Конспект урока "Лексика. Лексические группы"

10225

Автор: Сухарьникова Ольга Евгеньевна, преподаватель (Курганская область) Цель урока: дать представление о лексических группах русского языка.Задачи урока: Образовательные:

  • актуализировать необходимые знания и умения;
  • дать представление о лексических группах;
  • проверить уровень усвоения обучающимися вопросов темы.

Развивающие:

  • развивать навыки устной и письменной речи

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к языку.
  • способствовать формированию экологической грамотности, духовно-нравственных качеств и расширению кругозора.

Тип урока: Комбинированный (систематизация и обобщение, проверка и оценка знаний).Оборудование: Компьютер, проектор и экран для демонстрации презентации;Ход урока

1. Организация начала урока.
- Постановка целей и задач урока.

2. Проверка домашнего задания, повторение.

Повторение правил правописания Н и НН в прилагательных
-Н-
–АН-, -ЯН-, -ИН-, ГУС-ИН-ЫЙ, СЕРЕБР-ЯН-ЫЙ, КОЖ-АН-ЫЙ.
Исключение: СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ

-НН-
с помощью суффикса –Н-, при основе, оканчивающейся Н.
СОН-Н-ЫЙ, БАРАБАН-Н-ЫЙ.
-ОНН- или –ЕНН-,
АВИАЦИ-ОНН-ЫЙ, СОЛОМ-ЕНН-ЫЙ.
Исключение: ВЕТРЕНЫЙ.

- Орфографический диктант

3. Объяснение нового материала

Актуализация нового знания
Мы с вами прошли тему стили речи. А сегодня на уроке мы познакомимся с различными лексическими группами слов. Мне бы хотелось, чтобы вы не только выяснили, на основании каких признаков выделяются эти группы, но и выявили, в каких стилях речи используется та или иная лексическая группа.
Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете? Назовите их характерные признаки.

-Разговорный
-Художественный
-Официально-деловой
-Публицистический
-Научный

Ле́ксика — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей.

Всю лексику русского языка можно разделить на две группы:
1. С точки зрения происхождения
2. С точки зрения употребления

Лексика русского языка с точки зрения происхождения

Исконно русская лексика. Собственно русскими называются все слова (за исключением заимствованных), которые появились в языке уже тогда, когда он сформировался сначала как язык великорусской народности (с XIV в.), а затем и как национальный русский язык (с XVII в.).
Например: колдун, ребенок, ветер, вода

Заимствованная лексика. Это слова, пришедшие в русский язык из других языков.
Например: экзамен, трамвай, футбол, опера, картофель
В результате чего могут возникнуть заимствования из других языков?

С точки зрения употребления выделяют:

Нейтральная лексика предназначена для констатирующего, безоценочного, нетерминологического обозначения предметов, понятий повседневной жизни, явлений природы, периодов жизни человека и состояний его жизнедеятельности, отрезков времени, мер длины, веса, объёма и т. п. Она лишена экспрессии, эмоциональных и социальных оценок.
Например: окно, южный, работать
Для какого стиля характерно использование нейтральной лексики?

Книжная лексика, характеризуется тематическим разнообразием - в соответствии с широтой и разнообразием проблематики текстов.
Например: ланиты, вещать, безвозмездный
Для какого стиля характерно использование книжной лексики?

Лексика устной речи. К лексике устной речи относятся слова, характерные для устных разновидностей коммуникативной деятельности. Лексика устной речи неоднородна. В ней можно выделить:
Жаргонизмы - это слова, которые используются в определенной социальной и возрастной среде.
Например: телек – телевизор, шпора – шпаргалка, плавать – плохо отвечать

Арготизмы - слова и обороты речи, заимствованные из того или иного Арго и используемые как стилистическое средство (чаще для характеристики речи персонажа в художественном произведении).
Например: бабки – деньки, барыга – коммерсант, братва – преступная группировка

Диалектизмы ­– слова характерные для определенной местности
Например: буряк – свекла, стювать – отговаривать, шаять - тлеть
Для какого стиля характерно использование лексики устной речи?

Профессионализмы - слова или выражения, свойственные речи той или иной профессии.
Например: секач – молоток сварщика, скаты – колесные шины, лапша – двухжильный провод

Терминологическая лексика - слова и словосочетания, которые называют предметы и понятия, относящиеся к различным сферам трудовой деятельности человека, и не являются общеупотребительными
Например: гидропоника, голография, кардиохирургия, космобиология
В чем отличие терминологической лексики от профессионализмов?
В каком стиле используется терминологическая и профессиональная лексика?

4.Закрепление знаний и умений

Задание 1.
Прочитайте отрывок. Определите значение слов трап, банка и камбуз по тексту. При необходимости обратитесь к словарю. Выпишите профессиональные слова моряков
По сей день выстрел для меня — не громкий звук огнестрельного оружия, а мачтовое дерево, поставленное перпендикулярно к борту; беседка — не уютная садовая постройка, а весьма неудобное, шаткое висячее сиденье; кошка в моём представлении, хотя и имеет от трёх до четырёх лап, отнюдь не домашнее животное, но маленький шлюпочный якорь. С другой стороны, если, выходя из дому, я спускаюсь по лестнице, на бульваре отдыхаю на скамейке, а придя домой, разогреваю чай на плите, то, стоит мне попасть на судно (хотя бы и мысленно), эти предметы сразу превращаются в трап, банку и камбуз соответственно.

Задание 2.
Укажите в данном тексте термины. Знакомы ли они вам? Что они обозначают?
Мишка такой человек — ему обязательно надо, чтоб от всего была польза. Когда у него бывают лишние деньги, он идёт в магазин и покупает какую-нибудь полезную книжку. Один раз он купил книгу, которая называется «Обратные тригонометрические функции и полиномы Чебышева». Конечно, он ни слова в этой книжке не понял и решил прочитать её потом, когда поумнеет. С тех пор эта книга лежит у него на полке — ждёт, когда Мишка поумнеет.

Задание 3.
Назовите и выпишите диалектизмы из текста
Все вечера, а то и ночи сидят [ребята] у огончиков, говоря по-местному, да пекут опалихи, то есть картошку (Абр.); - Не ешь, вот и слабость,- заметила старуха.- Может, зарубим курку - сварю бульону? Он ить скусный свеженькой-то... - Не надо. И поисть не поем, а курку решим... - Хоть счас-то не ерепенься!.. Одной уж ногой там стоит, аишо шебаршит ково-то (Шукш.).
Степан хорошее обеспечение семье оставил: дом справный, лошадь, корова... Настасья — баба работящая, ребятишки пословные, не охтимнеченьки живут. Год живут, два живут, три живут. Ну, обеднели всё-таки. Где же одной женщине с малолетками хозяйство управить! Тут родня и давай Настасье в уши напевать:
— Продай шкатулку-то! На что она тебе? Что напрасно добру лежать! Всё едино и Танюшка, как вырастет, носить не будет. Только купцам в пору покупать. С нашим ремьём не наденешь. А люди бы деньги дали. Разоставок тебе.

5. Домашнее задание
Приведите 5 – 10 примеров профессионализмов и терминологической лексики, относящейся к вашей профессии. Дать им объяснение.

6. Рефлексия
Что нового на уроке вы для себя открыли? Как часто вы используете профессиональные слова в вашей речи?

7.  Итоги урока
Какие лексические группы вы знаете? В каких стилях употребляется каждая группа?

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль