Занятия по взаимодействию дошкольников с природой: "О кристаллах и не только"

2165

Локтишева Наталия Николаевна, старший воспитатель
ГБОУ детский сад общеразвивающего № 1313, г. Москва

Опыт №1: Выращивание кораллов.
Возраст детей: 5-7 лет.
Продолжительность опыта: 2-3 дня.
Цели работы:
● познакомить детей с понятием "коралл";
● смоделировать процессы образования кристаллов,
● учить детей выполнять простейшие наблюдения за объектами, фиксировать в речи результаты своих наблюдений;
● воспитывать у детей интерес к изучению явлений окружающего мира.
Оборудование:
- уксус (беседа по технике безопасности обязательна),
- чистая глубокая неметаллическая ёмкость,
- камушки гальки или известняка.
Выполнение опыта:1. На дно ёмкости уложить камушки так, чтобы они не соприкасались друг с другом (можно предварительно их раскрасить- это очень нравится детям).2. Залить камушки уксусом (выполняет взрослый!) так, чтобы верхушка камушка оставалась чистой (для роста "кораллов").3. Поставить ёмкость в недоступное для детей место (лучше вынести в подсобное помещение, так как уксус имеет резкий запах). Через 2-3 дня на верхушке камушка образуются наросты, напоминающие настоящие кораллы.
Данный опыт очень эффектный внешне, быстрый по времени и не требует больших финансовых вложений. Удобно проводить его накануне праздников (перед Новым годом это можно обыграть как "снежные" узоры, а перед 8 Марта – как драгоценные кораллы для мамочки).Опыт №2: Выращивание соляных кристаллов.
Идея проведения работы:
во время еды дети обратили внимание на то, что соль в солонках может быть разной: крупной и мелкой, с круглыми крупинками и остроугольными, очень белой и сероватой, сильно солёной и несолёной. Детские вопросы спровоцировали беседу о способах добычи соли, её пользе для человека и нормах потребления без вреда для здоровья. После этого у детей возникла идея самим "добыть" соль.
Возраст детей: 5-7 лет.
Продолжительность опыта: 1 неделя.
Цели работы:
● познакомить детей с понятием "кристалл";
● показать детям процессы образования и роста кристаллов,
● выявить сходства и различия в процессах роста кристаллов соли двух видов;
● учить детей выполнять простейшие наблюдения за объектами, фиксировать в речи
результаты своих наблюдений;
● воспитывать у детей интерес к изучению явлений окружающего мира.
Оборудование:
- горячая вода,
- несколько чистых стаканчиков,
- неметаллические палочки для размешивания,
- соль двух видов (мелкая йодированная и крупная каменная),
- удочки (палочки или карандаши с привязанными к ним х/б нитками).
Выполнение опыта:1. В стакане с горячей водой понемногу растворять соль (для каждого вида соли взять отдельный стакан), непрерывно помешивая, до тех пор, пока соль не перестанет растворяться (получение перенасыщенного соляного раствора).2.Аккуратно слить в чистый стакан перенасыщенный раствор соли без осадка. Через некоторое время можно заметить выпадение кристаллов. ( Если их не тревожить, то через день они образуют плотный соляной кружок, а также будут покрывать стенки сосуда "изморозью").3.Опустить в раствор удочку с хлопчатобумажной ниткой и оставить в состоянии покоя. (Если выпадает очень много посторонних кристаллов, раствор можно слить ещё раз в чистый стакан и уже в него поместить удочку).4.Через 5-7 дней (в зависимости от условий эксперимента) на удочке образуется соляной "кокон", а нитка покроется маленькими кристаллами соли правильной кубической формы. (Если конец удочки будет свисать свободно, на нем может вырасти крупный кристалл соли).Сравнительная таблица результатов:



Параметры сравнения

Материал (соль)

мелкая

крупная

1

Приготовление растворов (при одинаковых условиях для обоих случаев)

Скорость растворения

быстро

медленно

Количество соли

много

мало

Прозрачность раствора

прозрачный

мутноватый

2

Процесс
выпадения
кристаллов


Выпадение осадка

на следующий день
немного, белого цвета

через 1 час
много, с "мусором"


Образование "изморози"

через несколько дней
сверху стакана

на следующий день
по всему стакану


Образование соляного кружка

каждый день по кружку в течение 3-х дней

нет


3

Процесс
образования кристаллов

Образование
"кокона"

в течение 7-ми дней

в течение 5-ти дней

Форма "кокона"

продолговатый, с шарообразным куполом

продолговатый, равномерный по всей длине

Кристаллы "кокона"

напоминают кусочек соли

4

Отдельные кристаллы


Расположение

по всему "хвосту" удочки, на удалении друг от друга

по всему "хвосту" удочки, вблизи друг от друга

Внешний вид

прозрачные кубики

белые кубики

Образование крупного кристалла

на одной из удочек, мутный кубик с длиной грани 2 мм


нет

Источник: www.resobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль