Конспект "Комплексный анализ текста"

1894

Автор: Иванова Альбина Валентиновна заместитель директора по УВР МКОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа (Ивановская обл.)
Цели:
1. Систематизировать знания и умения учащихся по теме «Комплексный анализ текста»:

  • в определении стиля, типа речи;
  • в определении проблемы, авторского отношения к ней, идеи текста;
  • в написании сжатого изложения.

2. Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся, личности и её способностей.
3. Воспитывать толерантность, любовь к природе, интерес к творчеству В.М.Пескова.

Методические приёмы: развивающее обучение (вовлечение учащихся в различные виды деятельности), использование ИКТ (развитие познавательного интереса к обучению, жизни окружающих людей), дидактического материала (ориентация текста на воспитание у учащихся экологической культуры), самостоятельная работа учащихся.

План занятия.
1. Организация начала учебного занятия.
2. Целеполагание.
3. Проверка опорных знаний по теме «Комплексный анализ текста» (методика мгновенной проверки знаний «Магический квадрат»).
4. Работа с текстом.
5. Проверка сформированности пунктуационных навыков.
6. Домашнее задание.

Ход занятия.
1. Организация начала учебного занятия.
Чтение эпиграфа:
К природе я отношусь не только как зоолог и биолог.
Природа для меня – это познание жизни, её законов.
Рассказ о природе – не только просвещение человека,
Но и формирование его мировоззрения, основанного на знаниях.
В. Песков.

2. Целеполагание.
Одной из форм государственной (итоговой) аттестации в 12 классе является изложение. Что необходимо знать, какими навыками обладать для того, чтобы написать изложение?
Сегодня мы продолжаем готовиться к написанию итогового изложения на основании прочитанного текста, будем отрабатывать навыки написания сжатого изложения, повторим методы компрессии (сжатия) текста.

3.Проверка опорных знаний по теме «Комплексный анализ текста (методика мгновенной проверки знаний «Магический квадрат»).

Когда вы начинаете работать с текстом, вам нужно будет ответить на ряд вопросов:
- Определяя тему текста, какой вопрос вы задаете?
(О чем говорится в тексте?)
- Формулируя основную мысль…?
(Что автор хотел сказать?)
- Определяя речевую ситуацию?
(Где? Кто? Зачем?)
- Зачем нужно определять речевую ситуацию?
(для определения стиля текста).

4.Работа с текстом.
4.1. Сообщение учащегося о В.М.Пескове.
4.2. Повторение памятки «Как писать сжатое изложение»:
1). Определите тему текста.
2). Сформулируйте основную мысль.
3). Определите стиль речи.
4). Определите типы речи.
5). Выделите микротемы.
6). Определите способ сокращения текста.
7). Передайте содержание каждой микротемы и всего текста в целом.

4.3. Чтение текста.
4.4. Беседа по вопросам:
Какова тема текста?
(О внутренней пустоте сегодняшней молодёжи, её равнодушии и слепоте к той красоте, которая окружает каждого из нас).
Основная мысль?
(Автор призывает любить и беречь родную природу, любить все прекрасное и живое).

Определите стиль и типы речи.
( Стиль речи – публицистический. Все три типа речи в тексте выражены:

  • описание (природа, тишина);
  • повествование (сначала работа дятла, затем его внезапная смерть, встреча автора с парнем, виновником смерти птицы);
  • рассуждение (о воспитании молодёжи).

Определите количество абзацев и микротем:

  • Тишина леса, радость от «музыки дятла».
  • Внезапный выстрел.
  • Встреча с виновником.
  • Призыв к молодому поколению любить и беречь всё живое.

Какие речевые средства выразительности использует В.М.Песков в этом тексте?
·Лексика, характерная для публицистического стиля (должен любить, беречь).
·Речевые фигуры и тропы:

перифраза (дятел – "музыкант", его произведение на древесной коре – "узор", вместо привычного "стука дятла" - "костяной молоточек");

  • инверсия (лет семнадцати парень);
  • олицетворение (лес молчит);
  • сравнение (дятел – музыкант);
  • эпитет (безмолвный лес).

4.5. Компрессия 1 абзаца текста. Повторение приемов компрессии текста.
Содержательные:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение второстепенной и несущественной информации;
2) свертывание исходной информации за счет обобщения.

Языковые:
1) замена
- однородных членов обобщённым наименованием;
- фрагмента текста синонимичным выражением;
- предложения или его части указательным местоимением;
- сложного предложения простым;
- предложения или его части определительным или отрицательным местоимением;

2) исключение
- повторов;
- фрагмента предложения;
- одного или нескольких синонимов;

3) слияние нескольких предложений в одно.

4.6. Компрессия I абзаца (коллективная работа в группе под руководством учителя):
1-2 предложения оставляем без изменения;
3 СПП предложение преобразуем в простое предложение;
4-5 предложения сливаем в одно;
6-7 предложения исключаем.

Музыкальная пауза.

4.7. Самостоятельная работа (работа в парах и индивидуальная).
Компрессия 2-4 абзацев.

4.8. Подведение итогов работы в парах. Чтение текстов после компрессии.

5.Выполнение заданий. Проверка сформированности пунктуационных навыков.

1) Из предложений 1-7 выпишите номер сложноподчинённого предложения.
2) Укажите количество грамматических основ в предложении 15?
3) Из сложноподчиненного предложения 11 выпишите грамматическую основу придаточного предложения.
4) Из третьего абзаца выпишите номер предложения с обособленным определением.
5) Из предложений 23-26 выпишите номера предложений с однородными членами.
6) Из предложений 23-26 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.

Ключ к заданиям:
1) 3
2) три
3) дятел доставал
4) 17
5) 23, 24, 25, 26
6) прилёту

6. Домашнее задание - написать сочинение, в котором выразить свое отношение к проблеме, поднятой В. М. Песковым.

 


 


 


Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль