Обобщающий урок-путешествие "Я и окружающий мир" 1 класс

3055

Автор: Н.А.Вержинская, учитель  МБОУ СОШ №1 г. Десногорск  Смоленской обл. Цели:

  • обобщить и проверить знания учащихся, полученные за год, умение пользоваться этими знаниями в новой ситуации, контролировать и планировать свои действия;
  • совершенствовать умение работать в группах, слушать друг друга, договариваться, распределять роли;
  • развивать речь, память, мышление, умение классифицировать, сравнивать, группировать предметы, находить лишний предмет;
  • воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающему нас миру, культуру поведения;
  • прививать навыки личной гигиены.

Оборудование и материалы:

  • интерактивная доска;
  • рисунки с изображением веточек дуба, клёна, берёзы, сосны, рябины;
  • гербарии;
  • карточки с заданиями по темам «Части растений», «Потерялись малыши», «Лишнее слово», «Дни недели»;
  • загадки.

Ход урока:
Класс делится на 3 команды, каждая выбирает капитана, придумывает название команде, эмблему. Путешествие проходит по станциям, названия которых постепенно появляются на интерактивной доске.

Станция 1. "В мире растений"

1) Каждая команда получает рисунки с изображением веточек дуба, берёзы, сосны, клёна, рябины.
- Покажите рисунок с изображением веточки клёна (сосны, дуба, рябины, берёзы)

2) Блиц – опрос (команды отвечают по очереди)
- Какая веточка "лишняя"?
- Почему?
- Какие ещё хвойные деревья знаете?
- Как отличить сосну от ели по расположению веток на стволе?
- Как это сделать по хвоинкам?
- Можно ли отличить эти деревья по шишкам?
- Как готовятся к зиме лиственные деревья?
- Как – хвойные деревья?
- Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму иголки?

3) Части растений (каждая команда получает гербарий)
- Подпишите части растений (работа в группах)
В это время капитаны получают карточку с заданием: укажи стрелочками, какую часть растения использует человек.

 

помидор    стебель
укроп  листья

морковь     корнеплод

малинацветок

свёкла  плод

 


Станция 2. "Мир животных"
1) Отгадайте загадки, определите, к какой группе относятся животные, о которых говорится в загадках.
С ветки на тропинку,
С травки на былинку,
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка (Кузнечик)

На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно (Сом)

Чёрный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор (Дятел)

Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком (Пчела)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (Сорока)

Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны (Медведь)

Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку,
Не проглотит лишь ерша (Щука)

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето (Заяц)

2) Графический диктант.
"Да" - зелёный кружок, "нет" - красный. Каждый член команды даёт ответ на одно задание.
- Если у животных есть крылья – это птицы.
- Комар, кузнечик, муха – это насекомые.
- Тело большинства рыб покрыто чешуёй.
- Треска, сельдь, карась – морские рыбы.
- Все птицы умеют летать.
- У всех птиц есть перья.
- Курица, голубь, страус – это птицы.
- Крокодил, мышь, жираф – это звери.
- Тело зверей покрыто шерстью.

3) "Потерялись малыши". Каждая команда получает карточку с заданием: соедините детёныша с взрослым животным.

цыплёнок     утка
жеребёнок   корова

ягнёнок   курица

телёнок   собака

щурёноковца

утёнок     лошадь

щенок      щука

 


4) Узнай птицу. На интерактивной доске изображения птиц (синица, воробей, ласточка, голубь, дятел). Каждой соответствует цифра.
- Вспомните названия птиц, запишите. Какая птица «лишняя»? Почему?
- Как вы заботитесь о пернатых друзьях?

Станция 3. "Мой дом, моя страна"
1) Блиц – опрос. Закончи предложения.
- Платье, рубашка, брюки, пальто – это …
- Стул, шкаф, кровать, кресло – это …
- Чашка, миска, кастрюля, сковорода – это …
- Туфли, сапоги, кроссовки, тапки – это …
- Телевизор, пылесос, утюг, фен – это …
- Платок, кепка, косынка, шляпа – это …
- 01 - …
- 02 - …
- 03 -
2) "Лишнее слово". Вычеркните лишнее слово в каждой группе.

 

Десногорск, Смоленск, Россия, Москва
Десна, Днепр, Санкт-Петербург, Волга

город, герб, флаг, гимн

русские, татары, марийцы, украинцы

 


В это время капитаны получают индивидуальное задание: вспомни, какие цвета имеет флаг России, раскрась.

 

 

 

 

Станция 4. "Времена года".
1)Конкурс капитанов. Восстановите последовательность.

__ суббота
__ понедельник

__ среда

__ воскресенье

__ пятница

__ четверг

 


2)Графический диктант.
"+" - да, "-" - нет. Каждый член команды даёт ответ на одно задание.
- В году четыре времени года.
- В неделе пять дней.
- В году 12 месяцев.
- Вторник идёт после воскресенья.
- Если сегодня суббота, то вчера была пятница.
- Если завтра понедельник, то сегодня вторник.
- Март, апрель, май – весенние месяцы.
- Зимние месяцы располагаются так: январь, февраль, декабрь.
- Летом самые короткие ночи и самые длинные дни.

Станция 5. "Почему и зачем?"
1) Конкурс капитанов "Кто больше?"
За две минуты капитаны должны как можно больше записать названий злаковых культур, садовых культур, огородных культур (у каждого одно из заданий).
- Почему эти растения называют культурными?

2) Викторина загадок. (На доске постепенно появляются слова-отгадки)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный (Арбуз)

Круглое румяное
С дерева достану я,
На тарелку положу,
"Кушай, мамочка", - скажу (Яблоко)

Сижу на дереве, кругла, как шар
Вкусна, как мёд, красна, как кровь (Вишня)

Яркий, сочный, налитой
Весь в обёртке золотой,
Не с конфетной фабрики,
Из далёкой Африки (Апельсин)

На кустах висят шары,
Посинели от жары (Сливы)

Вкус у ягоды хорош
Но сорви её поди-ка:
Куст в колючках, будто ёж,
Вот и назван … (Ежевика)

- Как можно назвать одним словом?
- Какие ещё фрукты знаете?
- Почему нужно есть овощи и фрукты?

3) "В царстве грибов"
На доске – изображения грибов (сыроежка, лисичка, мухомор, подосиновик, боровик, маслёнок). Каждому грибу соответствует цифра.
- Запишите названия грибов. Какой гриб "лишний"? Почему?
- Почему нельзя уничтожать ядовитые грибы?
- Почему нельзя собирать старые грибы?
- Почему нельзя вырывать гриб с корнем?

4) "Знаете ли вы стихи Чуковского?"
- Вставьте слова в знаменитые строчки (работа в группах)

 


Да здравствует __________ душистое
И _____________ пушистое,

И _____________ порошок,

И густой ___________ !

 


Беседа:
- Из какого произведения Чуковского взяты эти строчки?
- Почему Мойдодыр был зол на мальчика?
- Для чего нужны все предметы, перечисленные в стихотворении?
- Почему нужно чистить зубы?
- Как правильно чистить зубы?
- Почему нужно мыть руки с мылом?
- Зачем мы спим ночью?

Станция 6. "Люди и машины"
1)Отгадайте загадки. К какому виду (наземный, водный, воздушный) транспорта относится слово-отгадка?
Это что за вентилятор
Над землёй завис, ребята?
И ревёт, и тарахтит,
Хоть без крыльев, но летит? (Вертолёт)

Овсом его не кормят,
Кнутом его не гонят,
А как пашет –
Семь плугов тащит (Трактор)

Паровоз без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл –
Прямо по морю пошёл? (Пароход)

За лесом усатое море лежит,
Волна за волною по морю бежит,
Пройдёт по волне великан пароход
И каждую каплю с собой заберёт (Комбайн)

Под водой железный кит.
Днём и ночью кит не спит.
Днём и ночью под водой
Охраняет мой покой  (Подводная лодка)

Не птица, а летит.
Не жук, а жужжит (Самолёт)

Я великан: вон ту пудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту (Подъёмный кран)

Хоть в четверг, хоть в субботу
Отвезу вас на работу,
В школу, в ясли, в детский сад-
Я пассажирам очень рад (Автобус)

Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём –
Только лучше правь рулём (Велосипед)

2) Мы – пешеходы. "Светофор" - игра на внимание.
Красный круг на доске – сидеть, жёлтый – встать, зелёный – шагать на месте.

3) "А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете"
Блиц-опрос:
- Как называется планета, на которой мы живём?
- Какую форму она имеет?
- Ближайшая к Земле звезда.
- Естественный спутник Земли.
- Первый человек, полетевший в космос.
- Как называется корабль, на котором он совершил полёт?
- Как долго Ю.А. Гагарин пробыл в космосе?
- Специальная одежда для космонавтов.
- Почему люди не могут жить на Луне?

Итог урока-путешествия .

 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль