Программа "Я всё узнаю, я всё смогу" (формирование социальной компетенции младшего школьника посредством развития регулятивных УУД)

4899

Автор: Сергеева Анастасия Сергеевна учитель начальных классов МОБУ гтмназия №1  
Программа "Я всё узнаю, я всё смогу" предназначена для организации урочной и внеурочной деятельности по научно – познавательному направлению в 1- 2 классах, данная программа направлена на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностных отношений к знанию, к самоорганизации своей деятельности.
Вид программы: комбинаторная
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7-8 лет
Сроки реализации программы: 1 год (2012 – 2013)
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в Российской Федерации  идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий "знания", "умения" и "навыки"на понятия "компетенция", "компетентность" обучающихся.
Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы и это зависит не от полученных ЗУНов (знаний, умений, навыков), а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.
На сегодняшний день создан портрет выпускника начальной школы, которыми должен овладеть выпускник начальной школы. 
   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования  следующим образом:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

  • чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • осознание ответственности человека за благосостояние общества;
  • восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
  • отказ от деления на "своих" и "чужих";
  • уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

  • доброжелательность, доверие и  внимание к людям,
  • готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; 

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

  • принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;
  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);


5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
  • готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
  •  критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
  • готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
  • умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей.

Данные ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования, отвечают личностным результатам основной общеобразовательной программы, которые формируют социальные компетенции младшего школьника. Для достижения данного портрета ученика начальной школы в основе стандарта лежит системно – деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системнообразующий компонент, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познание и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Таким образом, составляющими основу умения учиться, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями является освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД в начальной школе). Естественно, все виды универсальных учебных действий взаимодействуют друг с другом и в ходе обучения и воспитания имеют между собой  единую связь, один вид универсальных учебных действия не может существовать без другого. Так как в одном из пунктов в соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать  свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, для достижения данных умений необходимо формировать через регулятивные универсальные учебные действия.
Следовательно, через регулятивные универсальные учебные действия включают в себя  (целеполагание, планирование,  прогнозирование,  контроль,   коррекцию, оценку,  саморегуляцию), можно формировать требование к личностным результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, которые отражают социальные компетенции младшего школьника.   
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формированиесоциальных компетенций младшего школьника через регулятивные универсальные учебные действия. Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.Цель программы:
1. Формирование регулятивных учебных действий (целеполагание, планирование,  прогнозирование,  контроль,   коррекцию, оценку,  саморегуляцию)  в учебную и внеурочную деятельность младшего школьника;
2. Развитие социальных компетенций младшего школьника формирует  личностные результаты общеобразовательной программы начального общего образования в содержании учебной и внеурочной деятельности младшего школьника;
Задачи программы:
- формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков целеполаганию, планированию, прогнозированию, контролю, коррекцию, оценку  и саморегуляцию собственных действий;
- развитие познавательных потребностей и способностей младшего школьника, отражающею социальную компетенцию младшего школьника;
- развитие умений управлять своим поведением в ситуации взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуации комфортного межличностного взаимодействия;
Педагогические технологии для реализации программы работа по программе  предполагает использование: технологии проблемного диалога, технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
В содержание программы по развитию социальной компетенции младшего школьника посредством развития  регулятивных УУД входит:
Развитие социальных компетенций:  
- формирование гражданских основ: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование гуманистических и демократических взглядов.
- формирование поликультурных основ: уважительное отношение истории, культуре и религий других народов.
- формирование индивидуально-личностных основ: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, представление о нравственных нормах, формирование эстетических потребностей, ценностей, этических чувств.
- формирование социально – коммуникативных основ: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных институтах, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
 
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий); прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик); контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); саморегуляция (как способность к мобилизации сил и энергии;  способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий).
  
Представляем вам развернутую программу «Я всё знаю, я всё смогу»). Данную программу мы использовали для формирования социальной компетенции младшего школьника через развития регулятивных УУД на формирующем этапе в 4 четверти (2012 учебного года).
Программа состоит из 9 колонок, что говорит о соответствии современных требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная деятельность объединяет направления урочной и программы 
внеурочной деятельности младших школьников

Календарно-тематическое планирование

№п/п Дата Тема урока литературного чтения Тема внеурочной деятельности Формируемые РУУД Компоненты формирование социальной компетенции Тип урока Вид контроля Приложение
1. 3.04 Настоящие друзья детства (В.Драгунский "Друг детства")   Что такое настоящая дружба определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления; способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно; определение промежуточных целей с учетом конечного результата;
 
Формирование индивидуально – личностных основ: принятие и освоение социальной роли, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, представление о нравственных основ; формирование социально- коммуникативных основ: развитие навыков сотрудничества, аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
2 6.04 Как найти настоящих друзей (Э.успенский «Крокодил Гена и его друзья») Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
3. 10.04 Во что играют дети? (Г.Остер Вредные советы, А.Барто "Малыши среди двора") Проект "Игрушки для девочек и мальчиков" учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
 
Формирование социально -коммуникативных основ; формирование поликультурных основ. Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
4 13.04 Играть – это увлекательно (Е. Чарушин "Никита - охотник") Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
5 17.10 Что можно увидеть в обычном дворе (Г. Цыферов "Что у нас во дворе") Социальный проект "Жилые дома г.Благовещенска" Формирование гражданских основ: чувство гордости за свою Родину, формирование гуманистических и демократических взглядов; формирование индивидуально – личностных основ;
Формирование социально-коммуникативных основ
Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
6 20.10 Дружат взрослые и дети (М. Коршунов "Дом в Черёмушках") Моя семья Формирование социально-коммуникативных основ: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных институтах, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование индивидуально-личностных основ: развитие личной ответственности за свои поступки, представление о нравственных нормах Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
7. 8.05 О детях и их родителях (А.Барто "Разлука", "Одиночество", Г.Граубин "Окно") Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
8. 11.05 Очень разные животные (Б. Заходер "Мохнатая азбука") Наши верные друзья - животные -учиться работать по предложенному плану; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проявлять мобилизацию сил и энергии, способности к волевому усилию, преодолению препятствий; Формирование гражданских основ: чувство гордости за свою Родину, осознание экологической принадлежности, формирование гуманистических взглядов; формирование индивидуально личностных основ: развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, представление о нравственных нормах, формирование эстетически потребностей. Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
9 15.05 Весёлые и грустные стихи о животных (Г.Граубин "У ручья", "Беспокойные мыши", С.Чёрный "Слоник, слоник") Откуда берутся бездомные животные Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
10 18.05 Настоящие друзья живой природы (М. Коршунов "Дом в Черёмушках") Всемирный День защиты животных "С любовью к животным"   Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
11 22.05 Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях (Ю.Мориц "Ворона", В.Вересаев "Братишка") Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
12 25.05 Маленькие открытия поэтов в стихах об осени (Г.Граубин "Сон", "Шишкопад", В.Бирюков "Сентябрь", Т. Золотухина "Лужа - зеваки") Фотопроект "Чудеса нашей природы" составлять план действий по решению проблемы (задачи);
работать по предложенному плану;
соотносить результат своей деятельности с целью урока оценивать его;
 
Формирование гражданских основ: чувство гордости за свою Родину, осознание экологической принадлежности, формирование гуманистических взглядов; формирование индивидуально личностных основ: развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, представление о нравственных нормах, формирование эстетически потребностей; формирование социально -коммуникативных основ Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
13 29.05 Волшебная осень (В.Песков "Листья падают с клёнов", И.Токмакова "Туман", "Осень") Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
14 4.09 Звуки и краски зимы (Е.Благина "Улетают, улетели", Т.Золотухина "Метель", И.Токмакова "Медведь") Исследовательский проект "Ледяные цветы" Комбинированный    
15 7.09 Загадки зимы (Н.Сладков "Песенки подо льдом", И.Токмакова "Куда в машинах снег везут") Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
16 11.09 "Добрым молодцам урок" (А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке") Жадность всякому горю начало - уметь организовать свое рабо­чее место и работу;
- сопоставлять свою работу с образцом; оценивать ее по критериям, выработанным в классе.
- учиться высказывать свое    предположение (версию), пробовать предлагать способ его проверки;
-     уметь работать по предложен­ному плану, используя необхо­димые средства;
-      оценивать выполнение дейст­вия, ориентируясь на его содержательные основания;
- определять, формулировать
учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассни­ками и самостоятельно;

-      осваивать способы
Формирование социально – коммуникативных основ: умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формировать положительные качества характера, желание преодолеть в себе плохие качества характера Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
17 14.09 "Какова работа, такова и награда" (В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович") И каждой профессии слава и честь Формирование гражданских основ: формировать представление о факторах, которые влияют на выбор профессии, прививать любовь к труду, стремление вырасти полезными своему государству, уважение к людям труда. Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
18 18.09 Добро побеждает зло ("Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса") Спешите творить добро Формирование индивидуально-личностных основ: самостоятельности и ответственности за свои поступки, представление о нравственных нормах, формирование эстетически потребностей; формирование поликультурных основ. Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
19 21.09 Знакомство с Мумии – семейством (Т. Янсон "Шляпа волшебника") Семья и семенные ценности Формирование социально – коммуникативных основ: развитие навыков сотрудничества в разных социальных институтах умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
20 25.09 Уроки Мальвины (А.Н. Толстой "Приключение Буратино" глава "Девочка с голубыми волосами хочет воспитать
Буратино")
Кого мы называем воспитанным человеком Формирование гражданских основ; формирование поликультурных основ; формирование индивидуально – личностных основ; формирование социально – коммуникативных основ Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
21 28.09 Друзья и враги Буратино (глава "Буратино в первый раз приходи в отчаяние, но всё кончается благополучно") Дружбой дорожить умейте - уметь организовать свое рабо­чее место и работу; Формирование поликультурных основ: уважительное отношение культуре и религий других народов; формирование индивидуально – личностных основ; формирование социально – коммуникативной основы. Формировать правила дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, научить доброжелательности и снисходительству, научить разделять радости и печали друзей, формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности. Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
22 2.10 Илья Муромец – любимый народный богатырь (отрывок из былины "Илья Муромец и Святогор") Национальный герой РБ Салават Юлаев - сопоставлять свою работу с образцом; оценивать ее по критериям, выработанным в классе. Формировать гражданских основ: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование гуманистических и демократических основ; формирование поликультурных основ: уважительное отношение истории, культуре и религий других народов. Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
23 5.10 Чем силен человек? (Киргизская сказка "Дыйканбай и дэв") Как стать сильным человеком - учиться высказывать свое    предположение (версию), пробовать предлагать способ его проверки; Формирование индивидуально – личностны основ: формирование здорового  образа жизни: физического, психологического. Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос  
24 9.10 Кому счастья помогает? (Дагестанская сказка "Богатырь Назнай") Дом счастья -     уметь работать по предложен­ному плану, используя необхо­димые средства; Формирование гражданских основ; формирование поликультурных основ; индивидуально-личностных основ; социально – коммуникативных основ Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
25 12.10 Как мудрость в жизни помогает (Татарская сказка "Мудрый старик") Урок мудрости -      оценивать выполнение дейст­вия, ориентируясь на его содержательные основания;
- определять, формулировать
учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассни­ками и самостоятельно;

-      осваивать способы поопераци­онного контроля хода и резуль­тата действия
Формирование гражданских основ; формирование поликультурных основ; индивидуально-личностных основ; социально – коммуникативных основ
 
Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
26 16.10 Мудрость ценят все народы (Русская сказка "Мудрая дева") Здоровье – привилегия мудрых Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
27 19.10 К чему приводит жадность (Долганская сказка "Как появились разные народы") К чему приводит жадность? Формирование социально – коммуникативных основ: умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формировать положительные качества характера, желание преодолеть в себе плохие качества характера Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
28 30.10 Где правда, там и счастье (Корейская сказка "Честный мальчик") Хочешь быть счастливым - будь им
Правда и ложь
Формирование социально – коммуникативных основ: умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формировать положительные качества характера, желание преодолеть в себе плохие качества характера; формировать значимость проблемы счастья для всей последующей жизни, чувство оптимизма, уверенности в себе. Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
29 2.11 Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки Проект Мудростью богаты. Пословицы и поговорки народов мира Формирование гражданских основ; формирование поликультурных основ; индивидуально-личностных основ; социально – коммуникативных основ
 
Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос ИКТ
30 6.11 Как ум и хитрость силу побеждает (русская народная сказка "Напуганные медведь и волки") Жизнь – это… Формирование гражданских основ, формирование поликультурных основ; формирование поликультурных основ, индивидуально – личностных основ, социально – коммуникативных основ Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос  
31 9.11 Какие бывают развлечения? (сказка афроамериканцев "Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка, и братца Медведя ловить луну") В какие игры играют дети во всём мире Формирование поликультурных основ, гражданских основ, социально – коммуникативных основ. Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос  
32 13.11 Как создаются мультфильмы? (сказка – сценарий А. Курляндского "Ну, погоди!»" Проект "Дети и современные мультфильмы"
 
Формирование гражданских основ, индивидуально – личностных основ, социально – коммуникативных основ Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос  
33 16.11 Чего не могут взрослые? А.де Сент Экзюпери "Маленький принц" Мы вместе! Формирование поликультурных основ, индивидуально – личностных основ, социально – коммуникативных основ, поликультурных основ. Комбинированный Фронтальный и индивидуальный опрос  

 Литература:

  1. Бунеева Е.В. Уроки литературного чтения во 2 классе. Методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс, 2012.
  2. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 2 класс. «Маленькая дверь в большой мир» : учебник / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2012.
  3. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир». 2 класс /. – М. : Баласс, 2012.
  4. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Комплексные работы по итогам обучения; самооценка и самоконтроль.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль