Урок-исследование по литературе: "Письма пишут разные..."

2696
Урок-исследование по литературе:
Цветкова Екатерина Ивановна,
учитель русского языка и литературы МБОУ"СОШ № 36",
п. Алексеевск, Алданского района, Республики Саха (Якутия)

План урока-исследования:
1. Вступительное слово учителя.
2. Определение темы урока, постановка целей.
3. Проверка домашнего задания.
4. Анализ "Письма" В.Г.Белинского с точки зрения композиции, выразительных средств языка.
5. Выступление творческой группы (результаты исследования писем).
6. Работа со словарной статьёй.
7. Соотношение жанра письма со стилями художественной литературы и типами речи.
8. Гипотеза о принадлежности данного жанра к определённому стилю и типу речи.
9. Виды писем.
10. Требования к оформлению письма.
11. Работа в творческих группах (практическая часть).
12. Подведение итогов.Ход урока1. Вступительное слово учителя.
- Все мы знакомы с таким видом письменной речи как письмо. Каждый из нас хоть раз в своей жизни получал письма. Каждый из нас уже имеет опыт их написания. Но достаточно ли у нас знаний о таком виде речи или всё же некоторая информация, необходимая нам, находится за гранью наших знаний и мы даже не подозреваем о том, что письмо требует к себе серьёзного отношения?2. Определение темы урока, постановка целей.
- Дома вы должны были прочитать "Письмо к Гоголю" В.Г.Белинского. Такое задание было дано не случайно, потому что тема нашего урока и будет связана непосредственно с письмом. А так как жанр письма своеобразен и требует особого исследования, то и урок будет необычным, а уроком-исследованием. Давайте попробуем сформулировать цели урока. Что мы должны узнать, какие знания приобрести?
1. Познакомиться с особенностями письма как одного из видов письменной речи.
2. Соотнести жанр письма со стилями художественной литературы и типами речи.
3. Выдвинуть гипотезу о принадлежности данного жанра к определённому стилю и типу речи.
4. Попытаться определить виды писем.
5. Составить требования к оформлению письма.
6. Научиться писать письма разных видов.3. Проверка домашнего задания.
- Вы уже знакомы с книгой Н.В.Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями". Как "Письмо" В.Г.Белинского связано с этим произведением?
( "Письмо" написано на злободневный вопрос – на появление книги Н.В.Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями" и заключает оценку этой книги в связи с общественной борьбой в России в 40-х годах ХIХ века. В "Письме" Белинский выступает против основной мысли книги Гоголя о том, что общественное зло может быть преодолено лишь нравственным совершенствованием. Цель "Письма" - доказать вредность книги "Выбранные места из переписки с друзьями", показать истинное положение в России и убедить Гоголя вернуться к прежнему художественному творчеству).4. Анализ "Письма" В.Г.Белинского с точки зрения композиции, выразительных средств языка.
- Мы специально взяли для разбора письмо не обычного человека, а критика, человека, у которого многому можно поучиться. Давайте проследим, как цели "Письма" подчиняются его построение, изобразительно-выразительные средства языка, придающие "Письму" силу и страстность ( текст произведения имеется у всех).
( материал записывается на доске и в рабочих тетрадях в виде таблицы)

Композиция

Средства языка

1. Вступление, в котором указываются причины написания "Письма";

1. Обличительные эпитеты, риторические вопросы, восклицания, многоточия: "Проповедник кнута, апостол невежества, поборник мракобесия, панегирист татарских нравов, - что вы делаете? Взгляните себе под ноги, - ведь вы стоите над бездною…"

2. Развитие темы, где обращается внимание Гоголя на незнание им истинного положения в России и раскрывается действительная обстановка в стране, подчёркивается значение литературы в России и роль писателя;

2. Антитеза: "Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, а в успехах цивилизации, просвещения и гуманности".

3. Заключение – с призывом к Гоголю отречься от последней книги и искупить свой грех созданием новых произведений, подобных прежним.

3. Афоризмы, пословицы: "Титло поэта, звание литератора у нас давно уже затмило мишуру эполет и разноцветных мундиров". "Годится – молиться, а не годится – горшки накрывать" (про образа)

4. Повторения: "Она (Россия) представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми…; страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками…; страны, где, наконец, нет никаких гарантий для личности, чести, собственности".

- Мы выявили с вами основные особенности данного письма. К какому, на ваш взгляд, стилю оно принадлежит?
( Публицистическому)
- Докажите ваш выбор.
( В данном письме автор затрагивает вопрос, имеющий общественное значение. Данный вопрос является злободневным, волнующим автора. Высказывания яркие, страстные, призывные, выявленные грамматические особенности характерны для публицистических произведений)
- К какому типу речи вы отнесёте "Письмо"?
( Это рассуждение, так как в письме рассмотрен вопрос, который требует разрешения. В "Письме" можно выделить основные части: сущность разбираемого вопроса и его важность, оценка обстановки и возможные пути разрешения вопроса, названы действия, которые необходимо предпринять)
- Действительно, письмо – один из жанров публицистики наряду со знакомыми вам заметкой, репортажем и другими жанрами. Но все ли письма можно безоговорочно отнести к публицистике?
-Давайте послушаем творческую группу ребят, которым было дано задание собрать письма, получаемые учениками, с целью анализа стилистики и типологии текста. Каковы же результаты их исследования? 5. Выступление творческой группы (результаты исследования писем).
- Нами были изучены 47 писем. Результаты исследования таковы:

Стили речи

Типы речи

1. Художественный стиль – 7

1.Описание – 9

2. Разговорный – 23

2. Повествование – 23

3. Научный – 2

3. Рассуждение - 15

4. Публицистический - 15

Вывод: большинство людей по нашим подсчётам пишут для общения, имеют цель поделиться фактами из своей жизни, т.е рассказать о себе. На втором месте цель поделиться наболевшим или помочь другим разобраться в создавшейся проблеме. В остальных случаях можно встретить в письмах яркие, живые описания мест, автор таких писем имеет цель познакомить другого человека с увиденным им самим, передать чувства от увиденного. Встречаются письма, в которых автор объясняет суть какого-то явления, знакомит другого человека с новинками техники, объясняет их назначение. Называя все эти данные, хочется пояснить, что в результатах речь идёт о преобладании в письме стиля и типа речи. Отнести определённое письмо к определённому разряду в полном объёме было бы ошибочно, так как каждое письмо содержит признаки разных стилей и типов.6. Работа со словарной статьёй.
- А теперь давайте поработаем со словарём и узнаем, какие сведения там помещены.
( Письмо как литературный жанр помещён в разделе "Эпистолярная литература"
Эпистолярная литература (от греч. - письмо), 1) изданные письма частного характера. 2) Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу. Наряду с научной, публицистической Э. л. распространена художественная Э. л.
- Я специально не предлагала работу со словарной статьёй в начале урока, так как не хотела, чтобы вы пошли вслед за научной литературой, чтобы словарь имел влияния на ваши результаты исследования. Наша задача проанализировать самостоятельно материал, связанный с письмом и прийти к своим собственным выводам.7. Соотношение жанра письма со стилями художественной литературы и типами речи.
- Перед вами раздаточный материал, касающийся стилей и типов речи (см. приложение). Я не буду проверять ваши знания относительно их индивидуальных признаков, так как подобным видом деятельности мы занимались достаточно. Цель у нас с вами совершенно другая. Давайте попробуем соотнести знакомые нам стили и типы с письмом вообще. Уместны ли такие сочетания?
( Учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу "Стили и типы речи. Их использование в письме").
Стили и типы речи. Их использование в письме.

Стиль речи

Использование в письме

1. Разговорный стиль

1. Непринуждённый рассказ о случаях из своей жизни, обмен впечатлениями (общение с другим человеком).

2. Художественный стиль

2. Изображение какого-либо предмета или события, где есть место чувствам, эмоциям. Описываемый предмет конкретный, его можно наглядно представить.

3. Научный

3. Сообщение теоретических сведений собеседнику по переписке (обычно обобщённое высказывание).

4. Деловой стиль

4. Сообщение практических сведений (обычно конкретное высказывание)

5. Публицистический стиль

5. Сообщение информации, злободневной по тематике, яркой, страстной, призывной. Высказывание должно воздействовать на собеседника, формировать правильное отношение к общественным делам или к делам личной жизни.


Тип речи

Использование в письме

1. Описание

1. Описание предмета – характеристика, сообщение о его признаках. Описание места – характеристика определённого уголка природы или местности. Описание состояния среды – характеристика определённого времени года с его особенными чертами. Описание помещения – характеристика интерьера квартиры, дачи, расположение комнат и т.д.

2. Повествование

2. Рассказ о происходящих в жизни автора событий, их последовательности.

3. Рассуждение

Выдвижение автором определённой проблемы, которая волнует автора. Показаны пути решения этой проблемы с использованием доводов, доказательств.

8. Гипотеза о принадлежности данного жанра к определённому стилю и типу речи.
- Какие выводы можно сделать?
( Письмо – очень интересный жанр. Данный вид речи можно встретить в любом стиле, и тип речи у письма может быть разный)
- А от чего это зависит? Почему письмо невозможно отнести к определённому стилю?
( Это зависит от цели высказывания автора письма. У каждого из нас, пишущего письмо, своя задача: кто-то хочет рассказать о своей жизни, кто-то – дать дружеский совет, кто-то – поделиться впечатлениями от проведённого отпуска и т.д.)
- Вы правильно отметили, что в зависимости от цели автора и письма получаются разные по стилю и типу речи. И в доказательство этому вспоминаются строчки замечательного поэта К.М. Симонова:
Письма пишут разные:
Слёзные, болезные,
Иногда прекрасные,
Чаще бесполезные…
Вы уже заметили, что по первой строчке данного отрывка и назван наш сегодняшний урок, ведь как нельзя лучше эти слова отражают содержание урока, созвучны с нашими выводами.9. Виды писем.
- И всё же, несмотря на такое своеобразие жанра письма можно ли выделить какие-то виды писем, разбить письма на разряды по тематике. Давайте, исходя из цели написания, попробуем определить основные виды писем.
В итоге у ребят получается такая запись:
1. Любовные.
2. Дружеские.
3. Информативные.
4. Нравоучительные.10. Требования к оформлению письма.
- Вы все прекрасно сможете отличить письмо от других произведений. Значит есть у письма какие-то особые приметы. Давайте попробуем назвать эти приметы, сформулировать требования к оформлению писем.
(Учащиеся предлагают свои варианты, и в результате работы получается такая запись)
1. Начинайте письмо с приветствия и обращения. Приветствие говорит о хорошем тоне, а обращение должно быть конкретным, а не обобщённым. Получатель письма, читая уже первые строки, определит, что письмо предназначено именно ему.
2. Оставляйте на каждой странице поля в 2-3 сантиметра. Это придаёт письму аккуратность.
3. Пишите разборчивым почерком, оставляя просвет между строками, чтобы получателю письма было удобно читать.
4. Пишите яркой пастой, так как письмо, написанное карандашом или светлыми чернилами, читается с напряжением.
5. Соблюдайте абзацы при смене мыслей, так как отступом вы предупреждаете об этом, иначе текст трудно читать.
6. Если письмо имеет большой объём, пронумеруйте страницы для удобства при чтении.
7. Сообщайте только достоверные факты, так как вы несёте ответственность за информацию, изложенную в письме.
8. Избегайте чтения письма другими лицами, так как информация носит личный характер и не предусмотрена для публики.
9. Обязательно подпишите письмо и поставьте дату его написания. Это поможет читающему убедиться в том, от кого пришло письмо. Получатель по дате сможет определить время, затраченное на дорогу письма, и предположить дату получения вами ответа.
10. Ниже укажите свой домашний адрес. Это поможет получателю письма не затрачивать дополнительное время на поиски вашего адреса.11. Работа в творческих группах (практическая часть).
- Вот мы с вами и составили требования по оформлению письма, которые будет соблюдать каждый уважающий себя человек. А теперь попробуем знания, приобретённые на уроке, применить на практике. Вы знаете, что 24 мая объявлен днём Письма, и мы с вами не останемся в стороне от этой замечательной даты.
Работа в творческих группах.
1. Написать письмо дружеского характера с использованием разговорного стиля. Тип текста – повествование.
2. Написать письмо информативного характера с использованием художественного стиля. Тип текста – описание.
3. Написать письмо нравоучительного характера с использованием публицистического стиля. Тип текста – рассуждение
(Ребятам даётся 10-15 минут).
После выполнения учащимися задания творческие группы знакомят класс с письмами (3 написанных на уроке письма помещены в приложении), класс даёт оценку работе каждой группы. 12. Подведение итогов.
- Сегодня мы хорошо потрудились, многое узнали и неплохо справились с практической частью урока. Давайте теперь подведём итоги.
( Сегодня мы узнали об удивительном жанре письма, о том, что письма могут относиться к разным стилям и типам речи. Это зависит от цели высказывания пишущего. Мы попытались сегодня определить виды писем, составить правила по их оформлению, мы попробовали свои силы в практическом задании и поняли, что урок прошёл для нас не зря, мы многое узнали о письме как жанре).
- Ребята, а где вам ещё могут понадобиться эти знания – написание писем?
( На уроках по развитию речи: при написании изложений, сочинений и писем, конечно же)
- Надеюсь, что вы при написании писем будете пользоваться знаниями, полученными сегодня. Спасибо всем за работу.

Список использованной литературы
1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 1632 с., ил.
2. Белинский В.Г. "Избранные статьи. Изд. 6-ое. Вступит. статья и примеч. С.И.Машинского. Оформление Г. Ордынского. М., "Дет. лит.", 1978.

Приложение к уроку

1. Раздаточный материал

Основные особенности стиля

Стили литературного языка

Разговорный стиль

Книжные стили языка

Стиль художественной литературы

Научный

Деловой

Публицисти-
ческий

1. Основные функции

Функция общения

Функция сообщения

Функция воздействия

2. Сфера применения

Повседневные беседы, диалоги, записки

Научные труды, учебники, лекции

Постановления, протоколы, заявления и другие деловые документы

Газетные и журнальные статьи, выступления на общественно-политические темы

Поэмы, басни, эпиграммы, романы, повести, рассказы, трагедии, драмы, комедии

3.Специфи-
ческая лексика

Разговорная лексика

Научная термино-
логия

Профессио-
нальная терми-
нология

Общественно-
политическая
лексика

Слова в пе-реносном
значении,
устарев-шие слова,
диалектиз-
мы, про-
сторечия

4. Наличие
эмоцио-
нальной
лексики


+


_


_


+


+

5. Наличие
фразеоло-
гизмов


+


+


+


+


+

6. Грамма-
тические
особенности

Уменьш.-ласк.
суффиксы, употребление
обращений, обратного по-
рядка слов, неполных
предложений

Изобилие СПП, часто с
несколь-
кими придаточ-
ными, обособленные обороты, уточняющие члены, вводные слова

Сокращённые
слова, аббре-
виатуры, повествова-
тельные пред-
ложения

Побудительные
предложения,
распространён-
ные обращения,
риторические
вопросы,
повторы

Весь арсе-
нал имею-
щихся в
языке
граммати-
ческих
средств

Тип речи

Данное

Новое

1. Повествование

Д – кто? лицо (время или действия)

Н – что делает? сменяющие друг друга действия

2. Описание предмета

Д – что? предмет (его части)

Н – какой? признак предмета

Описание места

Д – где? местоположение

Н – что? предмет

Описание состояния среды

Д – часто отсутствует или называет какие-то природные объекты (небо, воздух и пр.)

Н – каково? состояние среды

3. Рассуждение

Д – что? утверждение, которое нужно доказать

Н – почему? Что из этого следует? объяснение проблемы

2. Письма, полученные в результате работы творческих групп:

1) Задание: написать письмо дружеского характера с использованием разговорного стиля. Тип текста – повествование.
Макс, привет!
Пишут тебе твои бывшие одноклассники. Ты там ещё нас не забыл?
Мы часто тебя вспоминаем, ведь столько лет были с тобой вместе. Как ты там на новом месте, дружище? Тяжко, наверное, привыкать к новым учителям и ребятам.
Знаешь, Макс, мы тут недавно вспоминали былые дни, вспоминали наше коронное место на Эльконке и так туда потянуло, ты не представляешь. Ну бросили все дела да и махнули на Эльконский мост. Лёд на речке уже сошёл, солнце светит. В общем отдыхай – не хочу. А у нас все мысли про тебя да про тебя. Чтоб хоть как-то отвлечься, решили мы на скорость, кто быстрее, пройти по перилам моста с одного берега на другой.
Ты уже наверно догадался, какая история вышла. Ну, слушай. Петька-то, рыжий клоун, как рванул на всех скоростях, думал, что первый будет. Да не тут-то было. Мгновение какое-то и нет его. Представь, Макс, нога соскользнула и… вот он уже в воде. Мы с перил поспрыгивали, глядим вниз, Петьку глазами ищем. Хорошо, воды немного было в реке, просто испугом отделался, а ведь могло и похуже быть. Давай костёр быстрей разводить, Петьку сушить. В тот день на приключения нас уже не тянуло, струхнули уж очень.
Макс, никак не можем привыкнуть, что ты далеко. Приезжай к нам на каникулах. Пиши письма, шли посылки.
Пока, друг! Твои пацаны.
24.09.2012 г. (приводятся подписи ребят)
Наш адрес:
п. Алексеевск, Алданский район, РС(Я), ул. Школьная, д. 6, кв. 4 (это адрес Пахи, пиши пока ему, он нас в курсе будет держать)

2) Задание: написать письмо информативного характера с использованием художественного стиля. Тип текста – описание.
Здравствуй, дорогая Оля!
Спешу ответить на твоё письмо. Прошлый раз мы с тобой говорили об искусстве, а именно о живописи. Я отправила тебе несколько снимков репродукций с картин известных художников. Я очень рада, что тебе эти фотографии понравились. А теперь ты пишешь, что ни разу не видела упомянутую мной картину И.И.Машкова "Клубника и белый кувшин".
Оленька, я очень хочу, чтобы у тебя была эта репродукция. Это удивительная вещь, ведь Машков – художник от Бога. Пока что у меня нет возможности выслать тебе снимок этой картины по почте, но хотя бы давай я тебе её опишу.
На картине изображены дары щедрого леса. Большая часть натюрморта отдана клубнике. Она и на столе, и в металлическом блюде. Какие разные клубнички! Одна, самая большая, с тёмным наростом посередине, не круглая, а вытянутая. Внизу у неё долька, напоминающая черепашью головку. Рядом с ней ягода-сердечко, тоже крупная, ярко-красная, с желтоватыми отблесками солнца. Перед ними две большие, спелые, тёмно-красные ягоды.
За клубникой разместился большой, белый, матовый кувшин. Он такой важный, пузатый. А ручка у него изящная, с продольными полосками.
Перед клубникой три веточки малины с ярко-зелёными свежими листьями. В центре натюрморта в простой стеклянной банке с прозрачной водой букет из веток чёрной и белой смородины. Около этого букета на простой белой тарелке с тёмной каёмкой разложена блестящая, иссиня-чёрная смородина и янтарная прозрачная белая. За тарелкой и банкой металлическое блюдо с ярко-красной, крупной, спелой клубникой.
Вот такая картина "Клубника и белый кувшин". Смотришь на неё и так хочется попробовать ягоды, так естественно их нарисовал художник Машков.
Олечка, не горюй, будет у тебя в коллекции и эта репродукция, я тебе обещаю. Пиши мне о своих находках в области живописи, мне всё-всё-всё интересно
Жду ответа, как соловей лета. До свидания! Твоя подруга Настя.
24 сентября 12 г.
Пиши мне по адресу: п. Алексеевск, Алданский район, РС(Я), ул. Таёжная, д. 3, кв. 15, Мельниковой Анастасии

3) Задание: написать письмо нравоучительного характера с использованием публицистического стиля. Тип текста – рассуждение.
Здравствуй, Юля!
Получила от тебя письмо и ужасно расстроилась. Мне очень обидно, что ты, Юля, не хочешь ходить в школу и пишешь, что если бы не твои родители, то давно бы бросила учиться.
Юлечка, как же без образования, без знаний можно прожить на этой земле! Чем ты будешь заниматься, если оставишь школу?
Ты пишешь о своём желании, но совершенно не упоминаешь о причинах этого желания. Из-за чего все эти мысли, Юля? Обидел кто тебя или сама в чём-то виновата да сознаваться не хочешь. Для любого решения должна быть причина. А ты не думала, что эта мысль может оказаться мимолётной и скоро пройти, а дело уже будет сделано, а ошибки исправлять намного сложнее, чем делать. Сто раз, Юлечка, подумай о своей жизни. Кто ты будешь? Для чего будешь жить? На что жить? Как жить? Вопросов много, а ответ на эти вопросы сможет дать только один человек – это ты.
Юлечка, послушай моего совета. Разберись сначала в себе, выясни причину такого поведения, не делай глупых поступков, чтобы потом не жалеть всю оставшуюся жизнь о сделанном. Успокойся, подружка, для начала, ведь в панике и рождаются такие мысли. Подумай о будущем, о своей будущей семье, о ребёнке, который когда-нибудь появится и которому тебе совершенно нечего будет дать, так как ты сама толком ничего не будешь иметь. Такую ли жизнь ты хочешь себе? Я думаю, что нет. Но что ты сделала для того, чтобы жить лучше? Почему у тебя нет цели, к которой необходимо стремиться? Задумайся серьёзно об этом и пока не поздно измени своё отношение и к учёбе, и к тому, что ты укрыла от меня. И запомни: Всё в жизни создаётся только трудом и трудом упорным, не знающим отдыха и выходных.
Юля, ответь мне обязательно, я так хочу тебе помочь, поверь мне.
Твоя Лена.
24.09.12.
Адрес: п. Алексеевск, Алданский район, РС (Якутия), ул. Школьная, д. 7, кв. 14, Карповой Елене Анатольевне

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль