Дидактические игры как эффективные формы развития речи

4952

Автор: Вишневская Татьяна Дмитриевна старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 27" (Курская область)

Цель:
повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов по развитию речи детей;
разработка методического и дидактического инструментария к разделу речевого развития воспитанников;
обогащение предметно-развивающей среды играми, способствующими развитию речи детей.

Форма проведения: Деловая игра
Подготовка к педсовету:
Коллективный просмотр: организованная образовательная деятельность для детей 3-4 лет "В гостях у бабушки Настасьи"

Повестка дня:
1. Вступительное слово заведующей ДОУ.
2. Справка по итогам тематической проверки "Организация работы с детьми среднего возраста по физическому воспитанию" (старший воспитатель).
3. Сообщение на тему "Использование дидактических игр в совместной деятельности воспитателя и детей".
4. Анализ просмотренной организованной образовательной деятельности.
5. Деловая игра "Развитие речи дошкольников".
6. Вынесение решения педсовета.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово заведующего ДОУ.
Сообщение темы педсовета, повестки. Напутственное слово.

2. Справка по итогам тематической проверки "Организация работы с детьми среднего возраста по физическому воспитанию" (старший воспитатель).

3. Сообщение на тему "Использование дидактических игр в совместной деятельности воспитателя и детей". (Величинская Г.Ф.)

4. Анализ просмотренной организованной образовательной деятельности.
по вопросам:

  • характер занятия: развивающий или обучающий;
  • обоснованность использованных методов, приемов, средств и форм;
  • решения задач формирования коммуникативно-речевой компетентности воспитанников;
  • приемы речевой и мыслительной активизации детей на занятии;
  • характеристика речи воспитателя (правильность, точность, логичность, чистота, четкость, темп, стиль, громкость, богатство, выразительность, эмоциональность);
  • характеристика речи детей, соответствие речи детей возрасту;
  • общая, учебная и речевая плотность занятия;
  • соотношение речи педагога к речи детей;
  • речевая и мыслительная активность одного отдельно выбранного ребенка;
  • удачные моменты занятия;
  • что бы Вы сделали по-другому?

5. Деловая игра "Развитие речи дошкольников"

Правила игры: участвуют 2 команды. Начало игры по жребию. Команда открывает игровое поле под выбранным номером, узнает стоимость вопроса и выполняет задание. Если ответ дан полностью, то команда забирает себе все баллы, если было дополнение от второй команды, то часть баллов отдается ей. В выбранном игровом поле команда ставит свой знак. Если одинаковые знаки выпадают по вертикали, горизонтали, диагонали, то команда получает дополнительный балл.

ЗАДАНИЯ В СЕКТОРАХ ИГРОВОГО ПОЛЯ:

1 сектор. Педагогический ринг. Команда быстро односложно («Да» или «Нет») отвечает на вопросы ведущего. Количество правильных ответов прибавляется к исходной стоимости вопроса в 1 балл. Если первый ответ был неправильным, за второй (исправленный) ответ балл не прибавляется.

  • В слове "яркая" 7 звуков. (Да).
  • Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
  • Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
  • Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
  • Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
  • Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
  • Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
  • Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)
  • Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)
  • Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)

2 сектор. Назвать приемы речевой активизации детей на занятиях и в повседневной жизни. За каждый названный прием засчитывается по 1 баллу на счет команды.

Приемы речевой активизации детей на занятиях и в повседневной жизни

  • звуковой, слоговой аукцион;
  • словесные соревнования по рядам, командам, между девочками и мальчиками и пр.;
  • поощрение правильного ответа атрибутом (фишкой, игрушкой и т.п.), перемещением на другой участок комнаты;
  • просьбы дополнить ответ товарища, сказать по-другому;
  • речевые и логопедические пятиминутки в режиме дня,
  • речевые традиции группы,
  • вопросы, подразумевающие разнообразные варианты ответа;
  • проблемные, поисковые вопросы;
  • речевые игры типа "Снежный ком", "Эстафетная палочка"

3 сектор. Составить речевой протрет воспитанника дошкольного учреждения на этапе перехода от дошкольной ступени к школьной.

Речевой портрет воспитанника на этапе перехода на школьную ступень:

  • фонетически и грамматически правильно владеет родным языком и основными формами речи (диалог, монолог);
  • четко произносит все звуки родного языка;
  • может выделить звук в начале, середине и в конце слова;
  • обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него;
  • правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения;
  • может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картине;
  • в речи нет незаконченных предложений, несвязанных между собой;
  • передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова);
  • осознает смысл произносимых слов, предложений;
  • умеет задавать вопросы и давать полный ответ на простые вопросы;
  • умеет оценивать речевое поведение - свое и другого, употреблять в речи отдельные формы речевого этикета.

4 сектор. Счастливый билет (команда занимает сектор поля без ответа) – 5 баллов

5 сектор. Скороговорки. Участники по очереди называют скороговорки, за каждую добавляется 1 балл.
6 сектор. Угадай, что я загадала Команда задает ведущему вопросы, подразумевающие односложный ответ (Да или Нет) и должна отгадать, что лежит в ящике. За каждый вопрос вычитается 1 балл из указанной в выбранном секторе стоимости вопроса в 20 баллов.

7 сектор. Назвать приемы обучения рассказыванию. За каждый правильный ответ добавляется 1 балл.
Приемы обучения рассказыванию:

  • образец рассказа
  • частичный образец рассказа
  • дублер образца
  • разбор образца рассказа
  • план рассказа
  • воспроизведение плана рассказа детьми
  • коллективный разбор плана
  • коллективное составление рассказа
  • составление рассказа по частям
  • окончание детьми рассказа, начатого воспитателем
  • подсказка вариантов
  • вопросы, указания, пояснение
  • оценка

8 сектор. Аукцион авторских дидактических игр по развитию речи детей. Всем участникам раздаются фишки стоимостью 5, 3, 1 балла, которыми они оценивают игру.

9 сектор. Знатоки ПРОГРАММЫ. Участники называют программные произведения для заучивания наизусть, по своему возрасту. За каждый правильный ответ добавляется 1 балл, за каждый неправильный ответ снимается 1 балл.
Ранний возраст: А.Барто стихотворения из цикла "Игрушки"; (чтение с воспитателем)
3-4 года: "Пальчик-мальчик", "Как у нашего кота…", «Огуречик, огуречик…», «Мыши водят хоровод…», А.Барто «Мишка», «Мячик», «Кораблик», В.Берестов «Петушки», Е.Ильина «Наша елка», А.Плещеев «Сельская песня», Н.Саконская «Где мой пальчик», К.Чуковский «Елка»
·4-5 лет: «Дед хотел уху сварить…», «Ножки, ножки, где вы были?, А.Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч…», З.Александрова «Елочка», А.Барто «Я знаю, что надо придумать», Л.Николаенко «Кто рассыпал колокольчики…», В.Орлов «С базара», «Почему медведь зимой спит», Е. Серова «Одуванчик», « Кошачьи лапки», «Купите лук…» шотл.нар.песенка.
·5-6 лет: «По дубочку постучишь…» р.н.п., И.Белоусов «Весенняя гостья», Е.Благинина «Посидим в тишине», Г. Виеру «Мамин день», С.Городецкий «Пять маленьких щенят», М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны», М.Карем «Мирная считалка», А.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» А.Плещеев «Осень наступила» И.Суриков «вот моя деревня»
·6-7 лет: Я.Аким «Апрель», п.Воронько «Лучше нет родного края», Е.Благинина «Шинель», Н.Гернет и Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог», С.Есенин «Береза», С.Маршак «Тает месяц молодой», Э.Мошковская «Добежали до вечера», О.Орлов «Ты лети к нам, скворушка», А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Н.Рубцов «Про зайца», И.Суриков «Зима», П.Соловьева «Подснежник», Ф.Тютчев «Зима не даром злится».
6. Решение педсовета:
·По результатам тематической проверки «Организация работы с детьми среднего возраста по физическому воспитанию» работу воспитателей группы Борщ О.Э. и Масаловой О.В. считать удовлетворительной.
·Старшему воспитателю Вишневской Т.Д. разработать цикл семинарских занятий для педагогов ДОУ по организации работы с детьми по физическому воспитанию на 2012-2013 учебный год.
·Всем возрастным группам обновить, разнообразить дидактические игры по развитию речи детей-дошкольников.

 

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль