Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

10410

В 2009 г. в рамках программы по обмену опытом с иностранными педагогами я посетила Германию. Помимо прочего, мне понравилось, как в этой стране организовано совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Такую же систему обучения я решила создать в своей школе.

В первую очередь я и мои коллеги собрали информацию о наличии в нашем микрорайоне семей с детьми-инвалидами и их потребности в инклюзивном обучении. Выяснилось, что такая потребность существует и что общее количество детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, даже если они все поступят в нашу школу, не превысит рекомендуемый педагогами-психологами порог для эффективного внедрения инклюзивного обучения – 10%.

Затем мы провели анкетирование среди обучающихся и родителей для определения их готовности к введению инклюзивного образования.  Результаты анкетирования нас приятно удивили.

Подавляющее большинство родителей (68%) отнеслись к этой идее положительно, примерно одна треть (27%) - нейтрально, а некоторые (5%) даже выразили желание помочь в ее реализации.

Среди обучающихся большинство (65%) также высказалось за введение инклюзивного обучения в школе, многие (15%) пообещали помогать детям с ОВЗ, остальные (20%) отнеслись к этому нейтрально.

На совещании администрации мы решили, что инклюзивное обучение вводить можно, но предварительно необходимо провести разъяснительную работу с теми родителями и обучающимися, которые напрямую эту идею не одобрили.

В 2010-2011 учебном году наш педагогический коллектив разработал проект инновационного развития школы "Образование без барьеров", целью которого является оказание помощи детям с ОВЗ в получении образования. Этот проект был рассмотрен на заседании совета  директоров образовательных учреждений Дмитровского муниципального района и утвержден для реализации.

Одним из условий введения инклюзивного обучения в школе является обязательное наличие врача. К сожалению, у нас до этого времени работал только фельдшер. Для того чтобы решить эту проблему, мы заключили договор с Дмитровской городской больницей, на основании которого нам был предоставлен врач.

Кроме того, мы организовали дополнительное обучение педагогов, в классах которых должны были учиться дети с ОВЗ. Социально-психологическая служба школы самостоятельно провела ряд семинаров в информационном учебно-методическом центре г. Дмитрова и практические семинары в Дмитровском доме-интернате для детей-инвалидов.
В этом году мы планируем обучение педагогов с получением соответствующего удостоверения или сертификата в Педагогической академии последипломного образования для специалистов Московской области.

Набор детей с ОВЗ в школу имеет свои особенности. На первом собеседовании с родителями я и мои коллеги (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог и социальный педагог) выясняем особенности состояния здоровья, возможные поведенческие реакции, трудности и проблемы ребенка, а также ожидания и пожелания родителей. Очень важно, чтобы в этот момент между родителями и администрацией школы были установлены доверительные отношения.

На практике мы столкнулись с тем, что некоторые родители скрывают состояние здоровья своего ребенка из страха, что тот будет чувствовать себя неполноценным среди сверстников. Такое недоверие со стороны родителей порой приводит к тому, что ребенок испытывает перегрузки, в результате чего наступает эмоциональный срыв.

Получив всю необходимую информацию, мы разрабатываем индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ и режим дня. 

Во время второго собеседования родителям даются рекомендации, где ребенку лучше обучаться - в школе или дома. Они,  в свою очередь, должны сделать выбор и написать заявление  о приеме ребенка в школу.

На данный момент у нас находятся на инклюзивном обучении 28 детей с диагнозами синдром концентрации внимания, задержка психического развития, детский церебральный паралич и эпилепсия (по два человека в каждом классе средней и старшей школы). На дому учатся дети с аутическими реакциями, пороками сердца, слабовидящие, а также все обучающиеся начальных классов. Кроме того, на домашнем обучении

пока находятся дети с проблемами опорно-двигательной системы, поскольку школа не готова обеспечить для них архитектурную доступность (въезд в здание, подъем по лестницам и т. д.). Однако все дети, которые учатся дома, приходят в школу на внеклассные мероприятия.

Для успешной реализации модели инклюзивного обучения необходимо создать в школе атмосферу толерантности и доброжелательности. Большая ответственность в связи с этим ложится на классного руководителя. Он должен ввести младшего школьника с ОВЗ в класс так, чтобы его воспринимали "на равных", не слишком заостряли внимание на недостатках и, тем более, не жалели. Огромное значение имеет также проведение предварительной работы с обучающимися на классных часах и психологических тренингах, целью которых является формирование у них уважительного и терпимого отношения друг к другу.

Все дети с ОВЗ, которые посещают нашу школу, находятся на безотметочном обучении. Это не значит, что их учеба вообще никак не оценивается. Безотметочно они учатся в адаптационный период, который может длиться от четырех месяцев до года. Затем, если ребенок справляется с учебой и не испытывает никаких психологических проблем, ему начинают выставлять текущие оценки. В противном случае он получает только итоговые оценки - за четверть и за год.

В течение всего времени обучения в нашей школе дети с ОВЗ находятся под пристальным вниманием педагога-психолога. Работа с ними проводится как по плану, так и по запросу педагогов и родителей. При необходимости дети направляются на дополнительные консультации в Центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции и медицинские учреждения.
В начале учебного года на общешкольном родительском собрании мы всегда освещаем вопросы организации инклюзивного обучения, чтобы родители знали о существовании такой возможности и имели представление об общем количестве семей, которые ею воспользовались.

Два раза в год я провожу совещание с работниками школы, на котором мы изучаем нормативные правовые акты, регулирующие получение образования детьми-инвалидами, обсуждаем локальные акты и составляем планы работы на полугодие. В повестку дня таких совещаний обязательно входит вопрос о соблюдении требований этического кодекса педагогов, касающегося в том числе и инклюзивного обучения детей с ОВЗ в школе.

На общешкольном собрании в конце учебного года, которое называется "Тропинка к успеху", мы всегда выражаем признательность детям с ОВЗ и их родителям за успехи в учебе, участие в исследовательских проектах, олимпиадах различного уровня и творческих конкурсах. Стараемся поощрить каждого, ведь для некоторых из них учеба в школе уже подвиг.

Конечно, без поддержки властей введение инклюзивного обучения в нашей школе так и осталось бы мечтой.

На этапе подготовки проекта за счет средств, выделенных администрацией Дмитровского муниципального района в соответствии с решением городского совета депутатов, был полностью отремонтирован и оборудован школьный медицинский кабинет.

Районный совет депутатов помог школе приобрести аппаратно-программный комплекс и компьютерную программу для кабинета БОС (биологической обратной связи). Комплекс позволяет детям в игровой форме освоить диафрагмально-релаксационное дыхание, при котором снимается физиологическое и психологическое напряжение, нормализуется работа дыхательной и кровеносной систем.

Посильную финансовую помощь оказал нам и попечительский совет: на выделенные им деньги была приобретена новая мебель, в т. ч. конторки Базарного, за которыми можно заниматься стоя. Теперь дети с ОВЗ могут при необходимости во время урока менять положение тела: сначала посидеть за обычной партой, а затем разуться и постоять на массажном коврике за конторкой.

Все дети, которые находятся в нашей школе на инклюзивном обучении, получают бесплатно учебники и горячее питание. Кроме того, отдел социальной защиты администрации Дмитровского муниципального района перед началом учебного года обеспечивает их канцтоварами и школьными принадлежностями, в период летней оздоровительной кампании выделяет средства на приобретение спортивного инвентаря и оборудования для проведения оздоровительной и лечебной физической культуры, а также путевками в санатории и профилактории.

Одной из основных проблем работы с учащимися с ОВЗ в школе является обеспечение архитектурной доступности учебных заведений. Хорошо, что наше государство наконец озаботилось этой проблемой. В сентябре 2012 г. школы Дмитровского муниципального района составили паспорта доступности школьной среды. Были обследованы все архитектурные особенности сооружений, определена необходимость реконструкции отдельных элементов зданий и территорий.

Для нашей школы по инициативе главы Дмитровского муниципального района В.В. Гаврилова и при участии инвесторов был разработан проект пристройки, которая будет отвечать всем требованиям архитектурной доступности для детей с ОВЗ. В настоящее время проект проходит согласование.

Автор: Л.В. Корягина, директор МОУ “Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 2” г. Дмитрова Московской обл.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль