Методическая система работы по формированию инновационно активной личности педагога

4449

Л.И. Дранишникова, канд. пед. наук, зам. директора по УВР МБОУ СОШ № 27, г. Дзержинск Нижегородской области

В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" выделены пять основных направлений, определяющих инновационное развитие  образовательных учреждений (постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, организация всесторонней поддержки и сопровождения талантливых школьников, развитие учительского потенциала, обеспечение здоровья учащихся), даны ориентиры новой системы непрерывного образования. Решение поставленных перед  школой государственных задач невозможно без учителей, готовых к инновационным преобразованиям.

На протяжении двух последних лет наша школа является муниципальной опытно-экспериментальной площадкой, работающей по теме: "Создание методической системы работы по формированию инновационно активной личности педагога и условий ее функционирования”. Итогом работы за два года стали разработанные:

  • концепция развития основных компетенций, характеризующих инновационно активную личность педагога;
  • теоретическая модель методической системы работы, позволяющая организовать внутришкольное управление процессом формирования инновационно активной личности педагога, обеспечивающая комфортные условия для профессиональной самореализации учителя (рисунок);
  • необходимые условия функционирования предлагаемой методической системы работы; мониторинг результативности внедрения теоретической модели в практику общеобразовательного учреждения.

Теоретическая модель методической системы работы создавалась на основе разработанной концепции, в которой в виде 7 базовых положений изложены авторские взгляды на идею формирования компетенций учителя "новой" школыПриложение 1 Модель методической системы работы по формированию инновационно активной личности педагога

Эффективное функционирование предлагаемой методической системы обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями:

  1. Управление процессом формирования инновационно активной личности педагогов осуществляется за счет внутренних инноваций системного характера в организации методической работы с учителями-предметниками.
  2. Деятельность по формированию инновационно активной личности педагогов носит непрерывный, динамический, развивающийся, системный характер, охватывая учителей с различным опытом инновационной деятельности, характером мотиваций, возрастом, квалификацией и т. д.
  3. Рост инновационной активности педагогов является осознанным и способствует профессиональной самореализации учителя.
  4. Выстраиванию оптимальной личностной траектории развития инновационно активной личности педагога способствует системная, комплексная, многоаспектная диагностика.
  5. Положительная динамика уровня мотивации педагогов к осуществлению инновационно преобразующей деятельности обеспечивается через выявление интересов и предпочтений, характеризующих своеобразие каждой отдельно взятой личности учителя, привлечение педагогов к участию в психолого-педагогических тренингах, обучающих семинарах.

Эффективность, а также результативность внедрения теоретической модели формирования инновационно активной личности педагога определяется через организацию специально разработанного мониторинга экспериментальной деятельности, включающего:

  1. графическую зависимость, отражающую динамику изменения профессиональной квалификации педагогов – участников эксперимента (на начало, середину и конец эксперимента);
  2. сравнительные таблицы, графики, диаграммы, демонстрирующие динамику изменений активности и результативности участия школьников в интеллектуальных, творческих конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня (на начало, середину и конец эксперимента);
  3. сравнительные таблицы, графики, диаграммы, показывающие динамику изменения методологической активности педагогов – участников эксперимента (участие в профессиональных конкурсах, написание авторских программ, публикация работ, участие в деятельности проблемных групп, городских методических объединений, школьных предметных кафедр и т. д.) (на начало, середину и конец эксперимента);
  4. сравнительные таблицы, диаграммы, графики, отражающие динамику расширения партнерских связей школы; реализацию социально значимых проектов; использование школы как базовой для организации городских семинаров (на начало, середину и конец эксперимента).

Развитие основных компетенций, характеризующих инновационно активную личность педагога в рамках сконструированной системы, строится на методолого-теоретических основах, включающих ведущую идею перехода образовательного учреждения в режим инновационного обучения, комплексный (личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный) подход
и важнейший принцип самостоятельности, сознательности и творческой активности педагогов – участников эксперимента.

Процесс формирования компетенций, присущих учителю "новой" школы, рассматривается нами как целостность составляющих его структурно-функциональных компонентов: целевого, содержательного, организационно-управленческого, процессуально-деятельностного и результативно-оценочного

Таким образом, под системой работы по формированию инновационно активной личности педагога понимаем такую форму организации методической работы с учителем, в которой целевые, содержательные, инструментальные и методологические характеристики трех образующих ее блоков – "Диагностика", "Развитие" и "Поддержка" находятся в органической взаимосвязи,  взаимозависимости и взаимообусловленности друг с другом.Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЯ концепции развития основных компетенций, характеризующих инновационно активную личность педагога

  1. Инновационно активная личность педагога может быть охарактеризована через совокупность тесно взаимосвязанных компетенций, к которым мы относим предметно- методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, акмеологическую компетентности, а также компетентности в сфере трансляции собственного опыта, здоровьесберегающих технологий, медиатехнологий, в области управления системой "учитель – ученик".
  2. Учитель в “новой” школе – творческая личность, яркая индивидуальность со своим стилем обучения, личностными предпочтениями и интересами.
  3. Наш подход к формированию инновационно активной личности педагога основан на разработке и последующем внедрении в образовательный процесс школы личностных траекторий инновационного развития учителя, которые проектируются в соответствии с индивидуальными предпочтениями педагогов к выполнению определенного  вида деятельности.
  4. Информационно-аналитическое, методическое сопровождение педагогов на пути профессионального роста – необходимое условие формирования инновационно активной личности учителя.
  5. Деятельность педагога по повышению своей профессиональной компетентности будет более осмысленной, если она осуществляется в контексте реально существующей, личностно значимой проблемы.
  6. Деятельность по формированию инновационно активной личности педагога должна предусматривать реабилитационное направление для педагогов с низкой готовностью к активной инновационной деятельности.
  7. Процессы диагностики, инновационного развития и сопровождения педагогов на пути их личностного роста должны рассматриваться как органически взаимосвязанные части одного процесса – формирование инновационно активной личности педагога.

Приложение 2

Методическая система работы по формированию инновационно активной личности педагога
Методическая система работы по формированию инновационно активной личности педагога   

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль