Урок внеклассного чтения в 7 классе коррекционной школы 8 вида

5914

Автор: Цисевич Светлана Анатольевна учитель русского языка и литературного чтения коррекционная школа-интернат 8 вида (Республика Саха - Якутия)
Тема "М.М. Зощенко "Любимое занятие".

Цели.

Обучающий аспект:

  • закрепить знания о содержании рассказа "Великие путешественники";
  • познакомить учащихся с содержанием произведения "Любимое занятие";
  • учить выделять основную мысль произведения, ключевые фразы;
  • формировать выразительность при чтении диалога по ролям.

Развивающий аспект:

  • развитие устной диалогической речи учащихся через упражнения в формулировании вопросов и ответов;
  • совершенствование техники чтения.
  • развитие внимания посредством дидактических игр, мышления через выделение в тексте ключевых слов и выражений, определение идейного смысла рассказа.

Коррекционный аспект:

  • совершенствование слухового и зрительного восприятия;
  • развитие творческого воображения посредством драматизации.

Воспитательный аспект:

  • повышение интереса к чтению рассказов М.М.Зощенко;
  • воспитание уважительного отношения к труду и людям труда;
  • формирование стремления к овладению различных профессиональных умений.

Ход урока

I. Организационный момент (наличие учебных принадлежностей). Объяснение правил работы с таблицей: за каждый вид работы ставится либо оценка, либо +. Затем подсчитывается число, которое является суммой всех полученных + и оценок. Соответственно, чем больше число, тем выше оценка за урок.

Таблица учебных достижений
 

№1

игра

№2

Тест «Главная мысль»
№3

Вопрос-ответ

№4

чтение

№5

Инсцени-рование

№6

Дополни-тельные виды работы

И

Т

О

Г

О
 

 

 

 

 

 

 
 
 

Беседа, предваряющая игру.

-С какой целью мы проводим игру в начале урока?
- С содержанием какого рассказа мы познакомились на предыдущем уроке чтения?
- "Великие путешественники".
- Кто является автором этого рассказа?
- М.М. Зощенко.
- Кроме того, с помощью игры я узнаю, кто более внимательно читал это произведение и запомнил все детали, упомянутые в тексте. За каждый правильный ответ вы ставите себе + в первой колонке таблицы.Дидактическая игра "Исправьте ошибки". Правила: Я читаю предложения из рассказа, в которых я намеренно допустила ошибки. Ваша задача – обнаружить и исправить их.

1 часть (восприятие на слух)

"Я подарил Сашке (Степке) фонарик (ножик) и он согласился взять меня в кругосветное путешествие".

"На другой день, когда наши родители уехали в город, а Степкина мать ушла в аптеку за лекарствами ( ушла на речку полоскать белье), мы покинули нашу деревню Глинки (Пески)" – правописание.

"Позади (впереди) бежала Степкина собачка Дружок (Тузик)" – правописание

"Степка сказал: "Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение волкам (муравьям".

"Папа сказал: "Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо хорошо знать русский язык и уметь считать до десяти" (географию и таблицу умножения).

2 часть игры на слайде (зрительное восприятие) "Исключите слово-ошибку". Назовите те предметы, которые ребята взяли с собой, отправляясь в путешествие (компас, фонарик, карандаш, рюкзак, резиновую лодку, удочку, сачок, подушку). Итог игры: количество + запишите цифрой.

II.Повторение изученного материала.

Чтение диалога по ролям.

- Какова главная мысль рассказа "Великие путешественники"? Выберите правильный вариант ответа.

Правильные варианты ответа Б) и В)

За каждый правильно выбранный вариант ответа поставьте себе +. Запишите количество плюсов цифрой во второй колонке таблицы.

Вывод: почему рассказ называется "Великие (знаменитые, известные) путешественники"? (запись на доске – правописание). В прямом ли значении употреблено слово ВЕЛИКИЕ? Вывод: М.М. Зощенко использует иронию.

Введение определения: ирония - насмешка. Употребление слов, в которых подразумевается противоположное значение.

Таким образом, автор иронично посмеивается над своими героями, называя их ВЕЛИКИМИ, то есть наоборот – далеко не великие. А почему?

Сообщение темы и целей урока.

Каждый рассказ М.М. Зощенко интересен и полезен, особенно для детей. Поэтому главными словами нашего урока будут являться следующие: "Хорошо расти с книгами Зощенко и умнеть"

Сегодня мы познакомимся с еще одним рассказом Зощенко, предназначенным для внеклассного прочтения. А его название вы попробуете отгадать. Название состоит из двух слов. Первое слово – любимое.

- Какой частью речи оно является? (имя прилагательное).

- Скажите, с какой частью речи «дружит» имя прилагательное? (с именем существительным.). Значит, второе слово в названии рассказа будет являться именем существительным. А какого рода, числа и падежа оно будет? Как мы можем определить грамматические признаки существительного, которого мы не знаем? (по прилагательному).

Дидактическая игра. По начальным буквам названий предметов, изображенных на картинках, составить слово, входящее в название рассказа (предметные картинки: заяц, астра, ножницы, якорь, топор, индюк, ель).

Итак, тема нашего урока - "Рассказ М.М. Зощенко "Любимое занятие" Цели: познакомимся с содержанием, будем стараться выразительно читать по ролям, самостоятельно формулировать вопросы по содержанию, инсценировать прочитанный сюжет, и в конце урока мы попробуем ответить на самый главный вопрос: "Какие важные мысли хотел донести до своего читателя М.М. Зощенко?".

Писатель ведет невидимый диалог с читателем через свое произведение. Он напрямую не говорит, чему он нас учит, а беседует с нами через героев, их поведение, речь, поступки.

Прежде, чем мы приступим к чтению рассказа, я хотела бы вам задать вопрос, взятый из текста этого произведения, немного его перефразируя. Кстати, его тоже задает учительница своим ученикам "Дети, расскажите мне, какое у вас любимое занятие дома?"ФИЗМИНУТКА. Но мы изменим задание. Вы не расскажите о своем любимом занятии, а вы его покажите с помощью жестов. А мы попробуем отгадать.

Итак, начинаем знакомство с рассказом. В тексте встречается диалог. Что такое диалог? Я читаю, а вы попытаетесь сформулировать свои вопросы по содержанию рассказа. За каждый хороший вопрос и правильный ответ ставим по + в колонку №3.

АНАЛИЗ:
-Где происходит действие рассказа? (в классе)
- Назовите героев рассказа? (учитель, ученики, Павлик, Федя)
- О каких мнимых занятиях рассказали дети в начале рассказа? (фото, марки, шахматы, шашки).Дидактическая игра: расположите в той последовательности, в которой эти занятия представлены в рассказе.

- Кто первым сказал правду о своем занятии? (Павлик). Как его это характеризует?
- Какое любимое занятие было у Павлика?
- Докажите, что Павлик боялся говорить о своем занятии?
- Почему Павлик боялся говорить о своем любимом занятии?
- О каком своем любимом занятии тихо прошептал Федя?
- Почему некоторые ребята сразу сказали неправду?
-Должны ли ребята стыдиться своих занятий? Почему?

Вывод: любое занятие, приносящее пользу людям, не выглядит смешным, а наоборот достойно уважения и почета.
Ведем учет количества +. Запись цифрой.

III Закрепление

Чтение по ролям учащимися. Исправление ошибок по ходу чтения. Работа над выразительностью.

Дидактическая игра. Выберите только те предметы или картинки, которые относятся к профессиям, упомянутым в тексте рассказа. Анализ результатов игры.

Какие профессии были упомянуты в рассказе (портной, дворник, ученый) Вывод: только из полезных занятий рождаются великолепные профессии.

За чтение ставим оценки в №4 колонку.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ сюжета произведения.

V. Итог урока

Найдите в тексте словосочетания или предложения, в которых заключена главная мысль всего рассказа? Вы согласны со словами "Хорошо расти с книгами Зощенко и умнеть".

Работа с таблицей учебных достижений. Самостоятельное выставление оценок за урок.

Домашнее задание: чтение по ролям, драматизация сюжета рассказа.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль