно и не занимает много времени на уроке. Это даёт возможность каждому ученику получить оценку и сразу узнать её, что очень важно. Особенно для неуверенных в своих знаниях учеников.

Новое в данной технологии домашних заданий состоит в том, что с подготовленными учениками интереснее и эффективнее работать на уроке, отдача от такой формы домашнего задания выше, полученные знания закрепляются лучше. И в этом важнейшую роль играют ЭОР.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль