Программа кружка по информатике

6465

Автор: Круглова Ольга Николаевна  учитель математики и информатики Филиал ЦДОД г. Курлово  Уршельская средняя общеобразовательная школа

Пояснительная записка.
Сложившаяся в настоящее время практика преподавания информатики в школе характеризуется следующими факторами.

Во – первых, в обучении информатике сегодня используется несколько различных программ и учебных пособий, значительно отличающихся друг от друга по содержанию и направленности изложения материала, глубине изучения отдельных вопросов. Преподают информатику в школе учителя с различным уровнем подготовки, различным базовым образованием и опытом работы в школе. Поэтому реальное содержание обучения информатике в каждой школе и уровень требований отдельных преподавателей к подготовке школьников по этому предмету часто бывают существенно различны. При этом ряд важнейших вопросов курса, имеющих значительное общеобразовательное значение, остаются порой вне содержания обучения информатике во многих школах.

Во – вторых, в настоящее время стала очевидной нецелесообразность обучения информатике только на старшей ступени школы; сейчас начинает складываться новая структура обучения информатике в общем среднем образовании, в рамках которой базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике, должен быть перенесен в неполную среднюю школу (7-9 классы) . Это потребует адаптации его содержания и требований к результатам обучения к познавательным возможностям школьников этого возраста.

В – третьих, как известно, курс информатики был введен в школу как средство обеспечения компьютерной грамотности молодежи, подготовки школьников к практической деятельности, труду в информационном обществе. При этом значительный общеобразовательный потенциал курса был не востребован.

Программа, приведенная ниже, рассчитана на изучение информатики на кружках. Она включает в себя основные (на мой взгляд) вопросы содержания обучения информатике. Эта программа отличается номенклатурой изучаемых вопросов, уровнем, глубиной изучения каждого вопроса, требованиями к знаниям и умениям школьников, а также логикой и последовательностью изложения материала. Программный материал соответствует образовательным стандартам по информатике.

Эту программу можно использовать в 5 – 7 классах, так как у ребят этого возраста (10-13лет) большой интерес к изучению информатики и желание научиться работать на компьютере, а во многих школах информатику начинают изучать только с 8 класса. Также эту программу можно использовать и в 7-9 классах (13-16 лет) для более детального рассмотрения отдельных вопросов информатики, изучаемых на уроках, так как на преподавание в 8 классах отводится всего 1 час, а в 9 классах – 2 часа. Это очень мало!
Компьютер активно присутствует на подавляющем большинстве уроков и предстает перед детьми как универсальная машина.

Данная программа рассчитана на 3 учебных года.
Основная цель программы – формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными сетями, электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек приобретает не только новые инструменты деятельности, но и (это главное!) новое видение мира.

Задачи:

  • Обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основами знаний о процессах преобразования, хранения и использования информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной естественнонаучной картины мира, значение информационных технологий и вычислительной техники в развитии современного общества;
  • Создать условия для формирования у учащихся стиля мышления, адекватного требованиям современного общества;
  • Привить навыки сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной, а затем профессиональной деятельности и для развития и усовершенствования меж предметных связей.

Формы проведения занятий:

  • Занятия – лекции (теория);
  • Практические занятия (лабораторные работы);
  • Игровые занятия.

Тематическое планирование

Первый год обучения.

Тема Количество часов
всего теория практика
1 Правила  техники  безопасности  при  работе  на  ПК. 1 1 0
2 Информатика,  информация  и  её  свойства,   информационные  процессы. 1 1 0
3 История  развития  вычислительной  техники. 1 1 0
4 Этапы  развития  вычислительной  техники. 1 1 0
5 Кодирование  информации. Двоичная  форма  представления  информации. 2 1 1
6 Системы  счисления. Перевод чисел  из  10 – тичной  в  2 – ичную  систему  счисления. (и   наоборот).  Двоичная  арифметика. 2 1 1
7 Основные  устройства  компьютера, их  функции  и взаимосвязь  в  процессе  работы  компьютера. 2 1 1
8 Начало  и  конец  работы  в Windows  (включаем,  выключаем  ПК). Работа  с  мышкой  и клавиатурой. 2 0 2
9 Клавиатура.  Назначение  клавиш.  Работа  на клавиатурном  тренажёре. 2 1 1
10 Открытие  и создание  файла.  Текстовый  файл. 2 1 1
11 Создание  текстового  файла  на  русском  и  английском  языках. 2 0 2
12 Редактирование  текстового  файла: перемещение  по  тексту, выделение  фрагментов  текста, удаление  и  копирование  фрагментов  текста. 2 0 2
13 Редактирование  текстового  файла:  вставка  номеров  страницы, верхний  и  нижний  колонтитулы,  шрифты. 2 0 2
14 Редактирование  текстового  файла:   вставка  в  файл таблицы,  основные  операции   с  таблицами. 4 0 4
15 Редактирование  текстового  файла:  вставка  рисунков,  основные  операции  с  рисунками. 4 0 4
16 Редактирование  текстового  файла:  маркированные  списки. 2 0 2
17 Сохранение  и  удаление  файлов. Печатаем  файл. 2 0 2
18 Выполнение  проекта «Новости мира». 4 1 3
19 Выполнение  проекта «Реклама». 4 1 3
20 Выполнение проекта «Анкета друзьям». 4 1 3
21 Обработка  графических  изображений. Paint – что  это  такое. Запуск  и завершение Paint. 2 1 1
22 Окно  программы  Paint: рабочее  поле, набор  инструментов  и  меню  инструмента,  палитра  цветов. 2 1 1
23 Техника  создания  изображений: кисть и  карандаш, ластики,  геометрические  фигуры. 2 1 1
24 Техника  создания  изображений: распылитель,  заливка,  ввод  текста. 2 1 1
25 Выполнение  проекта "Дом моей  мечты". 4 1 3
26 Выполнение  проекта "Любимый  мультфильм". 4 1 3
27 Выполнение   проекта "Заставка  на   рабочий  стол". 4 1 3
28 Итоговое  занятие. 2 2 0

Всего  68  часов.   Из  них  теория – 21  час,  практика – 47  часов.

Второй  год  обучения.

Тема Количество часов
всего теория практика
1 Повторение: правила  техники  безопасности  при  работе на  ЭВМ; навыки  работы на  ЭВМ. 2 1 1
2 Понятие  об  алгоритме. Исполнитель  алгоритма. Система  команд  исполнителя.  Примеры  алгоритмов и  исполнителей. 2 2 0
3 Представление  о  свойствах  алгоритмов. Способы  описания  алгоритмов. Условия  в  алгоритмах. 2 2 0
4 Решение  алгоритмических  задач. 2 1 1
5 Выполнение  проекта "Сказка". 4 1 3
6 Возможность  автоматизации  исполнения  алгоритмов. Представление  о  языках программирования. 2 1 1
7 Знакомство  с языком программирования Free Pascal. Математические  функции  в Free Pascal . 2 1 1
8 Решение примеров. 2 0 2
9 Графические  возможности  языка Free Pascal . Графические  режимы  Screen(номер  режима) 2 1 1
10 Основные  графические  примитивы.( точка,  линия,  прямоугольник,  окружность). 2 0 2
11 Цвет  в Free Pascal .  Закраска  точки экрана,  произвольной области. 0 2
12 Коэффициент  вытянутости. Рисование  дуг. 2 1 1
13 Сценарии  простых  изображений (домик,  кораблик,   флаг  и т.д.) и  их  реализация. 4 1 3
14 Выполнение  проекта "Картинки  с  выставки". 6 2 4
15 Передача  информации. Локальные  компьютерные  сети. 2 2 0
16 Глобальная  компьютерная  сеть  Интернет. 2 1 1
17 Браузеры – средство  доступа  к информационным ресурсам  Всемирной  паутины. 2 1 1
18 Общение  в  Интернете. 2 0 2
19 Звук  и  видео  в  Интернете. 2 0 2
20 Поиск информации  в  Интернете. 6 0 6
21 Загрузка   файлов   из  Интернета. 4 0 4
22 Выполнение  проекта «Реферат» 6 2 4
23 Компьютерные  вирусы  и  антивирусные  программы. 2 2 0
24 Защита  от  вирусов:  обнаружение  и  лечение. 2 0 2
25 Итоговое  занятие. 2 0 2

 Всего  68  часов. Из   них теория 22 часов,  практика  46  часов.

Третий  год  обучения (1 вариант: 2 часа в неделю)

Тема Количество часов
всего теория практика
1 Повторение: правила  техники  безопасности  при  работе на  ЭВМ; навыки  работы на  ЭВМ. 2 1 1
2 Что такое  презентация? Общие  сведения  о PowerPoint. 2 1 1
3 Создание  презентации  с  помощью PowerPoint. 2 0 2
4 Рисунки  и  графические  примитивы на   слайдах. 2 0 2
5 Выбор  дизайна  презентации. 2 0 2
6 Редактирование  и  сортировка  слайдов. 2 0 2
7 Использование  анимации  в  презентации. 2 0 2
8 Переходы  между  слайдами.  Демонстрация  презентации. 2 0 2
9 Звуковое  оформление  презентаций. 2 0 2
10 Выполнение  проекта "Я  работаю учителем" 6 2 4
11 Что  такое  электронная таблица? Общие  сведения о Excel . 2 2 0
12 Запуск  и  завершение программы  Excel. Создание  и  сохранение  файлов. 2 0 2
13 Обзор  функций  горизонтального   меню. Панели  инструментов. 2 1 1
14 Ячейка  электронной  таблицы.  Как  адресовать  ячейку.  Ввод   данных  в  ячейку  таблицы. Изменение  ширины  столбца  и   высоты  строки. 2 0 2
15 Подготовка  простой таблицы. 2 0 2
16 Основные  манипуляции  с  таблицами.   ( перемещение  по  таблице, выделение  фрагментов  эл.  таблицы, очистка  ячеек). 2 0 2
17 Основные  манипуляции  с  таблицами. (вставка  и  удаление, перемещение, копирование и  вставка  фрагментов, поиск  и   замена). 2 0 2
18 Расчетные  операции  в  Excel . Работа  с  формулами  и функциями. 2 1 1
19 Основные  статистические и  математические  функции  Excel . 2 1 1
20 Выполнение  проекта «Банкир». 4 1 3
21 Электронная  почта. Общие  сведения. 2 2 0
22 Создание  почтового  ящика. 2 0 2
23 Создание  сообщения. 2 0 2
24 Доставка  и  чтение  почты. 4 0 4
25 Выполнение  проекта  "Я  пишу  тебе  письмо". 2 1 1
26 Математический  набор Microsoft  Office. Создание  индексов, корня. Ввод  дробных  значений. 2 1 1
27 Создание  сложных  математических  выражений. 2 0 2
28 Выполнение  проекта "Шпаргалка". 4 1 3
29 Итоговое  занятие. 2 1 1

 Всего  68  часов.  Из  них  теория 16  часов,  практика 52   часов.

Третий  год  обучения (2 вариант: 4 часа в неделю)

Тема Количество часов
всего теория практика
1 Повторение: правила  техники  безопасности  при  работе на  ЭВМ; навыки  работы на  ЭВМ. 2 1 1
2 Что такое  презентация? Общие  сведения  о PowerPoint. 2 1 1
3 Создание  презентации  с  помощью PowerPoint. 2 1 2
4 Рисунки  и  графические  примитивы на   слайдах. 2 0 2
5 Выбор  дизайна  презентации. 2 0 2
6 Редактирование  и  сортировка  слайдов. 2 0 2
7 Использование  анимации  в  презентации. 2 0 2
8 Переходы  между  слайдами.  Демонстрация  презентации. 2 0 2
9 Организация переходов между слайдами с помощью гиперссылок. 2 0 2
10 Организация переходов между слайдами с помощью управляющих кнопок. 2 0 2
11 Звуковое  оформление  презентаций. 2 0 2
12 Создание мультимедийной интерактивной презентации. 6 1 5
13 Анимация. Создание анимации в презентациях. 4 1 3
14 Выполнение  проекта "Я  работаю учителем" 6 2 4
15 Создание документов в текстовых редакторах.(бланки) 2 1 1
16 Компьютерные словари. Перевод текста с помощью компьютерных словарей. 2 0 2
17 Создание и форматирование списков. 2 0 2
18 Вставка в документ формул с использованием Редактора формул, встроенного в текстовый редактор. 2 0 2
19 Математический  набор Microsoft  Office. Создание  индексов, корня. Ввод  дробных  значений. 2 1 1
20 Создание  сложных  математических  выражений. 4 1 3
21 Выполнение  проекта «Шпаргалка». 4 1 3
22 Выполнение проекта «Справочник» 6 2 4
23 Что  такое  электронная таблица? Общие  сведения о Excel . 2 2 0
24 Запуск  и  завершение программы  Excel. Создание  и  сохранение  файлов. 2 0 2
25 Обзор  функций  горизонтального   меню. Панели  инструментов. 2 1 1
26 Ячейка  электронной  таблицы.  Как  адресовать  ячейку.  Ввод   данных  в  ячейку  таблицы. Изменение  ширины  столбца  и   высоты  строки. 2 0 2
27 Подготовка  простой таблицы. 2 0 2
28 Основные  манипуляции  с  таблицами.   ( перемещение  по  таблице, выделение  фрагментов  эл.  таблицы, очистка  ячеек). 2 0 2
29 Основные  манипуляции  с  таблицами. (вставка  и  удаление, перемещение, копирование и  вставка  фрагментов, поиск  и   замена). 2 0 2
30 Расчетные  операции  в  Excel . Работа  с  формулами  и функциями. 4 1 3
31 Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. 2 0 2
32 Построение диаграмм различных типов. 2 0 2
33 Основные  статистические и  математические  функции  Excel . 2 1 1
34 Выполнение  проекта "Банкир" 4 1 3
35 Электронная  почта. Общие  сведения. 2 2 0
36 Создание  почтового  ящика. 2 0 2
37 Создание  сообщения. 2 0 2
38 Доставка  и  чтение  почты. 4 0 4
39 Выполнение  проекта  "Я  пишу  тебе  письмо" 2 1 1
40 Работа с мастером буклетов Publisher. 2 1 1
41 Создание буклетов с помощью с мастера буклетов Publisher. Дизайн буклетов. 4 1 3
42 Создание календарей с помощью с мастера буклетов Publisher. 2 1 1
43 Создание бланков и бюллетеней с помощью с мастера буклетов Publisher. 2 1 1
44 Создание трёх- и четырёхсекционных публикаций. (настройка публикации, создание макета, добавление и размещение текстовых полей и картинок) 6 1 5
45 Выполнение проекта "Я рекламирую…" 6 2 4
46 Цифровое фото. Захват цифрового фото и создание слайд –шоу. 4 1 3
47 Захват и редактирование цифрового видео. 4 1 3
48 Выполнение проекта оторепортёр" 2 0 2
49 Итоговое  занятие. 2 1 1

Всего 136 часов. Из них  теория 32 часа, практика 104 часа.

Требования к знаниям  и умениям

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать:
-общее  описание  и  назначение  основных  информационных  процессов: хранения,  передачи  и  обработки  информации;
-Способы  кодирования  информации;
-Название  и  назначение  основных  устройств  ЭВМ;
-Правила техники  безопасности  при  работе  на  ЭВМ;
-Назначение,  возможности, области  применения,  основные  характеристики  информационных  редакторов (текстовых, графических);
-Представление  о  файлах,  дисках;
-Использование ПК  в  различных  областях;
-Представление  об  алгоритме;
-Представление  об  исполнителях  и  связанных  с  ним  понятиях:  команде, системе  команд,  способе  представления  команд,  среде,  непосредственном  и  программном  управлении;
-Обозначение  и  назначение  основных  операторов  графического режима.

Уметь:
-приводить  примеры  передачи,  хранения,  обработки  информации в деятельности  человека, природе, обществе,  технике;
-Переводить  в  десятичную  форму  записи  двоичные  числа  и  наоборот;
-Пользоваться  клавиатурой, включать  и  выключать  ПК;
-Создавать, сохранять, редактировать, удалять  текстовые  файлы;
-Пользоваться  инструментарием  графических  редакторов, создавать   компьютерные  рисунки  и  совмещать  их  с  текстом;
-Считывать  информацию, хранящуюся  на  дисках,  дискетах,  флэшках  и  записывать  на  них  информацию;
-Составлять  и  анализировать различные  алгоритмы;
Составлять и  реализовывать  программы  на  языке  программирования (в  графическом   режиме);
-Создавать  презентации;
-Работать  с  электронной  почтой;
-Работать  с  электронными  таблицами;
-Самостоятельно  находить  информацию  в  Интернете.

Литература:

  1. ЭВМ. Методическое  пособие  по  основам  информатики и  вычислительной  техники. Изд. "Учитель",  Волгоград, 1995г.
  2. IBM РС  для  пользователя. Фигурнов  В.Э. Изд.  "Финансы  и  статистика",  Москва, 1993 г.
  3. Информатика  7-9 Гейн А.Г. Изд. "Дрофа",  Москва, 2001 г.
  4. Windows 98 для  "Чайников".  Учебный  курс. Ратбон,  Энди.  Изд. "Вильямс",  Москва,  2001 г.
  5. IBM  PC для  пользователя  от  начинающего  до опытного.  Фигурнов  В.Э. Изд. "Инфра-М",  Москва,  1997 г.
  6. Что  такое  информатика.  Каныгин Ю.,  Зотов Б. Изд. "Детская  литература", Москва,  1987 г.
  7. Формулы   чуда.  Кондратов А. Изд. "Детская  литература",  Москва,1987 г.
  8. Изучаем  Basic. Гутман Г. Изд. "Питер", 2003 г.
  9. Информатика: начальный курс. Под  редакцией  Макаровой Н. Изд. "Питер", 2001 г.
  10. Информатика и  информационные  технологии 10-11. Угринович Н. Изд. "Бином", 2007 г.
  11. Информационные  технологии. Ю. Шафрин. Изд. "Бином", 2002 г.
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль