Мастер-класс по теме курса ОРКСиЭ "Чудо в жизни христианина"

2548
Мастер-класс по теме курса ОРКСиЭ

Ковалева Н.Н.,
МАОУ СОШ №27

Цель мастер-класса: проиллюстрировать культурологический подход к урокам ОПК на примере темы: "Чудо в жизни христианина".

При разработке данного мастер-класса использовались рекомендации автора учебника о. Андрея Кураева, в которых он раскрывает методический инструментарий культурологического подхода к изучению курса ОПК.

Цель урока для учителя: сформировать представление о мотивах доброделания православных христиан

Задачи урока:

  • -познакомить с христианским пониманием чуда;
  • -раскрыть третий мотивдоброделания - вера в чудо как проявление всемогущества Божьего;
  • -уяснить, в чем состоит внутренняя связь трех христианских добродетелей : веры, надежды и любви.
  • - осознать, что для православного человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя.

Первую остановку мы делаем для осмысления понятия "Святая Троица". Материал учебника можно дополнить Интернет-ресурсами или сообщениями ребят. Обязательно используем демонстрационный ряд. Учитель сообщает учащимся, что Святую Троицу-главное чудо христиан - пытались воспеть на своих полотнах многие художники, но бесспорным шедевром является "Троица" А.Рублева. Если позволяет время и подготовленность учащихся, то на уроке можно дать краткую справку об истории создания этой картины.

"Святая Троица" Андрея Рублева

В одном из залов Третьяковской галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон — "Троица", написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок. Кажется поначалу, что бесконечно далека эта икона от реальной жизни XV столетия с ее бурными страстями, политическими распрями, набегами врагов.

Содержание "Троицы" многогранно. Идейным и композиционным центром ее является чаша с головой жертвенного тельца — прообраз агнца новозаветного. "Чаша" прошла долгий путь, и во всей истории человечества имела значение "чаши жизни", "чаши мудрости", "чаши бессмертного напитка". В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о "Чаше Грааля", из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. В русскую народную поэзию чаша вошла как "смертная". Эта тема звучит в былинах и "Слове о полку Игореве". Для Андрея Рублева и его современников "чаша" была тесно связана с реальной жизнью, только на иконе трагизм этой героической темы выражен у него светлой печалью. В рублевской "Троице" "чаша смертная" — "залог жизни будущей".

Вторую остановку мы делаем для осознания мысли о том, что "любое чудо не может быть объяснено, иначе оно перестает быть чудом". Читаем историю чудесного спасения семьи Патриарха Кирилла и делаем вывод о том, что чудо для православных христиан-это не обязательно видение ангела, но и встреча с человеком, способным помочь в трудной ситуации.

Далее мы задаем ребятам вопрос:

-А может ли чудо произойти с целым городом? Может ли ему встретиться человек, который станет покровителем и заступником для всех горожан? Очень надеемся на то, что ребята, вспомнив предыдущий урок, назовут имя старца Павла Таганрогского.Рассказ о его жизни, деяниях и нравственном подвиге станет центральной частью нашего урока.Для создания особого эмоционального настроя предлагаем ребятам прослушать стихотворениеПротоиерея Николая Уварова:

Тихо плещет Азовское море,
Омывая Таганий Рог.
Едут люди и в скорби и в горе
К старцу Павлу во град Таганрог.
Этот старец был строгий подвижник,
Миру Божьему ведом всему,
Из далёких селений и ближних
За советом спешили к нему.
За людей всех и Господа ради
Он усердный молитвенник был,
И с горячею верой, в отраде,
Христиан православных любил.
В житии своем старец убогом
Обличал маловерных порок.
Пред людьми и пред Господом Богом
Почитался в миру как пророк.
Не забыть богомольцам дороги
К той могиле, где старец почил,
Возле церкви святых в Таганроге,
Где блаженный их вере учил.
Тихо плещет Азовское море,
Быстроходные мчатся суда,
Едут люди и скорби и горе
Изливать на могилу сюда.
Верят в то, что над этой могилой
Благодатью молитвы своей
Старец Духом и Божией Силой
Исцеляет страданья людей.
Вечно будут духовные чины
В песнопеньях Творца прославлять,
В день великого старца кончины,
По нему панихиды справлять.

  • -Почему же так любим старец в народе?
  • - Почему уже на протяжении нескольких столетий идут люди "во град Таганрог"?
  • - Как появление старца Павла повлияло на жизнь города и его жителей? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня. И поможет нам в этом просмотр фильма "Таганрогский старец".

Демонстрация фильма занимает 10 минут.

После просмотра фильма мы возвращаемся к вопросам ( вопросы высвечены на слайде) и заслушиваем ответы ребят.

Подводя итоги, обязательно задаем вопрос: "Можно ли считать появление старца в нашем городе настоящим чудом?"

Резюмируя ответы детей, можно сказать о том, что не каждый город имеет своего небесного покровителя. И это истинное чудо, что много лет назад Павел Стожков поселился в нашем городе, что никакие лихолетия не стерли память о нем, и посей день люди идут к нему за помощью и советом.

Далее необходимо вновь обратиться к учебнику и акцентировать внимание ребят на строчках: "Христианин знает, что если хочешь помощи от Бога, то и сам должен исполнить его заповеди, призывающие к добрым делам. Если хочешь, чтобы Бог послал ангела, сам стань ангелом для другого. Добрые дела формируют характер человека. Если человек в своей жизни постоянно творит добро, то говорят , что он приобрел добродетель". Задать вопрос ребятам, как они понимают значение слова "добродетель". Выслушав их ответы, обратимся к словарю С.И.Ожегова (добродетель – положительное нравственное качество), а затем познакомим с тем, какой смысл вкладывают в это слово православные христиане: "Добродетель- это видимое проявление добрых свойств человека. Три главные христианские добродетели – вера, надежда, любовь". Попросим ребят подумать над тем, какими добродетелями обладал старец Павел Таганрогский. А затем обратимся к личному опыту учащихся через вопрос учебника: "Какие добродетели вы видите в себе и своих одноклассниках?" Можно просто выслушать ответы ребят и обсудить их, а можно, сделав заготовку дерева, за каждый ответ ребят крепить к нему зеленые листочки, чтобы увидеть маленькое чудо: благодаря добрым делам дерево преобразилось.

В конце урока еще раз вернемся к мотивам доброделания православных христиан. Попросим назвать теперь уже три мотива, побуждающих христиан творить добро, и сообщим о том, что на следующем уроке мы продолжим говорить о мотивах доброделания.

Итак, в ходе данного мастер- класса мы постарались проиллюстрировать применение культурологического подхода к обучению основам православной культуры на примере темы "Чудо в жизни христианина". Целью этого урока была информированность учащихся о мотивах доброделания православных христиан. Первоисточником являлся морально-нравственный опыт предшествующих поколений (рассказ о старце Павле). Применялись методы эмпатии и отчуждения, отсутствовала императивность. Надеемся, что учащиеся будут воспринимать мир православной культуры как часть родной истории и традиций своего народа. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль