Внеурочная деятельность в начальной школе по ФГОС

46589

Основополагающая компетенция современной системы образования - это формирование у учащихся универсальных учебных действий (далее — УУД) — действий, нацеленных на самосовершенствование личности через активное получение нового социального опыта. 

Личностный рост учащихся образовательных организаций, который обеспечивает внеурочная деятельность в классе, подразумевает становление индивидуума как носителя ценностей - общечеловеческих и общекультурных, который:

  • знает систему социально принятых знаков современной культуры (знаково-символьные универсальные действия) и применяет их;
  • знает принципы саморегулирования и планирования (регулятивные универсальные действия);
  • готов взаимодействовать с другими учениками и педагогами, умеет оказывать влияние на поведение других участников ученического коллектива (коммуникативные). 

Исходя из этого, можно утверждать, что для личностного роста необходимы все группы универсальных действий. 

Влияние внеурочной деятельности на формирование УУД

Согласно п. 16 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», основная образовательная программа (далее – ООП) должна реализоваться через организацию урочной и внеурочной занятости в начальной школе по ФГОС. В образовательных организациях в современных условиях для учащихся предусмотрен широкий выбор вариантов реализации внеклассной деятельности, которая способствует формированию и закреплению УУД на уроках

Программа внеклассной деятельности в начальной школе по ФГОС нацелена на формирование личностных качеств воспитанников, поэтому реализация происходит сразу по нескольким образовательным областям: 

  • духовно-нравственной, 
  • социальной,
  • спортивно-оздоровительной, 
  • общекультурной,
  • интеллектуальной.

С введением во ФГОС появилось новое понятие в системе школьного образования, которое звучит следующим образом: «учащийся получит возможность научиться», например, совершать определенные действия на основе собственного опыта, самостоятельно получать новые навыки, знания, умения. 

Содержание внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС должно содействовать подготовке и формированию УУД в начальной школе, достижению личностного роста, которые проявляются через:

  • осмысление учащимися своей неповторимости, индивидуальности, определенных черт характера;
  • формирование системы культурных и общечеловеческих ценностей;
  • умение адекватно оценивать собственные поступки и слова; 
  • ориентированность в вопросах нравственности, умение оценить определенные действия другого члена социума;
  • формирование позиции гражданина, умения функционировать в интересах группы (отказ от желаемого в пользу общих интересов), умения выражать личную точку зрения.  

Пункт 9 ФГОС устанавливает определенные требования к результатам школьников, освоивших ООП: 

  • предметным, личностным (включающим сформированность мотивации учащихся к познанию и обучению, готовность и способность к саморазвитию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуальные и личностные позиции, социальную осведомленность, личностные качества; 
  • сформированность основ гражданской идентичности, метапредметным понятиям (включающим освоенные учениками универсальные действия, которые обеспечивают овладение основополагающими компетенциями, составляющими основу умения учиться) и межпредметными понятиями.  

Какие виды УУД помогает реализовать программа внеклассной деятельности

Формирование УУД обучающихся в начальной школе по программе внеурочной деятельности в начальной школе помогает обеспечить последовательность всех этапов учебного процесса, гарантирует целостность содержания образования. Показателем освоения школьниками принципов внеклассной деятельности по ФГОС является процесс интериоризации, то есть переноса действий внешней занятости на личностный план.  

Описание значения отдельных групп УУД в обучении школьников младших классов: 

  • познавательные УУД предусматривают умение школьников отрабатывать учебный материал  конкретными способами, способствуют развитию обобщенных знаний;
  • коммуникативные универсальные действия призваны развить у школьника сознательную ориентацию на точку зрения оппонента, социальную компетентность; навыки взаимодействия в группе с целью налаживания взаимовыгодного сотрудничества;
  • регулятивные действия предусматривают умение учащихся организовать свою работу в рамках учебы через организацию своего поведения, применение инструментов самоконтроля и планирования, понимание возникновения возможных проблем на разных этапах работы, умение владеть своими эмоциями, сдерживание негатива и раздражительности. 

Внеурочная деятельность в классе, в домашних условиях должна быть направлена на закрепление, развитие УУД. В приложении 1 представлена памятка для педагогов "Виды УУД и их характеристика". При помощи нее учителя смогут учитывать особенности тех или иных УУД при подготовке программ внеклассной деятельности. В памятке содержится примерный перечень УУД. Педагоги могут дополнить список представленных универсальных действий, по своему рассмотрению, и расширить их характеристики. 

Реализация программы в начальной школе 

Педагоги организовывают внеаудиторную работу в соответствии с программой, разработанной в школе, а также на основе программ, курсов, представленных в методических материалах. 

Формы и методы организации внеурочной занятости обучающихся определяются результатами личностного развития, предусмотренными запросами обучающихся, их родителей и ФГОС. Например, школьники с удовольствием занимаются внеклассной деятельностью вместе со взрослыми. 

В план внеклассной работы в начальной школе рекомендуется включить широкий спектр видов работ, и чем обширнее он будет, тем лучше. Это позволяет обеспечить ключевой принцип такого вида активности: добровольность выбора воспитанником вида работы, который всецело удовлетворяет его личные интересы и потребности. 

Для планирования формирования УУД в начальной школе у младших школьников в урочной деятельности и занятости вне уроков можно использовать следующую форму поурочного планирования:

Темы

Разделы

Формы, методы

Кол-во часов

Препода­ватель

УУД

Личностные результаты освоения ООП

Урочные

Внеуроч­ные

Предметные

Метапредметные

Как оценить результаты внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в классе стандартно не оценивается. Однако реализация основной образовательной программы по ФГОС предполагает оценивание, помимо предметных, еще и метапредметных результатов работы школьников, а именно уровня сформированности УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных. 

В приложении 2 можно увидеть форму экспертного заключения на модель образовательной среды, нацеленной на обеспечение качества организации внеклассной деятельности в учреждении образования. С помощью данного документа можно провести анализ эффективности компонентов образовательной среды, спланировать работу по формированию УУД в начальной школе. 

Читайте другие материалы о внеурочной деятельности:

  • Внеурочная деятельность и дополнительное образование: различия и сходства
  • Оценка результатов внеурочной занятости учащихся
  • Внеурочная занятость учащихся в условиях реализации ООП начального общего образования
  • Внеурочная занятость в основной школе по ФГОС: планирование и содержание
  • Педагогический совет в школе на тему внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Памятка для педагогов "Виды УУД и их характеристика".docx
  • Экспертное заключение на модель образовательной среды.docx



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль