Примерная схема анализа урока по ФГОС

183702

Скачать книгу «Образовательный процесс - ФГОС» в формате pdf >>>

Спектр деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе очень широк, и в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта основного образования (ФГОС) обязанности проверяющего постоянно расширяются. Поэтому все более актуальным становится вопрос разработки в школе примерной схемы анализа урока по ФГОС.

Современное занятие согласно требованиям стандарта строится на основе системно-деятельностного подхода, способствующего развитию личности школьников через овладение универсальными учебными действиями. Процесс обучения в таких условиях зависит от результативности работы педагога, и систематический и целенаправленный мониторинг реализации ФГОС, которой входит в обязанности администрации ОО, помогает быстро выявить и устранить ошибки ведения педагогической практики. Поэтому заместитель директора по учебно-воспитательной работе должен знать, как правильно организовать карту посещения уроков завучем или администрацией по ФГОС (чтобы выявить недостатки педагогического процесса и оказать консультативную помощь учителям), как правильно составить анализ урока английского языка или физкультуры по образцу согласно ФГОС. 

Типы уроков по ФГОС в основной школе

Введение ФГОС стало поворотным моментом в организации учебной деятельности, в частности из-за изменения классификации уроков. Руководящему составу образовательной организации очень важно понимать, удалось ли педагогам разобраться в специфике системно-деятельностного подхода и научиться организовывать занятия согласно требованиям стандарта. Поэтому при проведении анализа школьного занятия очень важно выяснить соответствие заявленного типа занятия методам и приемам педагогической работы, применяемым учителем. 

Разработчики новых образовательных стандартов выделяют четыре основных типа уроков в школе (таблица 1). Знание целей и структуры построения таких занятий заместителем директора по учебно-воспитательной работе способствует своевременному выявлению и устранению ошибок в работе учителя.  

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Таблица 1

Тип урока Цели  Структура  Виды уроков
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Знакомство школьников с новыми терминами, понятиями, расширения имеющейся базы знаний учащихся. 

Мотивационный этап. 

Актуализация знаний, показательное выполнение пробного действия. 

Выявления трудностей, поиск противоречий. 

Поиск и проверка методов разрешения затруднения, обсуждение оптимальных вариантов решения образовательной проблемы. 

«Открытие» нового знания через реализацию выбранного метода решения затруднения. 

Первичное закрепления новых ЗУН. 

Самостоятельная работ а по новому материалу, коллективная проверка.

Поиск связи новых знаний с понятийной системой, знакомой учащимся. 

Рефлекция учебной деятельности и эмоций, самоанализ урока в начальной и средней школе. 

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемное занятие, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, занятия смешанного типа.
Урок рефлексии

Формирование у школьников способности к анализу учебных действий с целью последующей коррекции, самостоятельному поиску причины затруднений, умения без посторонней помощи выстраивать алгоритм решения образовательной проблемы и реализовать его.

Закрепление усвоенных ЗУН. 

Мотивационный этап.

Актуализация усвоенных знаний, умений и навыков, осуществление первичного действия.

Индивидуальная работа с учениками по выявлению затруднений. 

Разработка индивидуальных планов устранения затруднений (выработка коррекционной стратегии). 

Обобщение выявленных затруднений в работе через коллективное обсуждение. 

Самостоятельная работа. Самопроверка по образцу. 

Рефлекция учебной деятельности и эмоций, самоанализ урока в начальной и средней школе. 

Данный тип занятия предусматривает многоразовое чередование самостоятельной работы и последующей рефлексии при наличии большого количества образовательных проблем.

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированное занятие
Урок систематизации знаний Структуризация освоенных ЗУН, развитие у учащихся умения переходить от общих понятий к частным, выделять новые знания в рамках изучаемой темы, определять их значение для последующего обучения. 

Самоопределение.

Актуализация усвоенных ЗУН и новых знаний, определение затруднений.

Постановка учебной задачи.

Составление стратегии по достижению учебной задачи, разрешению образовательных проблем.

Практическая работа, направленная на устранение затруднений.

Самостоятельная работа. Самопроверка по образцу.

Рефлекция учебной деятельности и эмоций, анализ урока в начальной и средней школе по ФГОС. 

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, занятие-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, занятие-откровение, занятие-совершенствование
Урок развивающего контроля

Обучение способам самоконтроля и взаимоконтроля.

Проверка усвоенных знаний, умений и навыков. 

Мотивационный этап.

Актуализация знаний, осуществление пробных проверочных действий. 

Выявление локальных затруднений. 

Составление стратегии устранения затруднений. 

Работа по реализации выбранного плана.

Обобщение видов возникших затруднений.

Самостоятельная работа. Самопроверка и взаимопроверка по образцу.

Решение творческих задач.

Рефлекция учебной деятельности и эмоций, анализ урока в начальной или средней школе по ФГОС. 

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы

Типы уроков
Скачать в .docx

Комплексная разработка анализа урока английского языка или по физкультуре по ФГОС, составленная на основе методической литературы по организации внутришкольного контроля и учитывающая типы  уроков по ФГОС, представлена в приложении. Данная разработка поможет провести комплексный анализ современного урока с учетом требований ФГОС (как в начальной, так и в основной школе) эффективно и быстро.

Читайте также рекомендации по вопросам введения ФГОС основного общего образования

Читайте другие материалы по теме "Анализ урока":

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Анализ урока по ФГОС
Скачать в .pdf

Проектирование рабочих программ по предмету в рамках разработки основных образовательных программ

Светлана Ермакова, канд. пед. наук; нач. отд. Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России, доц. каф. развития образования АПК и ППРО

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Скачать таблицу Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС.pdf



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль