Мы дружбою сильны

661

Авторы: Л.Г. Гилевич,
зав. каф. художественно-эстетического образования ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области», музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 2 "Березка"», г. Южно-Сахалинск,
И.Г. Сайчук,
музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 30 "Улыбка"», г. Южно-Сахалинск

Форма проведения: фестиваль.Цель:
познакомить детей с разнообразием народностей, населяющих Сахалин.Задачи:

  • закрепить знания детей о многонациональности острова, о традициях и музыкальной культуре народов Сахалинской области, выраженных в стихах, песнях, играх, танцах, сказках;
  • формировать и развивать толерантные чувства к людям разных национальностей;
  • воспитывать симпатию к людям, населяющим Сахалин; интерес и желание больше узнать о родном крае;
  • продолжать воспитывать нравственно-эстетические чувства дошкольников.

Материалы и оборудование:

  • оформление центральной стены воздушными шарами;
  • декорации: волны моря, сопки, горбуша, солнце, облака, чайки;
  • чум;
  • музыкальные инструменты: колокольчики, балалайки, гармошки, пояс шамана, бубны, аккордеон, пианино;
  • детские костюмы (русские, корейские, нивхские, украинские, белорусские);
  • атрибуты для песен, танцев, игр: веера, платочки, венки, свистульки, флажки, осенние листья трех деревьев;
  • дипломы, подарки по количеству участников. Ноты и фонограммы:
  • "Ну что тебе сказать про Сахалин?", муз. Я. Френкеля, сл. М. Танича;
  • "Наша песня мировая", муз. А. Базя, сл. Ю. Немнонова;

"Песни острова Рыбы" - это уникальный музыкальный альбом, содержащий в себе 9 этно-треков, в основе которых живые голоса коренных малочисленных народов Сахалина - нивхов - сочетаются с современной электронной обработкой композиций, исполненной известным островным музыкантом и композитором Евгением Туманом. Ознакомиться с "Песнями острова Рыбы" можно на сайте "Сахалин АРТ".
"Мы на острове живем", муз. А. Филиппенко, сл. народные;
диск "Песни острова Рыбы", DJ Tuman;
"Увезу тебя я в тундру", муз. М. Фрадкина, сл. М. Пляцковского;
"В роще пел соловушка", инструментальная обработка русской народной песни.
"Соловейко", украинская народная песня;
"Гармонь и балалаечка", муз. и сл. О. Оси-повой;
"Детство", муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского;
"Крыжачок", "Бульба", белорусские народные танцы;
фольклорная корейская мелодия "Тэпенга";
"Человек, влюбленный в Сахалин", муз. и сл. И. Николаева.

Действующие лица и исполнители:
Ведущая, Бабушка Шаман - взрослые.
Мышонок, украинцы, белорусы, корейцы, нивхи, русские - дети.Ход утренника
(Звучит песня "Ну что тебе сказать про Сахалин?" в исполнении Яна Френкеля, дети и взрослые входят в зал, садятся.)

Ведущий: Российский край, моя земля, родимые просторы! У нас и реки, и поля, моря, леса и горы. И север есть у нас, и юг, сады цветут на юге, На севере снега вокруг - там холода и вьюги... Народы - как одна семья, хотя язык их разный. Все - дочери и сыновья своей страны прекрасной.

(Музыка смолкает.)Ведущий: Здравствуйте, дорогие дети! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы собрались в этом зале для того, чтобы познакомиться с культурой и традициями Сахалинской области. В этом году нашей области исполнилось 65 лет. Сахалин и Курильские острова богаты не только рыбой, лесом и полезными ископаемыми, но и людьми. Наша область интернациональна, у нас проживают люди 110 национальностей. К нам сегодня на праздник пришли гости из разных городов и деревень Сахалина. Мы будем знакомить друг друга с песнями и танцами, играми и сказками, то есть с музыкальными традициями народов Сахалина, которые мы представляем. Итак, мы открываем Фестиваль народов Сахалина.

Дети (вместе):
Мы дружбою сильны!
(Звучат фанфары. Дети с места, стоя, исполняют песню "Наша песня мировая". Затем садятся.)1-й ребенок: На самом краешке России,
Где море бьется в берега,
Лежит он в океане синем,
Как в песне звонкая строка.
Весна немного припоздает,
Помедлит взять свои права
- И к сенокосу вырастает
По плечи самые трава.2-й ребенок:
А то в капель влетят метели,
И так завеют белый свет,
Что в дальних селах по неделям
Ни писем нет и ни газет.
И пусть на тесной карте мира
Порой едва означен он
-К нему протянуты пунктиры
Земных дорог со всех сторон.

Ведущая:
Если будем в самолете мы лететь,
Если будем на наш остров мы смотреть,
То увидим мы тогда и леса, и города,
Океанские просторы, ленты рек, озера, горы...
 Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймем тогда, какая...
Наша область островная
 - необъятная, большая!

(Дети исполняют песню "Мы на острове живем", сидя на стульях, малыши в костюмах оленей, медведей, белок показывают сценическую импровизацию.)Ведущая: Наша сахалинская земля всегда была богата рыбой, лесом, углем, нефтью, газом. Только в прежние времена, когда на острове не было еще таких больших городов, заводов и фабрик, когда еще не умели добывать уголь и нефть, жили люди, которые назывались айнами, нивхами, уйльта, эвенками. Они занимались рыболовством, охотой, верили в духов земли. И были у них свои врачи - колдуны, шаманы, которые умели разговаривать с духами, лечить людей, знали много разных историй и сказок. Сегодня у нас в гостях бабушка Шаман из тех давних времен. Давайте послушаем, что она нам расскажет.

(Звучит фонограмма с диска "Песни острова Рыбы" (композиция № 21), входит бабушка Шаман с бубном в руках.)Шаман: Сколько детей собралось в зале! Сегодня я расскажу вам сказку про маленького мышонка.
(Инсценировка "Сказка про маленького мышонка". Под тихую музыку, звучащую в высоком регистре, выбегает Мышонок, оббегает круг, останавливается возле бабушки.)Шаман: Вышел однажды мышонок рано утром из дома, а вернулся к вечеру и говорит. Мышонок: Знаешь, бабушка Шаман, я, оказывается, самый сильный, самый ловкий, самый храбрый во всей тундре. А я до сих пор этого не знал. Шаман: А как ты это узнал?Мышонок: А вот как. Вышел я из норки, шел, шел, вижу - море большое-пребольшое. Но я не испугался, бросился в воду и переплыл море. Даже сам удивился, до чего же я хорошо плаваю.Шаман: А где же твое море? (Разводит руками.) Знаю, знаю я это море. Недавно бродил по округе олень, топнул ногой, и в следе вода застоялась. (Хрипло смеется, вынув трубку изо рта.)

Мышонок: А вот и нет, это было море. А еще, еще я видел, как народы Севера в игры играли.
Вот бы еще раз посмотреть. Шаман: А ну-ка, маленькие сахалинцы, выручайте, игру нивхов начинайте.

(Дети играют в игру "Ручейки, реки, озера" под музыку песни "Увезу тебя я в тундру". Музыка звучит в высоком регистре - это ручейки. Дети, сложив ладони и вытянув руки перед собой, быстро бегают по одному. Музыка звучит в среднем регистре - это реки. Дети цепляются друг за друга, бегают в колоннах. Музыка звучит в низком регистре - это озера. Дети выстраиваются в несколько кругов по 5-6 человек.)Шаман: За игру нивхам спасибо, давайте сказку дальше слушать.Мышонок: Ну, вот, шел я, шел дальше, вижу - стоит гора, высокая-превысокая. Деревья на ее верхушке за облака цепляются. Разбежался я и перепрыгнул гору. Даже сам удивился, как высоко я прыгаю.Шаман: И гору твою я знаю. За ямкой с водой - кочка, а на ней трава растет. Как, говоришь, ты перепрыгнул эту гору - очень высоко?Мышонок: Вот так, вот так (подпрыгивает). А пусть мальчики попробуют так высоко прыгнуть.Шаман: А вот сейчас и попробуем (Достает палку, на конце которой привязан беличий (заячий) хвостик.) Я буду держать палку высоко, а вы должны подпрыгнуть и достать ногой хвостик.

(Проводится игра народов Севера "Достань до хвостика", звучит музыка с диска "Песни острова Рыбы" (композиция № 81).)Шаман: В ловкости посоревновались, а теперь давайте дослушаем сказку мышонка.

Мышонок: Так вот. Иду я дальше, смотрю - дерутся два медведя: белый и бурый. Ревут медведи, один другому кости ломает. Но я их не испугался, бросился между ними и раскидал их в разные стороны. Даже сам удивился, что я с двумя медведями справился.Шаман: Знаю я, кто были эти медведи - белая моль да муха. Мышонок, а давай попросим мальчиков силой помериться, как два медведя.

(Проводится игра народов Севера "Померяйся силой", вызываются 2 пары по 2 мальчика. Они поворачиваются спинами, цепляются руками и начинают друг друга поднимать. Мальчики побеждают мышонка, он начинает грустить.)Мышонок: Выходит, я не очень сильный, не ловкий и не храбрый.Шаман: Для такого глупенького маленького мышонка и копытный след - море, и кочка - гора, и моль с мухой - медведи. Если ты всего этого не испугался, значит, ты и вправду самый сильный, самый храбрый и самый ловкий во всей тундре. Пусть дети с тобой посоревнуются в танцах.

(Дети старшей группы в костюмах нивхов исполняют танцевальную композицию
"У моря" под фонограмму с диска "Песни острова Рыбы" (композиция № 62), сопровождают выступление игрой на импровизированном музыкальном бревне.)Шаман: А вы, ребята, молодцы, показали свою ловкость, внимание, силу, музыкальность. Я начинаю за вас просить хозяина тайги. (Начинает шаманить, звучит музыка.)

Островная осень. Яркие закаты.
Рунный ход лосося через перекаты.
На еловых лапах солнечные блики,
Из распадков запах ягоды красники.
На полянах мшистых ягода созрела.
Сок ее душистый укрепляет тело.
Набираю горсти ягоды я сочной,
Принимайте, гости, дар дальневосточный!

Вот вам от бабушки Шаман угощение - ягоды брусники и клюквы, ешьте на здоровье! А мне пора! До свидания! (Передает туесок с ягодами клюквы ведущему.)
(Под звуки бубна бабушка Шаман уходит.)

Ведущий: Поблагодарим бабушку Шаман за угощение (показывая на ягоду), какая же красивая,
удивительная и разнообразная природа Сахалинской области. Живописны островные пейзажи горных хребтов и сопок, вулканов, озер и рек.

1- й ребенок: Земля Сахалинская, остров таинственный,
Пел вместе с нами прибой,
Такой разноликий - ты в мире единственный.
Мы связаны духом с тобой!
Тайфуны, циклоны... и солнце как в Сочи,
Голая тундра, тайга - сотни контрастов и парадоксов
Собрали твои берега.2- й ребенок: Мы - сахалинцы, мы - твои дети.
И это не просто слова.
Недаром, что ты от себя не отпустишь -
Ходит в народе молва.
"Наш Сахалин - остров таинственный" -
Пел вместе с нами прибой,
Клад неоткрытый огромной России,
Завтрашний день за тобой.Ведущий: Ребята, а самый главный клад на Сахалине - это люди.Если спросить, что для сахалинца самое главное, то литовец ответит - драугисте, узбек - дустлик, грузин - мегоброба, молдаванин - приетение, калмык - ингльтын, удмурт - эшласькон, а нганасан - ня. Все эти слова означают одно - "дружба". Нганасанское слово "ня" значит еще "народ друзей". Весь сахалинский народ - это народ друзей.
Много людей разных национальностей из разных стран после Великой Отечественной войны приехали к нам на Сахалин. Они помогали нам восстанавливать наш остров, строили здесь поселки и города, фабрики и заводы. Украинцы, белорусы, грузины, татары, корейцы, таджики и многие другие. Приезжали семьями, на Сахалине молодые люди знакомились, влюблялись, выходили замуж, рожали ребятишек и оставались жить в нашем островном краю. Так и появился у нас в городе детский украинский коллектив "Марысечка".
(Дети старшей группы в национальных украинских костюмах исполняют песню "Соловейко".)Ведущий: Украина - богатая страна. Она и в старину славилась хлебом, фруктами, молоком и маслом. А в наше время на Украине построено много фабрик, заводов. Украинцы - очень хлебосольный народ. Вот, например, вареники придумали готовить украинцы, чтобы угощать своих гостей. Но только особое почтение у всех славянских народов было к хлебу. А на Украине его называют "хлиб", а ласково "хлибчик".
(Проводится украинская народная игра "Хлибчик". Звучит обработка русской народной песни "В роще пел соловушка". Дети выстраиваются в пары по типу "ручейка", ведущий - Хлибчик - впереди пар детей, поворачивается к ним лицом.)Ведущий:
Пеку, пеку хлибчик! А выпечешь? Выпеку! А убежишь? Посмотрю!
(На последние слова убегает под пары «ручейка», а дети его ловят.)

А вот и белорусский народ (обращает внимание на детей, одетых в белорусские костюмы). Немного расскажу об этой стране. Столица Белоруссии - Минск. В Минске построен завод, на котором делают огромные грузовые машины. Они называются МАЗы, они такие большие, что могут увезти ребят из десяти детских садов со всеми воспитателями и поварами. Белорусы - веселый, жизнерадостный народ. Вот сейчас нам ребята покажут, как белорусы умеют веселиться.

(Дети подготовительной группы в национальных костюмах исполняют белорусские народные танцы "Крыжачок", "Бульба".)
После группы славянских народов - русских, украинцев, белорусов - на Сахалине самый многочисленный народ - это корейцы. Южная и Северная Кореи - наши дальневосточные соседи. Эти страны находятся недалеко от Сахалина, они очень древние. Культура и обычаи корейцев уникальны, не похожи на традиции славянских народов и от этого очень притягательны.

На Сахалин первые корейцы приехали около ста лет назад, и многие из них на острове обрели вторую родину. А юные поколения родились уже здесь, на Сахалине, и их Родина теперь - наш остров.

Мы приглашаем поделиться с нами своими традициями корейских детей - участников ансамбля "Мугунхва". Название этого ансамбля переводится как «цветок гибискуса», который является символом Кореи, символом жизнестойкости, выносливости этого народа.
(Дети в корейских национальных костюмах исполняют "Танец с веерами", звучит корейская народная музыка "Тэпенга".)

Живут на Сахалине народы с давних пор:
Русские, корейцы, армяне - люди гор!
Мордва, татары, украинцы живут, не зная ссор.
Одним - тайга по нраву, другим долин простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - рыбак с рожденья, другой - оленевод.
Один - шашлык готовит,
другой - готовит мед.
Одним - милее осень,
 другим - милей весна.
Но островная Родина - у нас у всех одна!

Самый многочисленный этнос на Сахалине - это русские люди. Эх, как любили на Руси звонкие струны балалайки да трогательные звуки гармошки, плясали люди в деревне после трудового дня, веселились, отдыхали и работали с песней.
(Дети подготовительной группы исполняют "Русские частушки" с аккомпанементом на детских музыкальных инструментах. Инсценировка песни "Гармонь с балалаечкой".)Дети:

Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга.
Когда глухая ночь у нас
 Чернеет за оконцем,
Дальневосточный край в тот час
Уже разбужен солнцем.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней -
И то едва домчится.
И в городах, и средь морей,
И средь колхозных пашен -
Везде вы встретите людей,
Родных, российских, наших.
Живем мы в радостном краю,
И знать его должны мы -
Страну Российскую свою, Свой Сахалин любимый!
(Н. Забила)Ведущий:
Вот как много мы увидели сегодня народов. Спасибо, ребята, что познакомили друг друга с музыкальными традициями русского, корейского, украинского, белорусского народов. Благодарим вас за то, что подарили друг другу такой замечательный светлый праздник. Мы бы хотели наградить сегодня всех участников нашего детского фестиваля народов Сахалина, а позже пригласить вас на дружественное чаепитие в группу.
(Награждение участников фестиваля подарками, дипломами, звучит песня "Детство" в записи.)Ведущий:
И хочется закончить наш фестиваль стихотворением украинского поэта Виталия Приходько "Где всего прекрасней на земле":
Где зеленой тучей тополя Застят неба голубой простор,
С ясным солнцем повстречался я, ')
С ясным солнцем начал разговор.
Солнышко, ты в блеске и тепле
Проплываешь у любых ворот,
Где всего прекрасней на земле
И какой понравился народ?
Каждый, - шепчет солнышко, - хорош.
Не могу обидеть никого.
А где ты родился и растешь,
Там, дружок, прекраснее всего.
Горы, море или ширь полей...
Родина! Она всего милей!
Так давайте же, ребята, любить, беречь свой край и живущих рядом с нами людей. Спасибо всем!
(Звучит песня "Человек, влюбленный в Сахалин", дети выходят из зала.)

Аудио "Песни Острова Рыбы" - 1
Аудио "Песни Острова Рыбы" - 2
Аудио "Песни Острова Рыбы" - 3

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник музыкального руководителя"

Сценарии музыкальных праздников, тексты, ноты и аудио песен современных авторов всегда под рукой с электронной версией журнала.

Источник: www.resobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль