Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов

2291

Автор: Рудая Елена Ярославна, педагог-психолог МОУ Детский дом «Надежда» (Московская область)

Содержание:
1. Разминка.
2. Упражнение "Мои ресурсы".
3. Упражнение "Я отдыхаю".
4. Упражнение "Когда душа поёт".
5. Упражнение "Защита".
6. Игра "Паутинка".
7. Подведение итогов. Получение обратной связи.

1. Разминка. Все участники рассаживаются в круг. Педагогам предлагается вспомнить 3 приятных, хороших события, которые произошли с ними вчера и сегодня утром.

2. Упражнение "Мои ресурсы". Инструкция: Назовите свои ресурсы, что помогает вам справляться со сложными ситуациями в жизни, что помогает сохранять спокойствие, что даёт вам силы (2-3 примера). 3. Упражнение «Я отдыхаю». Проводится под релаксационную музыку.

Садитесь удобно. Закройте глаза и постарайтесь представить необычайное путешествие. Давайте соберём чемодан в дорогу. Положим в него всё, что вам мешает: обиды, слёзы, ссоры, разочарования… Закроем чемодан и отправляемся в путь. Путь наш далёк. Давайте глубоко вдохнём: вдох (задержать на 3 с) – выдох (подождать 3 с) – повторить 3 раза.
Свежий запах трав, аромат цветов наполняет воздух. Земля забирает вашу усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью. Вы идёте по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчёлы, радостно поют птицы. Впереди прозрачный ручеёк.
Вдруг на полянке вы увидели чудесный домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Вы вошли в этот домик. Вы садитесь рядом с печкой и рассматриваете яркий огонь, яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя. Угольки подмигивают вам . Приятное тепло ласкает лицо, руки, ноги, всё тело… Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть… Ваш чемодан опустел. Вы выходите из дома. Довольные и успокоенные, вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Лёгкий ветерок ласкает волосы, шею, всё тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится лёгким, невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок заполняет чемодан радостью, добром, любовью…
Всё это богатство вы отнесёте домой и поделитесь им со своими родными, друзьями, знакомыми. Теперь вы можете открыть глаза и улыбнуться - вы дома и вас все любят.

4. Упражнение "Когда душа поёт". Состояние творческого подъёма бывает далеко не всегда. Обычно творческое озарение приходит с хорошим настроением при ощущении физической и душевной приподнятости, а такое часто бывает после просмотра хорошего фильма, во время чтения увлекательной книги. Душа словно поёт, когда вы на концерте, в театре, когда вы посещаете места исторического прошлого. Озарение часто бывает, когда вы просто листаете журналы или специальную литературу, слушаете радио, участвуете в весёлом празднике. Наверняка у каждого бывают минуты такого душевного подъёма, и ассоциации при этом разные.
Инструкция: вспомните, при каких обстоятельствах у вас возникали такие состояния. Пожалуйста, напишите на отдельных листочках, при каких обстоятельствах у вас возникало самое наивысшее состояние творческого подъёма, духовного возрождения, блаженства и счастья. Вспомните всё это, запишите где и когда вы ощущали такое состояние. Пожалуйста, приступаем. Возможно, вы ещё добавите несколько записок, упоминая интересные обстоятельства, когда вы ощущали состояние духовного подъёма и вдохновения. Пишите на отдельных записках.
Теперь просьба сесть удобнее и постараться, перебирая в случайном порядке заготовленные вами записки, в течение нескольких минут представить себе, ощутить и вдохнуть ту атмосферу, которая ассоциируется у вас с каждой запиской. Пройдите через эти записки несколько раз, переходя к следующей сразу же, как только почувствовали и вдохнули в себя эту атмосферу. Повторив несколько раз этот ритуал, убедитесь в том, что вы добились творческого состояния. Вспомните весёлые шутки, афоризмы, расскажите их, заразите присутствующих своим оптимизмом и хорошим настроением, воспользуйтесь этим состоянием для творческого процесса. Успехов вам!
Педагоги зачитывают по выбору несколько записок и делятся своими впечатлениями от проделанной работы.

5. Упражнение "Защита". Чтобы защитить себя от нежелательного усвоения ненужных вам сигналов, отработанной биоэнергии от других людей, биосигналов, содержащих болезнетворную информацию, нужно научиться избегать восприятия таких сигналов. Хорошо заранее настроиться на защиту от нежелательного для вас воздействия.
А теперь сядьте в удобную позу и мысленно, круговыми движениями головы, начиная с подошв постепенно, медленно вверх по спирали создайте вокруг себя круговые потоки энергии, как бы заматывая себя энергетической лентой. Итак, заматывайте себя энергетической лентой от подошв, постепенно поднимаясь вверх по спирали, кончая головой. Итак, каждый создаёт вокруг себя защитный кокон энергии…

А теперь проверим – попробуйте повлиять друг на друга, поднося довольно близко свои руки друг к другу. Довольно легко убедиться, что сейчас вы не воспринимаете внешнего поля…

Можно ещё дополнительно представить, что вы надеваете на себя металлический цилиндр. Один конец цилиндра стоит на земле, другой уходит высоко в космос. Цилиндр совершенно непроницаемый ни для каких энергетических воздействий. Итак, укрепите образную энергетическую защиту от внешнего, окружающего вас мира, почувствуйте вашу независимость и защищённость…

Выработайте в себе уверенность сохранять энергетическую защиту при любом воздействии. Закройте глаза и откройте их с чувством глубокой уверенности в этом… Сейчас степень вашей уверенности оцените по пятибалльной шкале.

6. Игра "Паутинка". Все педагоги становятся в круг. У психолога клубок ниток, конец нити он оставляет у себя, наматывает на палец и передаёт клубок одному из участников с добрыми словами благодарности или пожеланиями. Тоже самое проделывает каждый участник. Желательно передавать клубок по диагонали. В результате у каждого участника в руках ниточка, а в центре круга образуется паутинка.
Психолог: "Мы хорошо поработали и всех нас вместе связывают невидимые, но крепкие ниточки".

7. Подведение итогов. Получение обратной связи.

Психолог: "Я предлагаю вам оценить эффективность данного занятия, которое позволяет предупредить эмоциональное выгорание педагогов. Перед вами на столе лежит лист ватмана, бумажные разноцветные лепестки и зелёные травинки, клей. Создадим цветочную поляну. Те педагоги, кому понравилось занятие, наклеивают лепестки, чтобы получился цветок. Педагоги, которые имеют другое мнение, наклеивают травинки. Спасибо за работу".
 

Источник: www.resobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль