Дидактические игры как эффективные формы развития речи

4992

Автор: Вишневская Татьяна Дмитриевна старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 27" (Курская область)

Цель:
повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов по развитию речи детей;
разработка методического и дидактического инструментария к разделу речевого развития воспитанников;
обогащение предметно-развивающей среды играми, способствующими развитию речи детей.

Форма проведения: Деловая игра
Подготовка к педсовету:
Коллективный просмотр: организованная образовательная деятельность для детей 3-4 лет "В гостях у бабушки Настасьи"

Повестка дня:
1. Вступительное слово заведующей ДОУ.
2. Справка по итогам тематической проверки "Организация работы с детьми среднего возраста по физическому воспитанию" (старший воспитатель).
3. Сообщение на тему "Использование дидактических игр в совместной деятельности воспитателя и детей".
4. Анализ просмотренной организованной образовательной деятельности.
5. Деловая игра "Развитие речи дошкольников".
6. Вынесение решения педсовета.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово заведующего ДОУ.
Сообщение темы педсовета, повестки. Напутственное слово.

2. Справка по итогам тематической проверки "Организация работы с детьми среднего возраста по физическому воспитанию" (старший воспитатель).

3. Сообщение на тему "Использование дидактических игр в совместной деятельности воспитателя и детей". (Величинская Г.Ф.)

4. Анализ просмотренной организованной образовательной деятельности.
по вопросам:

  • характер занятия: развивающий или обучающий;
  • обоснованность использованных методов, приемов, средств и форм;
  • решения задач формирования коммуникативно-речевой компетентности воспитанников;
  • приемы речевой и мыслительной активизации детей на занятии;
  • характеристика речи воспитателя (правильность, точность, логичность, чистота, четкость, темп, стиль, громкость, богатство, выразительность, эмоциональность);
  • характеристика речи детей, соответствие речи детей возрасту;
  • общая, учебная и речевая плотность занятия;
  • соотношение речи педагога к речи детей;
  • речевая и мыслительная активность одного отдельно выбранного ребенка;
  • удачные моменты занятия;
  • что бы Вы сделали по-другому?

5. Деловая игра "Развитие речи дошкольников"

Правила игры: участвуют 2 команды. Начало игры по жребию. Команда открывает игровое поле под выбранным номером, узнает стоимость вопроса и выполняет задание. Если ответ дан полностью, то команда забирает себе все баллы, если было дополнение от второй команды, то часть баллов отдается ей. В выбранном игровом поле команда ставит свой знак. Если одинаковые знаки выпадают по вертикали, горизонтали, диагонали, то команда получает дополнительный балл.

ЗАДАНИЯ В СЕКТОРАХ ИГРОВОГО ПОЛЯ:

1 сектор. Педагогический ринг. Команда быстро односложно («Да» или «Нет») отвечает на вопросы ведущего. Количество правильных ответов прибавляется к исходной стоимости вопроса в 1 балл. Если первый ответ был неправильным, за второй (исправленный) ответ балл не прибавляется.

  • В слове "яркая" 7 звуков. (Да).
  • Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
  • Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
  • Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
  • Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
  • Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
  • Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
  • Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)
  • Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)
  • Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)

2 сектор. Назвать приемы речевой активизации детей на занятиях и в повседневной жизни. За каждый названный прием засчитывается по 1 баллу на счет команды.

Приемы речевой активизации детей на занятиях и в повседневной жизни

  • звуковой, слоговой аукцион;
  • словесные соревнования по рядам, командам, между девочками и мальчиками и пр.;
  • поощрение правильного ответа атрибутом (фишкой, игрушкой и т.п.), перемещением на другой участок комнаты;
  • просьбы дополнить ответ товарища, сказать по-другому;
  • речевые и логопедические пятиминутки в режиме дня,
  • речевые традиции группы,
  • вопросы, подразумевающие разнообразные варианты ответа;
  • проблемные, поисковые вопросы;
  • речевые игры типа "Снежный ком", "Эстафетная палочка"

3 сектор. Составить речевой протрет воспитанника дошкольного учреждения на этапе перехода от дошкольной ступени к школьной.

Речевой портрет воспитанника на этапе перехода на школьную ступень:

  • фонетически и грамматически правильно владеет родным языком и основными формами речи (диалог, монолог);
  • четко произносит все звуки родного языка;
  • может выделить звук в начале, середине и в конце слова;
  • обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него;
  • правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения;
  • может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картине;
  • в речи нет незаконченных предложений, несвязанных между собой;
  • передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова);
  • осознает смысл произносимых слов, предложений;
  • умеет задавать вопросы и давать полный ответ на простые вопросы;
  • умеет оценивать речевое поведение - свое и другого, употреблять в речи отдельные формы речевого этикета.

4 сектор. Счастливый билет (команда занимает сектор поля без ответа) – 5 баллов

5 сектор. Скороговорки. Участники по очереди называют скороговорки, за каждую добавляется 1 балл.
6 сектор. Угадай, что я загадала Команда задает ведущему вопросы, подразумевающие односложный ответ (Да или Нет) и должна отгадать, что лежит в ящике. За каждый вопрос вычитается 1 балл из указанной в выбранном секторе стоимости вопроса в 20 баллов.

7 сектор. Назвать приемы обучения рассказыванию. За каждый правильный ответ добавляется 1 балл.
Приемы обучения рассказыванию:

  • образец рассказа
  • частичный образец рассказа
  • дублер образца
  • разбор образца рассказа
  • план рассказа
  • воспроизведение плана рассказа детьми
  • коллективный разбор плана
  • коллективное составление рассказа
  • составление рассказа по частям
  • окончание детьми рассказа, начатого воспитателем
  • подсказка вариантов
  • вопросы, указания, пояснение
  • оценка

8 сектор. Аукцион авторских дидактических игр по развитию речи детей. Всем участникам раздаются фишки стоимостью 5, 3, 1 балла, которыми они оценивают игру.

9 сектор. Знатоки ПРОГРАММЫ. Участники называют программные произведения для заучивания наизусть, по своему возрасту. За каждый правильный ответ добавляется 1 балл, за каждый неправильный ответ снимается 1 балл.
Ранний возраст: А.Барто стихотворения из цикла "Игрушки"; (чтение с воспитателем)
3-4 года: "Пальчик-мальчик", "Как у нашего кота…", «Огуречик, огуречик…», «Мыши водят хоровод…», А.Барто «Мишка», «Мячик», «Кораблик», В.Берестов «Петушки», Е.Ильина «Наша елка», А.Плещеев «Сельская песня», Н.Саконская «Где мой пальчик», К.Чуковский «Елка»
·4-5 лет: «Дед хотел уху сварить…», «Ножки, ножки, где вы были?, А.Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч…», З.Александрова «Елочка», А.Барто «Я знаю, что надо придумать», Л.Николаенко «Кто рассыпал колокольчики…», В.Орлов «С базара», «Почему медведь зимой спит», Е. Серова «Одуванчик», « Кошачьи лапки», «Купите лук…» шотл.нар.песенка.
·5-6 лет: «По дубочку постучишь…» р.н.п., И.Белоусов «Весенняя гостья», Е.Благинина «Посидим в тишине», Г. Виеру «Мамин день», С.Городецкий «Пять маленьких щенят», М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны», М.Карем «Мирная считалка», А.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» А.Плещеев «Осень наступила» И.Суриков «вот моя деревня»
·6-7 лет: Я.Аким «Апрель», п.Воронько «Лучше нет родного края», Е.Благинина «Шинель», Н.Гернет и Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог», С.Есенин «Береза», С.Маршак «Тает месяц молодой», Э.Мошковская «Добежали до вечера», О.Орлов «Ты лети к нам, скворушка», А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Н.Рубцов «Про зайца», И.Суриков «Зима», П.Соловьева «Подснежник», Ф.Тютчев «Зима не даром злится».
6. Решение педсовета:
·По результатам тематической проверки «Организация работы с детьми среднего возраста по физическому воспитанию» работу воспитателей группы Борщ О.Э. и Масаловой О.В. считать удовлетворительной.
·Старшему воспитателю Вишневской Т.Д. разработать цикл семинарских занятий для педагогов ДОУ по организации работы с детьми по физическому воспитанию на 2012-2013 учебный год.
·Всем возрастным группам обновить, разнообразить дидактические игры по развитию речи детей-дошкольников.

 

Источник: www.resobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль