Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе

7326

  Автор : Назаренко Лариса Николаевна, учитель начальных классов МОАУ гимназии №1 г. Благовещенска Амурской области
Человек – высший продукт земной природы.
Человек – сложнейшая и тончайшая система.
Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы,
человек должен быть здоровым, сильным и умным.
И.П. Павлов

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развития учащихся. Новые типы и виды учебных учреждений предоставляют значительные возможности в работе педагогов. Современная школа, где осуществляются современные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и развитие создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка.
Рост образования в обществе – необходимый , важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие младших школьников и личности молодежи, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает здоровье школьников. По данным НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья.
В связи с этим, одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать формирование у учащихся ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Актуальность этой проблемы определила тему моей исследовательской деятельности «Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе».

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе.
Здоровьесберегающие технологии – это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников – взрослых и детей.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни , научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Школа не имеет права наносить ущерб здоровью учащихся.Обучать без вреда для здоровья- это не задача школы, а обязательное условие ее работы.
Поэтому была разработана модель комплексного сохранения и укрепления здоровья младших школьников с учетом следующих компонентов здоровьесбережения:

Образовательный процесс, согласно этой модели опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизма - предполагающий взаимопонимание участников педагогического процесса;
Принцип приоритетности сохранения и укрепления здоровья;
Принцип сотрудничества педагога и детей – предполагающий построение педагогического процесса как сотворчества;
Принцип индивидуального, личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, психолого-педагогической поддержке.
Таким образом, состояние здоровья детей, существующая система образования и воспитания требует разработки и реализации новых комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на валеологизацию образовательной среды и формирование целостного адаптационно-реабилитационного пространства на всех этапах образовательного процесса. Здоровый образ жизни создается и в семье, и в школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы.
Решение проблемы сохранения здоровья учащихся требует: во-первых, самоанализа школьниками своей валеологической подготовки, стремления и умений управлять собственным здоровьем; во-вторых, валеологического исследования системы школьного образования и определения его влияния на здоровье учащихся.
Способы включения младших школьников в деятельность по формированию представлений ЗОЖ:
Задачи: 1.Поэтапное привитие выполнения санитарно-гигиенических норм у первоклассников.
2. Знакомство с понятием здорового образа жизни, освоение терминологии и соответствующих им действий.
Для достижения заметного здоровьесберегающего результата необходима именно комплексность и системный характер проводимой работы. Приведенные ниже мероприятия и составляют такую систему:
·«Будь здоров !» ( игровая программа);
·«Настоящие мужчины» (праздничная программа ,
посвященная дню защитников Отечества);
·«Вредные привычки» ( работа инициативной
группы по классам);
·Выставка рисунков на тему « За здоровый образ жизни»;
·Создание уголков здоровья в классной комнате ;
·Ярмарка здоровья.
·Экскурсии на природу
На одном из мероприятий была проведена с учащимися беседа, направленная на формирование положительных эмоций у учащихся, а также на выявление их представлений у себя и у других людей, и как хорошее настроение влияет на здоровье человека.
В результате обработки ответов учащихся на вопросы беседы получилась следующая таблица:
 

 
 
Вопросы анкеты
 
 
Ответы учащихся
Кол-во ответов учащи-хся Число проце-нтов
1 Что нам помогает сохранить хорошее настроение? 1 Улыбка 7 28%
2 Хорошее здоровье 9 36%
3 Добрые слова 9 36%
2 С чего вы начинаете свое утро? 1 С улыбки 13 52%
2 Говорю маме «Доброе утро» 12 48%
3 Что вы пожелали бы своим родным с утра? 1 Хорошее настроение 9 36%
2 Доброго дня 9 36%
3 Удачи на работе 7 28%
4 Что оказывает на наше здоровье положительное действие? 1 Добрые слова 7 28%
2 Хорошее настроение 9 36%
3 Улыбка. Добрый взгляд 9 36%
5 Какое действие оказывает добрые слова на людей? 1 Поднимают настроение 9 36%
2 Твое сердце радуется 10 40%
3 Успокаивают человека 6 24%
6 От кого зависит ваше хорошее настроение? 1 От нас и нашего поведения 14 56%
2 От окружающих людей 11 44%

 
В конце беседы было предложено детям нарисовать свое сердце, изобразив в нем свои эмоции, и те чувства, которые оставила у них проведенная беседа.
Все учащиеся нарисовали «улыбающееся» сердце, это значит, что проведенная беседа вызвала у учащихся только положительные эмоции и оставила веселый эмоциональный настрой.
В результате анализа вышеприведенной таблицы можно сделать следующие выводы: 36 % учащихся связывают свое хорошее настроение с понятием «здоровье», другие 36 % - с окружающими людьми: добрые слова поднимают их настроение. Сами же учащиеся также имеют представление о том, что если к тебе другие люди хорошо относятся, то и ты должен отвечать им тем же: желать доброго дня, так как тогда положительный заряд человека пронесет через весь день, делясь им с другими людьми, а значит, сохранит не только свое здоровье, но и здоровье других людей.
Вывод: в организации процесса обучения в исследуемом классе, использовался комплексный дифференцированный подход. Во-первых, это помощь ребенку в преодолении пассивного,потребительского отношения к формированию собственной личности. Во-вторых, это содействие в поиске и удовлетворении истинных потребностей, не закамуфлированных обычаями и предписаниями. В-третьих, ликвидация негативной запрограммированности поведения ребенка наряду с тактичным, личностно-ориентированным, частным представлением достоверной информации о жизненных ценностях, о факторах риска и факторах устойчивости. Все это помогает устранить причины рассогласования во взаимодействии учителя и ученика, а также вызвать положительные эмоции в процессе обучения и обеспечить процесс индивидуализации личности, что является непременным условием формирования ЗОЖ.
На классных часах необходимо придерживаться направлений приобщения учащихся к знаниям законов развития человека на личностно-ориентированном уровне, воспитание потребности в здоровье, выработки индивидуального способа физического, духовного и нравственного самосовершенствования, психосаморегуляции, обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья.
Большое внимание необходимо уделять валеологизации обучения и воспитания. Валеологизация осуществляется благодаря использованию релаксационных приемов и упражнений, учета сведений о состоянии здоровья учащихся, предупреждению перегрузки школьников, формированию и развитию мотивации учения, использованию разнообразных видов учебной деятельности, формированию системы знаний о ЗОЖ, созданию оптимальных гигиенических условий и др.
Валеологическая направленность уроков в начальной школе проявляется в том, что учащиеся узнают об использовании математики в медицине, биологии, быту. В достаточно разнообразный материал включены учебные задачи с данной тематикой.
Например, можно использовать игровую ситуацию:
- Дети, мы прилетели на планету Сатурн. Здесь живут вегетарианцы. Они питаются растительной пищей. Жители планеты убеждены, что растительная пища содержит необходимое количество витаминов, белков и углеводов. Но что происходит? На планете несколько месяцев не выпадают осадки. Растения без влаги погибают. Вернуть растения к жизни смогут те из вас, кто научился правильно складывать числа с переходом через десяток.
(Идет работа по отработке вычислительных навыков вида 8+6= ; 9+5=)
В качестве занимательного материала использую грамматическую арифметику. Например:
ОСА + (БАНКА – БА) = ?
ЗА + РЯД + КАТОК – ТОК = ?
С + МЕСТО СТОЯНКИ СУДОВ = ?
Задачи по анатомии.
Задача 1. При рождении скелет ребенка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей.
Вопрос 1. На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорожденного?
Ответ: с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90. 350 – 260 = 90.
- Куда деваются эти кости?
- Они срастаются.
Вопрос 2. На сколько костей у новорожденного больше, чем у взрослого?
Ответ: 350 – 260 = 90. При рождении у человека на 90 костей больше, чем у взрослого.
Вопрос 3. Сколько костей у человека срастаются в течение жизни?
Ответ 350 – 260 = 90. В течение жизни у здорового человека срастаются 90 костей.
Образовательный компонент «Окружающий мир» занимает особое место в системе начального обучения. В процессе изучения предметов этого образовательного компонента у младших школьников формируется целостный взгляд на окружающую природу и социальную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Школьные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую и динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток для снятия локального утомления и общего воздействия.
Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение – сидя на стуле: 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад; 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе: 1 – поворот головы направо; 2 – исходное положение; 3 – поворот головы налево; 4 – исходное положение. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.
Физкультминутки для младших школьников для снятия утомления с мелких мышц кисти.
Рыбка
Установить кисть ладонью к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать кисть во всех направлениях (вправо – влево, вперед – назад, вверх – вниз) на длину вытянутой руки. Упражнение выполнять 15 – 20 секунд.
Осьминог
Установить кисть руки на столе, касаясь его подушечками пальцев, запястьем вверх, пальцы врозь. Движения по столу выполнять каждым пальцем в отдельности. Упражнение делать поочередно правой и левой рукой, затем – двумя руками одновременно. Упражнение выполнять 15 – 20 секунд.
Птичка
Локти установить на столе, кисти скрестить в запястье и соединить тыльной стороной друг к другу. Прогибая кисти, с напряжением выполнять движения вниз, затем расслабить кисти и вернуть в первоначальное положение. Упражнение повторять 6 – 8 раз.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако, для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.
Валеологические знания делают процесс воспитания адекватным запросам ребенка, личностно-ориентированным и личностно-значимым, так как процесс духовно-нравственного становления требует понимания, осознания глубинной сущности человека, его характере, поступков. Валеологические знания позволяют развивать врожденные свойства природы человека, уточнить его вкус и «не загромождать» ум массой бесполезных фактов.
Основная цель начального образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности.
Необходимо так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.
Литература:

1.Ананьева, Н.А., Ямпольская, Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников / 2.Н.А.Ананьева, Ю.А.Ямпольская // Школа здоровья. – 1994. 2.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-М: Университетское,1990
3.Анцыбур, М.М., Голованова Н.Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах в группе продленного дня //Начальная школа.-2001.-№ 5.- 45с.
4.Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья -М.: «Просвещение», 2004.- 93с.
5.Под редакцией академика РАО М.М. Безруких и В.Д. Сонькина организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.- М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
6.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие.М:Издательство « Глобус», 2010
7.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.-М: «ВАКО», 2007.
8.Коростель Н. Б. От А до Я. – М., «Физкультура и спорт», 1995
9.Зайцев, Г.К. Твои первые уроки здоровья / Г.К.Зайцев. – 1995.
10.Зайцев, Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым / Г.К.Зайцев. – 1995.
11. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс.- М.: ВАКО,2004.
12.Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.-М: 2004.
13. Г.К. Селевко «Энциклопедия педагогических технологий»
14.Фокин Г.Ю. Уроки физкультуры в начальной школе: 1-4 классы.: Пособие для учителя физкультуры.- М.: «Школьная Пресса», 2003
15. Под редакцией Шлемина А.М. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: пособие для учителя.- М.: «Просвещение», 1988



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль