Развивающие уроки для первоклассников

8914
Развивающие уроки для первоклассников

Галеева Галина Владимировна,

педагог-психолог МБОУ "СОШ № 18 г. Лесосибирска",

Красноярский край 

ЗАНЯТИЕ 1

ЗНАКОМСТВО

Задачи

  • Познакомить детей друг с другом.
  • Создать у них мотивацию на познание самих себя.
  • Дать первоначальное представление о существовании психики (внутреннего мира).

Материалы

  • Альбомы, цветные карандаши, фломастеры, бумага для записей, булавки, мячик, кукла.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети рассаживаются по местам, раскладывают свои альбомы.

2. Настрой на занятие

Упражнение "Давайте знакомиться"

Психолог. Давайте познакомимся. На счет "1-2-3" все одновременно громко называют свое имя, а по сигналу "молчок" (я поднесу палец к губам) нужно закрыть рот ладошкой.

Дети дружно выкрикивают свои имена.

Ой, какой шум и гам. Узнали ли вы имена друг друга? Узнала ли я, как вас зовут? Получилось ли у нас знакомство? Почему?

Дети отвечают. Применяется такой прием: учитель бросает мячик ребенку, тот отвечает.

Итак, знакомство у нас не состоялось: получились шум и гам. Мы не услышали имена друг друга. Поэтому надо говорить по очереди, и тогда мы услышим каждого.

Игра "Снежный ком"

Давайте встанем в круг. Сейчас мы будем знакомиться, называя свои имена по очереди. Получая мячик от соседа, каждый сначала называет имена двух предыдущих соседей, а только потом — свое.

Психолог первым произносит свое имя. Дети, получая в руки мячик, называют свои имена по кругу. Психолог подсказывает, если у учащихся возникают затруднения.

Задание "Визитка"

Теперь мы будем знакомиться с помощью визитки. (Психолог раздает каждому ребенку по листочку.) Сейчас возьмите фломастер или цветной карандаш любого цвета и на листочке сверху посередине напишите свое имя. Теперь немного ниже нарисуйте любой значок, символ, по которому вас можно узнать, определить. Это может быть какой-либо предмет, игрушка, животное, растение, явление природы.

Это и есть ваша визитка.

Психолог булавками прикрепляет листочки к груди детишек.

Теперь рассмотрите визитки друг друга. Встаньте из-за парт, выйдите на середину класса, подойдите друг к другу, посмотрите, что нарисовано на визитке ваших одноклассников, запомните, какой у кого рисунок. На следующем занятии мы по рисунку будем угадывать, чья это визитка.

Дети подходят друг к другу. Психолог должен проследить, чтобы дети были активны, никто не остался в стороне.

3. Работа по теме

Беседа

Психолог. Вы теперь — ученики школы. Здесь бывают различные уроки. Какие уроки проходят в школе?

Дети отвечают. Применяется такой прием: учитель бросает мячик ребенку, тот отвечает. Если ребенок затрудняется, нужно предложить ему вспомнить, какие уроки были сегодня.

На каждом уроке вы узнаете что-то новое, учитесь что-то делать. Что вы узнаете на уроках чтения (математики, рисования и др.)?

Дети отвечают.

Как вы думаете, что мы будем изучать на наших уроках "Психологической азбуки"?

По кругу пускается мячик, и каждый по очереди отвечает на вопрос психолога.

На уроках "Психологической азбуки" мы с вами узнаем о таинственном и загадочном Королевстве Внутреннего мира. Это Королевство есть у каждого из вас. Надо только уметь обнаружить его у себя и у других людей. Найти это таинственное и загадочное Королевство нам поможет мудрый и добрый гном-старичок. Он обещал прийти к нам сегодня на занятие. Чтобы гномик появился, нужно ладошками закрыть глазки, не зажмуриваться, только прикрыть. Ждем, когда гномик появится.

Психолог имитирует появление Пси-Мага.

Откройте глаза. Ладошки положите на стол. Сегодня к нам на урок пришел гном-волшебник. Его зовут Пси-Маг (психолог рукой показывает надпись на доске, а дети хором по команде читают ее).

"Пси" означает психолог (психологический), "Маг" — это значит волшебник. Имя Пси-Маг означает Психолог-волшебник, Психологический волшебник. Давайте познакомимся с Пси-Магом так, как мы уже умеем, по очереди называя свое имя и здороваясь за руку.

Пси-Маг здоровается с каждым ребенком.

Вот мы и познакомились с Пси-Магом. Ребята, а вы хотите подружиться с ним?

Если дети говорят "да", сказать, что Пси-Маг сообщил психологу на ушко, что очень рад знакомству и хочет с подружиться со всеми детьми в классе.

Пси-Маг поможет нам познакомиться с Королевством Внутреннего мира. Он просит вас прикрыть глазки ладошками. Пси-Маг перенесется сейчас в Королевство Внутреннего мира. Не открывая глаз, представьте себе Пси-Мага. Вы видите его в своем Королевстве Внутреннего мира. Рассмотрите волшебника: как он выглядит, во что одет, какого цвета его одежда, шапочка, башмачки, есть ли у него борода и усы, какой значок изображен у него на штанишках. Потом вы мне все это расскажете.

Откройте глазки. Перед вами Пси-Маг. Рассмотрите его внимательно. Расскажите, какой он?

Дети по очереди, получая мячик по кругу, называют качества гномика.

Что за значок у Пси-Мага на штанишках? Это символ психологии. Запомните этот значок.

Посмотрите внимательно на Пси-Мага. Прикройте глазки ладонями. Представьте себе Пси-Мага. Сейчас он перенесется в ваше Королевство Внутреннего мира. Здесь вы можете встретиться с Пси-Магом, когда захотите. Откройте глазки.

Игра "Паровозик и вагончики"

Паровозиком будет... (называется наиболее понятливый ребенок). Паровозик подходит по очереди к каждому, прикасается к плечу и таким образом цепляет к себе вагончик за вагончиком. Вагончик прицепляется руками к плечам предыдущего вагончика. Паровозик движется, пыхтит, гудит, а вагончики стучат колесами.

Сейчас я буду читать по одной строчке из стихотворения, а вагончики будут стучать колесами "тук-тук-тук" после каждой строчки. Когда я произнесу слово "машинист", только паровозик будет говорить "чух-чух-чух". Итак, начинаем.

Поезд мчится и грохочет . (Дети: "Тук-тук-тук".)|
Машинист вовсю хлопочет. (Ребенок: "Чух-чух-чух".)
Поезд мчится под горой. (Дети: "Тук-тук-тук".)
Для детей — вагон второй. (Дети: "Тук-тук-тук".)
(Д. Хармс. "Поезд")

Теперь паровозик движется к своей парте и отцепляется от вагончиков. Паровозиком становится первый вагончик, и так до тех пор, пока все не рассядутся по местам.

4. Подведение итогов

Дети отвечают на вопросы психолога: С кем мы познакомились сегодня на занятии "Психологической азбуки"? Кто такой Пси-Маг? Зачем он к нам пришел на урок?

5. Домашнее задание

Нарисуйте в альбоме Пси-Мага таким, каким вы его представляете

ЗАНЯТИЕ 2

КОРОЛЕВСТВО ВНУТРЕННЕГО МИРА

Задачи

  • Создать первоначальное представление о специфике психики.
  • Поддержать мотивацию на познание самого себя.

Материалы

  • Психологические альбомы, цветные карандаши и фломастеры, визитки детей, булавки, мячик, кукла Пси-Маг.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети рассаживаются по принципу "мальчик—девочка—мальчик—девочка". У каждого на краю парты психологический альбом.

2. Настрой на занятие

Упражнение "Приветствие"

Психолог. Здравствуйте, дети, я рада снова встретиться с вами на занятии "Психологическая азбука". Ребята, что я сейчас сделала?

Ответы детей.

Правильно — я вас поприветствовала. Как вы думаете, зачем люди при встрече приветствуют друг друга? Как они делают это? А можно ли приветствовать человека без слов? Как? Расскажите.

Дети рассказывают. Тот, кто говорит, держит в руках мячик, который дает ему учитель.

А теперь каждый из вас выйдет из-за парты и поприветствует того, кого хочет, — всех в классе или только некоторых. Приветствовать можно и словами и без слов.

Дети приветствуют друг друга. Психолог следит, чтобы не оставалось непоприветствованных детей.

Вот мы и поприветствовали друг друга. Теперь в начале каждого нашего урока мы будем обязательно приветствовать друг друга. Спасибо, садитесь на места.

Задание "Угадай визитку"

Психолог. А сейчас мы будем угадывать, чья визитка у меня в руках. Итак, чья же визитка у меня в руках?

Дети высказывают предположения. Если кто-то угадывает, то берет визитку себе. Если с первого раза автор не определяется, визитка откладывается на потом. Иногда, по разрешению психолога, автор называет себя сам.

3. Работа по теме

Задание "Вернисаж рисунков Пси-Мага"

Психолог. Какое было на сегодня домашнее задание?

Ответы детей.

Правильно, вы рисовали каждый своего Пси-Мага. Рисовали его таким, каким увидели в своем Королевстве Внутреннего мира.

Сейчас мы устроим выставку-вернисаж этих рисунков. Откройте свои психологические альбомы и найдите в них нужный рисунок. Нашли?

Дети выполняют задание.

Расположите рисунок на парте так, чтобы другие дети могли легко его рассмотреть. Теперь по очереди подходите к рисункам, внимательно их рассматривайте. Если что-то непонятно, задавайте вопросы автору. Итак, первым идет...

Дети по очереди обходят выставку.

Беседа

Вы увидели много рисунков. Что в них вам понравилось, что удивило? Что вы заметили особенное? Похожи ли между собой рисунки Пси-Мага в разных Королевствах Внутреннего мира?

Дети по очереди, получая от психолога мячик, делятся своими впечатлениями от выставки рисунков

Итак, вы заметили, что рисунки Пси-Мага не похожи друг на друга, они очень разные. Посмотрите, Пси-Маг вот такой (показывает куклу Пси-Мага), а на рисунках у... (называет имена детей) совсем другой, как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Правильно, Пси-Маг получился разным, потому что у каждого из вас Королевство Внутреннего мира свое, особенное, непохожее на другие. Именно с этим Королевством вы будете знакомиться на наших занятиях. Хотите узнать о нем?

Ответы детей.

В Королевстве Внутреннего мира есть свои жители. О том, кто они и по каким законам живут, мы узнаем на уроках. Проводником и помощником в путешествии по Королевству Внутреннего мира будет Пси-Маг — психологический волшебник, с которым вы уже знакомы (показывает куклу Пси-Мага). Сейчас он здесь, но в любой момент может перенестись в ваше Королевство Внутреннего мира. Вы с ним можете встретиться там, когда захотите. Надо только молча закрыть глазки и представить Королевство. Давайте сделаем это! Представили?

Дети выполняют задание.

Рассмотрите внимательно Пси-Мага: во что он одет, во что обут, есть ли у него на голове шапочка; если есть, то как она выглядит. Что вы видите, слышите, наблюдаете в Королевстве, какие события там происходят — приятные или неприятные? Как Пси-Маг участвует в этих событиях?

Дети несколько минут сидят с закрытыми глазами.

Теперь постепенно, не спеша, откройте глазки. Все, что вы видели в Королевстве Внутреннего мира — Пси-Мага и происходящие события, нарисуйте в психологическом альбоме.

Пока дети рисуют, психолог по очереди подходит к каждому ребенку и выслушивает его.

Дети, а теперь нарисуйте схематическую карту своего Королевства Внутреннего мира. Не забудьте нарисовать знакомый уже вам значок Пси. Что он означает?

Ответы детей.

Правильно. Этот значок является эмблемой, значком Королевства Внутреннего мира. Все, на чем он нарисован, относится к Королевству Внутреннего мира.

Игра "Четыре стихии" (Чистяков М.И. Психогимнастика. М., 1995, с. 66)

Психолог.Поиграем в игру на внимание. Она называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" — вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" — вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" — вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" — вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.

Дети играют.

Пришло Время книги, то есть мы будем читать и слушать интересные книги, из которых вы узнаете многое о себе и других людях.

Сегодня мы слушаем начало сказки из книги "Психология для малышей". Сели правильно, прикрыли глазки, и молча, внимательно слушаем "Сказку о Волшебных зеркалах".

Психолог читает начало сказки. (См. внизу. Продолжение сказки будет опубликовано в приложении к следующему занятию.)

Продолжение сказки мы узнаем на следующем занятии. А теперь ответьте на вопросы.

Дети по очереди отвечают с помощью психолога на вопросы.

— Как зовут девочку — главную героиню?

— Что случилось необычного в день появления Кари на свет?

— Какой стала Кари через 16 лет?

— Какие важные события произошли в рыбацкой деревне?

4. Домашнее задание

Нарисуйте в психологическом альбоме то, что вы узнали из "Сказки о Волшебных зеркалах", то есть иллюстрацию к сказке, как это делают художники.

5. Подведение итогов

Дети отвечают на вопросы психолога:

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что такое Королевство Внутреннего мира?
  • Кто там живет?
  • Что в нем происходит?
  • С какими героями вы познакомились в "Сказке о волшебных зеркалах"?

СКАЗКА О ВОЛШЕБНЫХ ЗЕРКАЛАХ

В одном королевстве в семье рыбака родилась маленькая девочка. Накануне ее рождения в рыбацкую деревушку забрела никому не знакомая старушка в старом, залатанном платье, с большим суковатым посохом в руках и тощим мешком за плечами. Ночью только в хижине рыбака, где ждали ребенка, горел свет, и именно в эту хижину постучалась старушка и попросилась переночевать.

— Что ж! — сказал рыбак. — У нас тесно и пахнет рыбой. К тому же вот-вот должен родиться ребенок. Но нельзя же старой женщине ночевать на улице. Проходи, найдем для тебя местечко.

— Спасибо тебе, — сказала старушка. — Доброта человеческая никогда не ищет благодарности, но всегда ее находит. Твоя дочь будет счастлива в жизни.

С этими словами старушка вошла в хижину, и рыбак постелил ей у очага. К утру на свет появилась маленькая девочка, и родители назвали ее Кари. Старушка ласково посмотрела на ребенка, взяла свой тощий мешок, достала оттуда три маленьких зеркальца и сказала рыбаку:

— Я хочу сделать твоей дочери подарок. Эти зеркала волшебные. Но в чем их волшебство — она узнает, когда вырастет.

Рыбак поблагодарил старушку и с некоторой опаской взял протянутые ею зеркала. Когда старушка ушла, он посмотрел в каждое из них, но везде увидел только свое бородатое лицо с загрубевшей от морского ветра кожей. Рыбак пожал плечами и убрал зеркала далеко на полку...

Прошло шестнадцать лет. Рыбак и его жена забыли о подарке, который был сделан неизвестной старушкой их дочери Кари в день ее появления на свет, а маленькая Кари превратилась в прелестную девушку, которая очень любила веселиться, наряжаться и любоваться своим отражением в треснувшем зеркале. Надо сказать, что Кари не очень-то нравилось заниматься домашними делами и помогать родителям. При любой возможности она стремилась избавиться от всех хлопот.

Однажды возле берега напротив рыбацкой избушки бросил якорь большой и красивый корабль. От корабля отошла шлюпка и причалила к берегу. На песок сошли люди в богатых одеждах, со шпагами на боку и в шляпах с яркими перьями. Сразу было видно, что это знаменитые вельможи. Среди них выделялся высокий и красивый юноша с умными и немного печальными глазами. Рыбаки вышли на берег встретить необычных гостей. Кари стояла чуть поодаль в толпе рыбацких дочерей. При взгляде на прекрасного юношу сердце ее замерло.

Ее отец как старший среди рыбаков почтительно приблизился к мореплавателям.

— Приветствуем вас, храбрые и трудолюбивые рыбаки! — сказал высокий юноша. — Я принц Агор и приплыл сюда со своими спутниками по велению моей матери — королевы и волшебницы. Она наказала мне именно у вас, среди ваших дочерей, найти себе невесту.

ЗАНЯТИЕ 3

СКАЗКА О ВОЛШЕБНЫХ ЗЕРКАЛАХ

Задачи

  • Познакомить детей с основными составляющими Я-образа.
  • Поддержать у них мотивацию на самопознание.

Материалы

  • Психологические альбомы, цветные карандаши, фломастеры, трафаретки для зеркал.

Ход занятия

1.Организационный момент

Дети рассаживаются по принципу "мальчик — девочка". Психолог объясняет, чему будет посвящен урок.

2. Настрой на занятие:

  • упражнение "Необычное приветствие", задание "Помоги угадать визитку", задание "Вернисаж домашних рисунков".

Упражнение "Необычное приветствие"

Психолог. В начале каждого урока "Психологическая азбука" мы приветствуем друг друга. Сегодня мы сделаем это не совсем обычно — без слов, то есть взглядом, улыбкой, ладошками, плечами, коленками, ступнями, локтями. Проявите, пожалуйста, свою фантазию и изобретательность.

Задание "Помоги угадать визитку"

Психолог. Сейчас я с вашей помощью буду угадывать, чья визитка у меня в руках. Вы будете помогать мне молча, показывая взглядом или улыбкой, кто ее автор. Если я буду идти в правильном направлении, то вы должны улыбаться; если я буду идти неправильно, то вы должны нахмуриться и взглядом, а не руками показать, где автор визитки.

Задание "Вернисаж рисунков"

Психолог. Какое на сегодня было домашнее задание?

Дети. Нарисовать иллюстрации к сказке.

Психолог. Правильно, вы рисовали иллюстрации к прочитанной на прошлом занятии сказке. Как она называлась?

Дети отвечают.

Психолог. Сейчас мы устроим выставку домашних рисунков и вспомним события, которые произошли в сказке.

Дети демонстрируют одноклассникам и/или психологу рисунки. Авторов лучших рисунков психолог вызывает в центр класса и просит рассказать, что они нарисовали. Вопросами он помогает ребенку передать основное содержание рисунка.

Далее дети отвечают на вопросы.

  • Как зовут главную героиню сказки?
  • Какое необычное событие произошло в день ее появления на свет?
  • Какой стала Кари через 16 лет?
  • Что произошло в рыбацкой деревне?
  • Как зовут принца?
  • Зачем он со свитой прибыл к рыбакам?

3. Работа по теме

Чтение фрагмента "Сказки о волшебных зеркалах" (см. приложение), беседа по содержанию сказки, задание "Отражение в волшебных зеркалах".

Беседа

Психолог. Мы продолжаем знакомиться с героями "Сказки о волшебных зеркалах".

Психолог читает продолжение сказки (см. приложение). Дочитав до слов "На следующий день принц...", психолог проверяет понимание смысла прочитанного с помощью наводящих вопросов.

1. Что показывают зеленое, красное и синее зеркала?

2. Почему Кари такая разная в этих зеркалах?

После ответов на вопросы психолог продолжает чтение отрывка. (Окончание сказки, предназначенное для чтения на следующем занятии, будет напечатано в следующем номере "Школьного психолога")

Задание "Отражение в волшебных зеркалах"

Психолог. А сейчас, ребята, откройте альбомы и с помощью картонного трафарета цветными фломастерами или карандашами нарисуйте три зеркала. Какого они цвета?

Дети. Зеленого, красного и синего.

Психолог. Вспомните, что можно увидеть в зеленом, красном, синем зеркалах.

Дети отвечают.

Психолог. А теперь нарисуйте по порядку, что увидела Кари в зеленом, красном и синем зеркалах.

Дети рисуют изображения Кари в трех зеркалах.

Во время работы психолог ходит по классу и обсуждает по возможности с каждым ребенком следующие вопросы.

  • Разные ли получились изображения Кари в волшебных зеркалах и почему они разные?
  • Какой представляет себя Кари?
  • Какой представляет ее принц Агор?
  • Какая она на самом деле?

После выполнения этого задания психолог читает сказку до слов "Однажды в конце обычного празднества...". После чего проверяет понимание ее содержания с помощью вопросов:

1. Изменилась ли Кари?

2. Какой она была раньше и какой стала сейчас?

4. Домашнее задание

Дома дорисуйте то, что увидела Кари в трех волшебных зеркалах. Какой она увидела себя в них?

Приложение

СКАЗКА О ВОЛШЕБНЫХ ЗЕРКАЛАХ

— Добро пожаловать! — ответил старый рыбак. — Среди наших дочерей много прекрасных девушек. Выбирай любую из них. Каждая сочтет за честь стать невестой принца из далекой страны.

Принц и сопровождавшая его свита поселились в рыбацкой деревушке. Каждый день принц Агор ходил по домам, знакомился с рыбацкими дочерями, делал им подарки, был очень вежлив и добр, но глаза его по-прежнему оставались печальными.

Все девушки деревни изо всех сил старались понравиться принцу, надевали свои лучшие наряды, угощали его приготовленными блюдами, улыбались ему. Надо ли говорить, что бедная Кари с первого мгновения влюбилась в принца и часто потихоньку наблюдала за ним, когда он бродил по берегу моря или задумчиво сидел на камне. Ей, как и другим девушкам, хотелось понравиться принцу, но в их хижину он еще не заходил.

Однажды Кари осталась дома одна. Поставив на стол старое с трещинкой зеркало, она любовалась в нем собой и причесывала красивые золотистые волосы. Вдруг маленький котенок, играя, зацепил подол ее платья и разорвал его. Кари ужасно рассердилась и, схватив свой башмак, замахнулась им на котенка. Котенок напугался и прыгнул на стол, а Кари, пытаясь шлепнуть его башмаком, промахнулась, и удар пришелся прямо по зеркалу! Дзинь! — и оно раскололось.

Кари решила поискать, нет ли в доме еще зеркал. И вот на верхней полке в шкафу она нашла три маленьких зеркальца: одно с обратной стороны было зеленое, другое — красное, а третье — голубое.

Кари посмотрелась в зеленое зеркальце и увидела свое симпатичное лицо с огромными серыми глазами и пухлыми губками. "Какая я красивая! — подумала Кари. — Интересно, что обо мне думает принц? Кажусь ли я ему красивой?"

Она поднесла к лицу красное зеркало и чуть не выронила его от удивления. Отражение было совсем другое! Нечеткое, будто в тумане, расплывчатое. "Как странно, — подумала Кари. — Это какие-то необыкновенные зеркала. Интересно, что я увижу в третьем зеркале?"

Она взглянула в голубое зеркало и удивилась еще больше. Оттуда на нее смотрело лицо какой-то другой девушки (ей сначала так показалось): презрительно сощуренные глаза, капризно надутые губы, неприятная усмешка. Кари пригляделась и увидела все-таки знакомые черты. Это было ее лицо, но очень изменившееся.

— Что за чудеса! — воскликнула она вслух. — Кто же мне это объяснит?

— Я могу объяснить, — раздался негромкий голос снизу.

Кари посмотрела вниз и увидела на полу котенка, который лапкой мыл мордочку. Вдруг он заговорил человеческим голосом:

— Это волшебные зеркала. Тебе их подарила добрая Волшебница в день твоего рождения. В зеленом зеркальце ты видишь себя такой, какой представляешься себе самой. В красном — то, как видят тебя другие люди. Захочешь посмотреть на себя чужими глазами — пожалуйста! А в голубом зеркальце — отражение такой, какая ты есть на самом деле.

Умывшись, котенок вскочил на подоконник.

— Но почему же у меня в зеркалах такая разная внешность? — растерянно спросила Кари.

— Волшебные зеркала отражают не внешность, — мурлыкнув, сказал котенок и уточнил: — Не только внешность.

Он зевнул и выпрыгнул в открытое окно...

На следующий день принц Агор пришел в хижину родителей Кари. Ее мать испекла вкусный пирог и угощала им принца и его спутников. Кари сидела за столом напротив принца и очень волновалась. Ее лицо стало еще прелестней от яркого румянца. Принц рассказывал о своих путешествиях и, поглядывая на Кари, иногда чуть улыбался. Кари не могла вымолвить ни слова. К концу разговора старый рыбак, отец Кари, спросил Агора:

— Как тебе понравились девушки у нас в деревне? Например, дочь моего соседа Пента? Правда, красавица? А ее сестричка Тора — добрейшая душа!

Слова отца очень испугали и разозлили Кари: вдруг принцу и в самом деле понравились эти девушки? А ведь она-то, Кари, лучше! И хотя Пента и Тора были ее подругами, Кари в этот момент ненавидела их, и у нее неожиданно вырвалось громкое восклицание:

— И вовсе они не так хороши, как ты говоришь!

После этих резких слов все замолчали. Принц Агор с удивлением и печалью посмотрел на Кари, которая смутилась и уже пожалела о сказанном. Гости поспешно попрощались и ушли, а Кари схватила свои волшебные зеркала, выскочила из дома и спряталась в скалах, где ее никто не мог увидеть. Она посмотрела в каждое зеркало и расплакалась. Красное зеркальце показало, какой ее представляет сейчас принц Агор: злобной, завистливой гордячкой. Кари винила себя за свои глупые и необдуманные слова, за своенравный характер, а в зеленом зеркальце постепенно таяло лицо беспечной красавицы. И чем больше ругала себя Кари, чем больше находила в себе плохого, тем безобразней становилось ее отражение в зеленом зеркальце. Ведь оно показывало тот образ, который складывается у человека о себе самом.

Прошло несколько дней. Принц Агор обошел уже все дома в рыбацкой деревушке, познакомился со всеми девушками, но, видно, так и не сделал своего выбора. Никто из рыбацких дочерей не мог похвастаться особым вниманием принца. Каждый вечер специально для него молодежь деревушки устраивала праздничные гулянья, песни и танцы. Но хотя принц пел и танцевал вместе со всеми, глаза его оставались грустными.

Кари тоже несколько раз говорила с ним и даже танцевала, но каждый вечер, заглядывая в заветное красное зеркальце, она видела там самолюбивую и немножко глупую девочку, то есть такую, какой ее видел принц Агор. Правда, теперь это отражение не было таким резким и в нем даже появились некоторые приятные черты, но это было совсем не то. Ведь Кари мечтала о том, чтобы принц полюбил ее так же, как она любила его.

Иногда она мысленно просила красное зеркальце показать, какой видят ее родители, и тут же отражение становилось симпатичным, веселым и беззаботным.

Но если она старалась понравиться ему и показаться лучше, чем была на самом деле, то вечером с помощью красного зеркальца с горечью узнавала, что ее образ в глазах принца потускнел и даже подурнел.

Она перестала пытаться влюбить в себя Агора и только издали смотрела на него, и сердце ее переполнялось нежностью.

Так дни шли за днями. Родители Кари заметили, что она изменилась. Девушка больше не ленилась, выполняла домашнюю работу, стала более внимательна к родителям и приветлива с подругами. Часто она ласково гладила котенка по пушистой шерстке и разговаривала с ним, но в ответ он только мурлыкал, как будто никогда не умел говорить по-человечески.

Как-то она с удивлением обнаружила, что ее отражения в зеленом зеркальце, то есть тот образ, который представляла она сама, и в голубом, то есть ее настоящий образ, стали очень похожи.

ЗАНЯТИЕ 4

СКАЗКА О ВОЛШЕБНЫХ ЗЕРКАЛАХ

Задачи

  • Укрепить интерес детей к самопознанию. Развивать рефлексию. Закрепить знания об основных составляющих Я-образа.

Материалы

  • Психологические альбомы, цветные карандаши, фломастеры, трафаретки для зеркал.

Ход занятия

1.Организационный момент

Дети рассаживаются по местам, раскладывают рисунки, нарисованные дома, — "Отражение в волшебных зеркалах".

2. Настрой на занятие

Игра "Снежный ком", проверка домашнего задания, беседа по содержанию сказки.

Игра "Снежный ком" (см. описание игры в занятии 1, "Школьный психолог", № 1, 2000 г.)

Психолог. Дома вы нарисовали изображения Кари в волшебных зеркалах. Давайте рассмотрим рисунки, ответим на вопросы и выполним задания.

  • В чем состоит волшебство зеленого, красного и синего зеркал?
  • Что увидела Кари в зеленом, красном и синем зеркалах?
  • Вспомните, посмотрев на свои рисунки, какой она себя представляла? Какой ее видел принц? Какой она была на самом деле?
  • Одинаковые или разные получились изображения Кари в зеленом, красном и синем зеркалах?
  • Изменилась ли Кари за последнее время? Какой она была раньше и какой стала?
  • Почему стали похожими отражения Кари в зеленом и синем зеркалах?
  • Изменилось ли ее изображение в красном зеркале? Почему?

3. Работа по теме

Чтение окончания сказки о волшебных зеркалах из книги И.В. Вачкова "Психология для малышей" (М., 1996, с. 21—26), задание "Какое зеркало хочу?".

Психолог читает окончание сказки, но не прочитывает ее последнее предложение ("И во всех трех зеркалах отражалось...").

Психолог. Ребята, что отражалось во всех волшебных зеркалах в конце сказки? Какой увидела себя Кари в них? Как вы думаете, почему так произошло?

Каждый ребенок высказывает свое мнение и объясняет, почему он так думает. Психолог фиксирует, кто из детей правильно и глубоко разобрался в содержании каждого изображения, в переменах, происшедших в них, а также в том, какие ошибки и заблуждения характерны для детей при рефлексивной работе. Психолог выделяет две группы детей: тех, которые при обосновании своей точки зрения проводят аналогию с собой, "примеривают" узнанное в сказке на себя, и тех, кто так и не смог увидеть разницу в изображениях в трех зеркалах.

Задание "Какое зеркало хочу?"

Психолог.Ребята, хотели бы вы иметь такие волшебные зеркала?

Дети.Конечно же, да!

Психолог. Если бы можно было взять только одно зеркало, то какое из трех волшебных зеркал вы хотели бы иметь у себя? Объясните свой выбор.

Психолог задает этот вопрос каждому ученику, выслушивает его мнение и аргументацию. Если ребенок выбирает красное зеркало, то необходимо поинтересоваться, в чьем представлении он хотел бы увидеть себя в красном зеркале.

4. Домашнее задание

Психолог. Подберите одну-две пословицы или поговорки про лень. Сделайте к ним маленькие рисунки.

Приложение

СКАЗКА О ВОЛШЕБНЫХ ЗЕРКАЛАХ

Однажды в конце обычного празднества принц Агор объявил жителям деревушки, что прощается с ними. Музыка смолкла, прекратились веселье, танцы и смех. Все были расстроены, потому что успели полюбить доброго и благородного принца.

В наступившей тишине Агор сказал:

— Мне очень жаль расставаться с вами. Но срок мой истек, а я не сумел выполнить поручение моей матери-королевы.

— Разве нет у нас достойных невест? — с удивлением и огорчением спросил самый древний старик.

— Есть, но я искал только одну-единственную, чей образ показала мне мать и кому я сразу отдал бы свое сердце. Она должна была быть здесь, но я не нашел ее, — ответил принц.

В эту ночь Кари не смогла уснуть от слез и, выйдя потихоньку из дому, отправилась к берегу моря. Вдруг она увидела людей, и среди них принца, которые шли к скале, чьи уступы уходили в глубь моря. Кари бесшумно последовала за ними. То, что она увидела, поразило и испугало ее.

На самом нижнем уступе скалы, о который бились морские волны, люди остановились, и один из них вбил в трещину в каменной стене большое железное кольцо. К этому кольцу приковали принца Агора, спутав его руки и ноги тяжелыми цепями. Один из сопровождавших принца людей наклонился к нему и с печалью произнес:

— Прощай, принц. Нам очень больно делать это. Но мы не в силах помочь тебе.

— Прощайте, друзья, — ответил Агор, голос его был тверд, но полон глубокой грусти. — Вы сделали все, что могли. Передайте моей матушке, что я прошу прощения за то, что не сумел выполнить ее наказ.

Люди — а это были спутники принца с корабля — молча покинули мрачную скалу. Агор остался на уступе один. Он прислонился спиной к каменной стене и замер, будто ожидая чего-то. Кари вышла из-за кустов, где пряталась до этого, и бросилась к принцу.

— Я освобожу тебя! — горячо воскликнула она.

— Кто ты? — резко обернулся Агор. — А, Кари! Нет, ты не можешь освободить меня. Скорее уходи отсюда, близится полночь...

— Я не уйду, я помогу!

— Нет! — сурово сказал Агор. — Если ты не уйдешь, то погибнешь вместе со мной. А Дракону нужен только я.

— Дракону? Какому Дракону? Я ничего не понимаю!

— Хорошо, я все объясню тебе, но после этого ты уйдешь. На меня с детства наложено страшное заклятие. В день своего двадцатилетия я должен быть принесен в жертву злому Дракону. Снять это заклятие может только Любовь, моя любовь к одной девушке, чей образ показала мне мать в своем магическом зеркале. Моя мать, королева и волшебница, сказала мне, что я найду эту девушку в вашей рыбацкой деревушке и когда узнаю ее, в тот же миг падут злые чары и с меня снимется страшное заклятие. Я долго искал ее, но не нашел. И теперь я стану жертвой Дракона, а ты должна уйти как можно скорее.

— Давай вместе убежим отсюда!

— Нет. Заклятие нельзя нарушить, иначе огромные беды обрушатся на все королевство.

— А есть ли еще другой способ спасти тебя?

— Есть... Но это невозможно!

— Скажи мне!

— Нет. Не скажу. Уходи, Кари, прошу тебя.

Кари стояла на коленях рядом с принцем и плакала от своего бессилия. В этот момент что-то мягкое и пушистое потерлось о ее ногу. Это был котенок.

— Принц не скажет тебе, Кари, — промурлыкал он, — потому что не хочет спасения такой ценой. Для снятия злых чар нужно, чтобы жертву Дракону...

Его последние слова заглушили грохот и плеск закипевшей воды. Из черных грозовых туч ударили молнии. Прогремел гром. Из глубины моря поднималось огромное черное тело Дракона, покрытое бронзовой чешуей. Ужасная, уродливая голова повернулась в их сторону и посмотрела на них злобными глазами.

Кари очень испугалась. Она сжалась в комок и замерла.

— Беги, Кари! — крикнул принц Агор, пытаясь встать на ноги — цепи мешали ему.

Девушка очнулась от страха и посмотрела на него. Она любила его. Она знала способ спасти его.

Кари вскочила и бросилась к самому краю уступа, на который летели соленые брызги от рассвирепевших морских волн.

— Вот я! — громко крикнула она. — Бери меня, Дракон, вместо принца Агора!

— Не смей, Кари! — закричал принц и рванулся к ней, разрывая сковывавшие его цепи.

Она обернулась, и в неровном свете сверкающих молний он увидел ее прекрасное лицо.

— Ты! Это ты! Я узнал тебя! Та самая девушка из волшебного зеркала моей матери! — воскликнул принц Агор.

В тот же миг раздался ужасный рев. Это в бессильной ярости рычал Дракон, который вдруг стал рассыпаться, словно сделанный из песка. Через несколько секунд волны успокоились, перестали полыхать молнии, стих ветер и наступила тишина. Злые чары рассеялись.

А на уступе скалы, взявшись за руки, стояли Кари и принц Агор. У их ног валялись разорванные цепи, а рядом сидел котенок и как ни в чем не бывало облизывал свою шерстку.

— Как же я мог сразу не узнать тебя? — тихо спросил принц.

— Я сама не могла узнать себя в этих зеркалах, — улыбаясь, ответила Кари и достала из кармана три своих драгоценных зеркальца.

— Ах, вот они! Эти чудесные предметы подарила моя мать-волшебница, превратившись в нищенку, той самой девушке, которую я искал, — сказал принц.

Кари держала перед собой три волшебных зеркальца — зеленое, красное и голубое. И во всех трех отражалось одно и то же лицо — прекрасное, доброе и счастливое...

ЗАНЯТИЕ 5

ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ

Задачи

  • Актуализировать у детей рефлексивную позицию.
  • Развивать у детей потребность в самоанализе и рефлексии.

Материалы

  • Психологические альбомы, цветные карандаши, фломастеры, трафаретки для зеркал.

Ход занятия

1.Организационный момент

Дети рассаживаются по местам, раскладывают принадлежности. Дети самостоятельно вслух читают тему занятия, написанную на доске.

2. Настрой на занятие

Упражнение "Постройся в ряд по признаку (ранжирование)"

Психолог. Эта игра — на знание друг друга и быстроту реакции. Правила игры такие. На счет "1, 2, 3" нужно как можно быстрее построиться в один ряд. Я говорю вам, каким образом это нужно сделать (например, "постройтесь по росту"), а вы становитесь в ряд — впереди самый высокий ученик, в конце — самый маленький.

Понятно? Итак, постройтесь в ряд.

Психолог предлагает разные варианты, например, по цвету волос, по цвету платья, кофточки, пиджака, по цвету глаз — от самого темного до самого светлого.

Получилось? Почему не получилось?

3. Работа по теме

Игра "Соревнование знатоков"

Психолог. Сейчас будет происходить соревнование знатоков. Но это не совсем обычные знатоки — это знатоки психологических качеств. Ими по результатам соревнования будут признаны те ученики, которые назовут как можно больше слов, характеризующих человека.

Психолог делит детей на две команды и располагает их отдельно друг от друга.

Теперь каждая команда придумывает себе интересное название (это может быть имя сказочного или мультипликационного героя, название животного или растения).

Первое задание

Психолог. Каждая команда должна как можно быстрее назвать психологическое качество, противоположное тому, которое назову я. Например, если я говорю "злой", то правильный ответ — "добрый". Команды отвечают по очереди. Выкрикивать раньше нельзя — таким образом вы подсказываете другой команде. За каждое правильно названное качество команде присваивается очко, а тот, кто назвал его, получает значок.

Возможные пары качеств:

  • ленивый—трудолюбивый
  • честный—лживый
  • щедрый—жадный
  • грубый—вежливый
  • грустный—веселый
  • смелый—трусливый
  • тихий—шумный
  • шаловливый—послушный
  • отзывчивый—черствый
  • подлый—благородный

Второе задание

Психолог. Каждая команда по очереди называет по одному хорошему, приятному качеству. Они не должны повторяться. За каждое правильно названное качество команде присваивается очко, а тот, кто назвал его, получает значок.

Третье задание

Психолог. Каждая команда по очереди называет по одному плохому, неприятному качеству. Они не должны повторяться. За каждое правильно названное качество команде присваивается очко, а тот, кто назвал его, получает значок.

Психолог содействует тому, чтобы победила "дружба". Набравшим наибольшее количество значков присваивается звание "Знаток психологических качеств".

Упражнение "Мои плюсы и минусы"

Психолог. Каждый человек (взрослый или ребенок) и без волшебного зеленого зеркала знает о своих приятных (хороших) и неприятных (плохих) качествах. Сейчас каждый из вас должен написать в своем альбоме то, что он знает о себе (написать свои хорошие и плохие качества характера).

Откройте альбомы на чистом листе. Разделите его пополам чертой на две равные части. Слева напишите знак "+", а справа — знак "—". Там, где написан "+", каждый пишет, что в нем есть хорошего, приятного (достоинства). Там, где написан "—", каждый описывает, что в нем есть плохого, неприятного (недостатки).

Дети выполняют задание.

Психолог.Ребята, легко или трудно было найти в себе хорошее и плохое? А что сделать было легче?

Ребята, подумайте и скажите, какое качество в наибольшей степени мешает нам быть хорошими и замечательными, без всяких недостатков. Кто отгадает загадку, тот и ответит на этот трудный вопрос.

Слаще меда, мягче пуха,
"Отдохни!" — все шепчет в ухо.
Тот, кто будет с ней дружить,
Будет очень плохо жить!

Дети говорят ответ.

Правильно, это лень. Какие вы подобрали дома пословицы про лень?

Дети называют пословицы — каждый по одной. Психолог просит обязательно объяснить, как понимают дети каждую пословицу. Если дети не подобрали пословиц — психолог называет их сам.

Упражнение "Атомы"

Психолог. Представьте, что каждый из вас — маленькая частичка, атом. Атомы могут объединяться по нескольку, образуя молекулы. Вы тоже можете по моей команде объединяться в молекулы, сцепившись за руки. Молекулы могут состоять из двух-трех и большего количества атомов. Сколько раз я прохлопаю в ладоши, столько атомов должно быть в молекуле. А вы в это время должны объединиться в молекулы. Напоминаю, что в каждой молекуле столько атомов, сколько раз я хлопну в ладоши. Тот, кто не объединился в молекулы, выбывает из игры. Приготовились. Вышли из-за парт. Внимательно слушайте, сколько будет хлопков.

Упражнение продолжается до тех пор, пока большинство "атомов" не выйдет из игры.

Задание "Мое отражение в волшебных зеркалах"

Психолог. С помощью трафаретки нарисуйте в альбоме три волшебных зеркала — зеленое, красное и желтое. Вы уже знаете, что показывает зеленое зеркало (как ты сам себя представляешь), что показывает красное зеркало (как тебя представляют другие люди — мама, папа, бабушка или друг). Желтое зеркало — новое, еще не известное вам. Оно показывает, каким ты хочешь быть, каким ты стремишься стать. Нарисуйте себя так, как вы себя видите в этих трех волшебных зеркалах.

При выполнении задания психолог поясняет непонятное детям, просматривает рисунки, фиксирует, одинаковые ли получаются изображения в зеркалах, задает наводящие на размышление вопросы.

4. Домашнее задание

Психолог. Ребята, а вы знаете, кто такой тезка? Правильно, это человек, носящий одинаковое с тобой имя. Давайте скажем, есть ли в вашем классе ученики с одинаковыми именами. Назовите, кто оказался тезками в вашем классе. Дома каждый с помощью родителей должен узнать, какой знаменитый человек носит такое же имя. Постарайтесь узнать что-нибудь интересное об этом человеке, чтобы потом рассказать в классе.

ЗАНЯТИЕ 6

ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ И ДРУГИХ

Задачи

  • Развивать у детей потребность в самоанализе и рефлексии.
  • Помочь детям посмотреть на себя глазами других людей.

Материалы

  • Психологические альбомы, фломастеры или цветные карандаши, трафаретки для зеркал.

Ход занятия

1.Организационный момент

Дети рассаживаются по местам, раскладывают принадлежности.

2. Настрой на занятие

Проверка домашнего задания

Психолог. Теперь проверим, как вы выполнили домашнее задание. Кто расскажет о своем знаменитом тезке?

Психолог выслушивает детей, просит одноклассников назвать еще знаменитых людей с тем же именем. Если не все дети выполнили домашнее задание, то психолог спрашивает, знают ли они, что означают их имена, и рассказывает, как расшифровывается каждое.

3. Работа по теме

Задание "Как расселить людей в доме?"

Психолог. Откройте свои альбомы на чистом листе. Сверху на листе напишите слова "Что я знаю о других". Это тема нашего урока. Теперь нарисуйте здесь три больших дома. В каждом из них должно быть пять этажей. Расположите дома так, чтобы все они поместились на листе.

Каждый дом имеет свое название, которое нужно написать на крыше. Первый дом — дом Доброты, второй — Ума, а третий — Щедрости.

Что такое щедрость? Это способность человека делиться чем-то своим, ему принадлежащим, отдавать что-то свое другим, помогать другим.

Написали названия домов на крышах? Хорошо. Расселением людей в этих домах ведает Волшебник. Он заселяет дома по следующему правилу: на самых верхних этажах живут самые добрые (первый дом), самые умные (второй дом), самые щедрые (третий дом). Нижние этажи Волшебник предоставляет тем, у кого доброты, ума и щедрости меньше всех, то есть злым, глупым и жадным.

Напиши, на каком этаже в каждом из домов Волшебник поселит разных людей: твоих родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек, друзей, одноклассников, учителей. Найди место в каждом доме и для себя.

Сначала Волшебник расселяет жителей в доме Доброты: напиши имена его жителей в окнах дома.

Написали? Молодцы.

А теперь Волшебник заселяет дом Ума — напиши имена жителей на тех этажах, куда он их поселяет.

И, наконец, последний дом, заселенный жителями с вашей помощью, — дом Щедрости. Напиши в его окнах имена жителей.

В том случае, если дети успешно справляются с этим заданием, психолог предлагает более сложный вариант — поселить себя в этих трех домах так, как поселил бы тебя твой друг (подруга), если бы был (была) Волшебником.

Упражнение "Самый-самый"

Психолог. По моей команде нужно каждому выбрать одного человека — того, кто был сегодня самым, например, активным на уроке. Свой выбор вы показываете молча, подойдя к этому человеку и положив ему свою ладошку на плечо. Выбор свой нужно сделать быстро — на счет "1, 2, 3". Задание понятно? Приготовились!

Итак, кто сегодня на занятии был самым-самым сообразительным? А самым шумным? А самым послушным, дисциплинированным? А самым задумчивым?

Задание "Три дома"

Психолог. На чистом листе альбома сверху напиши название рисунка "Что другие знают обо мне?". Теперь здесь же нарисуй три дома по пять этажей в каждом. Названия домов вы напишете позже. Расселением в первом доме ведают твои родители (или только мама, или только папа — как хочешь). Подпиши под первым домом, кто расселяет в нем жителей.

Во втором доме всех расселяет твой самый близкий друг (подруга). Поэтому под этим домом напиши "друг".

В третьем доме расселением распоряжается твоя учительница (напиши под ним "учительница").

Задание следующее: напиши, пожалуйста, свое имя на том этаже первого дома, куда бы по твоему мнению тебя поселили родители.

Теперь во втором доме тебя поселит друг — напиши свое имя на том этаже, куда бы тебя поселил друг.

И последнее — в третьем доме напиши свое имя на том этаже, куда бы тебя поселила учительница.

Назови дома так, как ты хочешь. Это могут быть различные психологические качества, по которым тебя расселяют родители, друг, учительница.

4. Домашнее задание

Психолог. Найди свою фотографию, где тебе больше трех лет, и с помощью родителей подготовь рассказ о себе "Когда я был маленьким" (можно устный, можно письменный).

ЗАНЯТИЕ 7

Я - ЭТО КТО?

Задачи

  • Помочь детям осознать собственную уникальность.
  • Помочь детям осознать себя в прошлом, настоящем и будущем.
  • Развитие у детей способности к самоанализу, к оценке других людей, к рефлексии.

Материалы

  • Психологические альбомы.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети рассаживаются по местам, раскладывают принадлежности.

2. Настрой на занятие

Проверка домашнего задания

Психолог. Дома вы подготовили рассказ о себе по фото "Когда я был (была) маленьким (маленькой)". Сейчас каждый расскажет о себе и покажет свое фото. Все внимательно слушают, и только после рассказа можно задавать вопросы.

Психолог предоставляет детям слово по очереди, по их желанию показывает фото одноклассникам, поддерживает неуверенных. Не следует настаивать на том, чтобы все рассказали о себе.

Беседа-опрос по пройденному материалу

Психолог. Вот мы с вами уже проучились две четверти. Что вы узнали на наших занятиях? Что интересного делали? Вспомните.

Психолог спрашивает тех, кто поднял руку, приглашает отвечать неактивных детей.

Игра "Это я. Это мое"

Психолог. Эта игра на внимание. Представьте, что к вам в гости пришел незнакомый человек, он видит вас в первый раз и поэтому задает различные вопросы, чтобы познакомиться. Вы можете отвечать только жестами: вместо слов "это я" вы указательным пальцем показываете на себя, а вместо слов "это мое" — прижимаете ладошку к груди. Если ответ "это не я", "это не мое" или "нет" — вы вертите головой из стороны в сторону. Отвечать на вопросы словами нельзя — только жестами

Психолог спрашивает детей: "Кто Саша (Сережа, Наташа, Таня и т. д.)?" или "Чей это альбом (пенал, дневник, фломастер)?"

3. Работа по теме

Психолог. Тема нашего занятия "Я — это кто?" (тема написана на доске). Каждый из нас часто говорит "Я". Что же значит это короткое слово из одной буквы? Давайте выясним это, отвечая вместе на следующие вопросы.

Можно ли, говоря о другом человеке, называть его "Я"?

Правильно, слово "Я" относится только к самому себе. Я — Татьяна Анатольевна, а ты...? (Психолог обращается к ближайшему ребенку.) Сейчас каждый из вас назовет себя по очереди: "Я — ... (называется собственное имя), а ты?"

Скажите, у разных людей одинаковое Я или же разное, у каждого — свое, не похожее на других?

Верно, у каждого человека — свое особенное Я, неповторимое, непохожее на других. Какое же оно? Мое Я — текучее, теплое, соленое, пахнущее свежестью, прозрачное, ласковое, похожее на морскую воду в ладошках, в которой отражается яркий солнечный зайчик, а твое — какое? (Психолог обращается к ближайшему ребенку.) Сейчас каждый по очереди скажет: "Мое Я — ... (называется, на что оно похоже), а твое Я — какое?"

Психолог помогает репликами и наводящими вопросами каждому ребенку. Возможные ассоциации — игрушки, погода, цвет, цветок.

Упражнение "Поддерживающие руки"

Психолог. Давайте встанем все вместе в тесный кружок, повернем ладошки в центр круга, руки согнем в локтях. В центр круга становится... (называется имя активного, смелого ребенка), закрывает глазки и представляет себя цветочком, которого поддерживают ласковые руки. Те, кто стоят в кругу, своими ладошками осторожно и ласково поддерживают хрупкий цветочек, который колышет ветер.

"Цветочками" по указанию психолога становятся замкнутые, неуверенные, застенчивые дети. Если дети по каким-то причинам не поддерживают "цветочек", а толкают его, проявляя агрессивность, то упражнение следует прекратить.

Упражнение "Каждый спит" (Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995, с. 83)

Психолог. Все выходят на середину комнаты. Мы сейчас поиграем в сонное царство. Я выйду за дверь и сразу же зайду. Как только я войду, каждый из вас застынет неподвижно, как будто он неожиданно заснул в заколдованном сне. Я буду вас будить — тормошить, двигать руки, голову, но безуспешно: вы не должны просыпаться до тех пор, пока я не сниму с вас колдовство волшебными словами. Понятно?

Психолог выходит и быстро заходит.

Я вхожу и что же вижу?
Тьму людей, и каждый спит.
Тот как вкопанный стоит,
Тот, не двигаясь, идет,
Тот сидит, раскрывши рот.
(В.А. Жуковский)

Сейчас я вас расколдую, и вы проснетесь: "Крамбли, крумбли, бумс!"

Задание "Рассказ о своем Я"

Психолог. Я буду говорить начало фразы, а каждый из вас по очереди должен ее завершить, чтобы получилось законченное предложение. Правило следующее: до своей реплики повторяются слова предыдущего ученика. Таким образом, сначала повторяются только что прозвучавшие слова, а потом уже дается завершение фразы.

1) Больше всего на свете я люблю...

2) Я счастлив, когда...

3) Я хочу стать ...

Психолог первым заканчивает фразу, а потом дает слово детям, следя за тем, чтобы они в точности повторяли в третьем лице реплику предыдущего участника, например: "Саша больше всего на свете любит конфеты, а я больше всего на свете люблю маму". Ни в коем случае не следует заставлять, настаивать — при нежелании ребенка говорить он может пропустить ход. Если ребенок постоянно пропускает ходы, после занятия психолог в личной беседе с учеником слушает его ответы на неоконченные фразы.

4. Подведение итогов

Игра "Путанка"

Психолог. Хочется подвигаться, верно? Тогда выйдите на середину класса, встаньте все в один ряд, возьмитесь за руки. Образовалась прочная цепочка. Теперь надо запутаться. Для этого ведущий... (называет имя ребенка, который образует крайнее звено цепочки) проходит под и над руками играющих, а другие звенья цепочки двигаются за ним, запутываясь все больше. Когда я скажу "стоп", вы останавливаетесь, а ведущий "сцепляет" свободную руку с рукой участника, оказавшегося крайним звеном в цепочке. Так, запутались очень здорово, а теперь попробуем распутаться. Главное правило — нельзя размыкать рук. Распутываться вам придется до тех пор, пока не образуется единая, без разрывов и лишних завитков цепочка.

Психолог следит за тем, чтобы дети запутывались и распутывались спокойно, не нанося друг другу синяков и ушибов.

Игра "Самый-самый"

Психолог. Каждый выбирает того, кто, по его мнению, был сегодня на уроке "самым-самым". Когда я спрошу: "Кто сегодня был самый-самый... например, активный?" — каждый из вас должен выбрать одного человека, подойти к нему и положить ему ладошку на плечо. Свой выбор нужно сделать быстро, на счет "раз-два-три". Понятно, как играть?

Итак, кто сегодня на уроке был самый-самый активный (внимательный, сообразительный, помогающий другим, шумный)?

5. Домашнее задание

Психолог. Нарисуй себя таким, каким ты был раньше (в прошлом), какой ты сейчас (в настоящем), каким будешь (в будущем) — всего три рисунка.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль