Создание территориального профессионального сообщества педагогов-психологов

4669
Создание территориального профессионального сообщества педагогов-психологов

Е.В. Лукманова,

руководитель структурного подразделения ГБОУ МЦ ЮОУО, Москва

М.Ю. Чибисова,

канд. психол. наук, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования ГОУ ВПО МГППУ, Москва

Изменение социально-экономических условий жизни современного общества, обновление системы образования требуют качественно нового уровня профессионализма специалистов и в частности педагогов-психологов в образовательной организации. Поэтому в настоящее время одним из приоритетных направлений развития практической психологии образования должно стать совершенствование профессиональной компетентности педагогов-психологов с учетом новых реалий, возникающих в условиях модернизации российской школы. А значит, одной из важнейших задач в сфере становления профессионализма, формирования профессиональной компетентности педагогов-психологов является создание эффективной модели повышения квалификации. При этом необходимо, чтобы данная модель обеспечивала трансляцию имеющегося опыта, наработанного специалистами, и давала возможность развиваться как можно большему количеству психологов.

Цели и задачи системы сетевого межрайонного взаимодействия педагогов-психологов

С учетом вышеперечисленных особенностей лабораторией педагогической психологии методического центра Южного окружного управления образования Москвы в рамках окружной системы повышения квалификации педагогов-психологов в 2008 г. была разработана система сетевого межрайонного взаимодействия , направленная на совершенствование профессиональной компетентности педагогов-психологов.

Цели сетевого межрайонного взаимодействия педагогов-психологов:

1. Развитие профессионального сообщества педагогов-психологов, заинтересованного в повышении качества психологической службы системы образования и престижа профессии педагога-психолога.

2. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях реализации образовательной инициативы "Наша новая школа" и Государственной программы города Москвы на среднесрочный период 2012–2016 гг. "Развитие образования города Москвы" ("Столичное образование").

Задачи:

  • формирование профессионального сообщества педагогов-психологов образовательных учреждений – для профессионального общения специалистов;
  • распространение лучших образовательных практик;
  • поддержка талантливых педагогов-психологов образовательных учреждений округа;
  • предоставление возможности молодым педагогам-психологам получить опыт и уроки профессионального мастерства, а более опытным – актуализировать свой профессиональный багаж;

Система сетевого взаимодействия между школами, и в частности взаимодействия педагогов-психологов предполагает:

  • краткосрочные психологические тренинг-сессии;
  • проблемные, специализированные семинары;
  • тематические мастер-классы;
  • работу творческих групп, методических объединений и др.
  • продвижение креативных идей молодых педагогов-психологов;
  • систематизация окружной электронной библиотеки педагога-психолога;
  • организация "площадок" для передачи опыта между поколениями людей одной профессии;
  • представление профессиональных интересов педагогов-психологов;
  • повышение общественного признания и социального престижа профессии педагога-психолога системы образования.

Организация сетевого взаимодействия

В Южном округе 16 районов, и в каждом из них есть свои психологи-кураторы. Они работают под руководством методистов лаборатории педагогической психологии и в тесном взаимодействии с ними: совместно обсуждают актуальные потребности школьных педагогов-психологов, ищут пути оптимизации своей деятельности, реализуют новые проекты по перспективным направлениям модернизации психологической службы. Кураторы первыми знакомятся с новыми концепциями, посещают конференции и мастер-классы, осваивают новые технологии.

С 2011 г. кураторы входят в Окружной общественно-методический совет педагогов-психологов государственных образовательных учреждений Южного округа города Москвы, цель деятельности которого – трансляция лучших практик школьных психологических служб.

Обмен накопленным опытом осуществляется в режиме совместной работы по реализации социально ориентированных проектов, проведению сетевых семинаров и мастер-классов. Ежемесячно школьные педагоги-психологи собираются по районам в базовых школах у своих кураторов, где встречи проходят в разных форматах: обучающих семинаров, мастер-классов, тематических консультаций и дебатов (план встреч на 2012–2013 гг. см. в приложении 1). Среди вопросов для обсуждения:

  • подготовка к конкурсам;
  • составление плана работы на год;
  • обсуждение актуальных задач модернизации образования;
  • повышение квалификации в рамках ежегодного окружного проекта "Лучшие психологи: обмен опытом".

Если кто-либо из педагогов-психологов посещает городское мероприятие, он непременно делится полученной информацией на встрече в своем районе.

Сетевое взаимодействие позволяет всем педагогам-психологам округа осваивать новые идеи и методы работы.

Каждый год лаборатория педагогической психологии организует семинары и мастер-классы по актуальным проблемам психологического сопровождения образования: в 2010–2012 гг. в округе было проведено 256 мастер-классов. От каждого района выбирается один педагог-психолог, который принимает участие в данных мероприятиях.

Получив новые знания и технологии, он транслирует их коллегам в районе. Таким образом, все без исключения педагоги-психологи округа знакомятся с новыми идеями и технологиями, а специалист, посещавший мероприятие, становится в своем районе ответственным за данное направление.

За несколько лет существования системы сетевого взаимодействия в районах появились ответственные по следующим направлениям работы:

  • психологическая поддержка подготовки к итоговой аттестации;
  • психологическое сопровождение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов;
  • работа психолога с родителями обучающихся, с педагогами.

Ответственные систематизируют и обобщают у себя в районе методические материалы по своему направлению (приложение 2), формируют окружную электронную библиотеку, совместно с методистами лаборатории оказывают коллегам необходимую методическую поддержку.

Ведь одно из важных направлений профессиональной деятельности психологов в сетевом взаимодействии – это самообразование и повышение квалификации самих психологов.

Реализация проектов в рамках сетевого взаимодействия

За последние пять лет были реализованы следующие программы:

  • "Психологическая подготовка участников образовательного процесса к Единому государственному экзамену" (2009 г.);
  • "Университет для родителей" (2010 г.);
  • "Профессиональное взаимодействие практического психолога и педагога в едином образовательном пространстве" (2011 г.);
  • "Лучшие психологи: обмен опытом" (2011 г., 2012 г.);
  • "Сопровождение внедрения ФГОС – профессиональная задача педагога-психолога" (2012 г.) (приложение 3).

На примере программы "Университет для родителей" рассмотрим, как работает схема взаимодействия педагогического коллектива и педагогов-психологов.

Данный проект реализовывался в 2009–2010 гг. и включал следующие этапы:

1. Учебный курс "Взаимодействие педагога-психолога школы с семьей" для ответственных за работу в районе данного направления (октябрь 2009 г.).

2. Сетевое обучение педагогов-психологов по районам (ноябрь–декабрь, 2009 г.).

Учебный курс состоял из 4 интенсивных встреч (по 6 часов), в ходе которых участники получили информацию по следующим темам:

  • "Технология сотрудничества школы с родителями обучающихся (психологический аспект)";
  • "Групповая работа с родителями. Информационные, проблемные, активные методы во взаимодействии педагога-психолога с семьей";
  • "Индивидуальное консультирование родителей. Общие принципы. Родитель как клиент. Типология родителей по особенностям контакта с ребенком";
  • "Интерактивные формы взаимодействия педагога-психолога с семьей".

Практическим результатом курса стала разработка презентаций, методических рекомендаций, диагностического пакета по заявленной теме. После прохождения обучения ответственные транслировали полученную информацию у себя в районе – в ходе встреч с педагогами-психологами, также включавших работу над презентациями, рекомендациями и т. д.

По окончании реализации проекта все разработанные материалы пополнили разделы электронной библиотеки.

Окружная электронная библиотека

Благодаря активной работе кураторов и ответственных районов в течение 2010–2012 гг. была систематизирована окружная электронная библиотека (таблица), которая содержит информационно-методические, научно-практические и авторские материалы. Электронная библиотека – это 6 дисков, каждый из которых формировался в течение года: сначала материал собирался психологами в районах, потом систематизировался кураторами, после чего формировался методистами.

Электронная библиотека педагога-психолога Южного округа города Москвы

Тема

Содержание

Количество папок

Количество файлов

1

Сопровождение вне-дрения ФГОС НОО

Нормативно-правовая документация

Методический банк научно-практического материала

Презентации

Рекомендации

Психологический анализ современного урока

6

30

2

Совершенствование психологической компетентности педагогов в рамках обеспечения реализации ФГОС НОО

Диагностический инструментарий

Информационные материалы

Групповые формы работы педагога-пси-

холога с учителями

Индивидуальное консультирование

Литература

24

304

3

3. Родительская компетентность

Групповая работа психолога с семьей

Диагностический банк

Индивидуальная работа педагога-психолога с семьей

Информационный материал

Методическая литература

76

411

4

Психологическое

Диагностический банк

Документация

Материалы для размещения на сайте

образовательного учреждения

Методические материалы

Развивающие программы для работы

с обучающимися

Материалы Центра "Гуманитарные тех-нологии" МГУ им М.В. Ломоносова

147

1213

5

5 Начинающему педагогу-психологу

Библиотека начинающего педагога-пси-холога

Диагностический банк

Нормативно-правовая документация

Отчетная документация

Оформление интернет-страницы

Родительское собрание

Организация рабочего места педагога-психолога

Развивающие занятия

Презентации, сценарии родительских

собраний, семинаров-практикумов для учителей и т. д.

38

106

6

6. Информационно-раздаточный материал для педагогов и родителей

• Буклеты для педагогов

• Буклеты для родителей

70

81

Итого

383 папки

2175 файлов

Подводя итог, можно сказать, что данная форма профессионального объединения педагогов-психологов имеет огромный потенциал и практическую ценность как структура, позволяющая найти единомышленников, дающая возможность для обсуждения профессионального стандарта педагога-психолога в 2016 году и решения многих практических вопросов, апробации и внедрения новых научных разработок, а также обобщения и популяризации собственного опыта, помогающая педагогу-психологу самовыразиться и получить поддержку профессионального сообщества .

Стремление педагогов-психологов постоянно повышать профессиональную компетентность, значимость своей специальности, самосовершенствоваться, развивать умение анализировать и проектировать, изменять и изменяться – залог достижения профессиональной уверенности и мастерства, главный показатель эффективности созданной системы сетевого взаимодействия.

Приложение 1

План тематических встреч кураторов районов с педагогами-психологами образовательных учреждений посредством сетевого межрайонного взаимодействия (2012–2013 гг.)

Тема

Дата

1

Особенности организации работы педагогов-психологов системы образования в условиях образовательного комплекса. Проблемы преемственности: дошкольное отделение, начальная, средняя и старшая школы. Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки обучающихся в средней и старшей школах

12.09

2

Психологическая диагностика и коррекция экстремальных состояний. Антикризисная бригада педагогов-психологов системы образования Южного округа

12.10

3

Одаренные дети: сегодняшний опыт и завтрашние перспективы

12.11

4

Инновационные технологии в работе школьного психолога с родителями и педагогами в условиях внедрения ФГОС

12.12

5

Система психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации образовательной инициативы ""Наша новая школа" и внедрение ФГОС"

14.01

6

Система психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации образовательной инициативы ""Наша новая школа" и внедрение ФГОС" (начальная школа, 5е классы)

13.02

7

Студия психологии творчества и профессионального успеха "Перед стартом". Развитие конкурсного движения педагогов-психологов

13.03

8

Окружной проект – 2013 "Успешные психологи: обмен опытом". Психология образования: психологическое обеспечение ФГОС НОО и возможности школьной психологической службы. Сетевое обучение и трансляция передового опыта в формате мастер-классов

15.04

9

Психология в школе: перспективы преподавания в свете новых стандартов

13.05

10

Внедрение эффективных форм профессиональной деятельности педагогов-психологов по сопровождению независимых форм аттестации

13.06

Приложение 2

Методические разработки, систематизированные педагогами-психологами посредством сетевого межрайонного взаимодействия (2008–2012 гг.)

Наименование

Содержание

1

Органайзер педагога-психолога Южного округа города Москвы (брошюра)

Нормативно-правовой и информационно-методический материал по ведению отчетной документации педагога-психолога ОУ

2

Сборник нормативно-правовой документации педагога-психолога (брошюра)

Нормативная документация;

Закон РФ "Об образовании";

Конвенция ООН о правах ребенка;

Положение о психологической службе в системе образования;

Положение о практическом психологе;

квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста); и т. д.

3

Аттестация как оценка профессиональной компетентности педагогов-психологов ОУ Южного округа города Москвы (брошюра)

Документы, регламентирующие прохождение процедуры аттестации педагогов-психологов ОУ;

модель аттестации, действующая для педагогов-психологов Южного округа, с методическими рекомендациями 4 DVD "Психологическое сопровождение ГИА/ЕГЭ"

Информационно-методические материалы;

видеоролик "Работа психолога с участниками образовательного процесса в рамках подготовки к ГИА/ЕГЭ";

презентации для работы педагога-психолога с педагогическим коллективом (семинары, круглые столы, педсовет, тематические консультации), родителями(родительские собрания, тематические консультации, лектории)

5

DVD "Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях современной школы"

Видеоролик об основных направлениях работы психологической службы Южного округа;

психологическая безопасность;

работа психолога в рамках ЕГЭ;

одаренные дети;

профориентация;

преподавание предмета "Психология"

6

DVD "Психологическая поддержка профориентационной работы в образовательных учреждениях Южного округа"

Модель профориентационной деятельности педагога-психолога ОУ на примере лучшего опыта психологических служб округа

7

DVD "В рамках “Года Учителя” – совершенствование психологической компетентности педагогов как необходимое условие реализации направлений образовательной инициативы “Наша новая школа”"

Актуальные формы взаимодействия практического психолога с педагогическим коллективом и администрацией школы – из опыта лучших психологических служб округа

8

DVD "Особенности работы дошкольной психологической службы в условиях реализации ФГТ"

Система работы психолога с педагогическим коллективом и специалистами ДОУ в условиях психологического обеспечения ФГТ

Приложение 3

Окружная программа модульного курса "Система психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации образовательной инициативы “Наша новая школа” и внедрения ФГОС" (2012–2013 гг.)

Руководитель – Л.Ю. Елатенцева, методист ОМЦ.

Цели: обеспечение слушателей научно-теоретической и методической подготовкой, необходимой для качественного осуществления ими психологического сопровождения участников воспитательно-образовательного процесса; развитие образовательных потребностей педагогов-психологов, стимулирование роста квалификации, профессионализма.

Срок обучения: сентябрь–апрель (1 раз в месяц).

Учебно-тематический план

Тема

Форма работы, количество часов

лекция

практическое занятие

1

Психолого-педагогический анализ проблемы внедрения образовательной инициативы "Наша новая школа" и ФГОС ВПО

1

-

2

Инновационные аспекты образовательной инициативы "Наша новая школа" и ФГОС ВПО

1

-

3

Анализ нового содержания работы педагога-психолога в связи с 1внедрением стандарта начального и общего образования

1

-

4

Задачи и перспективы психологического сопровождения осознанного выбора профессии и профильного обучения

1

-

5

Система психологического мониторинга как инструмент управления качеством образования в рамках новых ФГОС ВПО. Современные диагностические подходы

1

-

6

Варианты диагностического сопровождения начальной и средней школы

2

-

7

Предпрофильная и профильная диагностика, профессиональное самоопределение

2

-

8

Разработка и реализация коррекционно-развивающих программ в ходе внедрения ФГОС ВПО

1

-

9

Семинар-практикум "Организация психолого-педагогического сопровождения ГИА и ЕГЭ"

-

2

10

Формы, методы и средства повышения психолого-педагогической культуры участников образовательного процесса

1

-

11

Основные направления взаимодействия педагога-психолога с педагогическим коллективом в рамках ФГОС ВПО

1

-

12

Изучение педагогического коллектива как средство сопровождения внедрения ФГОС ВПО

1

-

13

Семинар-практикум "Педагогический совет. Задачи, роль и содержание деятельности педагога-психолога"

2

14

ПМПк – инструмент учета индивидуальной траектории развития в рамках ФГОС ВПО

1

-

15

Деловая игра "Тематические ПМПк"

-

1

16

Формы, методы и средства повышения психолого-педагогической культуры родителей

1

-

17

Изучение семьи как основа дифференцированного психолого-педагогического подхода к сопровождению родителей

1

-

18

Психологические особенности групповой работы педагога-психолога с родителями и педагогами

2

-

19

Психолого-педагогическая технология "Родительский лекторий"

1

-

20

Семинар-практикум "Психологические игры и упражнения в работе педагога-психолога с родителями и педагогами"

-

2

21

Мастер-класс "Компетентностный подход к обучению – ресурс повышения качества образования"

-

2

22

Мастер-класс "Мотивационная готовность к выбору профиля обучения"

-

2

23

Практическое занятие "В помощь педагогу: конструктивное взаимодействие с проблемными детьми"

-

2

24

Мастер-класс "Дети группы риска в структуре психолого-педагогической работы (взаимодействие педагога-психолога с педагогическим коллективом)"

-

2

25

Мастеркласс ""Гимнастика мозга", или Прикладная кинезиология для педагогов, психологов"

-

2

Итого

19

17

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль