Изменение типа домашнего задания – от закрепления изученного материала к самостоятельному изучению

2144

Автор: Ким Наталья Викторовна учитель химии МБОУ МО г. Нягань "СОШ №6" (ХМАО-Югра)
Роль учителя на уроке в последнее время стала заметно меняться, и это неизбежно. Традиционный урок "учитель говорит, ученики записывают, дома  изученный материал закрепляют" уже не соответствует общественным запросам, так как не формирует в учениках стремления к самостоятельному приобретению знаний и не развивает у них общеучебных компетентностей.

Многие учителя  пробуют разнообразить формы  самих уроковуроки-исследования, уроки-путешествия, уроки – "мозговые штурмы" и т.д. Предлагаются и обсуждаются в среде педагогов такие формы домашних заданий, как: составить рассказ, написать сочинение, предложить творческий отчёт, составить кроссворд по заданной теме. Не менее распространённой формой задания сегодня стало приготовление презентации по изучаемой теме. Но… Развитие ИКТ и расширение возможностей использования Интернета, как учителями, так и учениками, поставило всех перед фактом – учителя часто задают то, что не трудно найти и скачать из Интернета. То есть,  творчество ученика сведено теперь только к замене титульного слайда (многие, не секрет, даже этим стараются себя не утруждать). Проверять каждую представленную презентацию - труд бесполезный. Вот и приходится искать новые интересные приёмы, способные заинтересовать ученика, а главное, вовлечь его в процесс обучения, сделать его соучастником в получении знаний. Превратить из объекта обучения в субъект, понимающий, чего он хочет достичь, знающий уровень своих возможностей и потребностей, умеющей добывать необходимую информацию из различных источников и транслировать её.

Интерес учеников к работе с  Интернетом можно использовать  и на уроке, и при выполнении домашнего задания. Именно последнее – выполнение домашнего задания с помощью Интернета, я и взяла на вооружение. Всем учителям знакомы ЦОР (ЦОР - цифровые образовательные ресурсы) и ЭОР (ЭОР – электронные образовательные ресурсы), их удобно использовать и при выполнении домашнего задания. Это, конечно, потребует от учителя более тщательной подготовки в выборе ресурсов, знание типов ресурсов и их классификацию. Можно использовать для выполнения домашних заданий все типы ЭОР: лекции, практические ресурсы, ресурсы-тренажеры, контрольно-измерительные материалы, электронные справочники и словари, рабочие тетради.

Электронные образовательные ресурсы дают возможность выполнять дома самостоятельно более разнообразные задания – решение упражнений и задач, выполнение опытов в виртуальной лаборатории, работа с тестом, проверка усвоения материала по теме. Материал можно давать с «эффектом опережения», особенно в классах профильного обучения, в которых ученики нацелены на получение более качественных знаний.  Тогда выполнение домашнего задания становится более интересным, удобным для ученика, так как работа выполняется в комфортном для него темпе, позволяет многократно, при необходимости, проработать материал. Можно ответить на вопросы теста, используя все имеющиеся источники. Благодаря наглядности, доступности, качественному звуковому сопровождению и визуализации всех этапов проведения практического задания, ученики с разным типом восприятия информации чувствуют себя уверенно, лучше запоминают и закрепляют полученные знания.

В таком домашнем задании я использую следующую технологическую схему: в профильном 11-ом классе ученики получают на уроке опережающее задание по новой теме. Новой многие темы по химии в 11-ом классе можно назвать условно, так как большинство из них изучались ранее в курсах химии с 8 по 10 классы. Но материал уже частично подзабыт, часть материала значительно предполагается расширить, тем более в профильном классе.

Перед ними ставится проблема,  предлагаются сайты тех ЭОР, которые помогут решить данную проблемную ситуацию. Помогут, но не дадут сразу ответы на все вопросы, это главное. Чем интереснее и необычнее сформулирована проблема, тем вероятнее, что справиться с ней получится не у всех учащихся класса. Так чаще всего и бывает. Тогда на следующем уроке будет "взрыв" эмоций, споры между учащимися и с учителем,  фронтальное обсуждение. В сильном классе такое задание создаёт творческую, рабочую ситуацию совместного разрешения проблемы. Сначала высказываются те, у кого накопилось больше вопросов, чем ответов. С ними начинают спорить те, у кого ответы есть, но они должны попробовать своими ответами создать новые вопросы и так далее. На этом этапе роль учителя сводится к  роли посредника, который  владеет информацией и помогает учащимся выбрать из всего потока информации самое  важное, необходимое для дальнейшего практического использования. Знания, добытые самостоятельно и подтверждённые в споре запоминаются надолго, легко вспоминаются при работе с упражнениями на уроках, при решении заданий ЕГЭ.

Ещё один интересный приём – класс поделить на группы, перед каждой из них поставить задачи по разрешению данной проблемы, предложить ЭОР и ЦОР, раскрывающие данную проблему только с одной стороны. Тогда на следующем уроке у каждой группы будет готова часть информации по части данного материала. Группа посоветовавшись, решает, кто из группы учеников будет отчитываться о полученных результатах и перед классом раскрывает свою информацию. Из сообщений-отчётов каждой группы складывается "пазл" - полная информация по проблеме. Вся информация систематизируется и проверяется в ходе выполнения теста. Если тест - ЭОР и выполняется сообща каждой группой, то его проверка проходит мгновенно и не занимает много времени на уроке. Это даёт возможность каждому ученику получить оценку и сразу узнать её, что очень важно. Особенно для неуверенных в своих знаниях учеников.

Новое в данной технологии домашних заданий состоит в том, что с подготовленными учениками интереснее и эффективнее работать на уроке, отдача от такой формы домашнего задания выше, полученные знания закрепляются лучше. И в этом важнейшую роль играют ЭОР.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль