Коррекционно-развивающая работа с детьми из неблагополучных семей

19846

Бытует мнение, что выметать сор из избы, а также вмешиваться в чужую семейную жизнь неприлично. Но что делать, если речь идет о неблагополучной семье и том влиянии, которое она оказывает на умственное, физическое, а главное – психологическое развитие ребенка? Конечно, перевоспитать родителей – задача практически невыполнимая. Но вот оказать помощь ребенку можно. Предлагаемая коррекционно-развивающая программа составлена и апробирована в ходе исследования, проведенного в 2010-2011 гг. на базе ГУ Тульской области «Комплексный центр социального обслуживания населения "Надежда"».

Установлено, что в сравнении с детьми, живущими в нормальных семьях, дети из неблагополучных семей в 7 раз больше
подвержены риску суицида, они в 3 раза чаще попадают в детский дом или аналогичные государственные учреждения, у таких детей в 2 раза выше вероятность раннего брака, в 2–3 раза больше риск психических заболеваний, в 3 раза сильнее склонность к девиантному поведению.

Семья по праву считается важнейшим институтом социализации, первым социальным миром ребенка, в котором он получает опыт взаимодействия с окружением, овладевает навыками поведения и межличностного общения. По последним статистическим данным (за 2011 г.), вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона детей в России ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоят 15 000 родителей, отрицательно влияющих на своих детей. Результаты выборочных исследований* показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие. По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, особенно часто страдают дети в возрасте 6-7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, имеют разные психоэмоциональные расстройства.

Виды неблагополучных семей
В настоящее время в российском законодательстве отсутствует определение понятия "неблагополучная семья", хотя оно встречается в ряде нормативно-правовых актов субъектов РФ. В законодательных документах федерального уровня его также нет, как и критериев отнесения к такой семье. Однако в Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-ФЗ (с изм. и доп. ) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" есть определение: "Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними".

Социологи относят к неблагополучным семьям только семьи антисоциального и аморального типов. Психологи считают таковыми семьи, в которых наблюдаются явные дефекты воспитания, травмирующие психику ребенка. Педагоги определяют их как семьи, где ребенок не развивается, родители имеют низкую педагогическую культуру, есть социальные заболевания (алкоголизм, наркомания и проч.). Психиатры относят к категории неблагополучных те семьи, в которых происходит деформация психики и личности ребенка.

Учитывая вышесказанное можно выделить один основной признак неблагополучия семьи – неблагополучие по отношению к ребенку. Для самого ребенка его семья не является ни антисоциальной, ни асоциальной. Он этого понять не может, хотя интуитивно чувствует, что дома что-то не так. При этом для разных детей одна и та же семья может быть либо подходящей, либо выступать сильным раздражителем, вызывать тягостные переживания и эмоциональные срывы.
Современные исследователи настаивают на необходимости различать такие понятия, как «неблагополучная семья для ребенка» и «антисоциальная, или асоциальная семья». Данное требование основывается на том факте, что есть множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого не скажешь, тем не менее они являются неблагополучными для живущих в них детей.

Таким образом, неблагополучные семьи можно условно разделить на две группы:

  1. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные, семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).
  2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные) – внешне это респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.

Неблагополучие в семье практически всегда ведет к нарушениям психического развития ребенка, и даже не столько в интеллектуальном плане, сколько с точки зрения дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы.Типологии неблагополучных семей

В настоящее время наметилось несколько подходов к типологии неблагополучных семей.
Н.М. Платонова делит такие семьи на три типа: конфликтные, педагогически несостоятельные, аморальные.

Л.С. Алексеева различает четыре вида неблагополучных семей: конфликтные, аморальные, педагогически некомпетентные, асоциальные.

Н.В. Вострокнутов – три типа: конфликтная (дисфункциональная), асоциальная с наркотическими проблемами и противоправным поведением членов семьи, распавшаяся.

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое и психическое развитие таких детей отличается от развития сверстников, растущих в благополучных семьях. У них отмечается замедление психического развития, ряд негативных особенностей: низкий интеллектуальный уровень, бедная эмоциональная сфера и скудное воображение, задержка в формировании навыков саморегуляции и правильного поведения.Влияние неблагополучных семей на развитие детей
Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях зачастую находится под угрозой из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы. Эти дети – так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), их воспитание должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований.

Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, иными словами – к созависимости. Она возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех ее членов. Особенно в этом плане уязвимы дети ввиду неокрепшей психики и отсутствия необходимого жизненного опыта. Царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а также отчужденное поведение родителей глубоко травмируют детскую душу, и эта морально-психологическая травма зачастую накладывает глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Важнейшие особенности процесса взросления детей из "алкогольных" семей заключаются в том, что:

  • дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя;
  • дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не понимают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками; дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми, и у них вновь появляются те же проблемы, что были в доме пьющих родителей;
  • дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, не оправдывают ожидания родителей, открыто проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях; дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение родителей;
  • родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считая, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они;
  • самооценка ребенка может зависеть от родителей, они зачастую относятся к нему, как к равному, не давая возможности быть ребенком.

Не меньшую опасность представляют семьи с нарушением детско-родительских отношений. В них влияние на детей проявляется не прямо – через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в "алкогольных" семьях, а косвенно – вследствие нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, хроническим эмоциональным отчуждением и преобладанием конфликтного взаимодействия. Девиантное поведение школьников, воспитывающихся в неблагополучных семьях, — практически правило. 

Независимо от того, является ли конфликтная семья шумной, скандальной, в которой повышенные тона, раздраженность становятся нормой общения взрослых, или тихой, где супружеские отношения характеризуются полным отчуждением, стремлением избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирующуюся личность ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.

В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Также характерная особенность конфликтных семей – нарушение общения между ее членами. Как правило, за затяжным, неразрешенным конфликтом или ссорой скрывается неумение разговаривать друг с другом.

Конфликтные семьи более "молчаливы", чем бесконфликтные, в них супруги реже обмениваются информацией, избегают лишних разговоров, в такой семье поскандалят, выпустят пар, на какое-то время получат эмоциональную разрядку, а дальше опять каждый сам по себе. Здесь практически никогда не звучит "мы", предпочитают говорить только "я", что свидетельствует о психологической изолированности брачных партнеров, их эмоциональной разобщенности. И наконец, общение друг с другом строится в режиме монолога, напоминая разговор глухих: каждый говорит свое, самое важное, наболевшее, но никто его не слышит – в ответ звучит такой же монолог.

Дети, ставшие свидетелями многочисленных ссор родителей, получают неблагоприятный опыт в жизни. Негативные образы детства вредны, они обуславливают мышление, чувства и поступки уже в зрелом возрасте. Поэтому родители, не умеющие находить взаимопонимание друг с другом, обязаны помнить, что в семейные конфликты не должны втягиваться дети. О проблемах ребенка следует думать по крайне мере столько же, сколько о собственных.

Своеобразным индикатором семейного благополучия является поведение ребенка. Следствием семейного воспитания в неблагополучной семье довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности  общения со сверстниками и взрослыми. Как было отмечено выше, у ребенка из неблагополучной семьи в наибольшей степени страдает эмоционально-волевая сфера. При этом он всячески пытается противостоять, "адаптироваться", как-то выжить. Распространенная форма психологической защиты младшего школьника – отрицание. Оно действует на уровне регуляции механизмов перцепции, которые должны обеспечивать адекватное восприятие информации о внешних событиях и участии личности в них. Активизация отрицания искажает поступающую информацию за счет избирательного блокирования ненужных или опасных сведений, угрожающих психологическому благополучию ребенка. Внешне такой ребенок производит впечатление крайне рассеянного и невнимательного при общении с роди телями и учителями, когда у него требуют объяснений по поводу его провинностей.

У детей из неблагополучных семей, как правило, формируются следующие личностные и поведенческие особенности:

  • боязнь взрослых, постоянное напряженное ожидание удара, оскорбления;
  • пониженное настроение, которое у детей проявляется печальным выражением лица, тревожностью, безразличием к окружающему; у старших детей наступает депрессия, расстройство сна, нарушение аппетита;
  • неусидчивость, неспособность сосредоточиться на чем-то интересном;
  • неуверенность в себе, неадекватная самооценка;
  • агрессивность, жестокость по отношению к другим детям или животным;
  • чрезмерная уступчивость, угодливость и заискивание;
  • плохая успеваемость, трудности в усвоении школьной программы.

Изучение психологических особенностей младших школьников из неблагополучных семей
В исследовании психологических особенностей младших школьников из неблагополучных семей приняли участие 13 детей в возрасте 9,5-10 лет.

Для изучения психологических особенностей участников была-составлена диагностическая программа, в которой кроме наблюдения использовались следующие психодиагностические методики: Шкала реактивной и проактивной агрессии Э. Роланда и Т. Идсье, Опросник школьной тревожности Филлипса, Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан), методика "Лесенка" (В.Г. Щур).Анализ результатов позволил выделить следующие психологические особенности младших школьников из неблагополучных семей:

1. Высокий уровень агрессии по всем показателям. Для таких детей характерно стремление преувеличивать агрессивность своих сверстников и соответственно отвечать на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Испытуемые с высоким уровнем реактивной агрессии легко впадают в гнев и совершают ответное нападение, когда детей дразнят или им угрожают. Они практически всегда утверждают, что в ссоре или драке виноваты другие. Когдасверстник случайно причиняет боль ребенку (например, наталкивается на него), он предполагает, что сверстник сделал это намеренно, и поэтому чрезмерно сердито реагирует, затевает драку. Дети с высоким уровнем агрессии угрожают другим или запугивают их с тем, чтобы добиться своей цели.
Часто используют прямую агрессию. Выбирают для своих агрессивных действий одну постоянную жертву – более слабого сверстника, который не способен ответить тем же.

2. Высокий уровень школьной тревожности. Дети переживают социальный стресс, фрустрацию потребности в достижении успеха, у них имеется страх самовыражения, боязнь ситуаций проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

3. Высокий уровень личностной тре вожности. Это становится причиной отсутствия уверенности в своих возможностях в общении, формирует конфликтные отношения. Большинство ситуаций обыденной жизни дети интерпретируют как угрожающие, несущие опасность, без видимых на то причин.

4. Заниженная самооценка. У таких детей отмечается низкий уровень притязаний, неуверенность в себе и страх неудач – им проще не делать, не рисковать, чтобы потом не переживать провал. Поэтому они чаще выбирают легкие задачи, как бы берегут свой успех, в силу этого боятся самой учебной деятельности.

В ходе исследования была составлена и апробирована коррекционно-развивающая программа для школьников младших классов из неблагополучных семей, которая в настоящее время внедрена в практику работы Центра (есть акт о внедрении) (приложение).

Результат данной коррекционно-развивающей программы, конечно же, носит временный характер, поскольку ребенок постоянно живет в неблагополучной семье. Мы работаем по симптоматическому типу – коррекция только внешних проявлений. В идеале нужны каузальная диагностика и коррекция (работа с причинами), но на это не всегда соглашаются родители даже из относительно благополучных семей.Приложение

Коррекционно-развивающая программа для младших школьников из неблагополучных семей

Цели:

  • снижение уровня общей и школьной тревожности;
  • снижение агрессии, агрессивности;
  • повышение уверенности в себе, самооценки;
  • уменьшение эмоциональных реакций, сопровождающих агрессивное поведение;
  • обучение навыкам конструктивного реагирования на отрицательные эмоции. Количество занятий: 16 (1-2 раза в неделю).

Продолжительность занятия: 45-60 минут.
Количество человек в группе – 8-15, в зависимости от того, сколько детей в Центре. В качестве основы при разработке программы использовались элементы группового психологического тренинга, который служит методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.Содержание коррекционно-развивающей программы для младших школьников из неблагополучных семей

№ занятия

Цель

Содержание
(игры и упражнения)

1

Знакомство детей с правилами поведения на занятии. Введение ограничений, норм поведения, направленное на структурирование занятия, придание ему смысла, оптимизацию процесса ориентировки детей в ограничениях активности

1. Ритуал приветствия.
2. Обсуждение:
для чего мы здесь собрались;
что нужно делать, как себя вести, чтобы всем присутствующим было хорошо.
Итог обсуждения – формулировка правил поведения (в безличной императивной форме).
3. "Первая буква имени".
4. "Мяч в кругу".
5. "Связующая нить".
6. "Черные шнурки"

2

Снятие эмоциональной напряженности: создание атмосферы защищенности и взаимного доверия в группе.
Снижение вербальной агрессии

1. "Волшебное слово".
2. "Ругаемся овощами".
3. "Обзывалы".
4. "Тух-тиби-дух".
5. "Воздушный шарик".
6. "Паутинка"

3

Развитие уверенности в себе

1. "Мои недостатки и достоинства".
2. "Мои сильные стороны".
3. "Здравствуй, Я, мой любимый".
4. "Я в лучах солнца".
5. "Какой я в общении"

4

Формирование навыков адекватного реагирования в конфликтной ситуации, отреагирование гнева, снятие эмоционального напряжения, агрессии

1. Рисование ситуации, в которой ребенок причинял зло, вред другим.
2. "Куда уходит гнев".
3. "Добрый бегемотик".
4. "Рано-рано два барана...".
5. "Ласковые имена".
6. "Черепаха"

5

Снижение тревожности, связанной со школой

1. "Мои школьные трудности".
 2. "Иностранец в школе".
3. "Что лежит в портфеле?"
4. "Школа для животных".
5. "Изобрази предмет"

6

Снижение агрессии, формирование навыков безопасного выражения негативных эмоций

1. "Куда уходит злость".
2. "Бумажка".
3. "Покажи, где в твоем теле прячется злость".
4. "Прогоним нашу злость".
5. "Руки".
6. "Путешествие на облаке"

7

Повышение уверенности в себе путем обучения навыкам конструктивного реагирования на эмоции

1. "Дракон".
2. "Доброе животное".
3. "Маленькое приведение".
4. "Глаза в глаза".
5. "Разозлились – одумались".
6. "Злые – добрые кошки"

8

Развитие способности контролировать негативные эмоции, формирование объективного отношения к критике, неудачам и обидам

1. "Обида".
2. "Копилка обид".
3. "Критика".
4. "Несказочные проблемы".
5. "Лабиринт злодеев"

9

Снижение агрессии, формирование навыков конструктивного поведения.
Обучение детей техникам ауторелаксации и саморегуляции

1. "Ворвись в круг".
2. "Зайчики".
3. "Да и нет".
4. "Перетягивание каната".
5. "Камешек в ботинке"

10

Развитие способности контролировать негативные эмоции, формирование объективного отношения к критике, неудачам и обидам

1. "Обида".
2. "Копилка обид".
3. "Критика".
4. "Волшебный базар".
5. "Театр масок".
6. "Страшная маска"

11

Развитие самоконтроля,снятие мышечных зажимов, снижение агрессивности, снятие психоэмоционального напряжения

1. "Аукцион".
2. "Яблоко".
3. "Минута разговора".
4. "Передай другому".
5. "Избавься от тревог".
6. "Пирог с начинкой"

12

Формирование адекватной самооценки, развитие навыков уверенного поведения

1. "Город уверенности".
2. "Я – хозяин".
3. "Свободный микрофон".
4. "Какой я в общении".
5. "Я – это Я"

13

Снижение личностной тревожности

1. "Друг для друга".
2. "Город уверенности'.
3. "Первая проба".
4. "Откуда приходит страх".
5. "Чувствую себя хорошо".
6. "Аукцион"

14

Снижение агрессивности, формирование навыков ауторелаксации и саморегуляции

1. "Серебряное копытце".
2. "Я больше всего злюсь, когда…".
3. "Колодец".
4. "Возьми себя в руки".
5. "Ива – тополь"

15

Снижение уровня школьной тревожности

1. "Мои школьные трудности".
2. "Иностранец в школе".
3. "Урок и перемена".
4. "Школа для людей".
5. "За что меня любит учитель"

16

Подведение итогов, обсуждение, обмен мнениями, опытом, отработка приобретенных навыков

1. Проигрывание различных ситуаций.
2. "Мой портрет в лучах солнца".
3. "Каким был тренинг".
4. "Благодарность без слов".
5. "Дом моей души"
6. "Чемодан в дорогу".

Упражнение "Связующая нить"

Инструкция. Дети, сидя в кругу, передают друг другу клубок ниток так, чтобы каждый взялся за нить. При этом каждый, беря клубок, говорит о том, что сейчас чувствует. Начинает психолог. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к психологу, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по его просьбе, что они составляют единое целое, каждый из них важен и значим в этом целом.

Упражнение "Волшебное слово"
Инструкция ведущего: "Одно из основных умений, которым должен владеть общительный человек, – умение говорить "волшебные" слова. Давайте вспомним некоторые из них: "пожалуйста", "спасибо", "будьте любезны", "благодарю вас", "извините меня" и т. п. Какие еще волшебные слова вы знаете? (Примечание. Желательно, чтобы дети обосновывали свои ответы – говорили, в каком случае то или иное слово будет уместным и даст нужный эффект.) А теперь задание: свободно передвигаясь по комнате, вы должны приветствовать друг друга, используя те "волшебные" слова, которые вспомнили во время общего обсуждения. Время на приветствия – 4 минуты. Желательно подойти к возможно большему числу участников". Рекомендации ведущему. Участников необходимо настроить на серьезный лад, т. к. многим кажется, что это слишком простое задание. При проведении упражнения целесообразно периодически останавливать работу для фиксации впечатлений и формирования новой установки. В дальнейшем следует постоянно обращать внимание группы на необходимость пользоваться «волшебными» словами в процессе общения.

Игра "Тух-тиби-дух"
Инструкция ведущего: "Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды сердито-пресердито произнесите волшебное слово "тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы оно подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя человеку в глаза". Примечание. В этой игре заложен комичный парадокс – хотя дети должны произносить "тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Упражнение "Мои недостатки и достоинства"
Инструкция. Участникам предлагается в течение 5 минут написать подробный список причин, по которым каждый из них не может полюбить себя. Если отведенного времени не хватит, можно использовать дополнительное, но ни в коем случае не меньше. После того как список составлен, из него нужно вычеркнуть все, что соотносится с общими правилами, принципами, например: "Любить себя не скромно", "Человек должен любить других, а не себя". В списке должно остаться то, что связано лично с участником. Далее детям предлагается подумать, какие из оставшихся недостатков они простили бы любимому человеку и даже посчитали бы их достоинствами, и вычеркнуть их из списка. После этого необходимо отметить те черты и недостатки, которые каждый из участников помог бы преодолеть любимому человеку. Отмеченное нужно выписать в отдельный перечень и уже из него вычеркнуть то, что участник сможет преодолеть. С оставшимися недостатками следует поступить таким образом: признать их – «они у меня есть» и сказать себе, что надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

Задание на дом "Ласковые имена"
Инструкция ведущего: "Это домашнее задание. Вспомните и напишите, какими ласковыми именами вас называют ваши родные, близкие люди, знакомые. Задумайтесь: кто и в каких случаях это делает чаще? Когда от вас что-то требуется? Когда обращаются с очередной просьбой? Когда у собеседника просто хорошее настроение? Какие чувства вы испытываете в ответ на такое ласковое обращение? Что хочется сказать или сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это? Если нет, то почему? Что мешает проявить теплые чувства благодарности? А теперь вспомните и запишите, кого и когда вы называете ласково. Это ласковые уменьшительные слова, например от имени человека – Галочка, Галчонок; или название птицы, животного – цыпленок, медвежонок; может быть, просто ласковое прозвище? Что вы при этом испытываете? А как реагируют люди на ласковое обращение?"
Примечание. Участников просят завести отдельную тетрадь или блокнот для выполнения домашних заданий. С одной стороны, это воспитывает добросовестное отношение к делу, с другой – систематизирует получаемый в ходе самоанализа материал. Стоит подчеркнуть, что на следующем занятии группа будет работать с этими записями. Задание стимулирует эмоциональное раскрытие, т. к. оно обращает человека к самым приятным минутам жизни. Его выполнение многих заставляет задуматься о характере отношений с родными и близкими, обратить внимание на собственную манеру и стиль общения. После выполнения такого упражнения заметно теплеет атмосфера среди участников.

Упражнение "Копилка обид"
Инструкция. Детям раздается лист, на котором нарисован мешок – "копилка для обид", предлагается вспомнить ситуации, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарования и ответить на вопросы: "Что это были за ситуации? Кто был рядом с вами? Обиделись ли вы на взрослых или на сверстников?" Нужно вспомнить все обиды (или одну, самую главную), записать или нарисовать их. Далее проходит обсуждение. Дети по кругу проговаривают то, что у них получилось, по формуле: "Я почувствовал(а) обиду, когда... Кто еще чувствует то же, что и... (имя)? Скажите ему (ей), что вы чувствуете. Кто-нибудь чувствует что-то подобное? Можете рассказать это всем? Кто сталкивался с такой же ситуацией, что и... (имя)? Скажите ему (ей)". После этого ведущий говорит: "Ребята, как вам кажется, уменьшились ваши копилки, когда вы рассказали о своих обидах? До каких размеров? Покажите. Чтобы чувство обиды уменьшилось, можно: рассказать кому-нибудь (другу) о своей обиде; написать, нарисовать, "выплакать" обиду; сказать самому обидчику о своих чувствах и своей позиции; попросить поддержки и оказать поддержку товарищу".

Упражнение "Несказочные проблемы"
Инструкция. Участникам группы предлагается вспомнить о какой-либо своей трудности, с которой они столкнулись недавно. В учебной группе не стоит брать слишком сложную и глобальную проблему. Ведущий предлагает задание – выбрать сказочного персонажа, который мог бы столкнуться с такой же сложностью. Участники могут придумать и собственного героя. Затем нужно назвать своих персонажей. Уже на этом этапе возникает интерес к трудностям друг друга, угадать которые люди пытаются из называемых героев. Персонажи могут повторяться. При необходимости можно уточнить некоторые особенности персонажей, их внешность. Часто (если не всегда) в образе такого сказочного героя проецируются черты "Я-концепции" участников. Например, много говорят о своем создателе такие персонажи, как "старая металлическая чернильница", "попугай-непоседа", "жена Карлсона". Затем участники должны придумать завязку сказки, в которой герой столкнется с проблемой, похожей (возможно, метафорически) на их реальную проблему. Зачины сказок рассказываются по кругу. Таким образом, на этом этапе всем становится понятен (в той или иной степени) смысл трудностей каждого. На доске записываются имена всех сказочных персонажей по кругу. Участники по очереди подходят к доске и соединяют стрелками имена тех героев, чьи трудности, но их мнению, в чем-то схожи. Необязательно проводить стрелки от имен собственных героев, хотя и это не запрещается.

Игра "Ворвись в круг"
Примечание. Дети, которые по какой-либо причине чувствуют себя отвергнутыми, склонны исполнять роль тирана, проявляя при этом особенно агрессивное поведение, либо жертвы. Эта игра позволит им проанализировать свое чувство отверженности и обсудить возможные варианты конструктивного поведения в подобных ситуациях. Инструкция. Участники встают в большой круг и крепко сцепляются руками. Один ребенок остается за кругом и пытается прорваться в него. Как только это ему удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем.

Упражнение "Камешек в ботинке"
Инструкция. Игра проводится в два этапа.

1 этап – подготовительный. Дети сидят в кругу на ковре. Ведущий спрашивает: "Ребята, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек?" Все по кругу делятся своими впечатлениями. Как правило, дети активно обсуждают этот вопрос, т. к. похожее бывало практически с каждым. Ответы обычно сводятся к следующему: "Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, но со временем он причиняет все большее неудобство, может даже появиться ранка или мозоль, постепенно боль нарастает. И тогда приходится снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда крошечный, хотя казалось, что такую большую боль мог причинить только огромный камень с острыми краями". Далее ведущий спрашивает: "Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек?" Дети отвечают, что и такое бывало у многих. Тогда боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы снова ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. А кроме боли – обида и злость. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.

2 этап. Ведущий говорит детям: "Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, то воспринимаем это как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу, почувствовав неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Давайте договоримся, что если кто-то из вас скажет: "У меня камушек в ботинке", – мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не мешает ли вам что-то сейчас, не чувствуете ли вы какого-либо неудовольствия. Если чувствуете, скажите, например: "У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег ломает мои постройки из кубиков". Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: "У меня нет камушков ботинке".
Дети по кругу рассказывают, что мешает им в данный момент, описывают свои ощущения. Отдельные "камушки", о которых они говорят, полезно обсудить в кругу. В этом случае каждый участник игры предлагает сверстнику, попавшему в затруднительную ситуацию, способ избавления от "камушка".

Упражнение "Аукцион"
Инструкция. Задача каждого участника – предложить как можно больше способов справиться с плохим настроением. Все способы фиксируются на доске, а затем записываются в дневник, который участники ведут во время работы по программе.

Упражнение "Яблоко"
Инструкция. Соревнуются двое участников. Один просит другого дать ему яблоко, другой же находит повод ему отказать, ссылаясь на недостаток информации. Например:
- Дай мне, пожалуйста, яблоко.
- Я с удовольствием выполнил бы просьбу, но не могу – я не знаю, какое.
- Дай мне, пожалуйста, красное яблоко.
- Я с удовольствием выполнил бы просьбу, но не могу – я не знаю, какое из красных яблок.
Игра идет до тех пор, пока формулировка просьбы не оставит "лазейки", чтобы ее не выполнить.

Авторы:
К.С. Шалагинова,
канд. психол. наук, доцент кафедры практической психологии и педагогики ФГБОУ ВПО "Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого", педагог-психолог МБОУ гимназия № 4, г. Тула
О.И. Бутримова, старший воспитатель ГУ Тульской области «Комплексный центр социального обслуживания населения "Надежда"»



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль