Методическая разработка урока "Цвет как средство выражения"

1821

Автор: Садковская Светлана Николаевна  учитель технологии и изобразительного искусства  МБОУ МСОШ № 1  (Томская область) Цель: изучение теории цветоведенияЗадачи:
Учебные:

  • познакомить учащихся с особенностью «языка» цвета – как средством выражения эмоционального состояния;
  • способствовать развитию цветовосприятия;
  • обучение использованию цвета как выразительного средства;

Образовательные

  • развивать эмоциональную сферу детей;
  • развивать художественно-образное, творческое мышление детей;
  • способствовать овладению навыками эмоционального сравнения и креативного мышления;
  • способствовать овладению умениями наблюдать и сравнивать; выстраивать свои предположения;
  • развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.

Материалы и оборудование:
Репродукции картин серии "Календарь о временах года", отрывки музыкальных произведений Антонио Вивальди "Времена года. Зима" и Людвиг Ван Бетховен "К Элизе". Карты-опоры "Цветовой круг", "Осветленные и затемненные цвета". Стихи Т.Курбатовой стр.12-13 "Разноцветные стихи"Т., 1995г.Раздаточные материалы: маленькие карты-опоры (дубликаты демонстрационного материала).
Презентация. (Интерактивное воспроизведение)Ход занятия:

I. Целевая установка.
Сегодня на уроке вы научитесь понимать «язык цвета».
Мы вместе совершим путешествие в страну звуков и цвета, и вы узнаете, что
цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета.

II. Изучение нового материала. (Использование технологии эмоционального погружения).
Вопросы-парадоксы:
1. Представьте себе такую ситуацию: что было бы, если бы все на свете было одинакового цвета?
2. А вот ещё одна ситуация: художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось только три основные краски?
3. Рассердилось и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?

Погас последний солнца луч.
Устало голову склонило
Дневное жаркое светило
На мягкий холм из рыжих туч.
И веки сонные сомкнуло,
Накрылось тучею. Заснуло.
Померкли краски, потемнели,
Сквозь мрак мерцают еле-еле.
Зарницей розово-лиловой,
Раздвинув мрак, пробился снова
Последний луч. И утонул
В нагроможденье туч сливовых.
Уснуло солнце, день уснул.
И вечер в черную вуаль
Убрал сиреневую даль.

4. Как вы думаете, каких цветов в этом стихотворении больше глухих или звонких?

5. А можно ли сказать, что эти цвета тяжёлые? Почему?
Далее одному учащемуся предлагается прочитать стихотворение, а всем детям подумать: глухими или звонкими цветами будет нарисована картина-стихотворение.
Голубым огнем, зеленым
Загорелись сосен кроны,
Мир зарею обновленный,
Встрепенулся, ожил вдруг.
Алою зарей плененный,
Обновленный, удивленный,
Алый, голубой, зеленый,
Разноцветный мир вокруг.
(Т. Курбатова «Утро»)

6. А как изменяются краски в природе вечером и днем, в солнечный день или в дождь?
Зачитываются строчки стихотворения:
"Словами красок на своем холсте
Художник говорил о красоте…"
Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин, написанные разными группами цветов (темными и светлыми).

7. Дайте название этим цветам?
После просмотра репродукций предлагается детям послушать музыкальные отрывки Вивальди и Бетховена. Сравнить их и рассказать, какие звуки использовал композитор, чтобы "создать настроение"?
Ответ: звонкие, тяжелые и легкие, чуть глухие. (первое произведение)
Ответ: легкие, воздушные, нежные, светлые (второе произведение)

8. Ребята, для чего мы читали стихи, слушали музыку и рассматривали репродукции?
(чтобы понять, что картину можно нарисовать разными красками, музыку написать звуками, и эти звуки похожи на цвета, стихи написать при помощи слов, но звуки слов тоже напоминают какой-то цвет)

Вывод: все цвета делятся на группы, но все они составляют цветовой круг.

Все цвета, существующие в природе, можно разделить на 2 группы:
ахроматические,
хроматические.
Хромас (от лат.) – цвет. А – отрицательная частица “не”.

Хроматические – цветные, ахроматические – нецветные.
Ахроматические цвета – от белого до черного.
Хроматические цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – цветовое расположение на радуге.
Вспомним дружно считалочку: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
К какой цветовой группе относятся капельки росы? Вы наблюдали когда-нибудь капельку росы, она похожа на маленькое зеркальце, а что маленькое зеркальце отражает в себе?
Среди хроматических цветов выделяют 3 основных цвета: красный, желтый, синий.
Их называют основными, поскольку их нельзя получить при смешивании других цветов. Смешивая два основных цвета, получают дополнительные цвета: оранжевый, фиолетовый, зеленый.
Все цвета расположенные по кругу образуют цветовой спектр или цветовой круг.
Упражнение 1.(технология с элементами тренинговых упражнений)

Вводный инструктаж:
– Я предлагаю выполнить упражнение, которое поможет закрепить наши знания. Закройте глаза и представляйте то, что я буду проговаривать.

1. Представьте желтый цвет во всем поле зрения, а теперь, как по спектральной ленте, он переходит постепенно в красный (от…до).

2. На фоне одного цвета геометрические тела, фигуры, дуги:
на зеленом поле – красные треугольники;
на голубом небе – нежно розовые шары;
по красному полю – шагают зеленые квадраты;
на оранжевый пол – падают фиолетовые кляксы.

3. Представьте на белом фоне круг своего любимого цвета.

Упражнение 2. (технология с элементами тренинговых упражнений)

Вводный инструктаж:
– Все хроматические цвета можно ещё разделить на группы.
С каким чувством, состоянием связаны, что вызывают (лето, солнце, тепло)?
– Назовите эти цвета.
– А с каким чувством, состоянием связаны (снег, зима, лёд, вьюга)?
– Какие это цвета?

Вот это и есть ассоциация цвета, т.е. цвет, который связан с нашими ощущениями, представлениями, чувствами и восприятием окружающего нас мира.
Теперь мы можем цвета разделить на тёплые и холодные.

Цветовые оттенки основных цветов
Если разбавлять краски водой,
то тон их будет бледнее,
из красного получится
бледно красный, то есть розовый,
а из синего – голубой и т.д.
Можно добавлять в краски белила
(т.е. белую краску).
Данное свойство по изменению
цвета называется светлотой.

Добавление черной или серой краски к трем основным приведет к изменению цвета от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов и к проявлению другого свойства – насыщенности цвета.

I. Анализ результатов работы. Рефлексия.

  • С какими группами цветов вы познакомились?
  • Какими приемами вы можете получать разнообразные цвета?
  • В чем же особенность «языка» цвета в любых произведениях?

Вывод.
Мы изучили особый язык – язык цвета. Художники разговаривают со зрителями своими картинами, поэты и писатели разговаривают с читателями своими произведениями.
Вот и мы на сегодня на нашем занятии учились «читать» и «разговаривать» этим особым языком.

Комментарий.
Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Одним из самых значимых и объективных свойств окружающей действительности для ребенка является цвет.
Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира.
Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус.
В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне.
Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития художественного восприятия цвета.
Поэтому данное занятие разработано с применением инновационной технологии эмоционального погружения, а так же с элементами тренинговых упражнений.
Эта технология имеет очевидные преимущества: способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки, становится заметен качественно новый результат – владение новыми способами запоминания предлагаемой информации. Происходит незаметное формирование знаний о цветовых ассоциациях через цветоощущение, цветовосприятие с помощью эмоционального погружения.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль