Живой уголок в школе

11200

Автор: А.П. Кордочкин,  учитель географии МБОУ "Коммунарская СОШ № 1" г. Коммунара Ленинградской обл.

В былые времена живые уголки были почти во всех школах страны. Сейчас это, к сожалению, большая редкость. Тем не менее у нас такой уголок есть, и я этому очень рад, поскольку уверен, что благодаря ему детям в нашей школе учиться весело и интересно.Шефство над хомячками

История МБОУ "Коммунарская СОШ № 1  началась 1 сентября 1975 г. Сейчас учатся 508 детей, работают 45 педагогов, в т. ч. два победителя Всероссийского конкурса лучших учителей в рамках ПНП "Образование". Школа является дипломантом Всероссийского конкурса - "Школа года -1999". В настоящее время ее коллектив реализует программу "Образование. Творчество. Успешность", которая стала в 2011 г. победителем областного конкурса на лучшую программу развития образовательного учреждения

А началось все 12 лет назад с шутливого предложения семиклассницы Алены Гончаровой взять шефство над ее хомячками...

В сентябре 2001 года в нашем городе открылась новая школа. Уютное здание, удобная мебель и современное оборудование сманили детей из соседних микрорайонов. В результате пришлось заново создавать ученические коллективы. Мне досталось классное руководство над семиклассниками, собранными из трех разных классов. Дети с трудом привыкали друг к другу, и спустя несколько недель начались конфликты. К сожалению, ни поездки в крепость Орешек и город Приозерск, ни чаепития и дискотеки не смогли нормализировать ситуацию. Вот тогда-то Алена и решила пожертвовать своих хомячков во имя любви и дружбы в родном классе. Подразумевалось, что чувство умиления, которое вызывают джунгарики у любого человека, поможет пробудить доброе отношение у ребят не только к животным, но и друг к другу.Прибавление в семействе

Идея создания живого уголка в школе в кабинете географии пришлась по душе ребятам всех классов и, самое главное, не вызвала отрицательных эмоций у администрации школы. Достаточно быстро уголок стал пополняться пушистыми друзьями, и уже через пару месяцев можно было давать на каждую парту по хомячку или мышке.

Правда, результат получился не совсем тот, на который я рассчитывал. На уроке географии и на перемене ученики вели себя хорошо, поскольку на выяснения отношений у них не хватало времени. А вот на других уроках ситуация осталась прежней. Отчаявшись, я хотел свернуть проект, но ученики других классов выступили в его защиту.

Шло время - животных в кабинете становилось все больше. После того как здесь одновременно оказалось 15 декоративных крыс, 5 морских свинок, 2 пуховых кролика, ежик и остальной твари по паре, администрации школы ничего ни оставалось делать, как выделить под живой уголок в школе отдельное помещение.

Как и полагается в таких случаях, помещение было с хорошей вентиляцией и отоплением. Из других кабинетов в него перенесли стеллажи для инвентаря (средства для уборки клеток и обработки животных), а также контейнеры для кормов. Сами клетки расположили в соответствии с предпочтениями обитателей: черепаху - поближе к батарее, хомячков - к свету. Обучающиеся старших классов под руководством преподавателя технологии сделали лежанки и колеса для хомячков (хомячки склонны к ожирению, поэтому колесо им необходимо). Что касается клеток, то новые жильцы переезжали со своими домиками, но проходили у нас обработку, и, конечно, если мы видели, что клетка нуждается в ремонте, проводили его на месте. Иногда администрация школы выделяла средства на приобретение нового домика для зверька. Нужно отметить, что к делу подошли очень серьезно: всех вновь поступавших животных осматривал специально приглашенный ветеринар.

После того как клеток стало много, мы повесили на стены небольшие стенды с информацией о животных: название, место обитания, продолжительность жизни и, самое главное, предпочтения в еде, т. к. не всеми угощениями, которые ребята приносили, зверьков можно было кормить.

Будни живого уголка в школе

Многие дети хотели бы иметь дома животных, но по какой-либо причине, родители отказывают им в этом. В нашем же уголке только мелкие зверьки (мышки, хомячки, декоративные крысы) постоянно находились в клетке, да и то их можно было вытащить, чтобы покормить. Другие животные (кролики, морские свинки и т. п.) дружно бегали по помещению, так что ребята могли их брать на руки и гладить.

Перемещения животных происходили не только на перемене, но и во время занятий (в живом уголке иногда проходили занятия по окружающему миру, биологии и географии), что ничуть не отвлекало детей от изучения предмета. Конечно, когда кролик на кого-то сердился и выбивал задними ногами барабанную дробь или морская свинка начинала "стричь" своих пуховых друзей, раздавался веселый смех, но на уроке такая разрядка бывает необходима.
Любимцем же ребят был хорек, который ненавидел китайские кроссовки из кожзаменителя (на то, как он мог вырвать целый клок из подошвы, страшно было смотреть) и где-то за месяц заставил детей поменять сменную обувь согласно своим вкусам.

Прежде чем помещать животное з живой уголок в школе, его необходимо показать ветеринару и получить соответствующее разрешение.

Помимо этого, у хорька была привычка забираться незаметно в портфель, и можно только догадываться, какие эмоции испытывал ученик, пытающийся нашарить на дне ранца вожделенный бутерброд и обнаруживающий вместо него несколько жалких крошек.

И все-таки, несмотря на коварство хорька, именно его клетку ребята чаще других чистили, а позднее соорудили для него домик из фанерного ящика.

Со временем дети стали приносить в школу пострадавших животных. Расскажу о двух наиболее ярких случаях. Как-то девочка принесла из дома красноухую черепаху, которая практически перестала есть. Выяснилось, что родители девочки не знали, что таких черепах нужно держать в аквариуме с водой. В результате когти у  черепахи достигли 5 см и загнулись, а около рта образовался ороговевший нарост в виде клюва. Пришлось срочно поместить ее в аквариум, где со временем ороговевшие части стали отмокать и отваливаться.

А однажды ребята нашли около школы сидящего на земле дятла. Видимо, он во что-то сильно врезался, да так, что из клюва капала кровь. Его принесли в кабинет и оказали первую помощь. Через несколько дней дятел пришел в себя и чуть не разломал клетку. Пришлось питомца выпустить на волю. Но еще в течение месяца после этого его можно было встретить в школьном дворе на березах.

Спустя некоторое время, мы поставили в рекреации недалеко от живого уголка в школе теннисный стол, который старшеклассники смастерили своими руками из древесно-стружечных плит и старых парт. На переменах и после уроков сюда приходили ученики со всех классов.

Вскоре наш "кабинет психологической разгрузки" стал популярен не только в школе, но и в городе. Ребята из других учебных заведений стали приходить к нам после занятий, чтобы посмотреть на животных, покормить их, погладить, а заодно и поиграть в теннис. В конце концов детская юношеская спортивная школа города, узнав о нашем "спортивно-живом уголке", подарила нам хороший теннисный стол, после чего желающих здесь отдохнуть стало еще больше.Осторожно: аллергия!

В современном мире много болезней номер один, но для меня это аллергия. Все чаще и чаще я сталкиваюсь с тем, что ребенок не переносит запаха животных или у него аллергия на пух и шерсть. Чтобы не нанести вред здоровью детей, необходимо проводить разъяснительную работу с родителями, выявлять во всех классах учеников, склонных к аллергии, и следить за тем, чтобы они не приближались к животным.

К слову сказать, содержание животных в школе требует от администрации и педагогов соблюдения определенных требований. Лучше, если за работу живого уголка будет отвечать специалист, т. е. человек, который знает, как ухаживать за животными. В целях безопасности детей и более эффективной работы уголка необходимо подготовить локальные акты: правила поведения в живом уголке, инструкции по приему и содержанию животных и т. д.

Нужны ли нам живые уголки?

Они помогают научить детей правильно ухаживать за животными и растениями, сформировать у них навыки исследовательской деятельности воспитать бережное отношение < окружающей среде, развить духовную потребность в общении с природой.

Могу с уверенностью сказать, что создание живого уголка благотворно повлияло на психологическую атмосферу в нашем школьном коллективе.

Как известно, ребятам необходимо общение со сверстниками, и не только во время уроков. Поскольку 10 лет назад в нашем городе еще не было Интернета, с этим была проблема. Хорошо, если общение ребят происходило в кружках и секциях, но ведь часто местом их встреч становились подвалы и последние этажи подъездов.
К сожалению, не все подростки могут себя заставить дисциплинированно ходить в музыкальную или спортивную школу, играть гаммы или подтягиваться на турнике, а в наш живой уголок можно было прийти в любое время и получить здесь массу положительных эмоций.

Кроме того, живой уголок в школе помогает разнообразить учебный процесс. Дети всех возрастов воспринимают занятия здесь как маленький праздник. И это понятно, ведь одно дело изучать животных, нарисованных в учебнике, и совсем другое - настоящих, которых можно посмотреть и потрогать.

"Нужны ли нам живые уголки?" - под таким заголовком вышла в 2002 году в школьной стенгазете статья Насти Мусолямовой. Вот цитата из нее: "Я знаю, что раньше в школах очень часто создавали живые уголки. Они наряду со сбором металлолома и шефством над одинокими пенсионерами являлись важной составляющей пионерской работы. Сегодня их практически не осталось. Все общение с природой, которое дает школа, сводится к тому, что дежурный по классу поливает фикус на подоконнике. Наверное, это не совсем правильно. Мне кажется, что ребенок должен учиться нести ответственность за чужую жизнь".

Эти слова, написанные 16-летней ученицей 10 лет назад, остаются актуальными и по сей день. Со своей стороны могу сказать, что никакие современные методики экологического воспитания и уроки с применением компьютерных технологий не дадут такого эффекта, как обычные занятия в живом уголке в школе. И мне бы очень хотелось, чтобы таких уголков в наших школах становилось больше!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль