Программа по формированию и развитию навыков хорового пения

3150

Автор: Сусленкова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования детей Гусь-Хрустального района"
Возраст детей: 7-15 лет.
Срок реализации: 5 лет.

Пояснительная записка
Из всех видов активной музыкальной деятельности, способной охватить широкие массы детей, можно выделить хоровое пение - подлинно массовый вид музы­кально-эстетического воспитания и образования.
Хоровое пение - наиболее доступный вид музыкального исполнительства. Эта доступность обусловливается тем, что голосовой аппарат - «инструмент», данный человеку от рождения, совершенствующийся вместе с его ростом и развитием.
Цель занятий хоровым пением - активное приобщения детей к музицированию, развитие художественного вкуса, расширение и обогащение музыкального кругозора, повышение культурного уровня.
Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формиро­вание личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоро­вом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Сам процесс освоения хорового произведения всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудо­любие, заставляет их подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Эти важные задачи решаются только в крепко организованном хоре благодаря широкой учебно-воспитательной и образовательной деятельности и целенаправленной работе по усвоению разнообразного репертуара.
В процессе обучению пению преподаватель решает многие задачи, связанные с развитием голоса учащихся и приобретением вокально-хоровых навыков и умений, необходимых для художественного, выразительного исполнения. Овладение вокаль­ными умениями и навыками в хоровом пении - средство художественной передачи содержания, музыкального образа произведения. Поэтому исходным положением, определяющим задачи в овладении вокально-хоровыми умениями и навыками, является художественность, содержательность, эмоциональная направленность учебно-музыкального материала.
Выработка у детей вокально-хоровых навыков происходит в определенном порядке и последовательности с постепенным усложнением заданий на первоначаль­ном этапе занятий, вокально-хоровые навыки воспитываются в их элементарном виде, в процессе же дальнейшей работы певческие навыки постепенно углубляются, раз­виваются и совершенствуются.
Один из первых певческих навыков – певческое дыхание. Качество, правиль­ность певческого дыхания зависят от правильности выхода от экономного расходо­вания в пении, от умения регулировать выдох.
Принципы певческого дыхания при работе с детьми в основном те же, что и со взрослыми. Однако, обучая пению, необходимо учитывать возрастные особеннос­ти детей. Нельзя предлагать ребенку много сложных и непонятных для него прие­мов и терминов, не следует вдаваться в физиологические и анатомические объясне­ния. На первых этапах обучения наглядность, показ практических приемов правильного и неправильного дыхания - наиболее доступны.
Следующий навык - певческое звукообразование. Певческий звук, возникающий вследствие смыкания и размыкания голосовых связок, неразрывно связан с певческим дыханием.
Дикция - это ясность, разборчивость, правильность произнесения текста.
Вопросы воспитания музыкального слуха и ритма не могут не волновать каждого хормейстера, т.к. от степени их развития во многом зависит успех вокально-хоровой работы в целом. В широком смысле под музыкальным слухом следует
понимать способность воспринимать, представлять и эмоционально переживать содержание музыкального произведения во всех его аспектах: звуковысотных, ритмических, тембровых, громкостных, формообразующих и т.д.
В узком смысле в основе музыкального слуха лежит ощущение музыкальной высоты, возникающей в результате соотношений между различными звуковыми линиями в их развитии.
Развитие навыков многоголосия, пения без сопровождения. В воспитании навыков многоголосного пения чрезвычайно важная роль принадлежит мелодичес­кому слуху. Но в еще большей степени важен гармонический слух. Непременно важно постоянно совершенствовать внутренний слух, т.е. способность внутренне слышать музыку, отдельные ее элементы.
Достижение успеха в работе над обучением пению без сопровождения сопря­жено, прежде всего, с целенаправленным совершенствованием интонационного и вокального мастерства каждого участника хора.
Если вокально-хоровое воспитание ведется плодотворно, то и результат будет весомым - согласованная, гармоничная во всех смыслах хоровая звучность исполне­ния. А это, в свою, очередь, верный показатель того, что в коллективе ведется серьезная, кропотливая работа над подлинно художественным ансамблем. Именно в ансамблевом пении проявляется главная черта, хорового исполнения - его коллек­тивный характер. В хоровом искусстве под общим ансамблем понимается также художественное единство всех элементов хоровой звучности, а под частным - моно­литная слитность отдельной партии.

Репертуар - самый важный стержневой вопрос жизни творческого коллектива. Умело подобранный, высокохудожественный репертуар обеспечивает творчески актив­ную жизнь хора, постоянно повышает его исполнительское мастерство.

В работе с хоровым коллективом над произведениями педагогу необходимо учитывать:
- степень вокальной подготовленности учащегося,
- следует подбирать репертуар по степеням трудности, прививать навыки сознательного освоения музыкально-художественного содержания исполняемого произведения.

Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию, оно акти­визирует идеологическую направленность, психического деятельность, воспитывает память, чувства, вкус, выразительность, эмоциональность.
Основной формой организации учебного процесса является репетиция.

Репетиция должна строиться в режиме наиболее благоприятном для учащихся: 10-15 мин. распевки, которые являются важной составляющей урока, необходимой для того, чтобы привести голос в профессиональное состояние, устранить имеющиеся недостатки, затем работа над произведением.

Продолжительность одного занятия - 45 минут.
Продолжительность занятий в неделю – от 2 до 6 часов. Выбирается каждый год вариативно: в зависимости от состава контингента, уровня развития музыкальных способностей.

Результаты контроля в баллах не сообщаются ребенку. Дается лишь содержательная оценка - рецензия, показывается перспектива развития. Цель контроля – побудить воспитанника к сознательному самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.

Формы контроля:
- на 1 и 2 году обучения – в текущей рабочей деятельности, выступления на клубных мероприятиях,
- на 3 году и далее – добавляются публичные выступления на фестивалях и конкурсах.
Дети успешно прошедшие программу трехлетнего обучения могут продолжить занятия в группах 4-5 года обучения по соответствующей программе. В программе закрепляются и совершенствуются навыки , полученные в первые три года обучения, расширенно изучаются темы по музыкальной грамоте и включены темы по изучению русского народного творчества (4 год обучения). Темы курса по музыкальной литературе ( русской и зарубежной). В него входит теоретический курс –изучение творчество композиторов и слушание музыки. Знакомимся с составом оркестров: струнным, духовым, оркестром народных инструментов. В курс входит теория и слушание музыки.

Срок реализации программы – 5 лет.
В хоровом коллективе "Радуга" занимаются дети от 7 до15 лет.
Данная программа была написана в соответствии с анализом государственных программ учреждений дополнительного образования и программ хорового класса для ДШИ:
- Программа "Учите детей петь". – М. – "Просвещение".- 1988.
- "Певческая школа". В.В. Емельянов.
- "Хоровое пение" Е.В. Жаров.Содержание программы

1 год обучения – 2 часа в неделю

1. Распевание и основы работы над изучением произведения. - 25 часов

Певческая установка. – 1 час.
С первых занятий необходимо следить за положением корпуса, головы, за свободой от мышечного напряжения.
1. Навыки пения, стоя - корпус держать прямо, мышцы лица и рук не
напрягать, плечи развернуть, глядеть прямо перед собой.
2. Навыки пения, сидя - посадка на краю стула, ступни в пол, спина прямая.
Дыхание. – 5 часов.
Дыхание является необходимым навыком, которым должен овладеть певец. На начальном этапе освоения дыхания вдох должен быть спокойным, плавным, через нос, без чрезмерного наполнения легких воздухом. В конце вдоха должна быть сделана короткая остановка - задержка дыхания, после чего начинается второй момент - выдох, который должен осуществляться плавно, без толчков.
1. Короткий вдох с раздвижением нижних ребер, задержка дыхания, медленный
выдох, при этом стремиться сохранить нижние ребра в положении вдоха, т.е.
раздвинутыми.
2. Длинный выдох на "тр - р", на "пф - ф", на "тр - р".
3. Короткий вдох и медленный выдох на "с-с", при этом следить за
ровностью выдыхаемой струи. Зубы должны быть открыты, губы натянуты.

Работа над звукообразованием. – 5 часов.
1. Естественный. Свободный звук без крика и напряжения.
2.На первоначальном этапе рекомендуется пользоваться мягкой атакой звука. Для
снятия напряжения можно использовать придыхательную атаку.
Развитие дикционных навыков. – 3 часа.

Произнесение согласных четко, кратко:
1. Подвижность языка развивают л, р, д, т, з.
2.Активность губ достигается произнесением согласных «б», «л», «м».
3.Слоги за, зо развивают гибкость языка.
4.Короткий вдох и быстрый, шумный выдох - толчок на звуках (парные звуки -
звонкие и глухие):Б-П; Д-Т; К-К; 3-С.
Работа над артикуляцией. – 2 часа.

В начале урока полезно провести артикуляционную гимнастику для разогревания и подготовки мышц к дальнейшей работе.
1."Танцуем мячик" кончиком языка активно, упруго "протыкать" поочередно.
2."Стрелочка" или "чистим зубы" - водим языком с наружной стороны десен
и зубов, как бы вычищая их - разогрев языка, щек и губ.
3.Положить указательные пальцы под глаза и улыбнуться, одновременно
представить, что щеками мы поднимаем маленькие гирьки. Расслабить
щечки. В дальнейшем это упражнение способствует выработке высокой
певческой позиции.
4. "Лошадки" - цокаем языком, изображая стук копыт. Сначала на гласную "О", при этом дети должны ощущать округлость гласной "о", затем цокаем гласной "и" (быстрый бег пони). Губы растянуть в горизонтальное
положение, при этом дети ощущают более близкое формирование «и».
5. Произнесение гласных мягко, округло, свободно.

Метро - ритмические навыки. – 2 часа.
Ритмическая устойчивость в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная):
1. Прохлопывание простых ритмических рисунков.
2. Проговаривание текста с ритмическим рисунком.

Интонация. – 5 часов.
Выработка унисона.
1. Работу над унисоном целесообразно начинать с одного звука на слоге "лю",
"ле".
2. Начинать с примарной зоны, можно использовать простейшие народные
прибаутки, например: "Андрей - воробей", "Дон - дон". Постепенно диапазон,
используемый в попевках, нужно расширять.
3. Хорошо помогает развивать интонационный слух пропевание "про себя" как части мелодии, так и отдельных нот.
4. Игра в "Эхо" - повтор одного итого же звука по очереди.
5. Звукоподражание различным животным: низкие звуки - рычание медведя, высокие звуки - щебетание птички. Воспроизводить мелодию, подражая мяуканию котенка.
6. "Кукушка" для "гудошников".

Усвоение дирижерских жестов и реакция на них. – 1час.
На первой же репетиции, на простых упражнениях происходит знакомство с жестами: "внимание", "дыхание",
"вступление",отрабатывающие жесты - «окончание пения» (подготовка и снятие звучания).
Обращается внимание на смысловые ударения. Дирижерский жест органично вводится в общую деятельность ученика на репетиции. Можно предложить детям изобразить жестом тот или иной прием исполнения.
Навык использования умеренных динамических оттенков. – 1час.
Использование средней силы звучности (тр - и тf), которые нужно стараться сохранить при пении в любом участке диапазона. Пение в динамике f не рекомендуется, т.к. может привести к форсированию звука.

2. Работа над репертуаром. – 40 часов.

3. Знакомство с музыкальной грамотой. –5 часов.

Длительности нот.
Высокие, низкие звуки. Регистры.
Знакомство с клавиатурой.
Направление движения мелодии. Поступенное и скачкообразное движение мелодий.
Понятие паузы.
Понятие лада. Выразительные свойства лады.
Мажор и минор.
Метр. Размер. Такт. Наиболее распространенные метры.

4. Воспитательная работа. – 10 часов.

1. Праздничный концерт, посвященный Дню матери.
2. Игра "Угадай мелодию".
3. Новогодние посиделки "У бабушки Арины".
4. Концерт "Для наших мам".
5. Концерт, посвященный Дню защиты детей.
6. Беседа "В мире музыкальных инструментов".
7. Беседа "Знакомство с современными композиторами": Г. Струве, В. Шаинский, Ю. Чичков, Я Дубравин.
8. Конкурсно-развлекательная программа "Да здравствуют каникулы!"
9. Посещение концертов городских и районных коллективов.

Итого: 80 часов.

2 год обучения (1 вариант – 4 часа)

1. Распевание и основы работы над изучением произведения.- 70 часов
Закрепление навыков, полученных за 1 год обучения.
Дыхание. – 10 часов.

1.Упражнение для закрепления навыка спокойного вдоха, момента задержания
дыхания и экономного, активного выдоха. См. упр. № 1.
2.Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное; быстрое.
3. Знакомство с навыками "Цепного дыхания". Пение выдержанного звука.
Звукообразование и звуковедение. – 15 часов.
1. Следует обращать внимание на начальный момент звукообразования, мягкую
атаку и активное дыхание, которое способствует собранному полетному звучанию.
Согласные "м", и "н" обеспечивают участие резанаторов. См. упр. 2.
2.Все гласные должны звучать однородно по тембру. Петь с ощущением "зевка", чтобы избежать зажатости стенок глотки. См. упр. 3.
3.Выработка высокой позиции звука на всем диапазоне голоса, сохраняя головное резонирование. См. упр. 4.
4.Пение non legato.
Дикция, артикуляция. - 10 часов.
Для того, чтобы четко произносить согласные и соответственного формировать гласные, необходим определенный тренаж артикуляционного аппарата.
1. Скороговорки.
Парася по росе просо просевала
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
2. Навык отнесения согласных к последующему слогу внутри слова и на стыках слов.
3. Работа над освобождением нижней челюсти.
См. упр. 5.

Метроритм - 5 часов.

Работа над ритмической устойчивостью в более быстрых и медленных темпах со сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).
См. упр б, упр 7.
Интонация. - 20 часов.
1. Навык устойчивого интонирования одноголосного пения при сложном аккомпанементе.
2.Работу над элементами 2-голосия следует начинать с канонов:
"Дождик", "Василек".
3. Подголосочное 2- голосие. Упр. 8.

Динамика, - 5 часов.
Работа над расширением диапазона используемых динамических оттенков.
Работа над формированием исполнительских навыков. – 5 часов.
Анализ словесного текста и его содержания, определение формы (куплетная, 2-х частная).
2. Работа над репертуаром. – 70 часов.
3. Знакомство с музыкальной грамотой. – 10 часов.

Повторение тем первого года.
Понятие мажорного, минорного трезвучий.
Понятие гаммы. Мажорная и минорная гаммы.
Ауфтакт. Затакт. Размеры: двух-трехдольный.
Понятие синкопы.
Понятие консонанс и диссонанс.
Понятие интервалов.

4. Воспитательная работа. – 10 часов.
1. Праздничный концерт, посвященный Дню матери.
2. Музыкальная сказка "В гостях у Снежной Королевы".
3. Рождественские колядки.
4. Концерт, посвященный Дню защитника Отечества.
5. Тематический вечер "Здравствуйте, мамы!"
6. Городской конкурс "Алло, мы ищем таланты!"
7. Вечер классической музыки: знакомство с русскими композиторами
классиками: П. И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский.
8. Беседа "Жанры музыки: опера, балет, симфоническая музыка".
9. Посещение концерта симфонической музыки. Звучат произведения в исполнении оркестра Владимирской областной филармонии.
10. Посещение концертов городских и районных коллективов.
Итого: 160 часов

2 год обучения (2 вариант – 2 часа в неделю)

1. Распевание и основы работы над изучением произведения.- 25 часов
Закрепление навыков, полученных за 1 год обучения.
Дыхание. – 3 часа.

1.Упражнение для закрепления навыка спокойного вдоха, момента задержания
дыхания и экономного, активного выдоха. См. упр. № 1.
2.Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное; быстрое.
3. Знакомство с навыками "Цепного дыхания". Пение выдержанного звука.
Звукообразование и звуковедение. – 5 часов.
3. Следует обращать внимание на начальный момент звукообразования, мягкую
атаку и активное дыхание, которое способствует собранному полетному звучанию.
Согласные "м", и "н" обеспечивают участие резанаторов. См. упр. 2.
4.Все гласные должны звучать однородно по тембру. Петь с ощущением «зевка», чтобы избежать зажатости стенок глотки. См. упр. 3.

5.Выработка высокой позиции звука на всем диапазоне голоса, сохраняя головное резонирование. См. упр. 4.
6.Пение non legato.
Дикция, артикуляция. - 5 часов.
Для того, чтобы четко произносить согласные и соответственного формировать гласные, необходим определенный тренаж артикуляционного аппарата.
1. Скороговорки.
Парася по росе просо просевала
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
2. Навык отнесения согласных к последующему слогу внутри слова и на стыках слов.
3. Работа над освобождением нижней челюсти.
См. упр. 5.

Метроритм - 2 часа.

Работа над ритмической устойчивостью в более быстрых и медленных темпах со сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).
См. упр б, упр 7.
Интонация. – 7 часов.
3. Навык устойчивого интонирования одноголосного пения при сложном аккомпанементе.
4.Работу над элементами 2-голосия следует начинать с канонов: "Дождик", "Василек".
3. Подголосочное 2- голосие. Упр. 8.

Динамика, - 1 час.
Работа над расширением диапазона используемых динамических оттенков.
Работа над формированием исполнительских навыков. – 2 часа.
Анализ словесного текста и его содержания, определение формы (куплетная, 2-х частная).
2. Работа над репертуаром. – 40 часов.
3. Знакомство с музыкальной грамотой. – 5 часов.

Повторение тем первого года.
Понятие мажорного, минорного трезвучий.
Понятие гаммы. Мажорная и минорная гаммы.
Ауфтакт. Затакт. Размеры: двух-трехдольный.
Понятие синкопы.
Понятие консонанс и диссонанс.
Понятие интервалов.

4. Воспитательная работа. – 10 часов.
1. Праздничный концерт, посвященный Дню матери.
2. Музыкальная сказка "В гостях у Снежной Королевы".
3. Рождественские колядки.
4. Концерт, посвященный Дню защитника Отечества.
5. Тематический вечер "Здравствуйте, мамы!"
6. Городской конкурс "Алло, мы ищем таланты!"
7. Вечер классической музыки: знакомство с русскими композиторами
классиками: П. И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский.
8. Беседа "Жанры музыки: опера, балет, симфоническая музыка".
9. Посещение концерта симфонической музыки. Звучат произведения в исполнении оркестра Владимирской областной филармонии.
10. Посещение концертов городских и районных коллективов.
Итого: 80 часов

3 год обучения
1. Распевание и основы работы над изучением произведения. - 80 часов.
Дыхание. - 16 часов.
Совершенствование навыков "цепного" дыхания: 1) на длинных фразах, не имеющих пауз; 2) на длинных звуках или аккордах в несколько тактов. См. упр9.
Звукообразование и звуковедение. – 25 часов.
1.Навык пения закрытым ртом. Губы мягко сомкнуты. Зубы разомкнуты, язык
лежит у корней зубов, нёбная занавеска приподнята. Легкий вдох с
ощущением "зевка", после задержания дыхания начинается пение.
Использовать сонорные согласные "м" и "н". См. упр. 10, упр. 11.
2.Работа над навыками пения кантилена. Совершенствование навыков пения non legato, sttacato.
3. Выработка высокой позиции звука на всем диапазоне голоса сохраняя головное резонирование.

Дикция, артикуляция - 12 часов.

1. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата.
2. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах.
3. Сохранение дикционной активности при нюансах р и рр
См: упр. 12, 13.
Метроритм. – 12 часов.
1. Владение исполнением различного ритмического рисунка в хоровых партиях.
2. Исполнение сложных ритмических группировок (дуоль, триоль; синкопа).

Ансамбль, строй. – 15 часов.

1. Работа над интонацией в двухголосном пении.
2. Работа над произведениями без сопровождения.
3. Интонирование произведений в различных видах мажора и минора.

2. Работа над репертуаром. – 120 часов

3. Знакомство с музыкальной грамотой. – 20 часов.
Повторение изученных тем.
Выразительное значение ритма.
Ударные и безударные доли.
Тактирование.
Различные ритмические группировки.
Продолжение темы интервалы.
Интервалы – консонансы и диссонансы.
Темпы и их основное обозначение. Итальянские названия темпов.
Понятие агогики. Темпы, как средство музыкальной выразительности.

4. Воспитательная работа. – 20 часов.
1. Праздничный концерт, посвященный Дню матери.
2. Концерт, посвященный Дню защитника Отечества.
3. Конкурсная программа "А ну-ка, девочки!"
4. Фольклорно-развлекательная программа "Встречаем Масленицу".
5. Городской конкурс "Алло, мы ищем таланты!"
6. Конкурс молодых исполнителей "Лето – это маленькая жизнь! "
7. Вечер классической музыки: знакомство с западными композиторами-классиками: В.А. Моцарт, Л.Ван Бетховен.
8. Вечер современной музыки.
9. Посещение концерта фортепьянной музыки. Звучат произведения в исполнении оркестра Владимирской областной филармонии.

Итого: 240 часов.

4 год обучения
1. Распевание и основы работы над изучением произведения. - 80 часов.
Дыхание. - 16 часов.
Совершенствование навыков "цепного" дыхания: 1) на длинных фразах, не имеющих пауз; 2) на длинных звуках или аккордах в несколько тактов. См. упр9.
Звукообразование и звуковедение. – 25 часов.
3.Навык пения закрытым ртом. Губы мягко сомкнуты. Зубы разомкнуты, язык
лежит у корней зубов, нёбная занавеска приподнята. Легкий вдох с
ощущением "зевка", после задержания дыхания начинается пение.
Использовать сонорные согласные "м" и "н". См. упр. 10, упр. 11.
4.Работа над навыками пения кантилена. Совершенствование навыков пения non legato, sttacato.
3. Выработка высокой позиции звука на всем диапазоне голоса сохраняя головное резонирование.

Дикция, артикуляция - 12 часов.

4. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата.
5. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах.
6. Сохранение дикционной активности при нюансах "р" и "рр"
См: упр. 12, 13.
Метроритм. – 12 часов.
3. Владение исполнением различного ритмического рисунка в хоровых партиях.
4. Исполнение сложных ритмических группировок (дуоль, триоль; синкопа).

Ансамбль, строй. – 15 часов.

1. Работа над интонацией в двухголосном пении.
4. Работа над произведениями без сопровождения.
5. Интонирование произведений в различных видах мажора и минора.

2. Работа над репертуаром. – 110 часов

3. Знакомство с музыкальной грамотой. – 10 часов.
Повторение изученных тем.
Выразительное значение ритма.
Ударные и безударные доли.
Тактирование.
Различные ритмические группировки.
Продолжение темы интервалы.
Интервалы – консонансы и диссонансы.
Темпы и их основное обозначение. Итальянские названия темпов.
Понятие агогики. Темпы, как средство музыкальной выразительности.

4. Русское народное музыкальное творчество – 20 часов
1. Фольклор; что к нему относится; этапы формирования.
2. Трудовые песни; - 2 часа
3. Календарные земледельческие песни; - 2 часа
4. Хоровые и плясовые песни; - 4 часа
5. Эпические песни и сказы. Былины; - 4 часа
6. Исторические песни; - 2 часа
7. Городская народная песня; - 2 часа
8. Русская революционная песня; - 2 часа
9. Народная песня в русской классической музыке; - 2 часа
5. Воспитательная работа. – 20 часов
1. Концерт, посвященный дню учителя;
2. Концерт, посвященный дню матери;
3. Посещение городского лагеря КСОШ № 1, участие в развлекательной программе;
4. Участие в новогодней праздничной программе;
5. Городской концерт, посвященный Дню Защитника Отечества;
6. Участие в районном конкурсе патриотической песни;
7. Викторина (конкурсная программа для девочек ко дню 8 марта);
8. Праздничный концерт, посвященный дню 8 марта;
9. Участие в городском конкурсе "Алло, мы ищем таланты";
10. Участие в развлекательной программе "Да здравствуют каникулы!";
11. Посещение ДШИ, концерт классической музыки;
12. Посещение летнего городского лагеря – проведение викторины и развлекательной программы.

Итого: 240 часов.

5 год обучения
1. Распевание и основы работы над изучением произведения. - 80 часов.
Дыхание. - 16 часов.
Совершенствование навыков "цепного" дыхания: 1) на длинных фразах, не имеющих пауз; 2) на длинных звуках или аккордах в несколько тактов. См. упр9.
Звукообразование и звуковедение. – 25 часов.
5.Навык пения закрытым ртом. Губы мягко сомкнуты. Зубы разомкнуты, язык
лежит у корней зубов, нёбная занавеска приподнята. Легкий вдох с
ощущением "зевка", после задержания дыхания начинается пение.
Использовать сонорные согласные "м" и "н". См. упр. 10, упр. 11.
6.Работа над навыками пения кантилена. Совершенствование навыков пения non legato, sttacato.
3. Выработка высокой позиции звука на всем диапазоне голоса сохраняя головное резонирование.

Дикция, артикуляция - 12 часов.

7. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата.
8. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах.
9. Сохранение дикционной активности при нюансах «р» и«рр»
См: упр. 12, 13.
Метроритм. – 12 часов.
5. Владение исполнением различного ритмического рисунка в хоровых партиях.
6. Исполнение сложных ритмических группировок (дуоль, триоль; синкопа).

Ансамбль, строй. – 15 часов.

6. Работа над интонацией в двухголосном пении.
7. Работа над произведениями без сопровождения.
8. Интонирование произведений в различных видах мажора и минора.

2. Работа над репертуаром. – 100 часов

3. Знакомство с музыкальной грамотой. – 10 часов.
Повторение изученных тем.
Выразительное значение ритма.
Ударные и безударные доли.
Тактирование.
Различные ритмические группировки.
Продолжение темы интервалы.
Интервалы – консонансы и диссонансы.
Темпы и их основное обозначение. Итальянские названия темпов.
Понятие агогики. Темпы, как средство музыкальной выразительности.

4. Изучение творчества композиторов – романтиков - 30 часов.
1. Ф. Шопен - творческий путь. Вальсы и полонезы. Слушание музыки.
2. Ф. Лист – творческий путь. Прелюды. Слушание музыки.
3. Мендельсон – творческий путь. Песни без слов. Слушание музыки.
4. Составы оркестров: струнный оркестр, оркестр народных инструментов, духовой оркестр. Слушание музыки.

5. Воспитательная работа. – 20 часов

1. Концерт, посвященный дню учителя;
2.Концерт, посвященный дню матери;
3.Посещение городского лагеря КСОШ № 1, участие в развлекательной программе;
4. Участие в новогодней праздничной программе;
5.Городской концерт, посвященный Дню Защитника Отечества;
6. Участие в районном конкурсе патриотической песни;
7. Викторина (конкурсная программа для девочек ко дню 8 марта);
8. Праздничный концерт, посвященный дню 8 марта;
9. Участие в городском конкурсе «Алло, мы ищем таланты»;
10. Участие в развлекательной программе « Да здравствуют каникулы!»;
11. Посещение ДШИ, концерт классической музыки;
12. Посещение летнего городского лагеря – проведение викторины и развлекательной программы.

Итого: 240 часов.

Приложение

Примерный репертуар хорового коллектива.

1-2 год обучения
Современные композиторы.

1. Музыка А. Кишко, слова Ивенсена. Дед Мороз и дети.
2. Музыка Г. Струве, слова Татаринова. Колобок.
3. Музыка Г. Струве, слова Л. Соколова. Белка.
4. Л. Абелян. Петь приятно и удобно.
5. Л. Абелян. Я красиво петь могу.
6. Л. Абелян. Песенка про гласные.
7. Музыка Г. Струве, слова В. Степанова. Что мы Родиной зовем.
8. Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой. С нами друг.
9. А. Усачев. Веселая мышка.
10. А. Усачев. Как кричит крокодил.
11. Музыка Г. Струве, слова Татаринова. Колобок.
12. Музыка А.Островского, слова Петрова. До, ре, ми, фа, соль.
13. Музыка А. Журбина, слова Г. Синявского. Веселый лягушатник.
14. Музыка Р. Паулса, слова Асказии. Дворец из воска.
15. Музыка А. Журбина, слова Г. Синявского. Пряничная песенка.
16. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева. Самая счастливая.
17. Музыка А. Журбина, слова П. Синявского. Смешной человечек.
18. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синевского. Лесной марш.
19. Музыка Б. Савельева, слова Пляцковского. Настоящий друг.

Народные песни.

1. Пойду ль я, выйду ль я.
2. Как у наших, у ворот.
3. У меня ль во садочке.
4. На горе-то калина.
5. Как на тоненький ледок.

Прибаутки.
Динь-дон, Барашеньки, Лиса, Петушок.

Русская классика.

1. Музыка Н. Римского-Корсакова. Проводы зимы.
2. Музыка А. Гречанинова. Слова М. Лермонтова. Колыбельная.
3. Музыка Мусоргского. С куклой.
4. Музыка У. Кюи. Слова Баратынского. Зима.
5. Музыка А. Лядова, слова народные. Гуленьки – гули.
6. Музыка и слова Калинникова. Киска.
7. Музыка и слова Калинникова. Тень-тень.
8. Музыка А. Лядова, слова народные Окликание дождя.

Зарубежная классика.

1. Музыка Ж.Б. Люлли. Песенка.
2. Шуман. Небывалая страна.
3. Музыка Шуберта, слова Кладиуса. Колыбельная песня.
4. Музыка Й. Гайдна. Мы дружим с музыкой.

3 год обучения
Современные композиторы.

1. Музыка М. Минкова, слова Ю. Энтина. Дорога добра.
2. Музыка В. Жубинский, слова И. Михайловой. Дети одной планеты.
3. Музыка Г. Струве, слова Ибряева. Школьный корабль.
4. Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского. Учителя, вы в нашем детстве остаетесь.
5. Музыка А. Морозова, слова Ю. Паркаева. Волшебная сказка.
6. Музыка А. Зацепина, слова Пляцковского. Ты слышишь, море?
7. Музыка А. Журбина, слова П. Синевского. Планета детства.
8. Музыка Я. Дубравина. Джаз.
9. Музыка А. Пахматувой, слова Р. Рождественского. Просьба.
10. Музыка Я. Дубравина. слова В. Суслова. Песня о земной красоте.

Народные песни.

1. Обр. А. Грегоминова. Во сыром бору тропинка.
2. Обр. Ильина. Ах ты, зимушка-зима.
3. Ой, на дворе дожь!
4. Прялица.

Русская классика.

1. Музыка Р. Глиэра, слова Плещеева. Вечер.
2. Музыка Р. Глиэра, слова Плещеева. Травка зеленеет.
3. Слова Никитина. Здравствуй, гостья зима.
4. П. Чайковский, слова Плещеева. Колыбельная песнь.
5. П. Чайковский, слова Плещеева. В бурю.

Зарубежная классика.
1. Музыка Шумана, слова Кульмана. Весенняя песня.
2. Музыка В. Моцарта, слова Пономарькова. Запылал восток зарею.

4-5 год обучения
1.Современные композиторы.
Наши мамы музыка Чичкова;
Моя Россия;
Отечество наше музыка Чичкова;
Мир всему музыка Чичкова;
Песня о земной красоте музыка Дубравина;
Джаз музыка Дубравина;
Рождество Христово музыка Синявского;
Первый школьный звонок музыка Чичкова;
Прекрасное далеко мызыка Крылова.

2. Народные песни.
Как по лугу Русская народная песня, канон;
Как по морю Русская народная песня в обр. В. Попова;
Пастух музыка З. Кодан;

3. Русская классика.
Патриотическая песня музыка Глинки;
Спи дитя мое усни музыка Аренского;
Майский день музыка Ц. Кюи;
Славим солнце канон, музыка Ипполитова-Иванова.

4. Зарубежная классика.
Детская песенка музыка Грига;
Мелькнет за часом час музыка Баха;
Послушай как звуки хрустально чисты музыка Моцарта

Методическая литература.

1. Составители Орлова, Бекина. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет.
2. Емельянов. Развитие голоса.
3. Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс. Пособие для ДМШ и хоровых студий.
4. Жаров Е.В. Хоровое пение.

Используемая хоровая литература.

1. Составитель Сергеева. Музыка в школе. Выпуск 1. (Песни и хоры для начальных классов).
2. Пение в школе. Выпуск 1. 1-3 классы. Пособие для учителей.
3. Сборник «Розовый слон». Популярные детские песни.
4. Все, что сердцу дорого. Песни на стихи М. Пляцковского и другие.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль