Методическая разработка урока "Цвет как средство выражения"

1799

Автор: Садковская Светлана Николаевна  учитель технологии и изобразительного искусства  МБОУ МСОШ № 1  (Томская область) Цель: изучение теории цветоведенияЗадачи:
Учебные:

  • познакомить учащихся с особенностью «языка» цвета – как средством выражения эмоционального состояния;
  • способствовать развитию цветовосприятия;
  • обучение использованию цвета как выразительного средства;

Образовательные

  • развивать эмоциональную сферу детей;
  • развивать художественно-образное, творческое мышление детей;
  • способствовать овладению навыками эмоционального сравнения и креативного мышления;
  • способствовать овладению умениями наблюдать и сравнивать; выстраивать свои предположения;
  • развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.

Материалы и оборудование:
Репродукции картин серии "Календарь о временах года", отрывки музыкальных произведений Антонио Вивальди "Времена года. Зима" и Людвиг Ван Бетховен "К Элизе". Карты-опоры "Цветовой круг", "Осветленные и затемненные цвета". Стихи Т.Курбатовой стр.12-13 "Разноцветные стихи"Т., 1995г.Раздаточные материалы: маленькие карты-опоры (дубликаты демонстрационного материала).
Презентация. (Интерактивное воспроизведение)Ход занятия:

I. Целевая установка.
Сегодня на уроке вы научитесь понимать «язык цвета».
Мы вместе совершим путешествие в страну звуков и цвета, и вы узнаете, что
цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета.

II. Изучение нового материала. (Использование технологии эмоционального погружения).
Вопросы-парадоксы:
1. Представьте себе такую ситуацию: что было бы, если бы все на свете было одинакового цвета?
2. А вот ещё одна ситуация: художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось только три основные краски?
3. Рассердилось и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?

Погас последний солнца луч.
Устало голову склонило
Дневное жаркое светило
На мягкий холм из рыжих туч.
И веки сонные сомкнуло,
Накрылось тучею. Заснуло.
Померкли краски, потемнели,
Сквозь мрак мерцают еле-еле.
Зарницей розово-лиловой,
Раздвинув мрак, пробился снова
Последний луч. И утонул
В нагроможденье туч сливовых.
Уснуло солнце, день уснул.
И вечер в черную вуаль
Убрал сиреневую даль.

4. Как вы думаете, каких цветов в этом стихотворении больше глухих или звонких?

5. А можно ли сказать, что эти цвета тяжёлые? Почему?
Далее одному учащемуся предлагается прочитать стихотворение, а всем детям подумать: глухими или звонкими цветами будет нарисована картина-стихотворение.
Голубым огнем, зеленым
Загорелись сосен кроны,
Мир зарею обновленный,
Встрепенулся, ожил вдруг.
Алою зарей плененный,
Обновленный, удивленный,
Алый, голубой, зеленый,
Разноцветный мир вокруг.
(Т. Курбатова «Утро»)

6. А как изменяются краски в природе вечером и днем, в солнечный день или в дождь?
Зачитываются строчки стихотворения:
"Словами красок на своем холсте
Художник говорил о красоте…"
Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин, написанные разными группами цветов (темными и светлыми).

7. Дайте название этим цветам?
После просмотра репродукций предлагается детям послушать музыкальные отрывки Вивальди и Бетховена. Сравнить их и рассказать, какие звуки использовал композитор, чтобы "создать настроение"?
Ответ: звонкие, тяжелые и легкие, чуть глухие. (первое произведение)
Ответ: легкие, воздушные, нежные, светлые (второе произведение)

8. Ребята, для чего мы читали стихи, слушали музыку и рассматривали репродукции?
(чтобы понять, что картину можно нарисовать разными красками, музыку написать звуками, и эти звуки похожи на цвета, стихи написать при помощи слов, но звуки слов тоже напоминают какой-то цвет)

Вывод: все цвета делятся на группы, но все они составляют цветовой круг.

Все цвета, существующие в природе, можно разделить на 2 группы:
ахроматические,
хроматические.
Хромас (от лат.) – цвет. А – отрицательная частица “не”.

Хроматические – цветные, ахроматические – нецветные.
Ахроматические цвета – от белого до черного.
Хроматические цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – цветовое расположение на радуге.
Вспомним дружно считалочку: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
К какой цветовой группе относятся капельки росы? Вы наблюдали когда-нибудь капельку росы, она похожа на маленькое зеркальце, а что маленькое зеркальце отражает в себе?
Среди хроматических цветов выделяют 3 основных цвета: красный, желтый, синий.
Их называют основными, поскольку их нельзя получить при смешивании других цветов. Смешивая два основных цвета, получают дополнительные цвета: оранжевый, фиолетовый, зеленый.
Все цвета расположенные по кругу образуют цветовой спектр или цветовой круг.
Упражнение 1.(технология с элементами тренинговых упражнений)

Вводный инструктаж:
– Я предлагаю выполнить упражнение, которое поможет закрепить наши знания. Закройте глаза и представляйте то, что я буду проговаривать.

1. Представьте желтый цвет во всем поле зрения, а теперь, как по спектральной ленте, он переходит постепенно в красный (от…до).

2. На фоне одного цвета геометрические тела, фигуры, дуги:
на зеленом поле – красные треугольники;
на голубом небе – нежно розовые шары;
по красному полю – шагают зеленые квадраты;
на оранжевый пол – падают фиолетовые кляксы.

3. Представьте на белом фоне круг своего любимого цвета.

Упражнение 2. (технология с элементами тренинговых упражнений)

Вводный инструктаж:
– Все хроматические цвета можно ещё разделить на группы.
С каким чувством, состоянием связаны, что вызывают (лето, солнце, тепло)?
– Назовите эти цвета.
– А с каким чувством, состоянием связаны (снег, зима, лёд, вьюга)?
– Какие это цвета?

Вот это и есть ассоциация цвета, т.е. цвет, который связан с нашими ощущениями, представлениями, чувствами и восприятием окружающего нас мира.
Теперь мы можем цвета разделить на тёплые и холодные.

Цветовые оттенки основных цветов
Если разбавлять краски водой,
то тон их будет бледнее,
из красного получится
бледно красный, то есть розовый,
а из синего – голубой и т.д.
Можно добавлять в краски белила
(т.е. белую краску).
Данное свойство по изменению
цвета называется светлотой.

Добавление черной или серой краски к трем основным приведет к изменению цвета от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов и к проявлению другого свойства – насыщенности цвета.

I. Анализ результатов работы. Рефлексия.

  • С какими группами цветов вы познакомились?
  • Какими приемами вы можете получать разнообразные цвета?
  • В чем же особенность «языка» цвета в любых произведениях?

Вывод.
Мы изучили особый язык – язык цвета. Художники разговаривают со зрителями своими картинами, поэты и писатели разговаривают с читателями своими произведениями.
Вот и мы на сегодня на нашем занятии учились «читать» и «разговаривать» этим особым языком.

Комментарий.
Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Одним из самых значимых и объективных свойств окружающей действительности для ребенка является цвет.
Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира.
Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус.
В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне.
Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития художественного восприятия цвета.
Поэтому данное занятие разработано с применением инновационной технологии эмоционального погружения, а так же с элементами тренинговых упражнений.
Эта технология имеет очевидные преимущества: способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки, становится заметен качественно новый результат – владение новыми способами запоминания предлагаемой информации. Происходит незаметное формирование знаний о цветовых ассоциациях через цветоощущение, цветовосприятие с помощью эмоционального погружения.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль