Конспект урока литературы в 7 классе

1744

Автор: Панкратова Екатерина Витальевна учитель русского языка и литературы МБОУ Уршельская СОШ (Владимирская область) Цели урока:

  1. формировать умение целостного подхода к анализу литературного произведения;
  2. воспитывать любовь к Родине через любовь и осознание величия русского языка;
  3. выявить языковые средства создания образности в стихотворении;
  4. дать понятие о жанровых особенностях стихотворения в прозе.

 Оборудование:

  • портрет Тургенева И.С.,
  • репродукции картин русской природы,
  • тексты "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева ("" Русский язык"),
  • запись музыки романса Тургенева «Утро туманное, утро седое…»

 Ход урока.

  1. Организационный этап.

 

  1. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению знаний.

Сообщение темы и цели урока.
На фоне музыки романса «Утро туманное, утро седое…» учитель рассказывает о Тургеневе как о знатоке и любителе русской природы, о длительном проживании за границей, вдали от Родины.
Сообщение ученика об истории создания стихотворения в прозе «Русский язык».(1882 г.- Тургенев во Франции, а мысли его все о России)
 

  1. Этап усвоения новых знаний.

 
Выразительное чтение стихотворения «Русский язык»
 
Вопросы для анализа стихотворения в прозе.
- О чем это произведение?
- Какова основная мысль этого стихотворения?
- Найдите самые главные слова в стихотворении.
- Найдите определения, которые автор дает русскому языку. Объясните их с помощью словаря.
 (Великий – превосходящий обычную меру, очень большой; Могучий – мощный, сильный;
Правдивый – выражающий правду;
Свободный – непринужденный, не испытывающий стеснения)
 
- Когда Тургенев вспоминает о Родине, обращается к русскому языку?
- Чем для него является русский язык?
- Какими чувствами наполнено стихотворение? Как меняются чувства ?
 
В стихотворении явлен образ русского языка, могучего и великого в каждом звуке, в каждом слове, в каждой фразе. Давайте обратим внимание и на то, с помощью каких языковых средств создан этот образ.
- Послушайте еще раз и скажите, какие звуки звучат ярче других.
(Это [0] и [у]. Гласные удивления восторга и, широты. Сочетания согласных [дн], [мн], [сн].-задумчивость ).
- Вспомните, как называется такой прием в литературе.
Обратимся к лексике.
 - Слова какого стиля преобладают в стихотворении? Найдите эти слова.
( Высокая книжная лексика: сомнение, судьба, родина, опора, великий, могучий, отчаянье, впасть, совершается, верить)
.- Замените эти слова нейтральной лексикой. Что изменилось?
- В последнем предложении встретилось местоимение «такой» . Почему Тургенев употребил местоимение, а не прилагательное? В каком значении оно здесь выступает? Что обобщает?
Проанализируем стихотворение с точки зрения морфологии.
- Слова каких частей речи встречаются в стихотворении?
- Почему так мало глаголов?
Синтаксис стихотворения также необычный.
 - Сколько предложений в стихотворении?
- Какие это предложения по интонации и цели высказывания?
- Есть ли вопросительные предложения, не требующие ответа? Как называются такие предложения?
- Чем осложнены предложения стихотворения?
- Почему автор использует обращение?
- Для чего использовано двойное отрицание в последнем предложении стихотворения?
 
Мы называем произведение Тургенева стихотворением в прозе. Найдите определение стихотворения в прозе как литературного жанра.
 
Стихотворение в прозе – небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представлено как проза. В нем можно найти повторы синтаксических конструкций, звуковые переклички, иногда рифмы, то есть средства выразительности, которые используются в стихотворной речи.
- Есть ли названные особенности у нашего произведения? Докажите это.
 4 Этап закрепления знаний.
Ученики делают вывод о средствах создания образности стихотворения. Читают стихотворение выразительно.5 Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть, составить рекомендации для выразительного чтения стихотворения."

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль