Конспект урока "Лексика. Лексические группы"

9960

Автор: Сухарьникова Ольга Евгеньевна, преподаватель (Курганская область) Цель урока: дать представление о лексических группах русского языка.Задачи урока: Образовательные:

  • актуализировать необходимые знания и умения;
  • дать представление о лексических группах;
  • проверить уровень усвоения обучающимися вопросов темы.

Развивающие:

  • развивать навыки устной и письменной речи

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к языку.
  • способствовать формированию экологической грамотности, духовно-нравственных качеств и расширению кругозора.

Тип урока: Комбинированный (систематизация и обобщение, проверка и оценка знаний).Оборудование: Компьютер, проектор и экран для демонстрации презентации;Ход урока

1. Организация начала урока.
- Постановка целей и задач урока.

2. Проверка домашнего задания, повторение.

Повторение правил правописания Н и НН в прилагательных
-Н-
–АН-, -ЯН-, -ИН-, ГУС-ИН-ЫЙ, СЕРЕБР-ЯН-ЫЙ, КОЖ-АН-ЫЙ.
Исключение: СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ

-НН-
с помощью суффикса –Н-, при основе, оканчивающейся Н.
СОН-Н-ЫЙ, БАРАБАН-Н-ЫЙ.
-ОНН- или –ЕНН-,
АВИАЦИ-ОНН-ЫЙ, СОЛОМ-ЕНН-ЫЙ.
Исключение: ВЕТРЕНЫЙ.

- Орфографический диктант

3. Объяснение нового материала

Актуализация нового знания
Мы с вами прошли тему стили речи. А сегодня на уроке мы познакомимся с различными лексическими группами слов. Мне бы хотелось, чтобы вы не только выяснили, на основании каких признаков выделяются эти группы, но и выявили, в каких стилях речи используется та или иная лексическая группа.
Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете? Назовите их характерные признаки.

-Разговорный
-Художественный
-Официально-деловой
-Публицистический
-Научный

Ле́ксика — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей.

Всю лексику русского языка можно разделить на две группы:
1. С точки зрения происхождения
2. С точки зрения употребления

Лексика русского языка с точки зрения происхождения

Исконно русская лексика. Собственно русскими называются все слова (за исключением заимствованных), которые появились в языке уже тогда, когда он сформировался сначала как язык великорусской народности (с XIV в.), а затем и как национальный русский язык (с XVII в.).
Например: колдун, ребенок, ветер, вода

Заимствованная лексика. Это слова, пришедшие в русский язык из других языков.
Например: экзамен, трамвай, футбол, опера, картофель
В результате чего могут возникнуть заимствования из других языков?

С точки зрения употребления выделяют:

Нейтральная лексика предназначена для констатирующего, безоценочного, нетерминологического обозначения предметов, понятий повседневной жизни, явлений природы, периодов жизни человека и состояний его жизнедеятельности, отрезков времени, мер длины, веса, объёма и т. п. Она лишена экспрессии, эмоциональных и социальных оценок.
Например: окно, южный, работать
Для какого стиля характерно использование нейтральной лексики?

Книжная лексика, характеризуется тематическим разнообразием - в соответствии с широтой и разнообразием проблематики текстов.
Например: ланиты, вещать, безвозмездный
Для какого стиля характерно использование книжной лексики?

Лексика устной речи. К лексике устной речи относятся слова, характерные для устных разновидностей коммуникативной деятельности. Лексика устной речи неоднородна. В ней можно выделить:
Жаргонизмы - это слова, которые используются в определенной социальной и возрастной среде.
Например: телек – телевизор, шпора – шпаргалка, плавать – плохо отвечать

Арготизмы - слова и обороты речи, заимствованные из того или иного Арго и используемые как стилистическое средство (чаще для характеристики речи персонажа в художественном произведении).
Например: бабки – деньки, барыга – коммерсант, братва – преступная группировка

Диалектизмы ­– слова характерные для определенной местности
Например: буряк – свекла, стювать – отговаривать, шаять - тлеть
Для какого стиля характерно использование лексики устной речи?

Профессионализмы - слова или выражения, свойственные речи той или иной профессии.
Например: секач – молоток сварщика, скаты – колесные шины, лапша – двухжильный провод

Терминологическая лексика - слова и словосочетания, которые называют предметы и понятия, относящиеся к различным сферам трудовой деятельности человека, и не являются общеупотребительными
Например: гидропоника, голография, кардиохирургия, космобиология
В чем отличие терминологической лексики от профессионализмов?
В каком стиле используется терминологическая и профессиональная лексика?

4.Закрепление знаний и умений

Задание 1.
Прочитайте отрывок. Определите значение слов трап, банка и камбуз по тексту. При необходимости обратитесь к словарю. Выпишите профессиональные слова моряков
По сей день выстрел для меня — не громкий звук огнестрельного оружия, а мачтовое дерево, поставленное перпендикулярно к борту; беседка — не уютная садовая постройка, а весьма неудобное, шаткое висячее сиденье; кошка в моём представлении, хотя и имеет от трёх до четырёх лап, отнюдь не домашнее животное, но маленький шлюпочный якорь. С другой стороны, если, выходя из дому, я спускаюсь по лестнице, на бульваре отдыхаю на скамейке, а придя домой, разогреваю чай на плите, то, стоит мне попасть на судно (хотя бы и мысленно), эти предметы сразу превращаются в трап, банку и камбуз соответственно.

Задание 2.
Укажите в данном тексте термины. Знакомы ли они вам? Что они обозначают?
Мишка такой человек — ему обязательно надо, чтоб от всего была польза. Когда у него бывают лишние деньги, он идёт в магазин и покупает какую-нибудь полезную книжку. Один раз он купил книгу, которая называется «Обратные тригонометрические функции и полиномы Чебышева». Конечно, он ни слова в этой книжке не понял и решил прочитать её потом, когда поумнеет. С тех пор эта книга лежит у него на полке — ждёт, когда Мишка поумнеет.

Задание 3.
Назовите и выпишите диалектизмы из текста
Все вечера, а то и ночи сидят [ребята] у огончиков, говоря по-местному, да пекут опалихи, то есть картошку (Абр.); - Не ешь, вот и слабость,- заметила старуха.- Может, зарубим курку - сварю бульону? Он ить скусный свеженькой-то... - Не надо. И поисть не поем, а курку решим... - Хоть счас-то не ерепенься!.. Одной уж ногой там стоит, аишо шебаршит ково-то (Шукш.).
Степан хорошее обеспечение семье оставил: дом справный, лошадь, корова... Настасья — баба работящая, ребятишки пословные, не охтимнеченьки живут. Год живут, два живут, три живут. Ну, обеднели всё-таки. Где же одной женщине с малолетками хозяйство управить! Тут родня и давай Настасье в уши напевать:
— Продай шкатулку-то! На что она тебе? Что напрасно добру лежать! Всё едино и Танюшка, как вырастет, носить не будет. Только купцам в пору покупать. С нашим ремьём не наденешь. А люди бы деньги дали. Разоставок тебе.

5. Домашнее задание
Приведите 5 – 10 примеров профессионализмов и терминологической лексики, относящейся к вашей профессии. Дать им объяснение.

6. Рефлексия
Что нового на уроке вы для себя открыли? Как часто вы используете профессиональные слова в вашей речи?

7.  Итоги урока
Какие лексические группы вы знаете? В каких стилях употребляется каждая группа?



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль