"А.С. Пушкин в литературе и музыке. Зимний вечер". Урок литературного чтения в 3-м классе

8452

Автор: Л.В. Козлова,  учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 148", г. Красноярск

Использование в структуре урока работы в паре в сочетании с другими формами обучения помогает большему числу обучающихся деятельностно включиться в учебный процесс, проявить коммуникативные и мыслительные способности. Такая организация занятия направлена на достижение не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов обучения.

Посредством организации работы обучающихся в парах и группах на уроках литературного чтения при изучении стихотворных произведений можно формировать у них коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.

Тип урока: изучение нового материала.

Литература:

  1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение. 3 класс. В 2-х ч. Самара, 2012 (система развивающего обучения Л.В. Занкова);
  2. ЛитвинскаяИ.Г. Использование методики Ривина при изучении стихов / Коллективный способ обучения. 1995. № 1 (www.kco-kras.ru).

Цели урока:

  • познакомить обучающихся с красотой поэзии А.С. Пушкина;
  • помочь почувствовать состояние души поэта, показать его влияние на творчество А.С. Пушкина.

Задачи урока направлены на достижение ряда планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, среди которых:
личностные: формирование у детей мотивов учебной деятельности;
 метапредметные:
познавательные: развитие у детей умения пользоваться различными способами поиска информации (учебник, карточка-справочник, справочник-словарь);
коммуникативные – формирование у обучающихся:
– навыков сотрудничества со сверстниками;
– умений: выявлять истину в дискуссии; выполнять различные роли в паре; сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая пра-
вила речевого этикета; принимать точку зрения собеседника;
предметные:
– формирование у обучающихся правильной читательской деятельности;
– расширение знаний детей о творчестве А.С. Пушкина;
– развитие у школьников устной речи, умения работать со стихотворным произведением на основе межпредметной связи чтения и музыки, интереса к музыке и чтению стихов; Оборудование:
текст стихотворения А.А. Блока “Пушкинскому дому”;
аудиопроигрыватель;
аудиозаписи: отрывок из песни "Имя Пушкинского дома" Г.Ф. Пономаренко на стихи А.А. Блока, романс М.Л. Яковлева "Зимний вечер" на стихи А.С. Пушкина;
карточки: с заданиями, памяткой для обучающихся "Алгоритм работы со стихотворением в парах сменного состава", карточка-справочник "Кот ученый готов помочь".

Ход урока
1. Организационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята! Наш урок литературного чтения предлагаю начать с музыкального отрывка композитора Григория Федоровича Пономаренко на стихи Александра Александровича Блока "Пушкинскому Дому".
(Обучающиеся слушают музыкальный отрывок. Учитель под музыку читает стихотворение.)
...Пушкин! Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук.
Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас всегда?..
Вот зачем такой знакомый
И родной для сердца звук...

Ребята, как вы думаете, кому будет сегодня посвящен урок? (Дети отвечают.) Верно, сегодня у нас встреча с великим поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным.

2. Введение в тему урока
Прочтите строки из стихотворения Александра Александровича Блока, написанные на доске. Почему поэт считает, что имя Пушкина - это слово, близкое сердцу каждого русского человека? Вам предстоит работа в группе. Возьмите карточку № 1.
Карточка № 1
Вам предлагаются слова из стихотворения А.А. Блока "Пушкинскому дому", которые он посвятил А.С. Пушкину.

1. Вчитайтесь в эти слова:
Пушкин!.. Звук понятный, знакомый, Не пустой для сердца звук.
А.А. Блок
2. В группе обсудите эти вопросы. Подумайте и скажите, о чем говорят эти слова? Почему понятный, знакомый, почему не пустой для сердца звук? Поделитесь своими мыслями с товарищами.

Учитель: Поделитесь, пожалуйста, своими идеями: каков смысл прочитанных нами слов Блока? (Обучающиеся предлагают свои варианты ответа.) Действительно, каждый из нас знаком с творчеством Александра Сергеевича Пушкина с самого раннего детства. Хотя Пушкин родился очень давно (в 1799 г.), его произведения любят и читают до сих пор.
Сегодня мы с вами познакомимся с прекрасным стихотворением Александра Сергеевича Пушкина. Откройте учебники на странице (называет страницу учебника), прочитайте название стихотворения. Знаете ли вы, что Пушкин написал "Зимний вечер" в ссылке, в селе Михайловском, где жил два года, с 1824 по 1826 гг., не имея права выезжать? Подумайте, как мы могли бы назвать тему нашего сегодняшнего урока? Дети: Произведение Александра Сергеевича Пушкина "Зимний вечер". Учитель: Молодцы. Запишем тему нашего урока.

3. Первичное восприятие. Чтение стихотворения учителем
Учитель: Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение вслух. Послушайте и скажите, какие картины возникли в вашем воображении? (Учитель читает стихотворение, расставляя смысловые паузы.) Итак, что вы увидели, когда слушали это стихотворение? (Обучающиеся предлагают свои варианты ответа на вопрос учителя.) Вот какие разные картины жизни, зимней природы представлялись каждому из вас!

4. Организация парной работы обучающихся над содержанием прослушанного стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер"
Учитель: Чтобы лучше понять, какие чувства и эмоции Пушкин хотел передать этим произведением, попробуйте помочь друг другу вникнуть в смысл слов и строчек стихотворения, запомнить проработанные строфы. Посмотрите, сколько строф, частей в стихотворении? Правильно, 4 строфы. Значит, сколько человек будут работать с вами вместе, чтобы изучить стихотворение? (Ответ: 4.) Верно.

5. Анализ и разучивание стихотворения
(Учитель раздает карточки с памяткой для обучающихся "Алгоритм работы со стихотворением в парах сменного состава", толковые словари. В каждой группе просит выбрать "командира", который будет следить за сменой напарников в группе. Дети прорабатывают стихи в парах сменного состава по алгоритму самостоятельно. Учитель консультирует детей в случае возникновения затруднений. Работа в парах сменного состава прерывается, когда почти все пары проработают 3 строфы.)Памятка для обучающихся "Алгоритм работы со стихотворением в парах сменного состава"
1. Работа с ассоциациями:
1.1. Прочитай напарнику строфу стихотворения (у напарника закрыты глаза).
1.2. Выслушай внимательно ассоциации напарника.
1.3. Прослушай чтение напарника той же строфы, закрыв глаза.
1.4. Поделись с ним своими ассоциациями.
2. Проработка строф:
2.1. Вместе разбирайте строфу, объясняя значение каждого слова, словосочетания, отвечая на вопрос, почему поэт выбрал именно это слово, а не другое. Если не можете что-то
объяснить, обратитесь к словарю. Старайтесь читать строфу выразительно.
2.2. Вместе повторите строфу, соблюдая ритм.
2.3. Попытайтесь прочитать напарнику строфу наизусть.
2.4. Смените напарника.
2.5. Попытайтесь выразительно прочитать изученную строфу (изучение строфы) своему новому напарнику (рассказывание по очереди). /
2.6. Работайте над новой строфой с напарником по пунктам 1.1-2.5.
3. Расскажите выученное стихотворение сначала напарнику, а потом учителю.
Помните! Если вы хорошо проработали строфу с напарником, она запоминается независимо от силы вашей памяти. Если вы не запомнили стихотворение, обратите внимание на качество своей работы в паре.
6. Обсуждение вопросов по стихотворению
Учитель: Ребята! Сейчас нам предстоит другая работа: работа в постоянной паре по вопросам. (Обучающиеся прорабатывают вопросы по стихотворению А.С. Пушкина "Зимний вечер" в постоянной паре.)

Карточка № 2
1. Вчитайтесь в первую часть стихотворения.
2. Какое настроение создает описание природы и погоды в начале стихотворения?
3. Как лирический герой пытается изменить ситуацию?
4. Как Александр Сергеевич Пушкин пишет о няне? Можно ли сказать, что он хорошо помнит свое общение с няней с детства? Что он благодарен ей?
Учитель: Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими мыслями, впечатлениями.
(Если дети плохо поняли смысл произведения, учитель может предложить им обратиться к строчкам стихотворения снова.
Представитель каждой пары высказывает точку зрения, сформулированную в ходе дис-Куссирих партнером ("Мы с ... думаем так...", "Наша версия такова..." и т. д^^джазывает свои мысли словами из текста.)
Учитель: Вы все правильно поняли. Давайте еще раз вчитаемся в строчки первой части стихотворения: "То как зверь она завоет, То заплачет как дитя". Эти сравнения относятся только к буре? А может быть, они передают состояние души поэта, страдающего в ссылке? (Дети еще раз перечитывают указанные учителем строки, участвуют в беседе.) Действительно, эти сравнения относятся не только к буре, не только передают звуки, они передают состояние души поэта, страдающего в ссылке, его состояние тревоги, одиночества. Буря окружает маленькую избушку, создается ощущение затерянности, заброшенности.
Как лирический герой пытается изменить ситуацию? (Обучающиеся предлагают свои ответы.) Действительно, лирический герой пытается справиться с этим тягостным молчанием, оцепенением, дремотой, печалью, чувством заброшенности и одиночества. Найдите строки, которые подтверждают это. (Обучающиеся находят соответствующие строки: Каждая пара по желанию высказывает свою точку зрения, доказывая словами из текста.)
Как Пушкин пишет о няне? Можно ли сказать, что он хорошо помнит свое общение с няней? Что он благодарен ей? (Дети высказывают свои мысли, аргументируют текстом стихотворения.)
Да, действительно, поэт относится к няне с нежностью. Он ей благодарен за то, что она любила своего воспитанника, всегда была вместе с ним и на его стороне.

7. Связь чтения и музыки
Учитель: Переживание, настроение поэта, отраженное в его стихотворении "Зимний ве-ерувзвюлновали композитора Михаила Лукьяновича Яковлева, который был лицейским товарищем Александра Сергеевича Пушкина. На эти стихи Яковлев написал романс. Давайте вспомним, что такое "романс"? Вспомнить значение этого слова нам поможет карточка-справочник. (Обучающиеся работают в паре. Обращаются к карточке-справочнику "Кот ученый готов помочь", подготовленной учителем.)

Карточка-справочник "Кот ученый готов помочь"
1. Прочитай внимательно!
Романс - это один из жанров вокальной музыки. Слово "романс" произошло от испанского слова romance, что значит романский, т. е. исполняемый на романском языке. Когда романсы попали в Россию, то звучали они не на испанском и не на русском, а на французском языке. Со временем русские композиторы стали создавать свои романсы на стихи русских поэтов.
2. После прочтения текста ответьте с напарником на вопросы:
Что такое романс?
Откуда пришли романсы?
Когда в Россию пришли романсы, на каком языке они исполнялись?

Учитель: Вы молодцы, справились с заданием. А теперь давайте послушаем романс Михаила Лукьяновича Яковлева на стихи Александра Сергеевича Пушкина "Зимний вечер". Послушайте и скажите, помогла ли вам музыка лучше прочувствовать стихи, настроение поэта?
(Дети слушают аудиозапись романса на стихи А.С. Пушкина "Зимний вечер".)
Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. (Обучающиеся делятся впечатлениями по итогам прослушивания музыкального произведения.) Действительно, музыка помогла лучше прочувствовать настроение поэта, его грусть, одиночество. Помогла ощутить, как бережно и нежно относился поэт к своей няне. Музыка обогащает поэзию. Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина можно не только читать, но и петь... Его поэзия музыкальна.

8. Рефлексия
Учитель: Давайте подведем итог урока литературного чтения. Какая работа на уроке произвела на каждого из вас наибольшее впечатление? Какими знаниями вы хотели бы по-£ч делиться со своими родителями? Кого бы хотели поблагодарить за работу в парах? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.)
Молодцы! Вы все старались сегодня на уроке быть настоящими читателями. Пожмите друг другу руки, если вам понравилось работать в паре.

9. Домашнее задание
(Учитель предлагает обучающимся продолжить разучивать стихотворение А.С. Пушкина "Зимний вечер". Обучающиеся записывают домашнее задание.)

Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль