Урок внеклассного чтения в 4 классе по произведению Л.Кассиля "У классной доски"

15410

Автор: Антонникова Галина Алексеевна, учитель начальных классов, МБОУ гимназия №24 г.Ставрополя .

Тема урока: "Героями не рождаются – героями становятся!"

Цель: расширение у учащихся представлений о Великой Отечественной войне и её героях.

Дидактический материал и оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация; рассказ Л. Кассиля "У классной доски"; выставка книг о детях-героях ВОВ

Задачи.
Образовательные: · актуализировать знания учащихся о Великой Отечественной войне и её героях; · познакомить учащихся с произведением Л. Кассиля "У классной доски"; · рассмотреть участие детей и женщин в ходе войны; · показать влияние музыкальных произведений времён ВОВ на силу духа и мужество русских людей; Развивающие: · развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность; · развивать у школьников умение составлять словесный портрет, работать с текстом; Воспитательные: · способствовать воспитанию нравственных качеств: решительности, стойкости, честности.

Ход урока I. Организационный момент.

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы дети и война!

Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.

II. Сообщение темы урока

Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие, в историческую эпоху. Послушайте внимательно.

Звучит песня "Священная война"

 Учитель: Кто уже догадался, в каком времени мы только что побывали? (В России времён Великой Отечественной войны, 1941 – 1945 г.г.) Какие чувства вы испытали при прослушивании?

Учитель: Правильно. Это начало Великой Отечественной войны. Песня "Священная война" была написана 24 июня 1941 года. Слова - В. И. Лебедева-Кумача, музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Премьера песни состоялась на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль "Священную войну". Так начался путь песни, славный и долгий путь. Посмотрите слайд - шоу о ВОв и снова послушайте. Щелчком по звуковому значку запускается слайд-шоу.

Учитель: Какие чувства вы испытали при просмотре? Как вы думаете, какие исторические события будут описываться в произведении, с которым нам предстоит познакомиться сегодня? Кто может сформулировать цель урока? (Будем говорить о ВОвойне.)

III. Актуализация знаний. Стадия "вызов"

1. Приём ТРКМ "Кластер"

 Учитель: Итак, ВОв. Как вы думаете, кто сражался за победу в Великой Отечественной войне?

Учитель обобщает ответы детей и по щелчку появляются объекты кластера
Учитель: Каким образом, где?

2. Приём ТРКМ "Прогнозирование"

 Учитель: Сегодня мы познакомимся с произведением Л. Кассиля "У классной доски". (Один из учеников готовит дома рассказ об авторе, на уроке выступает перед классом) Лев Абрамович Кассиль (1905-1970) - прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки. Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу. Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль. По окончании школы за активную общественную работу Л. Кассиль получил направление в вуз. Писатель написал большое количество произведений. Многие его рассказы посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомым Кассилю по собственному опыту военного корреспондента, и детям на фронте и в тылу. Учитель: Почему именно так называется произведение? Как вы думаете, что может произойти в рассказе с таким названием?

Учитель: Посмотрите на иллюстрации (ученики в классе, на фронте, плакат "Ты вернул нам жизнь", партизаны) и скажите, полагаясь на название рассказа, какая из них, по вашему мнению, наиболее соответствует идее рассказа. Объясните, почему вы так думаете. (Правильный ответ – 4, т.к. идея рассказа заключается в том, что не только взрослые, но и дети боролись с фашистами)

Учитель: А чтобы проверить правильность или ошибочность ваших ответов необходимо познакомиться с текстом. Поэтому предлагаю вам прочитать рассказ "У классной доски" .

IV. Работа по теме урока.

Стадия "осмысление"

1. Приём ТРКМ "Чтение с остановками" (Рассказ повествует об учительнице Ксении Карташовой и ее учениках, которые помогали партизанам во время Великой Отечественной войны.)

Учитель: Читать мы будем текст по частям. Чтение текста по цепочке (по одному предложению) до второго абзаца Учитель: Итак, мы познакомились с первой частью рассказа. Кого описывает автор? (Учительницу Ксению Андреевну Карташову) Как дети относились к учительнице? А взрослые? Почему? Нарисуйте устно портрет учительницы.

Учитель: Прежде чем мы продолжим чтение, предположите, что будет дальше? Обоснуйте своё мнение. СЛАЙД 14 Чтение текста по цепочке (по абзацам) до второго абзаца Учитель: Подтвердилось ли ваше предположение? Какие слова в тексте вам непонятны? Где происходит действие, когда? Какие ещё герои появились? Где находилась школа? Велись ли в школе занятия? Для чего во дворе школы была вырыта траншея? Зачем ребята собрались у школы? Найдите в тексте и прочитайте тот момент, который вас особенно взволновал. (Выслушивается чтение 2-3 учеников) Предположите, что скажет фашист детям. Как будут развиваться события дальше? V. Физкультминутка Чтение текста по ролям до второго абзаца

Учитель: Подтвердилось ли ваше предположение? Чего же на самом деле хотели от ребят фашисты? Кто такие партизаны?

Учитель: Почему именно к детям обратились немцы? Как вела себя Ксения Андреевна? А ребята? Какой момент вам показался самым напряжённым, прочитайте. (Выслушивается чтение 2-3 учеников) Что вы можете сказать о поступке Кости Рожкова? (Он собрался рассказать фашистам, где прячутся партизаны) Можете ли вы охарактеризовать мальчика?

Учитель: А вот как представил себе эти события режиссёр Лев Кулешов, который в 1942 году снял фильм по мотивам рассказа Льва Кассиля "Юные партизаны". Просмотр отрывка из кинофильма "Юные партизаны" Воспроизведение фильма по щелчку

Учитель: Какие чувства вы испытали после просмотра? Совпали ли ваши представления с представлением этой сцены режиссёром? Учитель: Как вы думаете, чем закончится рассказ? Чтение текста по цепочке до конца

Учитель: Подтвердились ли ваши опасения? Какие эмоции вызвал рассказ? Какие черты характера присущи главным героям рассказа? Как мирное население помогало красноармейцам? Можно ли поступки героев назвать подвигом? Почему?

Учитель: Представьте, что вы находитесь на месте Кости Рожкова, который благополучно добрался до «своих». Расскажите командиру о случившемся. Что и как вы будете говорить? Предположите, как будут развиваться события дальше?

Учитель: Партизанские отряды создавались и на оккупированной территории Липецкой области нашими земляками. К примеру, уже осенью 1941 года на территории Тербунского района стали действовать повстанцы. Также было и под Ельцом, ведь из Ельца шли дороги в пяти направлениях, там же располагался железнодорожный узел, имевший важное стратегическое значение на дальних подступах к Москве. Только на железнодорожной линии "Ефремово – Верховье" партизаны уничтожили 12 мостов и 8 входных стрелок, две артиллерийские батареи и 3 пулеметных расчета, убили свыше 300 немецко-фашистских солдат и офицеров. В бою у деревни Екатериновки Елецкого района партизанским отрядом было уничтожено до 50 вражеских солдат. В Ельце за неполную неделю оккупации, патриоты забрасывали по ночам гранаты в дома, в которых располагались оккупанты, устраивали вооруженные налеты на немецкие караулы. В ходе боев партизаны проникли в город, разведали силы врага и сообщили добытые сведения советскому командованию. Ими была захвачена исправная немецкая пушка, станковый пулемет, 55 винтовок, 291 граната, 2 автомашины со снарядами.

VI. Физкультминутка VII. Закрепление знаний.

Стадия "рефлексия"
Учитель: Подтвердились ли наши предположения об идее рассказа, которые мы высказывали в начале урока? Всегда ли по названию произведения, можно догадаться о его содержании? Посмотрите ещё раз на репродукции (ученики в классе, на фронте, плакат «Ты вернул нам жизнь», партизаны). Изменил ли кто-нибудь свое мнение? Почему? 1. Приём ТРКМ "Кластер"

Учитель: Вернёмся к кластеру. Кто же ещё сражался за победу в ВОв? (Женщины и дети) А какую роль выполняли дети и женщины?

Учитель: Итак, вы увидели, что весь русский народ, от мала до велика, поднялся вслед за призывом песни на «смертный бой». Как вы думаете, помогали людям во время ВОв песни? Чем? Многие погибли в этой войне. Была ли их гибель напрасной? Почему?

Учитель: Да, они погибли ради нашей с вами светлой жизни. Так давайте будем хранить память обо всех, кто погиб во время ВОв, помогать тем, кто ещё жив.

Приём ТРКМ "Синквейн"

Учитель: Пришло время подвести итог нашему уроку. Мы познакомились сегодня с рассказом Л. Кассиля "У классной доски" и убедились в том, что победа в Великой Отечественной войне – это победа всего русского народа. Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн. Чтение учащимися синквейнов, записанных в тетрадь по чтению.

 Герои Мужественные, бесстрашные. Молчат, терпят, не сдаются. Их имена живут в памяти. Трусы.

VIII. Итог урока.

Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. Скажите, понравился ли он вам? Что особенно запомнилось? Что стало неожиданным? Какое эмоциональное настроение у вас сейчас? Учитель: Ребята, предлагаю вам продолжить тему Великой Отечественной войны и принять участие в творческом проекте "Без памяти нет человека, без памяти нет гражданина, без памяти нет народа". (Описание проекта см. в приложении). На выставке представлены книги, которые могут помочь вам в работе.

X. Домашнее задание. Учитель: Написать мини - сочинение – рассуждение на тему "Можно ли поступки героев рассказа "У классной доски" назвать подвигом?»"

Приложение Описание проекта 1. Дети собирают информацию о героях Великой Отечественной войны – земляках. Работа организуется учителем (индивидуально или в группах). 2. На основе собранной информации готовится презентация (индивидуальная или групповая) и выступления. 3. На уроке изобразительного искусства учащиеся работают над созданием образа защитника Родины – воина. 4. Защита проекта – экспозиция, выступления учащихся.

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Урок внеклассного чтения  в 4 классе по произведению Л.Кассиля  У классной доски



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль