Деление с остатком

7045

Автор: Буянова Ольга Викторовна учитель начальных классов  МБОУ СОШ № 29 , Самара

Цели урока:

  • Ознакомление с конкретным смыслом деления с остатком.
  • Ознакомление с тем, что остаток при делении всегда меньше делителя.
  • Закрепить внетабличные случаи деления и умножения.
  • Развивать интеллект, творческие способности учащихся, вычислительные навыки, математическую речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Воспитывать активную личность, чувство товарищества, интерес к предмету.

Технология: в рамках проблемно - диалогического обучения.
Методы обучения: проблемно- поисковые, практические, наглядные.
Оборудование: учебник М. И. Моро " Математика 3 класс", игрушечный микрофон, карточки с выражениями; для практической работы комплект карандашей, схематические рисунки, карточки задания для работы центрах активности, карточка для рефлексии учащихся.
Ход урока

 

I.      Организационный момент
(дети сидят на ковре в классе, перед каждым учеником лежит комплект карточек)
Всем, всем добрый день! 
(класс   хором приветствует всех присутствующих)
 

1мин.

II.  Математический микрофон
Учитель передаёт игрушечный микрофон ученику. Говорящий произносит правило математическое, если он теряется, то класс задаёт ему вопрос. Ученик даёт ответ, но если он снова в затруднении и не может ответить на поставленный вопрос, то ответ даётся детьми хором.

3мин.

 
III. Актуализация знаний.Учитель:
- Над какой большой темой мы работаем вот уже несколько уроков? (Деление.)
-А что вы узнали о делении?УЧЕНИКИ:
Оно табличное и не табличное.Учитель:
- Вспомните, что ещё вы знаете о делении?
как называются числа при делении;
как найти неизвестный компонент;
деление связано с умножением и т.д.
- Давайте  проверим, насколько хорошо вы усвоили этот материал.
Перед вами лежит комплект карточек, разложите его перед собой.
- Что общего в выражениях, записанных на карточках?
36:3     (12)
36:12   (3)
36:9     (4)
36:2     (18)
36:6     (6)
63:7     (7)
36:5     (5 ост.1)УЧЕНИКИ:
Ø    Все эти примеры на деление.Ø    Для записи делимого взяты одинаковые цифры.
- Какое выражение здесь лишнее?
Найдите значение первого выражения
- Какой результат:
- Чему равно значение последнего выражения?
(когда покажут разные значения)
- Посмотрите внимательно на выражения, на какие две группы можно их разбить?
- По какому признаку вы поделили выражения?УЧЕНИКИ:
табличное деление             внетабличное деление
    36:9          36:3
    36:6          36:12
    63:7          36:2   36:5 ?Побуждающий диалог.
- Попробуйте найти значение выражения, используя известные вам способы деления. Как будете делить?
- Можно ли найти значение этого выражения, используя приём внетабличного деления? (Нет.)
- Назовите два приёма внетабличного деления.УЧЕНИКИ:
заменяем делимое суммой разрядных слагаемых;заменяем делимое суммой удобных слагаемых.
- А табличного деления?   (Нет.)
- Получилось найти значение выражения? (Нет.)
- Почему возникло затруднение?
- Чего мы не знаем?
- Давайте попробуем сформулировать тему урока?
 

4мин.

 IV. Постановка проблемы.
- Составьте задачу о карандашах, решением которой будет являться данное выражение.      36:5
- Слушаем, какие задачи вы составили.
- Давайте решим эту задачу  практически.
- Ты будешь учителем. Сколько у тебя карандашей? (36)
- Сколько понадобится учеников? (5)
- Раздели 36 карандашей между пятью учениками поровну.
- Как ты будешь делить?
- По сколько карандашей получил каждый ученик?
- Посчитайте полученные карандаши.
- А почему ты этот карандаш  никому не дал? (будет не поровну)
- Сколько карандашей у тебя осталось? (1)
- Что такое 1? (остаток)
- То, что мы сейчас делали, давайте запишем выражением:
- Сколько карандашей  было? (36)
- Что мы с ними делали? (делили)
- Скольким детям раздавали карандаши? (5)
- По сколько карандашей  получил каждый? (по 7)
- Сколько карандашей  осталось? (1)
- Как вы думаете, как записать, что одна тетрадь осталась?
- В математике принято количество оставшихся предметов записывать так:     36:5=7(ост.1)
- Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов.- Так какая же тема урока?
Деление с остатком.ПРЕЗЕНТАЦИЯМожет ли остаток быть 4 или 5?

4мин.
 
 
 
3 мин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1 мин

Переход с ковра к рабочему месту.
Звучит музыка. (вискас для котят)
Откройте тетради у вас уже записано число и классная работа.

1мин.Итого15 мин

 V.  Первичное закрепление через работу с учебником. 
- Откройте учебник на странице 24.
Проверьте свои выводы по учебнику.  (Читают самостоятельно)
- Какой сделаем вывод?   (Мы рассуждали правильно.)
- Обратите внимание, как выполнено письменное деление.
Вспомним алгоритм письменного деления.
- Сегодня мы будем с вами делить, используя рисунок.
 
С.24 №2
 -Посмотрите  внимательно на записанные №2 выражения.
- Какое выражение здесь лишнее?    (12:3)
- Найдите  значение выражений.
(игра «Бегущий мелок»)УЧЕНИКИ:
1 ученик.
- Рисую 7 кружков.
- Найдём ближнее число к 7, которое делится на 3, это число 6:3=2
- Сколько раз по3 содержится в 6? (2)
- Выполнили деление.
- Деление не закончено.
- Есть остаток.
 -Пишу решение.   7:3=2(ост.1)Учитель:
-Назовите компоненты при делении с остаткомУЧЕНИКИ:
- Делимое, делитель, частное и остаток.
2 ученик.
- Рисую 10 кружков.
- Ближайшее число к 10, которое делится на 4, это число 8:4=2
- Выполнили деление.
- Деление не закончено.
- Есть остаток 2.
 Читаю пример: 10:4=2 (ост.2)
 
3 ученик.
- Рисую 10 кружков.
- Ближайшее число к 10,  которое делится на 6,  без остатка  6:6=1
- Из10 вычитаю 6, получаю остаток  4.
- Читаю пример:  10:6=1 (ост.4)
 
4 ученик.
Рисую 11 кружков.
- Ближайшее число к 11, которое делится на 4, без остатка это 8:4=2
- Есть остаток 11-8=3
- Читаю пример: 11:4=2 (ост.3)
 
5 ученик.
Рисую 12 кружков.
- Делю на 3.
- Это табличное деление. 12:3=4
- Остатка нет.
 Учитель:
- Каким действием проверяется действие деление?
- Как найти неизвестное делимое?
7=2х3
- Как назвать это выражение? (равенство)
- Это равенство?
- Что нужно сделать, чтобы равенство стало верным? (прибавить остаток)
 
7=2х3+1
 
 

 
5мин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7:3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
10:4
 
 
 
 
 
 
 
 
10:6
 
 
11:4
 
 
 
 
 
12:3

VI. Работа по центрам. Учитель:
Дети у нас осталось время. Предлагаю работу по центрам активности, в которых повторим случаи внетабличного умножения и деления.
Открываем:1.    Центр умножения2.    Центр деления3.    Центр уравнения
4.     Центр задач (на нахождение площади или периметра). 
Ø    Вам необходимо побывать во всех центрах.
Ø    Выбираете  понравившуюся карточку.
Ø    Запись ведёте в рабочей тетради.
Ø    Уравнение для экономии времени решаете в карточке, указываете имя.
Ø    Кто закончит работу переходит на ковёр.
Ø    На всю работу у вас 10 мин.

10 мин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Итого30 мин

VII.  Рефлексия. Учитель:
- Что вы делали сегодня на уроке?
- Какое новое математическое открытие для себя совершили?
- Какая тема урока?
- Может остаток быть больше делителя?
- Работая по центрам, кто побывал  только в1?  2?  3?   4?
- Какой центр был для вас самым лёгким?
- Какой самым трудным?Учитель:Оценки за сегодняшний урок поставлю всем работающим около доски, но после проверки работы в тетради.Рефлексия мотивации.
У вас есть стикер. Наклейте его в карточку. Можно наклеить только в одну колонку: урок понравился, работал с интересом  или  работал потому, что надо.
 

5мин         2мин

VI. Домашнее задание.  (записано на ллистеа-4)
Откройте дневники запишите:
 Творческое: Составить два примера на деление с остатком,
сделать схематический рисунок к ним.  Программное: С.24 №3,5.
Для увлечённых математикой: придумать задачу на деление с остатком, оформить тест и рисунок к ней на листе А-4.СПАСИБО ЗА РАБОТУ!   Урок окончен.

3 мин      Итого 40 мин

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль