Обеспечение готовности педагогов к инновационной деятельности и формирование профессиональной компетентности средствами непрерывного образования

3613

Автор: Чикачек Елена (Оренбургская область)

"Как только вы становитесь лидером,  главными факторами в вашей работе становятся другие люди. И ваша задача - ходить вокруг них со стаканом воды в одной руке и пакетом удобрений в другой. Относитесь к вашей команде как к семенам, из которых должен вырасти цветущий сад. Суть вашей работы в том, чтобы управлять развитием этих людей". Джек Уэлч

Социальные преобразования,   происходящие в нашей  стране, создали условия для перестроечных  процессов в сфере образования – это внедрение ФГОС, переход к международным системам оценивания результатов образования, процессы оптимизации и создания новых типов школ, активное внедрение в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников. Данные направления преобразований были четко заданы в Национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа».
Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует новые образовательные  потребности  педагогов. Это приводит к закономерным изменениям в системе педагогического    образования.

Сегодня видна тенденция вызревания нового образа педагога. Она связана с чётким различением понятий о специалисте, как хорошо обученном, подготовленном человеке, виртуозно владеющим педагогической техникой, и о профессиональном, владеющим знаниями о многопозиционной структуре педагогического труда. Новая педагогическая компетенция учителя  обнаруживается в его способности включать в свою деятельность и интегрировать в ней ряд  профессиональных позиций: и  методолога, возрастного антрополога, диагноста, проектировщика педагогических  ситуаций. Педагог – профессионал не принимает в готовом виде ни идеи, ни технологии - он самоопределяется по отношению к ним и осознанно творит свою собственную деятельность. Именно поэтому работе с кадрами в Акбулакской СОШ №3 всегда уделялось особое внимание.
В Национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа» Д.А. Медведев отметил, что новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.

Коллектив ОУ понимает что сегодня учитель должен быть креативным, владеющим современными образовательными технологиями, эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся, открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
Однако реальное внедрение заложенных в «Нашей новой школе» идей во многом зависит от готовности и способности учителя к их воплощению.
Поэтому сегодня перед администрацией ОУ, педагогами стоят следующие задачи: -- обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;

  • принятие идеологии ФГОС;
  • освоение новой системы требований к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов;
  • овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для выполнения социального заказа общества.

Специфика труда учителя побуждает его пополнять знания и умения всю  жизнь. Этот процесс протекает в особо созданной образовательной среде в различных формах.

Цель управленческой деятельности: создание в школе высокого уровня познавательной среды, широких и разнообразных оснований для самосовершенствования, повышения своего профессионального статуса каждым педагогом.

Ожидаемые результаты: обеспечение высокого уровня готовности педагогов к инновационной деятельности и формирование профессиональной компетентности средствами непрерывного образования.

Теоретическая база опыта.
Данный опыт базируется на Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, региональных и районных программах «Педагогические кадры» и «Диссеминация передового педагогического опыта».

Сущность и основные направления опыта работы.
Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса – важное звено системы управления школой. Поэтому одним из направлений в работе заместителя директора по УВР с педагогическими кадрами является процесс оценивания результатов  труда учителя. В течение нескольких лет по итогам внутришкольного контроля  создана база данных учителей школы. Обобщение этой информации позволило в целом определить   квалификацию каждого учителя, наметить пути профессионального роста,    но и заниматься перспективным планированием  формирования педагогического мастерства через организацию непрерывного образования педагогов.
Центром определения профессиональной компетенции педагога, а значит, проектирования и организации дифференцированного дополнительного образования стал методический совет школы,  у которого изменились функции: от общих тем члены методического совета  перешли к адресной помощи, к работе с каждым учителем. Для организации этой деятельности была разработана система работы, основными принципами которой  являются:

  • развитие личности учителя через мотивацию к профессиональному росту;
  • целостность и аналитичность в оценке    педагога, школьников и их совместной деятельности;
  • личностно-ориентированный подход к учителю;
  • мотивация педагогических работников;
  • гуманность и демократичность взаимоотношений  администрации и педагогов;
  • перманентный (непрерывный) мониторинг труда учителя, оценка и последующее повышение квалификации, что делает процесс практически непрерывным.

Дальнейшая работа идет по пути модульного построения на основе интеграционно-аналитической базы данных, созданной в школе. Были продуманы и объединены формы,  методы, разнообразные виды   работ    с учителями. Так, например, используются следующие формы методической работы:

  • тематические педагогические советы (в форме мозгового штурма деловой игры и т.д.);
  • работа методического совета (как элемент развития внутренней информационной системы, информирования коллектива о новинках в педагогической прессе, что позволяет всегда держать коллектив в центре событий);
  • работа учителей в школьных и районных методических объединениях (и, как следствие, внесение передовых идей в деятельность коллектива ОУ);
  • открытые уроки (бинарные, интегрированные, уроки – семинары и другие);
  • творческие отчёты учителей – предметников, классных руководителей и воспитателей;
  • предметные недели (как элемент популяризации предметов);
  • семинары;
  • методические оперативки;
  • единые методические дни.

В результате создания системы работы с  педагогическими кадрами  стали эффективнее диагностико-аналитическая и планово-прогностическая функции администрации. Ежегодно  в конце учебного года на заседании методического совета анализируется профессиональная деятельность каждого педагога, его рост и способность устранять «западающие» аспекты деятельности, рассматриваются перспективы их дальнейшего развития и роста.

Проблемный анализ становится основой годового планирования работы школы - проектирования задач научно-методической деятельности, тематики заседаний педагогических советов, совещаний, методических оперативок, а также планирования повышения квалификации педагогов.
 
Основными путями повышения квалификации  в школе являются:
1.     - Заочное обучение в ВУЗах тех педагогических работников, у которых нет высшего педагогического образования.
2.     - Курсы повышения квалификации всех видов в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», Региональном центре развития образования.
3.     - Аттестация педагогических работников.
4.     - Дистанционные курсы и дистанционное обучение.
Новые ценности методической работы в нашей школе определяются  исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

В   связи с этим, повышение качества профессионального уровня педагогического мастерства учителей рассматривается   не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего, процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий.
Всю работу в нашей школе мы планируем так, чтобы   были созданы условия, при которых происходит   формирование и развитие личности учителя, его профессиональный рост.
Для организации непрерывного образования педагогов используются разнообразные формы работы:

  • работа по темам самообразования;
  • участие в творческих группах по интересам;
  • участие в конкурсах профессионального мастерства;
  • постоянно действующий режим консультирования;
  • -регулярное информирование о новациях в образовании.

Хочется отметить, что работа в режиме малых творческих групп - одна из самых продуктивных форм обучения педагогов, так как в состав каждой группы входят те педагоги, кому интересно вместе. Тем более, что в школе сегодня налажена работа в команде, где каждый знает свой функционал и осознает единую цель развития ОУ.
Особую роль в организации методической работы в школе играет целенаправленная деятельность по поддержке молодых учителей. Работа с ними в значительной степени отличается от организации работы с педагогами, долгое время успешно работающими в школе; делает молодого учителя владельцем секретов мастерства, накопленного поколениями педагогов нашей школы. К традиционной системе наставничества добавилось инновационное индивидуальное консультирование.
Оперативное обновление современной системы образования  без надёжной фундаментальной подготовки и переподготовки не решает возникающих проблем. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы "Образование на всю жизнь" формулой "Образование через всю жизнь", требует создания качественно новой образовательной среды на всех уровнях с соответствующей системой организации непрерывного образования педагогов.
Результат такой системы повышения квалификации – принятие учителями новой парадигмы отечественного образования, их профессиональная готовность к реализации основных направлений современного образования.

Результативность системы работы с кадрами.
Благодаря созданной системе, в школе сформирован высокопрофессиональный педагогический коллектив, постоянно стремящийся к непрерывному образованию и повышению собственной успешности: 80% педагогов имеют высшее образование, 80% - квалификационные категории (15% - высшую категорию, 55% - первую категорию, 11% - вторую категорию). С 2009 по 2011 годы повысили квалификационную категорию 11 педагогов, прошли обучение на курсах базового повышения квалификации и проблемных курсах по актуальным вопросам современного образования 43 педагога. За 2012 год обучение на очных и дистанционных курсах на базе ИПК и ППРО ОГПУ, РЦРО, МИОО, Академии АйТи, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ прошли 36 педагогов (70%). Это способствовало тому, что внедрение инновационных технологий стало двигаться менее болезненно, учащиеся показывают достаточно высокие результаты на ЕГЭ, ГИА, увеличивается количество учителей, успешно участвующих в профессиональных конкурсах.

Четыре педагога стали победителями конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Образование". За последние три года 2 педагога стали победителями районного конкурса по обобщению и распространению передового педагогического опыта, 2 педагога – победителями конкурса авторских и модифицированных программ, 4 педагога – победителями в районном конкурсе "Мастер педагогического труда по физической культуре",   1 педагог – в районном этапе конкурса "Мой лучший урок". В 2008 году учитель физики занял 2 место в районном конкурсе "Учитель года", в 2010 году два педагога заняли 1 и 2 место в районном конкурсе "Фестиваль педагогических идей". В 2012 году 2 педагога стали победителями районного этапа Всероссийского конкурса "Мой лучший урок", 1 педагог – победителем конкурса «Мастер педагогического труда» в номинации "Преподаватель – организатор ОБЖ".

Активно участвуют педагоги и в дистанционных конкурсах, таких как «Открытый урок для Президента России», Всероссийский конкурс «Молодой учитель», Всероссийский конкурс «Мультимедийный урок в школе», Всероссийский конкурс «Мой лучший урок», конкурс молодых учителей математики и физики «Династия» и других.  В 2011 году 10 педагогов приняли участие во II Всероссийской олимпиаде педагогического мастерства «Педолимп», из них 4 стали лауреатами.

Благодаря качественной организации учебно-воспитательного процесса, на протяжении нескольких лет школа является пилотной площадкой для ОУ района по решению научно-педагогических и организационно-методических вопросов. Опытом своей работы педагоги школы делятся не только на школьных и районных семинарах, но и на сайтах педагогических сообществ в Интернете, принимают участие в Международной научно-практической интернет – конференции «Образование: вчера, сегодня, завтра», августовских интернет – педсоветах.

Большая кропотливая работа с педагогическими кадрами в вопросе повышения квалификации, профессионального мастерства, формирования ключевых компетенций направлена, прежде всего, на повышение качества образования. Именно такой ориентир задан в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Д.А. Медведевым: «В конечном счете, мы должны добиться, чтобы дети имели возможность получить качественное образование в любой точке нашей огромной страны. Это главная целевая задача».

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль