Изучение экологических вопросов в курсе физики

2137

Автор : Серебрякова Галина Валерьевна, учитель (Тамбовская обл.)

Содержание программного материала курса физики дает возможность познакомить школьников с рядом идей, раскрывающих физико-технический аспект современного экологического кризиса и путей его преодоления.Экологическое образование школьников в процессе обучение физике связано, прежде всего, с формированием у них представлений о целостности природы, взаимосвязи протекающих в ней явлений и их причинной обусловленности, о взаимодействии человека и природы и нарушении вследствие этого некоторых природных процессов; с выработкой убеждения в необходимости рационального использования окружающей среды и защиты ее от всякого рода загрязнений, в возможности применения научных идей и открытий для «нейтрализации» отрицательных последствий научно-технического прогресса (например, таких вредных физических факторов, как шум, вибрации, электромагнитные поля различных частот, обусловленные широким использованием электроприборов на производстве и в быту, ростом числа и мощности радио- и телестанций, радиолокационных установок, и пр.)

На моих уроках в ходе решения физических задач учащиеся получают знания о многих вопросах природоохранного и экологического характера, уточняют и расширяют свои представления о различных методах и способах научного решения проблем экологии, формируют свое позитивное отношение к деятельности людей по охране природы и рачительному использованию ее богатств, осознают важность экологических знаний.

Предлагаю таблицу "Распределение экологического материала по курсу физики 7-8 класс"

Распределение экологического материала по курсу физики 7-8 класс

Материал курса физики Экологический материал

Физические явления. Физика и техника

Молекулы. Диффузия.

Притяжение и отталкивание молекул.

Деформации. Силы трения.

Атмосферное давление.

Шлюзы. Водопровод.

Архимедова сила. Условия плавания тел.

Плавание судов.

Воздухоплавание.

Работа и мощность.

Энергия рек и ветра.

Конвекция в природе и технике.

Водяное отопление.

Излучение.

Удельная теплоёмкость.

Теплота сгорания топлива.

Плавление и отвердевание.

Испарение и конденсация. Холодильник.

Тепловые двигатели. ДВС. Паровая турбина.

Электрическое поле.

Гальванические элементы и аккумуляторы.

Электрический ток в растворах электролитов.

Магнитное поле.

Постоянные магниты.

Электродвигатель.

Электрификация страны.

Световые явления.

7-й  класс

Круговорот веществ в природе и промышленном производстве. Проблема утилизации отходов. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду (на примере маслобойного завода и санатория «Инжавинский»)

Распространение вредных веществ, выброшенных промышленными предприятиями, в воздухе, воде и почве. Влияние на жизнь водоёма нефтяной плёнки на его поверхности.

Несмачивание оперения водоплавающих птиц водой и смачивание его нефтью.

Деформация плодородного слоя почвы тяжёлыми машинами. Вред от посыпания наледи песчано-солевой смесью (гибель придорожной растительности, разъедание автомобильных шин, обуви.)

Изменение состава атмосферы под действием антропогенного фактора. "Озоновая дыра и её последствия". Рассеивание выбросов в верхних слоях атмосферы. Особенности распространения выбросов при циклонах и антициклонах.

Нарушение природного равновесия при строительстве каналов. Уменьшение запасов пресной воды на Земле, необходимость её экономии.

Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Способы её уничтожения. Экологические аспекты сплава древесины по рекам.

Экологически пагубные последствия судоходства: разрушение берегов, оглушение рыбы, загрязнение водоёмов и др. экологические катастрофы, обусловленные авариями нефтяных танкеров.

Разрушение озонового слоя атмосферы. Экономическая неэффективность и экологический вред сельскохозяйственной авиации. Использование аэростатов.

Мощность, КПД и экологическая безопасность различных механизмов.

Перспективы использования безотходных и возобновляемых источников энергии.

8 КЛАСС  

Образование конвекционных потоков в промышленных зонах. Механизм рассеивания выбросов с помощью высоких труб. Особенности рассеивания при циклонах и антициклонах.

Экологические проблемы водяного отопления (загрязнения от ТЭЦ), теплоизоляция в быту и технике как метод сбережения энергоресурсов.

"Парниковый эффект" на Земле и возможные последствия его усиления.

Нарушение природно - климатических условий при осушении естественных водоёмов и создании искусственных.

Сравнение ценности и экологической безвредности различных видов топлива. Необходимость перевода автотранспорта на газовое топливо и электродвигатели.

Влияние засоленности воды на температуру льдообразования. Экологические аспекты литейного производства.

Образование кислотных дождей. Опасность для жизни на Земле фреона, аммиака и SO2.

Загрязнение окружающей среды выбросами в атмосферу и сточными водами. Кислотные дожди. Разрушение архитектурных объектов. Меры снижения вредных выбросов.  Контроль  за выхлопными газами.

Влияние статистического электричества на биологические объекты. Электростимулирование  жизнедеятельности семян и растений. Борьба с электризацией в жилых помещениях. Очистка воздуха электроразрядом.

Необходимость осторожного обращения с гальваническими элементами и аккумуляторами. Проблема их захоронения.

Метод определения засоленности почв и грунтовых вод по их электропроводности. Принцип действия электрофильтровальных очистных сооружений. Экологические аспекты электролитического производства.

Влияние магнитного поля на биологические объеты. Понятие о магнитобиологии (воздействие на организм магнитных бурь, магнитных браслетов, ориентация птиц в магнитном поле и др.)

Экологические аспекты добычи железной руды открытым способом. Образование завалов, их последующая переработка.

Перспективы развития электротранспорта, его преимущества.

Экологические проблемы получения и передачи электроэнергии. Воздействие на окружающую среду электростанций различных типов (ТЭС, ГЭС, АЭС).

Изменения прозрачности атмосферы под действием антропогенного фактора, его экологические последствия.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль